Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
Смирнова Светлана Владимировна – директор гимназии № 8 г. Рыбинска Ярославской области. Индивидуальная образовательная программа в профильном обучении является скорее индивидуальным учебнывм планом, соединенным с особенностями организации учебного процесса. Компоненты содержания индивидуальной образовательной программы: 1. Инвариантная часть (единый обязательный перечень). 2. Выбор уровня изучения предметов базисного учебного плана. 3. Выбор профильной дисциплины. 4. Выбор спецкурса, факультатива. 5. Учебно-научно-исследовательская деятельность. 6. Выбор вида профессиональной подготовки. 7. Занятия в учреждении дополнительного образования.
Модель позволяет живо реагировать на запросы рынка труда. Когда у учащихся начинают проявляться способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности, им предоставляется возможность включиться в работу группы учащихся со сходными интересами. На основании предварительного тестирования по отдельным предметам (математика, язык, физика, химия, биология) создаются группы разного уровня – А, В, С. Не классы, а группы на потоке. Класс – как группа постоянного состава остается, ребята продолжают учиться в своих классах, но на уроки по отдельным предметам они идут в свои группы – кто в группу А, кто в группу В, кто в группу С. Таким образом, ученик, интересующийся математикой и ориентирующийся на технический вуз, может в соответствии с проявленным уровнем подготовленности попасть в группу С или В, а по языку, который ему не дается – в группу А, но только в том случае, если на то будет его собственное желание.
Эта дифференциация дополняется существенными особенностями организации учебного процесса: – вводится индивидуальный режим посещаемости; – применяется зачетно-урочная система (досрочный зачет); – разрешается экстернат; – существует дистанционное обучение на дому и в школе. При этом 3 класса превращаются в 3 дифференцированные группы, скомплектованные по совокупности двух факторов: интересам к содержанию и уровню сложности программ. На протяжении всего обучения действует система зачетов и тестирования, и в любой момент, если ученик покажет более высокие результаты и изъявит желание перейти в другую группу, более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность. Для того, чтобы ребенок действительно учился с интересом, удовлетворял свои познавательные потребности, образовательное пространство школы имеет множество степеней свободы. Расписание создается по принципу параллельного преподавания по разным уровням сложности и направлениям специализации. Если ученик, например, не любит математику. Этот предмет в 10 часов утра идет одновременно у трех преподавателей на трех разных уровнях: базовом средней школы, продвинутом олимпиадном и высоком вузовском. Ребенок сам выбирает, может переходить с уровня на уровень (выше или ниже) и может позаниматься в обоих, чтобы понять, где его высота. Весь процесс составления индивидуальных образовательных программ начинается в конце учебного года. Учащимся предлагается матрица выбора – бланк, на котором по всем направлениям выбора указываются содержание и объемы учебной нагрузки (рис. 44). Учащиеся под руководством классных руководителей (тьюторов) и при совете с родителями набирают количество учебных (аудиторных) часов в соответствии с установленными нормами. Вся работа по построению индивидуальной образовательной программы по предметам дополняется созданием индивидуальной программы воспитания (самовоспитания). Таким образом, к образовательному процессу подключаются психогенные механизмы развития личности.
Разработка индивидуальных образовательных программ поддерживается группой профессионалов (предметников, тьюторов, воспитателей, психологов).
Рис. 44. Матрица выбора (построения) индивидуальной образовательной программы старшеклассника Предтечи, разновидности, последователи & Технологии различных видов самостоятельной работы учащихся. Наиболее разработанной формой индивидуализации обучения, опирающейся на принципы открытого обучения, является организация самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа – это такой способ учебной работы, при котором: 1) учащимся предлагается учебные задания и руководства для их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством; 3) когда выполнение работы требует от учащегося самостоятельного ориентирования в учебном материале и умственного напряжения(И. Унт). Чаще всего понятие «самостоятельная работа» используется в первом значении. Выделяются следующие цели самостоятельной работы: – способствовать развитию умственных сил учащегося; – формировать самостоятельность учащихся; – формировать творческое самостоятельное мышление, научные интересы, потребность в образовании. Самостоятельная работа учащихся является основной формой и средством индивидуализации обучения. Самостоятельную работу можно разделить на: а) самостоятельную работу в учебном заведении (в процессе занятий); б) самостоятельную работу, выполняемую за пределами учебного заведения, в том числе и дома, в) индивидуальную самостоятельную работу (каждый работает над своим заданием) и г) групповую самостоятельную работу(все выполняют одно задание). Виды самостоятельных заданий: 1) учебные задания, опосредующие учебную информацию. В них соответствующая информация дана непосредственно или же задание указывает на источник, откуда можно получить необходимую информацию. Этот вид задания заменяет устное изложение учителем и предназначен в основном для первоначального восприятия учебного материала. 2) Выделяются учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом. Эти задания ориентируют ученика на осмысление и систематизацию учебного материала, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. 3) Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности. Эти задания приобщают обучающегося к решению проблем, к самостоятельному сбору материала, к составлению заданий, к написанию сочинений и т.д.
Важное преимущество самостоятельной работы перед другими формами индивидуализации обучения состоит в том, что в ней совмещаются возможность обучающемуся самому определять темп и стиль обучения, и возможность контроля за процессом обучения со стороны преподавателя. В ходе самостоятельной работы каждый обучающийся получает конкретное задание, которое предполагает и выполнение определенной проверочной работы. В этом случае можно проверить степень участия обучающегося в выполнении этого задания. В то же время, в условиях самостоятельной работы обучающийся может заниматься в индивидуальном стиле, может вникнуть в то, что ему неясно, выполнять задания, соответствующие своим умениям и т.д. Самостоятельная работа активизирует учащихся в том смысле, что все, даже пассивные или ленивые, должны выполнить задания сами, не дожидаясь, пока кто-то другой его выполнит, как это происходит при фронтальной работе. Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы: 1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует). 2. Четкая постановка познавательных задач. 3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения. 4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления. 5. Определение видов консультационной помощи (консультации – установочные, тематические, проблемные). 6. Критерии оценки, отчетности и т. д. 7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.). & Технология «портфолио». Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». В современном российском образовании – это папка индивидуальных достижений учащегося. В наиболее общем понимании учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения. Типы портфолио. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов. 1) «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыку, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителей, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).
2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика – сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д., – в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года). 3) проблемно-исследовательское, связанное с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции. Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащемуся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и «поднимает» их познавательные интересы до высот научных образцов. 4) тематическое портфолио, создаваемое в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, предмета, а также внеурочной деятельности. 5) портфолио-антология, презентация (подборка наиболее представительного) работ учащегося, предполагающая непосредственное участие в выборе работ, предоставляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку. Варианты использования. Портфолио могут использоваться: • как инструменты, используемые при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями и родителями; • как возможность для рефлексии учащимся собственной работы; • для подготовки и обоснования целей будущей работы; • как документ, в котором отражено развитие учащегося, его системы отношений и результаты его самовыражения; • как демонстрация стилей обучения, свойственных учащемуся, сторон его интеллекта и особенностей его культуры; • как возможность для учащегося самому определить темы для портфолио; • как возможность для учащегося рефлексии собственных изменений; • как возможность для учащегося установить связи между предыдущим знанием и новым знанием. Продукты деятельности. В учебные портфолио могут быть включены следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности учащегося: Работы учащегося: · классные самостоятельные работы; · домашние работы; · прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые); · решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор учащегося); · решения задач и упражнений из учебника, выполненных учащимся самостоятельно сверх учебной программы; · математическое сочинение по сложным вопросам данной темы; · математический реферат с историческим содержанием; · наглядные пособия поданной теме, настенные материалы, модели; · копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимися по данной теме; · математическая автобиография учащегося; · математический дневник; · работы над ошибками, выполненные в классе и дома; · задачи, составленные самим учащимся по данной теме; · оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов по данной теме, сделанные учащимися или группой учащихся; · копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных учащимися по данной теме; · графические работы, выполненные учащимися по данной теме; · описания экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимися (как индивидуально, так и в малой группе); · варианты работ, выполненные учащимися в парах или в процессе взаимообучения; · аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре и т.п.); · листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; · работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме; · лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень реального достижения и описание причин в случае недостижения целей; · копии работ учащегося, выполненные в математических кружках, на разного уровня математических турнирах и олимпиадах, имеющих отношение к данной теме; · копии электронных записок учащегося, которыми он обменивался с одноклассниками, учителем и др. при выполнении проектов и творческих заданий; · дипломы, поощрения, награды по данному предмету. Заметки учителя, одноклассников, родителей и др.: – описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках математики; – описание интервью, бесед учителя с учащимся; – листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и количество выполнения самостоятельных и контрольных работ); – копии записок учителя родителям учащегося, другим учителям и т.д.; – лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; – математическая характеристика, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащегося; – отзывы других учителей и школьной администрации о данном учащемся; – отзывы одноклассников, родителей, общественных организаций и т.д. Все разнообразие видов портфолио определяется целью его использования. После определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления, и обсуждения. Преподаватель, использующий эту технологию, может создать портфолио преподавателя по предмету, портфолио-методист. Внедрение технологии «Портфолио» в учебном заведении требует большой и систематической работы по повышению квалификации учителей. Работа должна быть нацелена на формирование у них готовности принять эту инновацию на основе понимания всех ее возможностей для раннего формирования у учащихся профессионально-значимых умений. & Обучение на основе индивидуального стиля учения (Е.А. Александрова, М.В. Алешина). Авторы подошли к индивидуализации обучения как проблеме развития самостоятельности, самостоятельной деятельности школьника, называя последнюю учением, которое предполагает определенную организацию педагогической деятельности учителя. Индивидуализация обучения на основе максимально возможного учета факторов, влияющих на процессы эффективности учения (самостоятельной работы) и обучения (элементы образовательной среды, эмоциональные, социологические и перцептивные элементы). Важнейшими факторами, создающими благоприятный эмоциональный фон для учения, являются: а) Свобода самостоятельности, свобода выбора. На уровне города (района, области) – это выбор учебного заведения; на уровне учебного заведения – выбор профиля класса, факультативов, спецкурсов. На уровне занятия – это выбор: • индивидуального образовательного маршрута; • форм, способов, темпа учения, его режима (например, интенсив); • заданий (в том числе и домашних) по степени сложности на тот или иной балл; • заданий и форм отчётности различного характера: творческих или аналитических, устных или письменных, соответствующих индивидуальному стилю учения; • «коллеги» – соученика или учителя для партнёрской работы над заданием; • дидактических материалов, дополнительных источников информации и т.п. б) Самостоятельность в способах и формах «добывания» знаний. Однообразное домашнее задание уступает место вариативному домашнему творчеству. Домашнее творчество в этом случае выступает как творческий проект, причём проектная деятельность уместна практически по всем дисциплинам учебного плана. Формы индивидуального домашнего творчества крайне многообразны и лабильны. Среди них могут быть: • разработка и создание действующих макетов, учебных пособий для школы с подготовкой соответствующей документации; • выполнение конкретной практической работы (переплётные работы, дизайн-проекты для школы или для соседнего детского сада); • описание научной проблемы или культурного явления, исторического процесса (с указанием их социального значения); • проведение и описание эксперимента; • подготовка к дебатам различной направленности; • критический анализ газетных/журнальных статей; • дайджест статей (передач); • сравнительный анализ текстов; • создание и озвучивание текст и музыка) видеофильма; • составление задачника по физике, химии, математике; • создание генеалогического древа семьи в любой форме; • выпуск сборников рефератов, сочинений и т.п. Необходимо постоянное внимание и стимулирование успешности самостоятельных шагов школьника, поощрение его инициативы. в) Обеспечение индивидуального стиля учебной работы: Индивидуальный стиль учения рассматривается как проявление процессов самости, как систему приёмов самостоятельной учебной деятельности школьника, направленную на поиск знаний и самоопределение в средствах, приводящих к успешности. Типология индивидуальных стилей учения основывается на соотношении самоопределения (Я выбрал свой стиль), самореализации (Я умею использовать собственную систему приёмов и методов учебной деятельности), самоанализа (Я знаю, в чём моя проблема) и мотивации деятельности (Я хочу успешно самореализоваться). Резкой границы между индивидуальными стилями не существует. Школьники чаще всего находятся в «перекрестье стилей». При «определяющемся» стиле самоопределение преобладает над самореализацией. Такие ученики много времени уделяют конкретизации целей учения. Определение целей положительно влияет на развитие их самоуважения, интереса к себе, стремления к самопознанию, роста самосознания. Представители «реализующего» стиля отличаются преобладанием процесса самореализации над самоопределением. Самореализация взаимосвязана с умением ученика успешно применять знания, приобретённые им самостоятельно. Для школьников с подобным стилем более значимо не просто знать материал, а что-либо сделать. Поэтому этот стиль ещё можно назвать практико-ориентированным. «Определяюще-реализующий» стиль характеризуется равновесием значимости самоопределения и самореализации. Ребёнок в равной степени интересуется как определением в материале, так и его практическим применением, его радуют теоретические и практические успехи в равной мере. Если ученик ориентируется на своё «Я», внешним проявлением стиля становится самодостаточность в самоопределении и самореализации. Ребёнок может высказать и отстоять своё мнение, способ решения задачи, какой-либо проект. г) Сопровождение и педагогическая поддержка. Как оценить человеку свою успешность, не сравнивая себя с другими, а только с самим собой «предыдущим», как отследить собственное самодвижение в учении? Ответ (один из возможных): предоставить ученику права выбора способа самоанализа, обеспечив разнообразные тестовые методики самоконтроля по изучаемой дисциплине (сопровождение) и организовав совместное обсуждение успехов и неудач учения (поддержка). & Индивидуальная работа с неуспевающими. Коррекционные методы преодоления неуспеваемости педагогически запущенных школьников преимущественно индивидуальны. Знание возможных причин неуспеваемости каждого подростка достигается системой диагностирующих контрольных работ и бесед с учетом и анализом наиболее характерных для него ошибок и затруднений в ходе учебной работы. В зависимости от выявленных особенностей учитель вместе с подростком намечает программу дальнейшей работы, ее объем, конкретное содержание, периодичность. Содержание дополнительных занятий дается в «Программе коррекции трудновоспитуемости» (раздел «Учись учиться»). Это может быть: работа над пропущенным материалом; подготовка к восприятию нового материала; преодоление пробелов в навыках учебного труда (развитие умения слушать объяснения учителя, фиксировать главное, читать и конспектировать, составлять план ответа, задавать вопросы и отвечать на них, анализировать ошибки и т.д.); усвоение алгоритмов решения задач определенного типа; упражнения в повышении темпа учебной работы; специальная тренировка внимания, мышления, памяти, устной и письменной речи; развитие навыков самоконтроля и другие. Явление неуспеваемости нередко сопровождается невыполнением подростками требований учителя (нет тетради, забыл ручку, испортил книжку, сломал прибор в кабинете), нарушением дисциплины на уроке и на перемене, что может быть следствием как внешних факторов (поведение учителя, отсутствие единых требований, отрицательное влияние сверстников по месту жительства и другие), так и внутренних факторов (неумение вести себя в соответствии с правилами поведения, несформированность волевых черт характера, привычка к праздному провождению времени, чрезмерная увлеченность каким-либо видом внеучебной деятельности). В зависимости от характера и причин недисциплинированности учитель вырабатывает определенную линию поведения и взаимодействия с трудным подростком, направленную на преодоление этих явлений. Существенное значение для формирования социальной позиции личности, точнее ее отношений к себе, к окружающим людям, коллективу и обществу в целом, имеет включение трудных подростков в общественно полезную, ценностно-ориентационную деятельность. Основными направлениями такой деятельности подростков являются в нашем обществе: образование (профессия), труд, культура и забота о человеке как наивысшей ценности общества. Значит, для формирования личностного отношения к этим ценностям в процессе перевоспитания необходимо расширение круга знаний педагогически запущенных подростков, повышение их интеллектуального и культурного уровня. Достигается это с помощью различных форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы: тематические классные часы, диспуты, устные журналы, экскурсии, индивидуальные беседы с учащимися, встречи с интересными людьми, участие в поисковой работе, походы и т.п. Обязательное методическое условие: педагогически запущенный школьник должен быть поставлен в активную позицию при проведении каждого из этих дел, он должен психологически переживать сопричастность к каждому из них. & Индивидуальные компьютерные обучающие программы (разветвленные, адаптивные) – см. гл. XIII. & Технология педагогической поддержки О.С. Газмана состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни – см. п. 15.8. & Технология индивидуального обучения Ю.А. Макарова. Технология индивидуального обучения пермского педагога фактически отменяет классно-урочную систему. Она направлена на то, чтобы ученик как можно меньше слушал объяснение учителя и как можно больше работал сам. Объяснение не отвергается, но ему отводится другая роль, ориентируясь на уровень ученика. Один ребенок может самостоятельно разобраться в теме, прочитав учебник один раз, а другому и урока на это не хватит, зачем же всем отводить на это одинаковое время? Для начала ученик должен попробовать разобраться в материале сам, учитель помогает, но лишь в том случае, если ребенок сталкивается с непреодолимыми трудностями. А поскольку уровень трудности для всех разный, появляется необходимость в создании разноуровневых учебных материалов. Подготовка к самостоятельности начинается уже в начальной школе, с первого класса, постепенно. В средней школе появляются индивидуальные карточки трех уровней, время на самостоятельную работу увеличивается, но от темы к теме ребята переходят еще все вместе. А в старшей темп обучения и уровень трудности каждый может уже выбирать сам. Учебники и пособия создаются силами сотрудников лаборатории индивидуального обучения (с.ш. № 140, г. Пермь). & Технологии компенсирующего обучения. Определенная часть (до 20%) детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без дополнительной психолого-педагогической помощи приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социальной дезадаптации. В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классы компенсирующего обучения, где предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы, выявляющие и корректирующие дефекты развития детей, т.е. дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся (см. гл. XII). & «Метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. & Батовская система (США), в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть - это урочная работа с классом в целом, а вторая - индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо с теми, кто отличается сравнительно развитыми способностями. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя. & План Трампа (широко применяемый в США) - система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями и с занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, компьютера и др.) для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек (под руководством бригады учителей) обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лабораториях.
Рис. 45. Организация занятий по плану Трампа. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40%; на занятия в малых группах - 20%; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40%. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный. & По Дальтон-плану каждый ученик мог работать индивидуально в соответствии со своими способностями, чаще всего самостоятельно в обстановке лаборатории и по специальному плану, который разрабатывался в форме карточек трех видов: лабораторная карточка инструктора, индивидуальная учетная карточка ученика и учетная карточка класса. Учитель работает с классом на вводном занятии, а также при подведении итогов самостоятельной индивидуальной работы учащихся. & Система бригадно-индивидуального обучения разработана в 80-е годы в университете Д. Гопкинса (США) применительно к преподаванию математики в начальной школе. Работа проводится в группах из 4-5 детей. Состав группы должен быть максимально разнородным: мальчики и девочки, различной успеваемости, возможно - различного этнического происхождения. Учебный материал разбит на разделы. Индивидуализация состояла в том, что ученик прорабатывает материал в собственном темпе. Последовательность проработки такова: 1) ознакомление с руководством учителя по работе с данным разделом, который посвящен овладению тем или иным умением; 2) работа на основе серии планов-заданий, каждое из которых посвящен отдельной операции - компоненту умения; 3) самостоятельная проверка сформированного умения; 4) заключительная тестовая проверка. Члены группы (бригады) работают парами, проверяют друг у друга выполнение контрольных заданий и оценивают их по 100-балльной шкале. Добившись достаточно высокого уровня самооценки, группа выделяет представителя, который отчитывается преподавателю. & Открытая школа индивидуального обучения. На совершенно иных организационных принципах строится обучение в «открытой» школе, которая характеризуется гораздо большей гибкостью. Обучение проводится на индивидуальной основе или ориентировано на не-болыпие группы учащихся. Каждый школьник учится в том темпе, который является для него оптимальным. Контрольные задания также носят индивидуальный характер и даются ребенку в тот момент, когда он завершил определенную учебную тему. Парты располагаются в классной комнате свободно, под разными углами к доске. Детям разрешается вставать, передвигаться по классу, разговаривать, выходить и входить в любое время. Поэтому уровень шума в таких классах выше, чем на уроках в традиционной школе. В ходе обучения учитель не ставит детям оценок, но регулярно проводит родительские собрания, где высказывает свое мнение об успеваемости каждого ребенка. Отличительной чертой такого обучения является главным образом его индивидуализация. & Индивидуальный план в школе США. Начиная с детского сада все дети Америки тестируются, чтобы по возможности точно определить, какое образовательное предложение в наибольшей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без перенапряжения. После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные из 200 предложений на выбор, пока в совокупности не наберется от 17 до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: за английский – 3 очка, за спорт – тоже 3, за математику – 2, географию – 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуальный план и до окончания школы подчиняется только ему. Выбирается, разумеется, то, что нужно для будущей профессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда. Рекомендуемая литература 1. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992. 2. Александрова Е.А., Алешина М.В. Элементы индивидуализации обучения // Школьные технологии. – 2003. – № 2 3. Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. - Л., 1991. 4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. 5. Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы // Школьные технологии. – 2000. – № 3. 6. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. – 1998. – № 2. 7. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. - М., 1994. 8. Волович М.Б. Индивидуальные задания по математике для 5 класса. - М., 1994. 9. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991. 10. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград, 2000. 11. Гроот Р. Дифференциация в образовании // Директор. - 1994. - № 5. 12. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6. 13. Дифференциация как система. В 2 ч. - М., 1992. 14. Драль Ю. Программа экстренных мер // Народное образование. - 1990. - № 5. 15. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. 16. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. 17. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М., 1971. 18. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е. Биченковой. - М.: Новая школа, 1995. 19. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994. 20. Пидкасистый П.И.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|