Пример 1. История Линн
Линн — клиентка, боявшаяся летать и 10 лет не пользовавшаяся самолетами. Ее направил ко мне бихевиоральный терапевт, который использовал традиционную для агорафобии десенсибилизацию. Лечение было успешным в том, что клиентка могла без напряжения представлять все элементы ее иерархии, но она так и не смогла сесть на самолет. Терапевт послал ее ко мне в надежде, что когнитивный компонент поможет ей сделать этот последний шаг. Линн освоила ключевые моменты когнитивной терапии за несколько сеансов, но все еще активно сопротивлялась оспариванию своих иррациональных идей. Она хотела узнать теоретические компоненты когнитивной терапии так же, как она познавала компоненты поведенческой у бихевиорального терапевта, но при этом сопротивлялась применению знаний себе в помощь. В течение каждого сеанса она противилась любому директивному предложению или инструкции. Не желая принимать ничьих советов, она верила в то, что в состоянии сама решить свои проблемы. Я решил, что в ролевой игре ее спорящая натура найдет должное выражение, игра даст клиентке возможность поспорить против собственных иррациональных мыслей. Ниже следует выдержка из одного нашего с Линн сеанса. ТЕРАПЕВТ: Этот сеанс будет немного необычным. Вместо того чтобы вы рассказывали мне о своих иррациональных идеях, а я их оспаривал, мы сделаем наоборот. Я буду выступать за ваши убеждения, а вы — против них, хорошо? ЛИНН: Я не уверена, что поняла, что вы имели в виду. ТЕРАПЕВТ: Давайте начнем, я думаю, по ходу дела вы разберетесь. ЛИНН: Хорошо. ТЕРАПЕВТ: Я думаю, что ваша боязнь самолетов обоснована. Это очень странное ощущение, когда ты находишься в этой груде металла на 30 000 футов над землей. И если что-то пойдет не так, ты не сможешь увернуться и убежать.
ЛИНН: Да! Это страшно. ТЕРАПЕВТ: Нет, я хочу, чтобы вы поспорили со мной. ЛИНН: Это сложно, потому что я верю в то, что вы говорите. ТЕРАПЕВТ: Я знаю, но попытайтесь так или иначе поспорить со мной. ЛИНН: Ну, ничего не произойдет, возможно. Возможно, он не разобьется. ТЕРАПЕВТ: Возможно, возможно — это не очень убедительно. Кто хочет, чтобы по всему Канзасу были разбросаны запчасти самолета только потому, что вы недооценили вероятность крушения? ЛИНН: Мало шансов, что произойдет что-то плохое. ТЕРАПЕВТ: Может быть. Но разве вы не должны принять все возможные меры предосторожности? ЛИНН: Какие, например? ТЕРАПЕВТ: Например, нервничать, не садиться в самолет или сходить с ума, если все-таки ты это сделал. ЛИНН: Не понимаю, как может беспокойство помочь в последнем случае. ТЕРАПЕВТ: Если ты беспокоишься, ты, по крайней мере, подготовлен к опасности. Тебе же не хочется, чтобы что-то произошло тогда, когда ты к этому не готов. ЛИНН: Это глупо. Беспокойство не спасет самолет от крушения. ТЕРАПЕВТ: Ну, тогда, я думаю, это значит, что ты должен держаться подальше от самолетов. ЛИНН: Тогда ты должен всю свою жизнь оставаться в одном месте. ТЕРАПЕВТ: Глупости. Ты можешь сесть за руль, в автобус, даже пойти пешком, если очень нужно. ЛИНН: Это займет слишком много времени. ТЕРАПЕВТ: Что лучше — потратить время или разбиться в лепешку? ЛИНН: О, ради Бога! Никто не собирается разбиваться. Кроме того, автобусы и автомобили чаще попадают в аварии. И можно сломать ногу во время ходьбы. ТЕРАПЕВТ: Или тебя может убить падающий с неба самолет. ЛИНН (смеясь): Да! На самолете безопаснее. По крайней мере, вокруг меня будет много металла и меня не застигнут врасплох в открытом воздухе. ТЕРАПЕВТ: И все же в самолетах гораздо страшнее, чем в любом другом виде транспорта.
ЛИНН: И что же? Страх не убьет меня. А в автокатастрофе я, возможно, могу погибнуть. ТЕРАПЕВТ: Да, но можно опозориться, если обнаружить свою напуганность соседям-пассажирам. ЛИНН: Опозориться! Да кому до этого есть дело? Это ничто по сравнению с тем, чтобы быть привязанным всю жизнь к одному и тому же месту. И все из-за того, что не можешь летать. ТЕРАПЕВТ: Вы хотели сказать, не хочешь летать. ЛИНН (после паузы): Да! Не хочешь! Пример 2. История Бартона
Ниже следует краткое описание отрывка нашего с Бартоном диалога. Он пришел на консультацию из-за того, что его близкие друзья годами говорили ему, что он мало доверяет людям; они твердили ему, что он, должно быть, параноик. Эта отредактированная запись — почти окончание нашего сеанса ролевой игры, в которой Бартон и я поменялись ролями. ТЕРАПЕВТ: Та мысль, что людям нельзя доверять, — истинная правда. Есть, наверное, тысячи примеров тому, как вы были обмануты тем, кому, как вы думали, можно было доверять. Лучше всего не верить никому, обходиться со всеми людьми так, как будто они пытаются манипулировать вами, и защищаться от этого. БАРТОН: Но к некоторым людям я относился по справедливости. ТЕРАПЕВТ: До сих пор! Посмотрим, что будет потом. БАРТОН: Чего я добьюсь, если все время буду прикрывать свою задницу? Ни одного друга и множество врагов. ТЕРАПЕВТ: По крайней мере, вами не будут пользоваться, как это было последние 15 лет. БАРТОН: Но это плохой обмен. Ни одного друга, много врагов, и что я получу из всей этой предосторожности? Я могу повесить плакат на стену, когда буду умирать, одинокий и без друзей. На нем будет написано: «ОН НИКОГДА НИКОМУ НЕ ДАВАЛ СЕБЯ ОБМАНУТЬ!» Подумаешь! Это не стоит того. ТЕРАПЕВТ: Но если ты позволишь кому-либо использовать себя, то покажешь остальным, что ты тряпка, слабак. БАРТОН: Я только покажу, что что-то выиграл, а что-то проиграл, как и любой другой. Настоящая тряпка — тот, кто отказывается от близости только потому, что кто-то может его обмануть. Это было бы действительно глупо! ТЕРАПЕВТ: Как у тебя может оставаться хоть какое-то самоуважение, если ты не защищаешь себя от других? БАРТОН: А есть ли оно у меня сейчас, с моей установкой?
ТЕРАПЕВТ: Это потому, что ты плохо себя защищал. БАРТОН: Я не знаю никого, кто был бы более осторожен, чем я, и за это заплатил. У меня нет ни друзей, ни любовницы, и, несмотря на все предосторожности, некоторым людям удается все же меня надуть. Это не стоит того. Я лучше перестану постоянно обороняться и откроюсь людям, а если меня обидят — что с того? Все равно будет лучше, чем сейчас. ТЕРАПЕВТ: Вы сейчас выразили хорошую точку зрения. Я не могу с этим спорить.
Комментарий
Кроме того, что этот метод является хорошей терапевтической техникой, ролевая игра может также использоваться для оценки того, насколько крепко клиент усвоил новые идеи. Клиенты, которые их просто запомнили, будут не в состоянии спорить с терапевтом. Они быстро сдаются и соглашаются с ним. В вышеприведенных примерах клиенты продемонстрировали понимание новых убеждений — не только слов, но и всей опровергающей философии, которая за ними стоит. Эта техника может оказаться полезной и для клиентов, которые противостоят консультанту, особенно когда создается впечатление того, что это поведение — часть их социального репертуара. Такие клиенты высоко мотивированы на то, чтобы выиграть спор, даже если для этого нужно отказаться от своих иррациональных мыслей. Когда ролевая игра используется в таком ключе, то это парадоксальная техника. Если клиент и терапевт не меняются ролями, то это техника оспаривания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|