Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Развитие личности младшего школьника (самосознание и самооценка ребенка).




 

В млад. шк-ом возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в единую систему коллективов, включение в новый вид деятельности— все это формирует характер, волю, отношения с людьми, коллективом.

Моральное развитие. Моральные понятия и суждения млад. шк-ов заметно обогащаются от I к III классу. У учащихся II —III классов сказывается и умение анализировать опыт других людей, и значительно большее влияние худож-ной лит-ры, детских кинофильмов.

Воля, темперамент и характер. Млад. шк-ник (7—8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Однако уже проявляются все 4-е типа темперамента. При правильном воспитании можно выправить некоторые отрицательные проявления.

Характер млад. шк-ов также отличается некоторыми возрастными особенностями. Они отличаются бодростью, жизнерадостностью. Дети общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы, однако капризны и упрямы.

Эмоции и чувства. Млад. шк-ки очень эмоциональны, все что они делают вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, любят рисовать, лепить, петь; у них формируются эстетические чувства.

Дружба и товарищество. Первоклассники еще не научились строить отношения на взаимном уважении друг друга. В 3 классе опыт моральных взаимоотношений в коллективе богаче. Дружеские чувства проявляются уже в стремлении быть полезным товарищу, формируются более интимные дружеские чувства. Разлады и конфликты переживаются детьми уже серьезно и глубоко.

Роль игры и труда в развитии личности. Игра занимает очень большое место в жизни детей, она способствует сплочению коллектива, воспитывает чувство товарищества. Важно включать учащихся в труд для других, для общей пользы (уборка класса, пришкольных участков т. д. ). Дети постепенно осознают, что своим трудом они могут приносить пользу окружающим. Это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение, уважение к труду, понимание роли труда в жизни людей.

Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях — он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, — ядро личности. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком, в зависимости от семейных традиций. Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети) и т. п. — тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе.

Не менее яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов. Важный аспект познавательной мотивации — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду с завышенным уровнем притязаний приводят к аффективным реакциям в ситуациях неуспеха.

Самосознание. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно.

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка может быть адекватной или неадекватной (т. е. правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Самооценка начинает выступать в качестве регулятора поведения ч-ка, его активности в учении, труде, общении.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, в общении р-ка с окружающими. Формирование самооценки связано с активными действиями р-ка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен оценить свои умения, подчиняться определенным требованиям и правилам. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности. В млад. шк-м возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит формирование самооценки р-ка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Главной остаётся оценка учителя. У хороших учеников часто формируется завышенная самооценка, у слабых – заниженная, развивается неуверенность в себе, тревожность, робость. Важно помочь р-ку проявить себя – осуществить свои возможности. Неспособных детей нет: 1-н хорошо рисует, 2-й мастерит и т. д. Р-ок, уверенный в себе, не боится трудностей, находит в себе силы для их преодоления. Важнейший фактор - уважение и признание товарищей. Уже в млад. шк-м возрасте необходимо формировать самокритичность. Особенно это важно для более сильных учеников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...