Пример 2. История Рене
К сожалению, у правила первостепенности есть и негативная сторона. Если ранний опыт позитивен, он может служить хорошей моделью для дальнейшей жизни. Но если он негативен, то может вызвать долговременные ошибки в мышлении. Раннее искаженное научение может слить их восприятие в бетонную плиту, которую не сможет сломать и более поздний опыт. История одного клиента показывает, как это происходит. Несколько лет назад Рене с неохотой пришел ко мне на прием. Он был из Франции, и компания недавно перевела его в Соединенные Штаты. Для него наступили ужасные времена: он сильно скучал по дому, не мог найти ни одного француза, с которым бы мог поболтать, и проводил вечера и выходные, уставившись в телевизор, в одиночестве. Его изоляция послужила причиной депрессии, ему было необходимо выбраться из дома и начать знакомиться с людьми. Я организовал серию мероприятий, тщательно спланированных таким образом, чтобы он мог постепенно обзаводиться друзьями в США. Когда я представил ему свой план, он раздраженно посмотрел на меня и спросил: «Там будет много янки?» В ответ я произнес: «Ну...э...да. Мы в Соединенных Штатах, и этой стране свойственно быть переполненной янки». «Тогда, — сказал он, — я не пойду». Любопытный ответ, учитывая, что сейчас он живет в Соединенных Штатах, поэтому мы начали исследовать, почему он так относился к американцам. Оказалось, что его первый опыт общения с американцами был крайне негативный. Рене вырос в небольшом городке на юге Франции, довольно изолированном и отдаленном от обычных туристских маршрутов. Он слышал американскую музыку, видел американские фильмы и телевизионные шоу, но никогда не встречал живого американца.
Однажды он отправился в город навестить отца и увидел там очень толстого мужчину, который остановился в местной гостинице. На нем были зеленые мешковатые шорты и оранжевая рубаха, испещренная маленькими желтыми рыбками. Он кричал на клерка, находившегося за своим рабочим местом. Он жаловался, что в комнате нет цветного телевизора, и требовал у него немедленно его найти. Он орал, что во Франции самый плохой сервис, который ему приходилось видеть, и что дома он бы не стал терпеть подобные вещи. Пока он укорял клерка, его двое толстых детей бегали по вестибюлю вверх и вниз, срывая листья с посаженных растений и залезая на мебель, а его тучная жена наблюдала за ними со скучным выражением лица. Отец Рене обернулся к нему и сказал: «Ох уж эти американцы!» Рене не забыл свое первое впечатление. Оно окрашивало все последующие контакты. Когда он видел других туристов-американцев, он запоминал только тех, которые выглядели и вели себя, как мужчина в вестибюле. Те, кто этому образу не соответствовал, по его предположениям, были из Канады или другой страны. Его селективное восприятие выбирало только тех американцев, которые были эгоистичными, толстыми, крикливыми и кто проводит свой отпуск, оскорбляя его страну. В результате он научился чувствовать отвращение ко всему американскому. Когда его начальник сказал ему, что он должен будет работать в США, он однозначно отказывался, однако, чтобы не быть уволенным, ему пришлось против воли согласиться. Я объяснил Рене правило первоочередности, но это его не убедило. Он все еще считал, что большинство американцев относятся к шумной, самонадеянной и уродливой разновидности людей. Чтобы переубедить его, я предложил ему посетить несколько мест и провести исследование. «Даже если вам не нравятся американцы, которые там находятся, по крайней мере, завершите свое исследование. Определите, сколько из них похожи на человека, которого вы встретили в вестибюле гостиницы, а сколько — нет».
Через несколько месяцев Рене пришел снова, с результатами. Он нашел несколько безобразных американцев, но в основном встречал людей, очень похожих на его друзей во Франции. Что удивило еще больше, так это то, что он сошелся с несколькими американцами и свое свободное время иногда проводил, посещая с ними бейсбольные матчи и вечеринки. Он избавился и от одиночества, и от депрессии. Я сказал: «Видите? Вы излишне обобщали свое впечатление об американцах». Его ответ поразил меня, «Нет, это не так,— сказал он, — просто я встретил тех немногих янки, которые являются исключениями». Его предрассудки остались, возможно, и по сей день. Это показывает, как человек может держаться за свое первое впечатление, несмотря на очевидные доказательства обратного. Но Рене обзавелся друзьями и не нуждался больше в моей помощи, поэтому мы терапию закончили. На прощание он сказал: «Знаете, для янки вы ничего». Может быть, с его точки зрения, это был величайший комплимент, но я не уверен. Метод 2. Рабочий бланк для ресинтеза
Следующий рабочий лист может вам пригодиться в процессе ресинтеза.
РАБОЧИЙ БЛАНК ДЛЯ РЕСИНТЕЗА
Ситуация в настоящем
Эмоциональная реакция_________________
Настоящее убеждение относительно настоящей ситуации_______________________
Раннее воспоминание (предшествовавшие ситуационные события)__________________
Эмоциональная реакция_____________________________
Ошибочное раннее убеждение_______________________
Исправленное раннее убеждение_____________________
Исправленное настоящее убеждение__________________
1. Используйте основной список убеждений клиента и попросите его связать убеждения с ситуациями, в которых они проявляются. Каждую из этих ситуаций нужно записать в строке «Ситуация в настоящем» рабочего бланка. Убеждения, связанные с каждой ситуацией, должны быть перечислены в строке «Настоящее убеждение». 2. Займитесь поисками критического опыта, который у клиента был до или во время раннего подросткового периода. Во-первых, идентифицируйте события. Очень ранние события ваши клиенты могут помнить лишь смутно, но даже если имеются только фрагментарные ощущения и впечатления, попросите клиента как можно ярче их визуализировать. Зафиксируйте их на рабочем бланке.
3. Сформулируйте одним предложением ошибочное убеждение, которое явилось результатом каждого из этих событий. Занесите эти предложения в рабочий бланк. 4. После детальной дискуссии с клиентом скорректируйте каждую из ранних мыслей. Запишите эту информацию в рабочий бланк. Прежние ошибочные интерпретации ранних событий должны быть вычеркнуты, когда клиент найдет им корректное толкование. Замените все прежние ошибочные когни-ции, связанные с событиями. 5. Как только прежние иррациональности были скорректированы, помогите клиенту исправить тот иррациональный образ мышления, который у него есть на текущий момент. 6. Попросите клиента регулярно использовать рабочий бланк — находить ошибочные убеждения, идентифицировать их первоисточник, корректировать прежнюю неверную интерпретацию и затем принимать более функциональное убеждение в качестве руководства в своем настоящем. Пример 1 Настоящая ситуация: клиентка была очень обеспокоена на вечеринке, на которой собралось много иностранных студентов. Настоящее убеждение: люди из других стран опасны. Раннее ситуационное убеждение: клиентка была изолирована от всех, кто не входил в ближайшее семейное окружение, была гиперопекаема и не подвергалась необычным внешним стимулам. Она никогда не видела людей, которые выглядели «по-другому». Ранняя ошибочная интерпретация: все новое и необычное опасно. Скорректированная ранняя интерпретация: новое и необычное может быть очень вдохновляющим и давать мне возможность для роста и развития. Новое не более опасно, чем известное и знакомое. Скорректированное настоящее убеждение: знакомиться с людьми из других стран очень интересно, у меня появляется возможность больше узнать о других культурах. Пример 2 Настоящая ситуация: клиентка так боялась оставаться одной по вечерам, что окружила себя многочисленными друзьями, так что все время находился кто-то, кто ее приглашал к себе.
Настоящее убеждение: я очень общительный человек. Ранее ситуационное событие: один из родителей оставил ее, когда она была маленькой. Ранняя ошибочная интерпретация: я не допущу, чтобы кто-либо еще оставил меня. Скорректированное раннее убеждение: я больше не ребенок, и мне не нужна ничья защита, как это было когда-то. Я могу выжить и одна, и мне не нужно страшиться оставаться наедине с собой. Скорректированное настоящее убеждение: Мне не нужно больше окружать себя пятьюдесятью друзьями, чтобы защитить себя от их недостатка. Я могу выбрать несколько близких друзей, которые будут действительно что-то для меня значить. Пример 3 Настоящая ситуация: клиент никогда не берет на себя задания, требующие терпения, сосредоточенности и настойчивости. Настоящее убеждение: рутина наводит скуку. Ранее ситуационное событие: клиент в детстве подолгу предавался мечтам, чтобы возместить недостаток общения. Ранняя ошибочная интерпретация: обогатить свою жизнь можно только при помощи фантазии и воображения. Повседневная деятельность тупа, однообразна и бесцветна. Скорректированное ранняя интерпретация: реальная жизнь иногда может быть скучной и серой, но временами она бывает яркой и многоцветной. Действительная жизнь имеет гораздо большее значение, чем пустые фантазии. Настоящее удовлетворение приходит только от участия в борьбе, от триумфов и трагедий в реальности, а не от жизни в мире волшебных сказок, где судьба предопределяет любой успех. Значение привносят люди, борющиеся со случайностями, чтобы сделать жизнь лучше, а не те, кто бежит в многообещающие фантазии. Скорректированное настоящее убеждение: концентрация и настойчивость в разных видах деятельности послужит основой для обогащения жизни и наполнения ее смыслом.
Комментарий
Эмоциональные компоненты раннего опыта клиентов обычно очень сильны. Поэтому важно исследовать воспоминания не торопясь. Попросите клиентов представить позитивные события прошлого, чтобы компенсировать возможные отрицательные эмоции. Гипотеза, лежащая в основе этой техники, находит подтверждение в работах такого известного теоретика, как Пиаже (Piaget, 1954). Он говорит о том, что мысли, ориентиры и убеждения, записанные в лобных зонах во время дооперациональной стадии развития мышления (в возрасте 2-7 лет), скорее всего, послужат базой многих видов логических ошибок. Во время стадии конкретных операций (в возрасте 7-11 лет) индивидуум не может абстрагировать реальность в терминах «если, то» и смотрит на проблемы конкретно. Все ложные интерпретации, накопившиеся в течение этих двух стадий интеллектуального развития, будут откладываться в долговременную память, и по мере взросления индивида избавиться от них ему будет непросто.
Если предположить, что эта гипотеза верна, становится понятно, что ранние ошибочные убеждения, которые были синтезированы в общий паттерн мышления клиента, должны быть, если клиент хочет приобрести более здоровое восприятие себя и окружающего мира, последовательно ресинтезированы. Если эту технику проделать корректно, то она может привести к резким и драматичным изменениям в восприятии клиента. Терапевты психодинамического направления в своей практике часто используют элементы этого подхода. Когнитивно-реструктурирующий подход разнится с ними как в теории, так и на практике. Отличие состоит в том значении, которое придается активной коррекции ошибочных жизненных ориентиров, и в опоре на гипотезу о том, что предоперациональные и конкретные убеждения более доступны для сознательной манипуляции ими. На наш взгляд, борьба разражается не между сознанием и бессознательным или между подавленными конфликтами эго, суперэго и ид, а, скорее, между тем, что поддается проверке, и тем, что было когда-то по ошибке усвоено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|