Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
Обучение - это общение человека с человечеством. А. Петровский Ривин Александр Григорьевич (1878-1944) - русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава. Дьяченко Виталий Кузьмич (р. 1930 г.) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО). Способы обучения По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения. Таблица 9. Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.
А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: в проекте, охватывающем всю систему образования, - метатехнология, общепедагогическая; в масштабе школы, предмета - отраслевая, как частично используемая - модульно-локальная.. Философская основа: диалектическая + неоэкзистенциалистская. Методологический подход: коммуникативный, индивидуальный. Ведущие факторы развития: социогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная. Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД) + саморазвития (СУМ). Характер содержания: обучающий + воспитательный + светский + общеобразовательный. Вид социально-педагогической деятельности: социально-педагогическая, медико-педагогическая. Тип управления учебно-воспитательным процессом: «репетитор» + система малых групп + «консультант». Преобладающие методы: диалогические, объяснительно-иллюстративные. Организационные формы: альтернативные. Преобладающие средства: вербальные + программированные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный + сотрудничество + самовоспитание. Направление модернизации: альтернативное. Категория объектов: массовая + любые категории. Целевые ориентации ¶ Усвоение ЗУН, своевременная их коррекция. ¶ Проверка каждого ученика по каждой изучаемой теме. ¶ Формирование самостоятельности.
¶ Развитие коммуникативных качеств личности (СУД). ¶ Воспитание общечеловеческих качеств личности. Концептуальные положения v КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - динамических диалогических пар. Принципы: – завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты; – непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу; – сотрудничества и взаимопомощи между учениками; – разнообразия тем и заданий (разделения труда); – разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса; – обучения по способностям индивида; – педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса; – интернационализации процесса обучения, или обучение на двуязычной или многоязычной основе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|