Обращение чувств в суждения относительно идеи
(Представление обвинений)
Принципы
Первое, что происходит в зале суда, — обвиняемому вменяется то или иное преступление. Обвинение не делается обобщенно. Истец не объявляет: «Ваша честь, подсудимый обвиняется в том, что он не очень хороший человек». Это подробное сообщение, например: «Мистер Смит обвиняется в том, что он покинул место автомобильной катастрофы в 10 часов 30 минут 10 июля на перекрестке Пятой и Главной улиц». Клиенты редко бывают столь конкретны в своих когнитивных обвинениях против самих себя или мира. Они обычно разыскивают терапевта для разрешения эмоционального дискомфорта и склонны выражать этот дискомфорт в туманных оборотах, которые скорее описывают чувства, а не те именно мысли, что их спровоцировали. Большинство клиентов не знают, что в основе многих выражений, обозначающих чувства, лежит скрытое обвинение или суждение о мире, какой он есть или каким должен быть. В то время как выражающие эмоции фразы не могут быть оценены как истинные или ложные в привычном смысле, убеждения, лежащие в основе обвинения, могут. Поэтому первой задачей логического анализа является обнаружение стоящего за выражением эмоций скрытого смысла.
Метод
1. Пусть клиент предоставит вам список своих чувств касательно проблемы и констатирует эти чувства настолько полно, насколько это возможно. 2. Ищите обвинение или суждение, подразумеваемое в каждом выражении, и переведите императивные и оценочные утверждения в эмпирические или аналитические (утверждения, истинность или ложность которых может быть подтверждена).
Пример Утверждение клиента: «Я напуган». Подразумеваемое суждение: «Есть что-то опасное во внешнем мире, и мне лучше страшиться этого».
Утверждение клиента: «Ненавижу мужчин». Подразумеваемое суждение: «Мужской пол заслуживает презрения». Утверждение клиента: «Это ужасно — чувствовать себя несчастным». Подразумеваемое суждение: «Самое худшее, что может случиться с человеком, — это впасть в неприятное эмоциональное состояние». Утверждение клиента: «Я нестоящий человек, потому что я не богат». Подразумеваемое суждение: «Ценность человеческого существа зависит от количества имеющихся у него денег». Утверждение клиента: «Это не должно было случиться со мной». Подразумеваемое суждение: «Существует вселенский порядок, которому мир должен следовать. Я могу выдвинуть законное обвинение против мира, если вижу, что этот естественный порядок нарушается». Шаг 2. Определение убеждений (Какой закон был нарушен?)
Принципы
Как только в зале суда были представлены обвинения, истец констатирует, какой конкретно закон был нарушен. Это не какое-нибудь расплывчатое заявление типа: «Ваша честь, нам не нравится то, что он сделал», а, скорее, такое: «Оставление места происшествия — нарушение муниципального закона 5039». После того как эмоции были выражены в удобной для анализа форме, терапевт помогает определить обвинение или суждение как нечто конкретное. Язык обвинения — очень несовершенная форма коммуникации. Человеческие существа имеют склонность усложнять процесс общения, прибегая к помощи туманных абстракций, эмоциональных взрывов или сахарных банальностей, чтобы выразить свои чувства и мысли, которые придают этим чувствам некую возвышенность. Задача терапевта — помочь клиенту определиться с обвинениями как можно в более конкретной и специфической форме.
Метод
1. Перечислите центральные убеждения. Попросите клиента написать список своих центральных убеждений, выраженных в форме удобных для анализа суждений.
2. Уточните. Рассматривая по одному суждению за раз, внимательно изучите каждое важное слово. Попросите клиента как можно больше его конкретизировать и уточнить. Вы можете воспользоваться следующей инструкцией. Слова имеют различный уровень абстракции. Чтобы эффективно проанализировать мысль, мы должны использовать более конкретный уровень. Например, «этот стол» (указывая на ближайший стол) — вещь конкретная. «Этим столом» может быть только один в мире стол. Но мы можем сказать более абстрактно: «стол в комнате» — а их здесь несколько, или «мебель», или еще более отвлеченно: «объект в этой комнате». В каждом случае мы движемся от конкретного к абстрактному. Заметьте, что происходит, когда мы достигаем уровня абстракции «объекта в этой комнате», — это не имеет большого смысла. Например, если нас спрашивают: «Правда или нет? Объект в этой комнате коричневого цвета?», мы будем не в состоянии ответить, потому что «объект» — слишком общее понятие. Чтобы узнать цвет, мы должны знать, о каком именно «объекте» идет речь. Наши мысли тоже такие же. Чтобы понять фразу: «Мне нужно быть богатым, чтобы быть счастливым», мы должны точно знать, что именно вы подразумеваете под словами «нужно», «богатый», «счастливый». Если вы считаете, что «богатый — значит миллионер», мы можем посмотреть, а счастливы ли миллионеры и делает ли каждый лишний миллион людей все более и более счастливыми. Но если вы имеете в виду, что «богатый — значит не бедный» или «способный обеспечить все основные жизненные необходимости», наши рассуждения будут существенно иными. 3. Определите понятия. Сформулируйте серию вопросов, которые помогут клиентам установить понятия. Например, терапевт может задать относительно убеждения «Я неполноценен» такой вопрос: «Что в вас неполноценно? Всегда ли это было так? Откуда вы знаете, что навсегда останетесь неполноценным? Неполноценный по сравнению с кем? Когда? Все время или только иногда? Во всем или только в отдельных вещах? Что в вашем предложении обозначает «Я»? О каком уровне неполноценности вы говорите? Вы совсем на дне или только отчасти неполноценны? Какую шкалу вы используете, чтобы оценить свою неполноценность? Эта шкала обоснована, или вы сами это придумали, потому что вам было плохо?»
4. Перепишите убеждения. После того как вы с клиентом конкретизировали, насколько это возможно, каждое слово в предложении, перепишите предложение, включая в него новые определения. Например, один клиент был уверен в своей общей неполноценности по сравнению с другими мужчинами. Хотя первое определение было расплывчатым и абстрактным, мы нашли источник и смогли установить понятия. Переписанное предложение выглядело так: «Я недостаточно полноценен как мужчина, потому что длина моего пениса в состоянии эрекции на полтора сантиметра меньше, чем в среднем у мужчин; я увидел это в книге, которую читал несколько лет назад». После того как он посмотрел на переписанное предложение, он сказал: «Что ж, это действительно глупо, правда?» 5. Практика. Попросите клиента тренироваться в уточнении предложений, пока они не поймут необходимость в конкретных определениях. выражения «злой умысел с расчетом» или различие между «умышленными» и «непредумышленными» действиями. Техника определения убеждений, описанная выше, может быть неверно истолкована в том смысле, что определение мыслей клиента может казаться вопросом, зависящим от того, каким определение должно быть по убеждению клиента, или от поиска конкретного термина или фразы в словаре. Однако процесс установления определений гораздо труднее. То, каким клиент хочет видеть определение, часто не соответствует общеупотребительному значению, и даже специалисты, составляющие словари, в своих представлениях об отдельных терминах обычно на несколько лет отстают от их просторечного использования. «Настоящий мужчина», например, может означать «принадлежность к полу, продуцирующему сперму и способному оплодотворить яйцеклетку» (одно из словарных определений). Или это может значить «крутой, высокий, мускулистый, с большим членом, волосатый, пьющий пиво; существо, смотрящее футбол и могущее любого избить до смерти» (определение одного из клиентов). Когда мы определяем убеждения клиентов, мы хотим узнать, как они употребляют слова и какое значение придают фразам, а не то, что говорят словари. Существует хороший метод нахождения значения, лежащего в высказываниях клиента. Британский философ Джеймс Вильсон (Wilson, 1963) разработал технику, которую назвал анализом понятий и которую терапевт может использовать для раскрытия смыслов клиента. Это одна из наиболее действенных техник, имеющихся в арсенале терапевта. Она состоит из мысленного представления эталонного случая и сравнения его с противоположной ситуацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|