Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17.Развитие регуляторной сферы личности младшего школьника.




 

В младшем школьном возрасте, важнейшем периоде детства, когда ребенок начинает выполнять значимую социальную роль ученика, вопросы о его возможности и способности к регуляции своих психических состояний и своего поведения приобретают повышенную значимость.

Развитие регуляторной сферы определяется формированием у ребенка произвольности, что проявляется в волевом усилии, самоконтроле, осознанной мотивации, рефлексии, эмпатии.

Процесс развития саморегуляции имеет ключевое значение для развития личности ребенка, начинающего обучение в школе. Оптимально развитая регуляторная сфера ребенка помогает ему организовать эффективное выполнение учебных заданий, хорошее взаимодействие с одноклассниками и учителями, что является важнейшими условиями школьной адаптации, от успешности которой зависит психологическое здоровье младшего школьника. Развитие регуляторных процессов становится актуальной проблемой данного возраста еще и потому, что именно в этот период происходит становление самооценки ребенка на основании внешнего оценивания взрослыми его поведения и успешности обучения. В дальнейшем именно самооценка человека будет выступать основным регулятором его эмоционального состояния и поведения.

При обсуждении особенностей развития регуляторной сферы детей младшего школьного возраста важно подчеркнуть, что отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойство целостной личности ребенка, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует и воспитывается в определенных социальных условиях[1].

Предпосылками развития регуляторной сферы являются глобальные психофизиологические изменения, происходящие в организме младшего школьника. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действия. К 6–7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, эмоциональная возбудимость)[2].

Условием развития регуляторной сферы младшего школьника является систематическое, целенаправленное обучение, при котором происходит заметное изменение требований к ребенку со стороны общества в лице учителей и родителей. В процессе включения в учебную деятельность у ребенка формируется произвольность психических функций, возникает рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий[3]. Важно отметить, что все эти качества часто развиваются прежде всего в учебной деятельности ребенка, а затем распространяются и па другие сферы его деятельности – общение, игру, трудовую деятельность. Все эти изменения в психике происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка, которые во многом связаны с его успешностью в учебной деятельности и отношениями в школьном коллективе.

При этом стоит отметить, что развитие переживаний, эмоций, мотивации, произвольности учебной деятельности и др. регуляторных свойств младших школьников может существенно различаться в зависимости от условий обучения, от того, в какой педагогической системе выстроена работа начальной школы. Однако к концу младшего школьного возраста даже в разных системах обучения регуляторные свойства младших школьников становятся относительно схожими[4].

Таким образом, регуляторные процессы тесно взаимосвязаны между собой и включены в основные линии развития личности человека: развитие познавательной сферы (механизмы познания, становление интеллекта); развитие сферы деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов деятельности); развитие собственно личностной сферы (направленности, ценностных ориентаций, самооценки, взаимодействия с социальной средой).

Динамика регуляторной сферы младшего школьника во многом определяется тем, что по мере его взросления все большую роль начинает играть отношение ребенка к окружающему миру, себе, другим людям, учебе. На протяжении младшего школьного возраста эти отношения меняются. Если в начале обучения поведение ребенка регулировалось, прежде всего, требованиями учителя, то к 3–4 классу наиболее значимую роль начинают играть " стихийные детские нормы", связанные с товарищескими отношениями. В данный период развития ребенок уже может скрывать переживания, тем самым пытаясь регулировать свое поведение и отношения с окружающими.

Также по мере взросления ребенка в младшей школе все бо́ льшее влияние в регуляции состояния и поведения оказывает его интеллектуальная деятельность. Чем старше становится ребенок, тем более осознанно он относится к своим переживаниям, начинает их обобщать, появляется логика его переживаний по поводу различных жизненных событий. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению активной внутренней жизни ребенка, которая начинает определять его поведение в той или иной ситуации.

Таким образом, возникающие у ребенка младшего школьного возраста глобальные психофизиологические изменения выступают предпосылкой к развитию его произвольного поведения и оптимальному формированию регуляторной сферы психики. Социальные условия развития младшего школьника, связанные с целенаправленным и систематическим обучением (интеллектуальная деятельность) и выполнением социальной роли учащегося (сфера отношений), опосредуют развитие регуляторной сферы. Причем чем старше становится ребенок, тем это влияние сильнее: включается рефлексивное сознание, поступок определяется отношениями, мотивация все более связывается с ценностями, эмоции с интеллектом.

Результатом оптимального развития регуляторной сферы младшего школьника являются такие новообразования психики этого возраста, как учебная рефлексия, внутренний план действия, а также волевые качества личности, эмпатическое взаимодействие с окружающими, сознательная учебная мотивация, осмысленность переживаний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...