Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная информация




 

Основополагающие принципы обусловливания избегания были установлены много лет назад. Селигман и Джонсон (Seligman and Johnson, 1973) делали акцент на когнитивных компонентах. Работы некогни­тивной направленности: Azrin, Huchinson, and Hake (1967), de Villiers (1974), Foree and Lo Lordo (1975), Garcia and Koelling (1966), Herrnstain (1969), Hineline and Rachlin (1969), Kamin (1956), Kamin, Brimer and Black, (1963), Mowrer and Lamoreaux (1946), Richie (1951), Sidman (1953, 1966), Solomon (1964), Solomon and Wynne (1954, 1956), Turner and Solomon (1962).

Недавно бихевиористы стали утверждать, что научение когнитив­ному избеганию может иметь для пациентов негативные последствия. Подавление может вызвать обратный эффект (Hayes, 1995; Hayes, Strosahl, & Wilson, 1996; Hayes & Wilson, 1994; Hayes, Wilson, Gifford, Follette & Strosahl, 1996).

Глава 5 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: МЯГКИЕ

 

В предыдущей главе были описаны техники оспаривания, которые призваны увеличить уровень психического возбужде­ния клиента. Высокоэмоциональное опровержение может быть эффективно применительно убеждений определенного типа, особенно когда оно возбуждает гнев клиента против собствен­ных иррациональных убеждений. Агрессивная или ассертивная атака депрессивных или пассивных мыслей помогает клиен­там изменить не только свое мышление, но и эмоции, которые его сопровождают. Но иногда более эффективным оказывается объединение с идеями клиента спокойных эмоций. Низкоэмо­циональные техники, например, спокойное оспаривание в рас­слабленном состоянии, могут снизить сильное возбуждение клиента и осуществить изменение убеждений более мягким

образом.

Убеждения, вызывающие тревогу, часто гораздо лучше ме­нять в расслабленном состоянии. Теоретически предполагает­ся, что мягкое опровержение снижает тревогу клиента, в то время как агрессивное ее увеличивает. В состоянии релакса­ции иррациональное убеждение подвергается воздействию как противоположной мысли, так и противоположной эмо­ции, которые становятся двумя активными компонентами те­рапии.

В этой главе описано, как обучить клиента использовать спо­койные эмоции для опровержения своих убеждений.

ОСПАРИВАНИЕ В СОСТОЯНИИ РЕЛАКСАЦИИ

Принципы

 

Наиболее распространенный тип мягкого опровержения за­действует релаксационный тренинг. Сначала клиентам даются инструкции по одному или нескольким способам релаксации, а затем применяются техники опровержения. Наиболее суще­ственным элементом в использовании данной техники является уверенность в том, что клиент остается расслабленным на протя­жении всей процедуры.

В этой технике провоцирующие тревогу стимулы сочета­ются с релаксацией, что тормозит условную реакцию трево­ги. Это похоже на обратное обусловливание — процедуру, ко­торая связывает позитивный и негативный стимулы так, что позитивный замещает негативный. Для того чтобы процеду­ра прошла успешно, положительный стимул должен быть силь­нее отрицательного. Это достигается постепенным введением клиента в событие, вызывающее страх. Схематически нега­тивные и позитивные условные реакции выглядят следующим образом:

 

УС- ____________________________________УР-

 

УС+ ____________________________________ УР+

 

После связывания сильного УС+ с более слабым УС- мы имеем:

УС ------------------------------------------------------------------ УР+

 

В традиционном подходе к обратному обусловливанию УС-состоит из серии вызывающих тревогу образов, которые орга­низованы в ступенчатую иерархию. Эти образы связываются с расслаблением, пока реакция релаксации не замещает реак­цию тревоги.

Когнитивное реструктурирование модифицирует эту проце-ДУРУ> десенсибилизируя не образы, а мысли клиента, таким об­разом снижая или сводя на нет негативные эмоции, связанные с

ними. Образы используются только для создания контекста, или фона, для визуализации различных убеждений.

Метод 1

1. Сначала клиент упражняется в одном или нескольких мето­дах расслабления. К ним относятся стандартная релаксация, прикладная релаксация, снижение показателей КГР, ЭМГ, сердечных сокращений, белый и розовый шум, сценарии рас­слабления альфа-тета, звуки природы, самогипноз (см. До­полнительную информацию).

2. Постройте иерархию иррациональных убеждений, которые вызывают тревогу. Расположите их по степени вызываемого страха или по силе приверженности этим мыслям.

3. Попросите клиента представить наименее провокационную мысль из иерархии. Когда она возникнет в уме отчетливо, начинайте глубокое мышечное расслабление. Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока напряжение клиента не вер­нется к нулевому уровню, указывая на то, что мысль больше не вызывает тревогу. Например:

«Теперь, пожалуйста, представьте следующую мысль в ва­шей иерархии. Нарисуйте ее в уме так ясно, как только вы можете. Если хотите, вообразите какую-нибудь конкретную ситуацию из прошлого, в которой у вас чаще всего появля­лась эта мысль. Продолжайте думать об этом, пока мысль не станет совсем отчетливой. Дайте мне об этом сигнал правой рукой... Хорошо, стоп! Теперь расслабьтесь, как я вас учил, и расслабляйтесь до тех пор, пока вам снова не станет комфорт­но. Сообщите мне об этом. (Вместо сигнала рукой могут использоваться данные биологической обратной связи или вербальное сообщение.) Теперь повторите это еще раз, пожа­луйста. Пусть мысль возникнет у вас в уме, станет отчетли­вой, и тогда расслабляйтесь. Можете представить сцену, в которой у вас, вероятнее всего, будут такие мысли, если вам это поможет, но сцена должна отличаться от той, что исполь­зовалась вами ранее».

4. Продвигайтесь по иерархии клиента, пока его тревога отно­сительно всех ее компонентов не станет равной нулю.

5. Запишите процедуру на аудиокассету, чтобы клиент мог упражняться дома.

 

 

Метод 2

 

Вы можете варьировать технику, применяя не релаксацию, а изменение ответных реакций. Вы можете использовать пози­тивные физические реакции, ассертивные реакции, записи звуков природы, приятные образы, которые лично клиент находит под­крепляющими, или низкие показатели сердцебиения, КГР, ЭМГ.

 

Метод 3

 

В качестве замены релаксации могут быть использованы так­же общие образы, связываемые с иррациональными мыслями. Обычно терапевт должен помочь клиенту переплести эти образы с иррациональными мыслями таким образом, чтобы эмоциональ­ная валентность образа была перенесена на убеждения. Оказа­лись полезными следующие образы: супермен, рейнджер, люби­мые герои и героини, любимые предметы, подсолнух, цветущий лотос, солнце, звезды, луна, религиозные фигуры (Иисус, Будда, Мухаммед), мудрый гуру, природные стихии (реки, океаны, горы), представление себя героем фильма, визуализация себя в качестве родителя, взрослого, ребенка, какого-либо животного.

В идеале с негативным убеждением сцепляются один или бо­лее этих образов. Например, переплетение мысли «Я должен быть лучше всех» с теми чувствами, которые клиент испытывает по отношению к детям, может вселить идею о том, что ребенок ценен, даже если взрослый сильнее и мудрее его и достиг гораз­до большего. Следовательно, превосходство еще не означает того, что ты стоящий человек. Подобным образом образ рейнджера можно связать с мыслью: «Я хуже других девочек, потому что не умею кататься на велосипеде». Многие восточные религии, включая Дзен и Йогу, столетиями использовали образную де­сенсибилизацию.

Пример

 

Задействуйте эту опровергающую технику после того, как было достигнуто состояние расслабленности.

Пожалуйста, как можно более отчетливо представьте следую­щую сцену из вашего списка, используйте все ощущения. Представляя сцену, прислушивайтесь, что иррационального вы себе го­ворите по этому поводу. Добейтесь того, чтобы и сцена, и ключевая мысль возникли у вас в уме очень отчетливо. Дайте знак, когда будете готовы. (Клиент дает сигнал.)

Теперь полностью расслабьтесь. Ваши мышцы становятся мяг­кими и слабыми, ощутите в них тепло и тяжесть. (Повторите отрывки из релаксационной техники, которую вы использовали в начале сеанса.)

Дайте мне знать, когда вы полностью расслабитесь. Теперь оставайтесь в расслабленном состоянии. Как только вы начнете ощущать напряжение, прекратите то, что вы делаете, и расслабьтесь. Пока вы расслабляетесь, поговорите мысленно сами с собой, мягко и заботливо. Убедите себя, что то, о чем вы думаете, неправильно. Представьте, что вы говорите с собой как любящий родитель с ребенком, пугающимся воображаемых чудовищ в спаль­не, — вы должны быть терпеливым, но твердым. Мягко убедите ребенка, что его страхи бессмысленны.

Продолжайте убеждать ребенка до тех пор, пока вы явно не почувствуете, что ваше старое бесполезное мышление и неприят­ные эмоции ослабевают. Потратьте на это столько времени, сколь­ко необходимо. Покажите мне, что готовы.

Эта техника повторяется два или более раза, после чего клиент снова представляет контрольную сцену, в то время как терапевт проверяет, насколько он расслаблен. Если клиент, воображая сце­ну, остается спокойным, можно переходить к следующему пункту списка и так далее, пока клиент не будет в состоянии визуализиро­вать каждую сцену с минимальной тревогой.

 

Комментарий

 

Если клиент начинает входить в состояние психического воз­буждения в любой момент процедуры, приостановите процесс и вернитесь к релаксации.

Мы обнаружили, что первый метод, который связывает вы­зывающие тревогу мысли с релаксацией, не так эффективен, как другие техники десенсибилизации. Некоторые клиенты, особен­но страдающие агорафобией, становятся тревожными во время расслабления («Я могу потерять над собой контроль»). Кроме того, релаксация — физиологическая сенсорная реакция, в то время как мысли — явление когнитивное. Таким образом, в тех­нике смешиваются две абсолютно разные перцептивные модаль­ности, что, по всей вероятности, ослабляет эффективность тех­ники. Лучшая замещающая реакция — та, что относится к той же модальности, что и первоначальный отрицательный услов­ный стимул (визуальная, аудиальная, кинестетическая, сенсор­ная или эмоциональная). По этой причине третий метод, кото­рый связывает негативные мысли с позитивными, обычно ока­зывается наиболее эффективным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...