Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)




Обучение - это общение человека с человечеством.

А. Петровский

Ривин Александр Григорьевич (1878-1944) - русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

Дьяченко Виталий Кузьмич (р. 1930 г.) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).

Способы обучения

По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.

Таблица 9. Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития

Вид общения Организационная форма обучения Способ обучения  
1. Опосредованное общение через письменную речь (один человек) Индивидуально-обособленная самостоятельная работа с источником информации Индивидуально-самостоятельный  
2. Общение в паре (два человека) Индивидуально-парная (один учит другого) Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) - до XVI-XVII вв.  
3. Групповое общение (три и более человека) Групповая (один одновременно учит многих) Групповой способ обучения (ГСО) - XVII-ХХ вв.; включает три формы: групповую, парную и индивидуальную  
4. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания) Коллективная (каждый учит каждого) Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную  

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: в проекте, охватывающем всю систему образования, - метатехнология, общепедагогическая; в масштабе школы, предмета - отраслевая, как частично используемая - модульно-локальная..

Философская основа: диалектическая + неоэкзистенциалистская.

Методологический подход: коммуникативный, индивидуальный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД) + саморазвития (СУМ).

Характер содержания: обучающий + воспитательный + светский + общеобразовательный.

Вид социально-педагогической деятельности: социально-педагогическая, медико-педа­гогическая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: «репетитор» + система малых групп + «консультант».

Преобладающие методы: диалогические, объяснительно-иллюстративные.

Организационные формы: альтернативные.

Преобладающие средства: вербальные + программированные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный + сотрудничество + самовоспитание.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: массовая + любые категории.

Целевые ориентации

¶ Усвоение ЗУН, своевременная их коррекция.

¶ Проверка каждого ученика по каждой изучаемой теме.

¶ Формирование самостоятельности.

¶ Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).

¶ Воспитание общечеловеческих качеств личности.

Концептуальные положения

v КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - динамических диалогических пар. Принципы:

– завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;

– непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу;

– сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

– разнообразия тем и заданий (разделения труда);

– разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;

– обучения по способностям индивида;

– педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса;

– интернационализации процесса обучения, или обучение на двуязычной или многоязычной основе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...