Августин как богослов: борьба с язычеством и ересями.
Концепция божьего царства и земного царства. Возникновение, развитие и сравнение двух царств.
Отношение Августина к папской власти, церкви, соборам, частной собственности.
Значение учения Августина Блаженного и его эволюция.
Личность Ф. Аквинского (сообщение).
Средневековая схоластика и ее особенности.
Истоки учения Аквинского (Аристотель).
Вопросы светской и духовной власти в сочинениях Аквинского.
Государство и формы правления по Аквинскому.
Правовая концепция Ф. Аквинского.
Рекомендуемая литература.
Августин Блаженный. О граде Божьем. М., 1999.
Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.
Аквинский Ф. О правлении государей.
Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1., М., 1969.
Боргош Ю. Фома Аквинский М., 1975.
Гарин И. И. Августин Блаженный // Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992. С. 67-190.
Гарин И. И. Пророки и поэты. Т. 1. М., 1992.
Герье Н. И. Блаженный Августин. М., 2003.
Лейн Т. Христианские мыслители. Спб., 1997.
Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 2001.
Методические рекомендации.
По первому и шестому вопросам (сообщение): осветить основные этапы жизненного пути А. Блаженного и Ф. Аквинского, и их философию, не затрагивая политическую концепцию. По второму вопросу необходимо остановится на полемике Августина с язычниками и его отношении к донатизму и пелагианству. Третий вопрос посвящен государству в концепции Августина, есть ли разница между государствами языческими и христианскими, возникновение и развитие государства. Что такое божье царство? При рассмотрении четвертого вопроса необходимо проанализировать соотношение светской и духовной власти в концепции Августина, роль собора и папской курии.
Вторая часть семинара посвящена политической концепции другого видного теолога католической церкви Ф. Аквинскому. Седьмой вопрос затрагивает средневековую схоластику, ярким представителем которой и был Аквинский. Что такое схоластика, каковы ее характерные особенности? При рассмотрении седьмого вопроса необходимо выяснить какое влияние оказал на Аквинского Аристотель, можно ли считать, что политическая теория Аквинского базируется на идеях античного мыслителя? Восьмой и девятый вопрос посвящены соотношению светской и духовной власти, государству, формам правления. Какие пять доказательств существования бога приводит Аквинский? Необходимо не только раскрыть концепцию Аквинского, но и выяснить в чем ее отличия от теории Августина, что нового дал «сицилийский бык» католической церкви? Последний вопрос затрагивает правовую концепцию Аквинского.
Политические учения средневековых ересей.
Семинар и лекция. 6.05
Семинар
Понятие ереси.
Социальные и догматические корни средневековых ересей; бюргерская и крестьяно-плебейская разновидности ересей.
Ранние ереси: монтанисты, арианство, несторианство. Монофизитство, пелагианство, донатизм, гностики.
Ереси в Византии: павликиане, богомилы.
Ереси XII-XV вв.: арнольдисты, альбигойцы (катары и вальденсы), апостолики.
Правовая сторона вопроса. Сочинения против ересей: «Молот ведьм», «Бич», «Муравейник».
Лекция
Ересь Джона Уиклифа и ее влияние на развитие еретических движений.
Движение и учение лоллардов.
Учение Яна Гуса.
Гуситские войны и направления гусизма: чашники, табориты, хилиасты.
Рекомендуемая литература.
Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954.
Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII в. М., 2004.
Гергей Е. История папства. М., 1996.
Григулевич И. Р. История инквизиции. М., 1970.
Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.
Заборов Г. И. Папство и крестовые походы. М., 1960.
Из истории социальных конфликтов и народных движений в средневековой Европе. М., 2001.
История инквизиции. М., 1994. Т.1-3.
История средних веков в 2т. М., 1997.
Керов В. Л. Южнофранцузские вальденсы // ВИ. 1974. № 5. С. 45-67.
Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991.
Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XVвв. М., 2002.
Очерки истории христианской церкви в Европе: античность, средние века, Реформация. Смоленск, 1999.
Шейнман М. М. Папство. М., 1959.
Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. СПб., 2005.
Методические рекомендации.
Изучая политические идеи средневековых ересей необходимо остановится на следующих аспектах: история течения, обстоятельства и причины появления ересей, социальный состав, основные политические идеи и вопросы государственного устройства.
Исламская политическая мысль.
Лекция, семинар. 13.05
Аравия до ислама.
Возникновение ислама и расширение его влияния.
Ислам как религиозная система.
Политические идеи Ибн Сины.
Политическое учение Ибн Рушда.
Политические идеи Братьев Чистоты.
Аль-Маварди и его политическая концепция.
Ибн Халдун – вершина исламской политической мысли.
Семинар.
I. Философия и политическое учение Аль-Фараби.
Аль-Фараби и его время. (Сообщение).
Концепция счастья Аль-Фараби и ее взаимосвязь с политическим учением.
Концепция общества и его разновидности.
Концепция города: Добродетельный город; город необходимости; город обмена; город низости; честолюбивый город; властолюбивый город; сластолюбивый город; заблудший город; коллективный город. Характеристика каждого города.
Государство с т.з. Аль-Фараби и образ идеального правителя.
II. Суннитская и шиитская политико-правовая мысль.
III. Основные исламские школы правы – мазхабы.
Методические рекомендации.
Первая часть семинара посвящена политико-философской концепции мыслителя Аль-Фараби. По первому вопросу (сообщение) – остановиться на основных вехах жизненного пути мыслителя, рассмотрев особенности исторического развития ближнего востока в период жизни Аль-Фараби. При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть узловую идею Аль-Фараби – концепцию счастья. Что понимается под счастьем и какова ее взаимосвязь с политическими идеями? Третий и четвертый вопросы затрагивают концепцию общества и концепцию города. Необходимо остановиться на следующих моментах: образ города, его отличительные черты, система ценностей жителей, образ правителя в городе. При обсуждении пятого вопроса требуется ответить, что такое государство для Аль-Фараби и как выглядит образ идеального правителя. Какими качествами он должен обладать?
При рассмотрении суннитской и шиитской правовой мысли рассмотреть основные методы исламского права и 4 школы исламского права – мазхабы. Охарактеризовать шариат и адат.
Рекомендуемая литература.
Аль-Фараби. Гражданская политика // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978.
Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля // Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978.
Коран. Любое издание.
Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. М., 1966.
Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. М., 1967.
Большаков О. Г.История халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570-633). М., 1989.
Большаков О. Г.История халифата. Т. 2: Эпоха великих завоеваний (633-656). М., 1993.
Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. ЖЗЛ. М., 1995.
Васильев Л. С. История религий востока. М., 2000.
Вахтин Ю. Б., Панова В. Ф. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
Гилкрист Д. Мухаммад и его книга. СПб., 1999.
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
Касымжанов А. Х. Абу-Наср Аль-Фараби. М., 1982.
Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986.
Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517). М., 1999.