Модернизация деятельности КДН.
Документы о правах человека, Конвенция о правах ребенка могут быть такими ориентирами, ибо в этих документах международное сообщество в определенной степени создало модель личности, воплощающей, воспитывающей в себе общечеловеческие ценности; признало приоритетность интересов ребенка и охватило весь комплекс его прав. Происходящие в нашей стране демократические перемены, принятый курс на построение правового государства создали реальные предпосылки не только для гуманизации законодательства о правах несовершеннолетних, но и усовершенствования деятельности ведомств и служб системы профилактики по оказанию социально-правовой помощи семье, подростку. Рассматривая в теоретическом плане проблему усовершенствования, модернизации деятельности органов и служб системы профилактики, важно учитывать, что это учреждения различного ведомственного подчинения, которые по разному видят и понимают эту проблему и в категорию "модернизация" вкладывают свой смысл. Согласно толковому словарю русского языка С.И.Ожегов "модернизировать, - значит, - усовершенствовать, делать что-то отвечающим современным условиям, требованиям". Такое абстрактное (энциклопедическое). определение очерчивает лишь общие рамки данного явления, чтобы при решении конкретной проблемы наполнить его соответствующим содержанием, в частности при совершенствовании правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения, ориентируясь на ту или иную основу. В нашем исследовании этой основой, приоритетом рассматривается необходимость развития социально-педагогических функций органов и учреждений системы профилактики, обеспечение социально-педагогической поддержки, которая осуществляется в процессе социального воспитания.
Социально-педагогическая деятельность имеет свои специфические цели, содержание, методы и средства, хотя и включена неотъемлемой частью в многообразие системы воспитательно-профилактической работы. С другой стороны, профилактическая система может быть рассмотрена как компонент социально-педагогической системы как системы социализации молодого поколения. Это подтверждает анализ целевых ориентации воспитательно-профилактической работы, которые отражены в принципах государственной политики в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, провозглашающих: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержку семьи и взаимодействие с ней, индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Перечисленные принципы имеют ясно выраженную целевую социальную направленность. Таким образом, вся деятельность современной системы профилактики и защиты прав несовершеннолетних на уровне государственной политики основывается на социально-педагогическом подходе, ставящем во главу угла достижение социально значимых целей. Деятельность по осуществлению социально-педагогической поддержки будет отличаться в зависимости от уровня воспитательно-профилактических воздействий (мы исходим из понимания профилактики как многоуровневого процесса). Содержание деятельности по социально-педагогической поддержке в сфере профилактики
На законодательном уровне созданы предпосылки для модернизации деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних, направленные на приведение механизма защиты прав ребенка в стране в соответствие с современными международными нормами и требованиями.
Глава 2. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска. В главе представлены основные направления совершенствования деятельности комиссий на всех уровнях системы КДН; раскрываются содержательные аспекты социально-защитной практики и организационно-педагогической деятельности КДН в системе межинституционального взаимодействия; а также характеризуются перспективы дальнейшего развития социально-педагогической деятельности КДН по защите прав несовершеннолетних. 2.1. Сущность социальной деятельности в сфере профилактики В современной психолого-педагогической науке употребляется целый ряд терминов, связанных с понятием отклоняющегося поведения. Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе. Девиация понимается как одна из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Известно, что в человеческих сообществах взрывы девиаций сопровождают кризисные периоды и являются их четким индикатором. Первыми и сильнее реагируют социально зависимые группы, например подрастающее поколение. Изменчивость в социальной сфере в основном связана с деятельностью и выражается, как правило, в поведении. Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность, действуя всоциальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество. В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят так называемой социальной ситуации развития (Л.С.Выготский), которая представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющееся типичным для каждого возрастного этапа и обуславливающее динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, а также новые качественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу.
Таким образом, поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой "адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологических проявлениях" Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным, нравственным и- правовым общественным нормам. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса. Социальная адаптация - это процесс приспособления индивидума к условиям окружающей среды. В социальной психологии "адаптация" рассматривается не как изолированный и самодостаточный процесс, а как одна из сторон социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта, "предполагающего включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений". Человек (ребенок) как целостная биосоциальная система подчинен не только законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания. Под влиянием обучения, воспитания, среды, происходит процесс непрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека в соответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида. Социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации ученые выделяют различные ее типы: патогенную, психосоциальную, социальную, педагогическую, медицинскую и др. В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию. Сопротивление это может быть вызвано самыми. разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей, воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики ребенка; особенности возрастного кризисного периода; неумение педагога найти индивидуальный подход к ребенку, проявление у подростка самостоятельного критического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказался независимо от своего желания. Так, например, дети, лишенные родительской заботы, попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, совершению правонарушений. По данным статистики 60% несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах. Из числа детей, оставленных в роддоме молодыми женщинами в возрасте от 14 до 17 лет, после выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% -заканчивают жизнь самоубийством. Высокий, социально обусловленный риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемы поведения наблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения. По данным Федеральной миграционной службы России, на 01.01.98 г. зарегистрировано 1192 тыс..беженцев и вынужденных переселенцев (в основном из стран СНГ и Балтии). Изних 15% - это дети, разлученные с родителями или не имеющих их. Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. Статистика показывает, что в современных условиях все большее количество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. В 1997г. по сравнению с 1995г. на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федераций, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней в 1997 г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 1998 г. на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей.
По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно. Исследования показывают, что в школах также широко практикуется насилие над детьми. Анализ сущности внутришкольных отношений позволил выделить несколько его видов: Судя по исследованиям последних лет к числу предпосылок отклоняющегося поведения следует отнести различные нервно-психические заболевания и отклонения, в 60% случаев вызванные неблагоприятными условиями труда женщин, ухудшением экологической обстановки, ростом детского травматизма, высоким уровнем заболеваемости родителей, особенно матерей, вызванных отсутствием в силу многих причин культуры здорового образа жизни. Число детей с выраженными формами умственной отсталости в Российской Федерации продолжает расти и на начало 1998 г. составило 563,7 тыс., из них 57,5% — мальчики и 42,5% — девочки. Самой многочисленной группой среди таких детей является возрастная группа 10—14 лет (45,1%); вторая по численности — дети 5—9 лет (33%); третья группа — дети в возрасте 0—4 года (14%). В целом анализ статистики и изучение практики показывают, что имеющие место в современных условиях нестабильного социально-экономического развития страны массовое несоблюдение прав детей в широком социально педагогическом, психолого-педагогическом смысле способствует росту правонарушений в подростковой среде, усиливает негативные тенденции и социальные отклонения среди несовершеннолетних. Несовершенство механизма по реализации и защите прав ребенка незамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности, становясь социальной детерминантой отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Такое "неадекватное" поведение различается учеными и практиками по направленности, степени общественной опасности, по содержанию и характеру отклонения, по его типу и уровню. Схема 1. Механизм формирования отклоняющегося поведения (нарушение прав ребенка как фактор социальных отклонений).
Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка. Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания, в содержании которой на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека; и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества. Таким образом, все более действенной становится социально-педагогическая сущность правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч. кризисные) -личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты личности. Социальная педагогика подходит к человеку как к открытой, постоянно меняющейся системе и предусматриваетобъединение психического и социального. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связываются с взаимодействием индивида со средой. Нарушенное взаимодействие индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретном микросоциуме своей позитивной социальной роли (в том числе и как субъекта правовых отношений), соответствующей его возможностям (определяемое специалистами как "социальная дизадаптация", Н.М.Иовчук), является органической частью предмета социальной педагогики как науки, и как области практической деятельности. Напрямую взаимодействуя с личностью ребенка или опосредованно, влияя на окружающий ее социум, социальный педагог преследует в конечном итоге одну и ту же цель - помочь человеку в трудной жизненной ситуации, вернуть его к полноценной жизни, побудить к социальной активности. Право является при этом не только одной из высших социальных ценностей, но и практическим инструментом обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности. Несовершенство правовых гарантий, механизма их защиты и реализации незамедлительно сказываются на процессе социализации. Социальное воспитание и социально-правовая защита детства являются двумя взаимообуславливающими сторонами единого процесса формирования личности. Как убедительно показали исследования, несовершенство одного из них незамедлительно сказывается на другом. Тесное взаимодействие и взаимообусловленность процессов социального воспитания, социально-правовой охраны детства обусловливают потребность в признании приоритета мер комплексной социальной помощи (социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, правовой и материальной), оказываемой обществом, профилактическими и правоохранительными институтами, над мерами административного и уголовного наказания. Этот подход предоставляет возможность обеспечить упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, раннюю диагностику, лечение начальных форм клинической декомпенсации, создать необходимые условия для адекватного социального развития несовершеннолетних. Таким образом в контексте нашего исследования правозащитную деятельность мы будем толковать шире, чем "защита прав" в юридическом смысле. Правозащитную деятельность мы понимаем как социально-правовую работу по созданию действенного механизма реализации прав ребенка в обществе: в семье, детских учреждениях, школах и т.д. и требующую совместных усилий всех социальных институтов, использования всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков и молодежи; содействию применения мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей, и как деятельность по созданию и объективно и субъективно существующего правового пространства, подразумевающего формирующуюся личность не только объектом, но и активным субъектом правовой деятельности и правовых отношений. Правовая защита рассматривается нами как социально-педагогическая проблема, решение которой направлено на обеспечение социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклонениями в поведении с целью формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации, создания социально педагогической ситуации развития, а также минимизации условий, вызывающих социальную дезадаптацию. На наш взгляд, именно поддержка больше всего отражает социально-педагогический подход к проблеме правовой защиты детства. Коррекция, также как и реабилитация, предполагает наличие какого-либо дефекта, отклонения, которое необходимо исправлять. В случае, например, нарушений речи, зрения или слуха, понятие коррекция отражает адекватный подход. Если же речь идет о развитии ребенка или личностном росте, то коррекция здесь неуместна, более того, с точки зрения гуманистической педагогики и психологии — вредна. Коррекционный подход был бы уместен, если бы мы исходили только из традиционного толкования понятия отклонения, отклоняющегося поведения, как нарушающего принятые нравственные и правовые нормы. Работа заключалась бы в коррекции нарушений упомянутых норм. Поскольку, определяя отклоняющееся поведение как следствие отсутствия адекватного учета средой особенностей индивидуальности несовершеннолетнего, мы идем от личности ребенка, постольку минимизация упомянутого явления должна заключаться в активизации жизненных сил несовершеннолетнего, развития его социальной субъектности. Мы считаем, что понятие «поддержка» наиболее адекватно отражает данный подход. Понятие поддержки является более широким и общим значением, выражающим желание того, кто хочет оказать поддержку, скорее встать на сторону нуждающегося в ней, оказать содействие, чем за него что-то решать или исправлять. Семантически понятие поддержка включает в себя больше от желания поддерживаемого, исходит из его потребностей. Поддерживается то, что уже существует, начато. Если рассуждать дальше, то понятие поддержка подразумевает гуманистический подход к ребенку, поскольку подразумевает как бы изначально его активность и стремление к позитивным изменениям. Социально-педагогическая сущность правозащитной деятельности органов и учреждений системы профилактики предполагает привнесение социально-воспитательного, социально-правового компонента в деятельность всех учреждений системы, создание соответствующих материально-технических, кадровых, организационных возможностей и условий для этой деятельности. Использование понятия социально-педагогическая поддержка позволяет учитывать взаимодействие юридических, социальных, педагогических, психологических и медицинских аспектов при определении способов предотвращения отклонений в поведении подростка. Таким образом, правозащитная деятельность, направленная на обеспечение социально-педагогической поддержки детей с отклонениями в поведении представляет собой деятельность специалистов, служб, учреждений и организаций системы профилактики на микро-, мезо- и макроуровне социума с целью максимальной активизации всех имеющихся ресурсов, необходимых ребенку для решения проблемы восстановления, признания нарушенных или оспоренных прав, а также с целью недопущения их нарушения. Социально-педагогический подход к правозащитной деятельности в сфере воспитательно-профилактических воздействий обеспечивает личностно-средовую ориентацию деятельности всех субъектов системы профилактики, направляя ее на оказание соответствующей социально-педагогической поддержки конкретному ребенку (группе детей) в конкретном микросоциуме. Это в свою очередь предполагает перестройку содержания деятельности органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних на основе необходимой и адекватнойсоциальной и социально-педагогической помощи, направленной на предупреждение и коррекцию социальных отклонений, а также на оздоровление условий семейного и общественного воспитания детей.
2.2.Модель социальной работы в технологиях КДН. Одну из концептуальных основ модели составляют положения личностно-ориентированного подхода. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: идею развития личности, или личностной направленности воспитания, образования, принцип гуманизма, идею демократизации отношений как основы формирования демократической личности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип природосообразности обучения и воспитания; идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности. Личностный подход ставит в центр модели развитие целостной совокупности качеств личности, мера развития которых провозглашается главным критерием качества работы социального педагога, воспитателя, учителя, специалиста учреждения системы защиты несовершеннолетних в целом. Гуманистический смысл личностного подхода состоит в признании подростка полноценной человеческой личностью, обладающей такими же, как и взрослый человек, качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Недостатки подростка не могут быть основанием для отрицательной оценки его личности в целом, для неприятия ее, проявления неуважения к ней. Исследователи выделяют типичные особенности личности подростка с отклоняющимся поведением: отставание психофизического развития от возрастной нормы; психическая неуравновешенность; слабость воли; неадекватная самооценка; отсутствие правильных представлений об этических, эстетических и правовых нормах; лживость;. эгоцентризм; отсутствие целей и целеустремленности, безыдейность, антисоциальность взглядов; преобладание материальных потребностей; неуважение и равнодушие к окружающим людям; низкие показатели деятельности, слабая социальная активность. Социально-педагогическая работа направлена на поддержку, помощь такой личности. Гуманизм также включает оптимистическую веру в ребенка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Такое понимание принципа гуманизма наилучшим образом способствует формированию человечного, гуманногоотношения развивающейся личности к окружающим людям, обществу, природе, миру. Личностный подход требует демократизации отношений, предоставления подростку личностного равенства с воспитателем, педагогом, специалистом ряда свобод и демократических возможностей. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к выполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическом общественно-государственном управлении, ответственность за свою судьбу. Личностно-ориентированный подход, как составляющая нашей модели правозащитной деятельности КДН, предлагает перестройку отношений к подростку со стороны всех субъектов социально-правовой работы в сфере профилактических воздействий. Основой формирования отношений служит общение. Общение - это способ установления отношений, это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются знаниями, умениями, навыками, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. А в правозащитной деятельности общение выступает как инструмент социально-правового взаимодействия, средство формирования социально-правовых отношений подростка в семье, школе, социуме. Результаты социологического обследования показали, что: 1) большинство родителей {93%} использует метод убеждения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание; 2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 место после просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин); 3) отношение родителей к учебе ребенка заключается в основном в поверхностном контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются от контактов, считают, что учеба - дело ребенка. Аналогичные отношения имеются между школьными учителями и подростками (92, с.41-44). Таким образом существует две полярные позиции - стилей взаимоотношений педагогов и родителей с подростками. Авторитарный, командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у 51% обследованных, характеризуется: · педагогическим авторитаризмом: воспитатель единоличный субъект процесса, воспитуемый объект, "бездуховный винтик"; · командно-приказной дисциплиной: учитель, родитель командир, единоначалие в классе, подростки подчиненные; · непониманием учителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил и слабостей, радостей и тревог; · подавлением инициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной и общественной работе; · нарушением педагогической этики и педагогического такта в общении с учениками (предвзятость, нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость, грубость); · монополией учителя и родителей на оценивание деятельности учащихся, негативизмом педагогических воздействий (исправление недостатков, а не поощрение достоинств); · антигуманной верой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений в поведении подростков. Ответными реакциями подростков являются; страх перед наказанием, тревожность, депрессия, слепая исполнительность, подчинение, конформизм, безынициативность, социальная пассивность, притворство, стремление к обману воспитателя, подхалимство, сопротивление командованию, насилию, агрессивное поведение, недоразвитие таких качеств личности, как честность, совесть, стыд. Либеральный стиль (стиль чрезмерной опеки - 14%) характеризуется: · существованием определенного "барьера" между семьей, школой и реальной жизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых, от общественного производства, фактическим освобождением подростков от систематического общественно-полезного и производительного труда, ограничением деятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентацией этого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутверждения личности, ограничением рамками учебы; · подменой взрослыми функций подростков в их общественных организациях, боязнью предоставить воспитанникам самостоятельность. Как ответные реакции у подростков появляются: - иждивенчество, эгоизм потребителя, безответственность; отчуждение, пренебрежительное отношение к физическому труду, к черновой работе, вседозволенность, заторможенность взросления. подростков, инфантильность; отсутствие самостоятельности, безынициативность, ленность; недоразвитие важнейших нравственных качеств личности: чувства достоинства, чести, свободы, общественной активности. Индивидуальный подход как составляющая личностного подхода включает и принцип природосообразности воспитательно-профилактических воздействий, то есть дальнейшее развитие дифференциации, фуркаций, профилактической, образовательной системы. Практика показала, что особенно остро стоит вопрос при применении профилактических, правоприменительных воздействий на несовершеннолетних с аномалиями психики. Существуют психические аномалии, не исключающие вменяемости лица. К ним относятся различные пограничные формы заболеваний, расстройства психической деятельности. Профилактика правонарушений несовершеннолетних с гзтол'::;ей психики занимает особое место. Задача этого направления состоит в том, чтобы предупредить перерастание поведения лиц с_ психическими аномалиями из антиобщественного в преступное. Важно определить роль и степень влияния психического расстройства на преступное поведение, в том числе мотивацию, что требует глубоких и серьезных исследований. Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогически целесообразного сочетания гуманноличностного стиля отношений к подростку с отклоняющимся поведением с применением тормозящих приемов. Гуманно-личностный стиль включает: · внимание к подростку как к личности, индивидуальности, личностное равенство педагога с подростком, уважение прав подростка; · исключение авторитарного воздействия, акцентирования недостатков подростка; · понимание причин социальных отклонений, тактичность помощи; · обеспечение успеха в деятельности, положительное стимулирование, оптимистическая гипотеза. Тормозящие приемы рекомендуется применять лишь после соответствующей серии приемов личностного подхода, после того, как воспитатель убедится, что он не находит поддержки внутренних сил личности. Принуждение, наказание должны быть обязательно поняты подростком и должны учить, в противном случае они вызовут только ответную реакцию активного сопротивления и враждебности. Методы отрицательного стимулирования не должны задевать личное достоинство, унижать личность. Ключевым фактором, повышающим сопротивляемость субъекта к деформирующим воздействиям среды является личностная зрелость человека, характеризующая способность к самореализации. Как показывают исследования, регуляторные механизмы начинают развиваться в подростковом возрасте в результате противоречия между собственной активностью подростка внешней регуляцией, например, воспитанием. Если регуляторные механизмы недостаточно развиты, человек не способен стать субъектом собственной жизни, он остается объектом воспитания и внешних воздействий. Таким образом, социально-педагогическая поддержка должна ориентироваться на усиление таких регуляторных механизмов, как самопознание, способность к позитивной дезинтеграции. Помимо способности к саморегуляции, показателем личностной зрелости являются способности человека самостоятельно мыслить и принимать решения, быть субъектом собственной жизни, а не объектом воспитания и внешних воздействий. Социально-педагогическая поддержка будет действительно способствовать минимизации процесса дезадаптации, если имеет конечной целью развитие социальной субъектности несовершеннолетнего, носит дифференцированный характер и опирается на развивающие стратегии социально-педагогической работы. Дифференциация в оказании социально-педагогической поддержки необходима в отношении различных категорий несовершеннолетних с отклонениями в поведении. Работа будет иметь желаемый конечный результат только в случае адекватных, своевременных воздействий как на личность несовершеннолетнего, так и на десоциализирующие его факторы. Должно быть исключено вмешательство в судьбу детей и подростков без анализа генезиса и механизма формирования отклоняющегося поведения. Личностный подход реализуется с учетом полученных сведений при диагностике личности, направленной на выявление: а) неблагоприятных психобиологических, педагогических, социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психологическом и социальном развитии несовершеннолетних; б) криминогенной среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность; в) особенностей личности, опираясь на которые, можно изменить ее негативистскую позицию. Для реализации поставленных задач в структуре социально-педагогической модели КДН предусмотрено звено, обеспечивающее индивидуальную диагностику личности несовершеннолетних, условий их жизни и воспитания. Этим звеном является Служба диагностики Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям, который осуществляет социально-педагогическую диагностику и на ее основе разрабатывает "Индивидуальную коррекционно-воспитательную программу". Таким образом, целенаправленная системная социально-педагогическая деятельность по защите прав детей с отклонениями в поведении, оказавшихся в социально-опасном положении, оказала заметное влияние и на всю социально-педагогическую, воспитательно-профилактическую среду в районе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|