Пример. История Кевина
Несколько лет назад Кевин пришел ко мне из-за сильных приступов паники. Единственным внешним пусковым механизмом, который мы смогли найти, был тот факт, что сосед, с которым он раньше делил комнату, закончил свое обучение и оставил его одного. После некоторых поисков нам удалось обнаружить возможную причину такой сильной реакции на обычное событие. Кевин рассказал, как он чуть было не утонул, когда ему было одиннадцать лет. Он и его родители купались в Мексиканском заливе, в месте, где подводные каньоны образуют обратное течение, которое может затащить человека в открытое море. Кевин помнил, что стоял по шею в воде и пытался разглядеть, где находились его родители. Внезапно его накрыла большая волна и затянула в один из подводных каньонов. Течение было сильным, он не мог из него выплыть — и был выброшен в открытое море. К счастью, спасатель с берега видел, что произошло, и спас его. После этого случая Кевин стал сильно бояться океана, его страх распространился на озера и реки и на большие бассейны — он всего этого избегал. Это было достаточно типичное для возникновения аквафобии событие. Схематически это выглядит так: Кевин не знал лишь о том, что была сформирована еще одна ассоциация. Когда у него возникла паника, он в это время не только находился в воде, но и думал, что остался один. Он обмолвился, что не мог разглядеть родителей и что вокруг тоже никого больше не было. С тех пор как произошел этот инцидент, он не только боялся воды, но боялся оставаться один. Он припомнил, что его родители перестали уходить куда-либо без него и следили, чтобы он не оставался дома в полном одиночестве. Когда его сосед съехал, он понял, что остался один на неопределенное время.
Схематически это выглядит следующим образом: Для преодоления тревоги мы использовали несколько методов скрытого угасания. Кевин прослушивал серию записей, на которых он представлял, что он один. Сцены шли от представления себя сидящим в одиночестве в ванной комнате до таких, где он видел себя на необитаемом острове в южной части Тихого океана, где нет ни души на тысячи миль вокруг. По отношению к каждому образу ему нужно было воспроизводить свою мысль так долго, сколько он может, без каких-либо негативных последствий. Если он расстраивался или в его воображении возникали образы неприятных последствий, он должен был немедленно отходить от этой сцены и возвращаться к ней только тогда, когда будет в состоянии генерировать в ней свои мысли, не испытывая тревоги (сформированное скрытое угасание). Также ему была дана инструкция думать об одиночестве вне описанного выше упражнения только в хорошем расположении духа и тогда, когда он чувствует себя уверенно (временное угасание). Ему было сказано после этих упражнений больше времени проводить в одиночестве. Он засчитывал себе очки за каждый час, проведенный в одиночестве без тревожных ощущений, и старался увеличивать их число с каждой неделей. Он должен был прекращать упражнение, как только он начинал нервничать (угасание in vivo).
Комментарий
Одна из сложностей в технике скрытого угасания в клинической практике состоит в том, что зачастую бывает очень трудно предотвратить внедрение БУС в мысли клиента. Клиентам тяжело представлять негативную сцену исключительно с нейтральными последствиями. В большинстве случаев скрытое угасание применяется в сочетании с оспариванием или техникой перцептивного сдвига. Дополнительная информация
Каутела был одним из основоположников процедур скрытого угасания (Ascher & Cautela, 1972; Cautela, 1971a; Gotestam & Melin, 1974; Weiss, Glazer, Pohorecky, Brick & Miller, 1975). Родственным является понятие Бека о нейтрализации (Beck, 1967) и техника привыкания Соколова (Sokolov, 1963).
Компонент угасания может иметь и глазодвигательная десенсибилизация. Когда старый образ (центральная картина) начинает осознаваться и ассоциироваться с движениями глаз (sciatica eye movement), эмоциональный компонент может быть ослаблен благодаря тому, что первоначальный УС представлен лишь частично и пропускает, таким образом, только парциальную и сильно уменьшенную УР. Однако существует множество других возможных объяснений активного компонента реакции глазодвигательной десенсибилизации (EMDR) (Shapiro, 1995, 1998). Одна из составляющих сформированного скрытого угасания является основным лечением фобий у практиков нейролингвистического программирования. Клиенты представляют, что они смотрят фильм о себе в фобической ситуации. Сцена может варьироваться: представляться в черно-белом изображении, стоп-кадром, прокручиваться назад, перематываться туда и обратно, смотреться из-за проектора и т. д. (Bandler, 1992, 1996; Bandler & Grinder, 1979, 1996; Milliner & Grinder, 1990). Морита-терапия была описана во многих публикациях (Fujita, 1986; Morita & Kondo, 1998; Reynolds, 1976, 1981). НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Принципы
Когнитивно-реструктурирующая терапия, как и когнитив-но-бихевиоральная терапия в целом, основывает свои техники на экспериментах и положениях теории научения. Во всех многочисленных разновидностях теории научения стараются при описании проблем клиента избегать использования медицинской модели. Тем не менее многие клиенты всем сердцем поддерживают модель заболевания. Эти клиенты рассматривают сильные эмоции как знак неприятного, непонятного состояния, которое они называют болезненным. Поскольку они используют это слово, то, скорее всего, будут проявлять свои эмоции и поступки соответствующим этому ярлыку образом. Сначала они воспринимают себя как эмоциональных инвалидов с расшатанными и больными нервами или немного ненормальными, из-за того что у них возникают столь сильные эмоции. И затем они начинают играть свою партию, исполняя роль пациента со всеми сопутствующими поведенческими и когнитивными проявлениями: пассивностью, беспомощностью и ожиданиями того, что доктор их излечит.
Деструктивные эффекты ярлыка «больной», особенно когда он не на своем месте, требуют, чтобы клиент начал бороться с этой мыслью в числе первых. Мягкое оспаривание часто оказывается лучшим средством для изменения патологического навешивания ярлыков.
Метод
1. Составьте основной список центральных убеждений клиента, которые связаны с его негативными эмоциями. 2. Пройдите по каждому убеждению и идентифицируйте все признаки, которые клиент определяет как психологическое расстройство. 3. Подробно объясните неправомерность ярлыка «болезнь» и в каждом убеждении подставьте понятия теории научения. 4. На протяжении всех терапевтических сеансов помогайте клиенту изменять мысли или слова, которые подразумевают заболевание. Обращайте внимание на такие выражения, как «ненормальный», «психически больной», «сумасшедший», «разбалансированный», «разваливающийся на части», «нервный срыв», «странное поведение», «слабый», «больной», «нездоровый», «неустойчивый» и т. д. 5. Замените медицинскую модель моделью социального научения. Обращайтесь с клиентами как со студентами, находящимися под вашим руководством, а не как с пациентами, которых вы лечите. Покажите клиентам, что вы ожидаете от них выполнения домашних заданий, изучения ваших принципов и того, что они будут спорить с вами, если в чем-то не согласны. Поясните, что вы рассматриваете консультации как совместный проект, 50 на 50. Вы даете инструкции, они учатся. Перед тем как начать терапию с невротическими клиентами, я даю им лист бумаги, на котором описано, каким видом терапии я занимаюсь, что я от них ожидаю и что они могут ждать от меня. Вот отдельные выдержки. Мои услуги Как вы знаете, я практикую специфический вид консультирования. Вы и я должны решить, является ли моя терапия для вас наиболее подходящей. Если нет, я помогу вам найти нужную. Помните, что, согласно последним исследованиям, существует свыше 250 различных видов терапии (Corsini, 1981, 1994).
Моя философия Я не рассматриваю наше общение как отношения доктор— пациент, друг—доверительное лицо, лидер—ведомый или гуру— послушник; я вижу их как отношения учитель—ученик. Моя работа состоит в том, чтобы передать вам как можно более доступно средства для решения ваших проблем. Ваша задача — использовать эти средства. Мы равноправные партнеры в деле вашего развития. Открытость Поскольку мы являемся партнерами в деле вашего роста, вы имеете право знать, что я делаю, почему я это делаю, сколько это займет времени и что я думаю о причинах ваших проблем и вариантах их решения. Я не колдун, который пользуется для исцеления людей секретными, мистическими методами. Я хочу, чтобы вы знали, что я думаю, поэтому не стесняйтесь спрашивать, что я делаю и почему. В целом Я буду делать все, что в моих силах, чтобы помочь вам, используя стандартные техники и создавая новые, если старые не работают. Если, несмотря на совместные усилия, консультации вам не помогут, я сделаю все, чтобы найти другого терапевта, который бы смог оказаться вам полезным. Пример. История Бет
В течение двух лет у Бет случались сильные приступы генерализованной тревоги, во время которых она была абсолютно неподвижна. К тому моменту как она пришла ко мне за лечением, она уже шесть лет трижды в неделю посещала психоаналитика. Она начала ходить к нему, чтобы избавиться от своего гнева и печали по поводу потери родителей в детстве. После их смерти ей, подростку, пришлось жить с дядей и тетей, которых она описывала как жестких и отвергающих. Она была уверена в том, что психоанализ помог ей справиться с гневом и скорбью, и недоумевала, когда спустя четыре года терапии у нее начались приступы тревоги. За последние два года анализа они стали значительно сильнее. Первым шагом в терапии было убедить Бет, что более директивный, когнитивный, подход сможет снизить ее тревогу, хотя стиль его будет значительно отличаться от психоанализа, который она проходила прежде. Во-вторых, мы исследовали когнитивные стимулы, запускающие ее тревогу, которые, как оказалось, были последствиями аналитической терапии. Во время одного из сеансов со своим терапевтом она недопоняла, что он сказал по поводу ид, что, в свою очередь, привело ее к убеждению, что глубоко в своем подсознании она была очень больной и потенциально сумасшедшей. Как она говорила: «Это как злые силы внутри меня, которые могут овладеть мной в любое время. Я должна постоянно оберегать себя от подсознательных импульсов, чтобы они не взяли надо мной верх».
Эта мысль появлялась у нее каждый раз, когда она испытывала такие эмоции, как гнев, страх или грусть. Она сразу называла эти чувства нездоровыми, подсознательными и опасными, и затем ею овладевала тревога, потому что она боялась потерять контроль над собой. В большинстве случаев у нее были совершенно нормальные эмоции, и они могли быть поняты в том контексте, в котором происходили. Тем не менее ей было очень трудно понять это, и она продолжала настаивать, что ее эмоции были знаком того, что ее подсознание готово прорваться наружу. Бет избавилась от своей тревоги через девять недель практики с использованием карточек с контраргументами, прослушиванием записей и мысленным повторением утверждений, которые не заставляли ее чувствовать себя больной. Ниже следуют примеры ситуаций, которые она сначала проинтерпретировала неверно, но впоследствии переосмыслила. Ситуация 1 Она ощутила тревогу во время игры на фортепиано в присутствии множества людей. Патологическая мысль: «Мне тревожно и страшно, потому что в моем подсознании происходит что-то ненормальное». Рациональное утверждение: «Я волнуюсь, что все перепутаю перед своими друзьями».
Ситуация 2 Она рассердилась, когда ее друг отменил свидание уже на тре- Щ^ тий уикенд подряд. Патологическая мысль: «Я должна справиться со своим подсознательным гневом, пото-лу что он может прорваться и лишить меня рассудка». Рациональное утверждение: «Я рассердилась, потому что он не думает о моих чувствах, а у меня не хватило смелости сказать ему об этом».
Ситуация 3 У нее был прилив тревоги после прочтения романа, в котором у одного из героев произошел нервный срыв. Патологическое убеждение: «Глубоко внутри у меня неустойчивая и болезненная сущность, подвластная непреодолимым силам». Рациональное убеждение: «Я обеспокоена, потому что думаю, что у меня может быть неустойчивая психика, а не потому, что она на самом деле такая. Внутри меня нет ничего, кроме крови, костей и тканей, как и у любого человека. Эта масса клеток не имеет свойства психологической нестабильности и не обладает надо мной магической силой. Чтение книги напомнило мне о моих необоснованных страхах — страхах, которые никак не связаны с некоей абстракцией — бессознательным. Я создала в своем уме эту абстракцию, назвала ее нездоровой и ненормальной и затем убедила себя, что она вот-вот меня одолеет. Мои страхи исходят только оттого, что я себе говорю, а не от какой-то таинственной моей части, которую породило мое воображение».
Комментарий
Это отличная техника для клиентов, страдающих невротическими расстройствами, основанными на условной тревоге, прошлых негативных подкреплениях и дезадаптивных когни-циях. Однако это самая неподходящая техника для клиентов, чьи проблемы вызваны биохимическим дисбалансом. Психически больные клиенты, клиенты с алкогольной и наркотической зависимостью и клиенты с мозговыми расстройствами медицинского характера должны научиться признавать и бороться со своими проблемами, а не отрицать их. Антитерапевтично будет сказать маниакальному пациенту, чьи трудности обусловлены гипотиреозом, что он может расслабиться, развеять разговорами и выбросить из головы свои проблемы. За дальнейшей информацией обратитесь к разделам главы 12, посвященным лечению тяжело психически больных пациентов и когнитивно-реструктурирующей терапии клиентов с алкогольной и наркотической зависимостью. За последние 15 лет появилось множество работ, подтверждающих реципрокное взаимодействие когнитивных факторов и биологических функций организма. Важно, чтобы терапевт различал, какие проблемы клиента обусловлены научением, а какие — физиологией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|