Как очищаться от злых помыслов?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Помыслы наши в сердце. Помыслы - это мысли + чувства. "В сердце осаждается все, что входит в душу вовне и что вырабатывается ее мыслительною и деятельною стороною: через сердце проходит и то все, что обнаруживается душою вовне. Потому оно называется центром жизни" (св. Феофан Затворник). Т.е. в нашем сердце скапливается все, с чем когда-либо мы сталкивались (слышали, видели, ели, ощущали, делали, думали и т.д.). Поэтому от нас зависит, что в нашем сердце: помойка (скопище мусора и шлака) или цветущий сад (накопление прекрасного). Как узнать содержимое своего сердца? Мы знаем, что от того, какие у нас установки (т.е. привычный образ мышления - помыслы), зависит, какая картина мира у нас сложится. Что такое картина мира. Это легко понять на образном примере сознания "пчелы и мухи". Что видит пчела, когда летает и собирает мед? Она ищет цветы и даже на помойке, на свалке, она находит их там и садиться только на них и умудряется собирать нектар. Другого же она вокруг не замечает. Что видит муха? Муха даже в саду видит только навоз, а цветов она даже и не заметит. Такой притчей описывается два вида сознания человека: сознание "пчелы - труженницы, видящей прекрасное и не видящей грязи", и сознание "мухи, копающейся вечно в чужом навозе". Если мы за собой замечаем, что в глаза вечно лезет чужая грязь, мы вечно чем-то не довольны, мы любим пожаловаться, пострадать, поныть, посетовать, любим порыться в грязном белье (посплетничать, поосуждать) - значит у нас сознание мухи и значит сердце у нас есть помойка. Это значит, что в сердце наше мы допустили много непотребного (не те фильмы смотрели, не те книги читали, не с теми людьми общались и разделяли их взгляды и т.д.)
Помните, что сказано (Лк 6:45) "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его". Это говорит о чем? О том, что мы из себя представляем то, что есть в нашем сердце. Проблема еще в том, что из-за того, что наше сердце захламлено мы испытываем негативные чувства: недовольства, зависти, ложного стыда, ложного чувства вины, обиды, тревоги, страха. Все они рождаются от лукавых помыслов, от неправильных мыслей. И мы можем видеть, что наше внутреннее чувство счастья зависит напрямую от состояния нашего сердца. Мы же помним слова священного писания "Царствие Небесное в вас есть". Поэтому человеку нужно совершать шаги по пути спасения. Путь ко спасению есть путь во Христе. Аскетическое делание - есть этот путь. В святоотеческой традиции аскетическое делание - есть культура сердца, которое состоит из очищения сердца, хранения его, и образования/воспитания. Блюсти и хранить сердце - значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань. Необходимо всякий помысел, чувство, желание проверять на "свой/чужой" и без жалости гнать чужого. Образование/воспитание сердца - значит прививать сердцу вкус к вещам святым, Божественным, духовным, чтобы обращаясь среди них, оно чувствовало себя как бы в своей стихии, находило в том сладость, блаженство, но ко всему же другому было равнодушно. И очищение сердца. Очищение же сердца происходит двумя путями (внешним и внутренним): Внешний: участие в святых Таинствах, молитва, пост, жизнь по заповедям; Внутренний: Нужно начать рефлексировать, т.е. наблюдать за собой: а) своим поведением (учиться удерживать себя от неблаговидных поступков; б) своими словами (научиться во время замыкать уста, чтобы не сказать лишнего; в) различение своих помыслов и чувств (во время их подлавливать и понимать, какая мысль не угодна Богу);
г) брать лукавый помысел и заменять его на добрый (учиться быть пчелой); Очищение сердца - это целая духовная и одновременно нравственно-психологическая программа, связанная с очищением всего человека: очищение и хранение органов чувств; очищение ума; очищение внимания (трезвение); очищение памяти (покаяние); очищение воли (смирение). Нужно совершить два поворота свободы (св. Феофан Затворник): 1) Сначала нужно повернуться к самому себе, своему Я (осознать, что я из себя представляю, увидеть свою искаженную природу, увидеть господствующие страсти, начать очищать сердце, встать на путь спасения). 2) Затем совершить поворот от себя к Богу (жить в угоду Богу, служить Ему, пребывать в стремлении к Нему, уповать на Его милость).
Выводы: 1) От того, с чем человек себя отождествляет, зависит картина мира, в которой он живет и, следовательно ощущения счастья и красоты вокруг (сознание пчелы и мухи); 2) Эгоистическое самолюбие надо отличать от любви к себе, как к духовному существу (возлюби ближнего своего, как самого себя - мы должны видеть в другом человеке Христа, а значит и в себе самом. И любить в себе Христа). Когда мы потакаем плоти - это эгоистическая любовь к себе, когда идем путем Христовым - это любовь к себе, как к духовному существу. Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я искал приюта, и вы пригласили Меня в свой дом.Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в тюрьме, и вы пришли навестить Меня». Тогда праведные скажут: «Господи, когда мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? Когда мы видели Тебя без приюта и приняли Тебя, или видели нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в тюрьме и навестили Тебя?» Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне». (Матф. 25: 35-40) 3) Следование путем Христовым - путь аскетического делания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|