Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контроль практич
ные еские
работыработы
Дата изучения
Виды деятельности
Виды, формы контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Модуль 1. Восприятие произведений искусства
1. 1.
Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений детского творчества и формирование зрительских умений.
1
Наблюдать, рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения. Объяснять расположение изображения на листе и выбор вертикального или горизонтального формата.
Объяснять, какими художественными материала- ми (карандашами, мелками, красками и т. д. ) сделан рисунок. Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например
«Весёлое солнышко», карандашами или мелками
Устный
опрос
Учи. ру
Устный
опрос
1. 2.
Первые представления о композиции: на уровне образного восприятия. Представление о различных художественных материалах.
1
Устный опрос
1. 3.
Обсуждение содержания рисунка.
1
Итого по модулю 1
Модуль 2. Графика
2. 1.
Линейный рисунок.
1
1
Осваивать навыки работы графическими материалами.
Устный опрос
Учи. ру
2. 2.
Разные виды линий.
1
Наблюдать и анализировать характер линий в природе. Создавать линейный рисунок — упражнение на разный характер линий. Выполнять с натуры рисунок листа дерева. Рассматривать и обсуждать характер формы листа. Осваивать последовательность выполнения рисунка. Приобретать опыт обобщения видимой формы предмета. Анализировать и сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями. Приобретать опыт внимательного аналитического наблюдения. Развивать навыки рисования по представлению
и воображению. Выполнить линейный рисунок на темы стихов С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Д. Хармса, С. В. Михалкова и др. (по выбору учителя) с простым весёлым, озорным развитием сюжета. Использовать графическое пятно как основу
Устный опрос
Учи. ру
2. 3.
Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие — толстые, порывистые, угловатые, плавные и др.
1
1
Устный
опрос
2. 4.
Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования линией.
1
1
Устный опрос
Устный
опрос
2. 5.
Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы
(треугольный, круглый, овальный, длинный).
1
1
Устный опрос
2. 6.
Последовательность рисунка.
1
2. 7.
Первичные навыки определения
пропорций и понимания их значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.
1
1
изобразительного образа. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Приобрести
Устный
опрос
2. 8.
Линейный
тематический рисунок (линиярассказчица) на сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей (игры во дворе, в походе и др. ) с простым и весёлым повествовательным сюжетом.
1
1
знания о пятне и линии как основе изображения на плоскости. Учиться работать на уроке с жидкой краской. Создавать изображения на основе пятна путём добавления к нему деталей, подсказанных воображением. Приобрести новый опыт наблюдения окружаю- щей реальности. Рассматривать и анализировать иллюстрации известных художников детских
Устный опрос
2. 9.
Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.
1
1
книг с позиций освоенных знаний о пятне, линии и пропорциях
Устный
опрос
2. 10.
Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.
1
1
Устный опрос
2. 11.
Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за своим
1
1
Устный
опрос
рабочим местом.
Устный опрос
2. 12.
Рассмотрение и анализ средств выражения — пятна и линии — в иллюстрациях художников к детским книгам.
1
1
Итого по модулю 2
Модуль 3. Живопись
3. 1.
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.
1
1
Осваивать навыки работы гуашью в условиях школьного урока. Знать три основных цвета. Обсуждать ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Экспериментировать, исследовать возможности смешения красок, наложения цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разно- цветным ковриком. Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном настроении — весёлом, задумчивом, грустном и др. Объяснять, как разное настроение героев передано художником в иллюстрациях. Выполнить красками рисунок с весёлым или грустным настроением. Выполнить
гуашью рисунок цветка или
Устный
опрос
Учи. ру
3. 2.
Три основных цвета.
Ассоциативные представления, связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и получения нового цвета.
1
1
Устный опрос
Устный
опрос
3. 3.
Эмоциональная выразительность цвета.
1
1
Устный опрос
3. 4.
Цвет как выражение настроения,
1
1
душевного состояния.
3. 5.
Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения.
1
1
цветов на основе демонстрируемых фотографий или по представлению.
Развивать навыки аналитического рассматривания разной формы и строения цветов. Выполнить изображения разных времён года. Рассуждать и объяснять, какого цвета каждое время года и почему, как догадаться по цвету изображений, какое это время года. Иметь представления о свойствах печатной техники. Осваивать технику монотипии для развития живописных умений и воображения.
Осваивать свойства симметрии
Устный
опрос
Устный
опрос
3. 6.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.
1
1
Устный опрос
3. 7.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие ассоциативного воображения.
1
1
Итого по модулю 3
Модуль 4. Скульптура
4. 1.
Изображение в
объёме. Приёмы
1
1
Наблюдать, воспринимать
выразительные образные
Устный опрос
Учи. ру
работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
объёмы в природе: на что похожи формы облаков, камней, коряг, картофелин и др.
(в классе на основе фотографий). Осваивать первичные навыки лепки — изображения в объёме. Лепить из целого куска пластилина мелких зверушек путём вытягивания, вдавливания. Овладевать первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. Осваивать навыки объёмной аппликации (напри- мер, изображение птицы — хвост, хохолок, крылья на основе простых приёмов работы с бума- гой). Рассматривать и характеризовать глиняные игрушки известных народных художественных промыслов. Анализировать строение формы, частей и пропорций игрушки выбранного промысла. Осваивать этапы
Учи. ру
Устный опрос
4. 2.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика и т. д. ).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной аппликацией.
1
1
Устный
опрос
4. 4.
Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных
1
1
лепки формы игрушки и её частей. Выполнить лепку игрушки по мотивам выбранного народного промысла. Осваивать приёмы создания объёмных изображений из бумаги.
Приобретать опыт коллективной работы по созданию в технике
аппликации панно из работ
промыслов).
учащихся
4. 5.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
1
1
Устный опрос
Итого по модулю 4
Модуль 5. Декоративно-прикладное искусство
5. 1.
Узоры в природе.
1
1
Рассматривать и эстетически характеризовать различные
Устный
опрос
5. 2.
Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).
Эмоциональноэстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства.
1
1
примеры узоров в природе (на основе фотографий).
Приводить примеры и делать ассоциативные сопоставления с орнаментами в предметах декоративно-прикладного
искусства. Выполнить рисунок бабочки, украсив узорами её крылья. Приобретать опыт использования правил симметрии при выполнении рисунка. Рассматривать и характеризовать примеры художественно выполненных орнаментов. Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения:
растительные, геометрические, анималистические.
Рассматривать орнаменты в круге, полосе, квадрате в соответствии с оформляемой предметной поверхностью.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением
1
1
бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
изображение цветка, птицы и др. (по выбору) в круге или в квадрате (без раппорта).
Рассматривать и характеризовать орнамент, украшающий игрушку выбранного промысла.
Выполнить на бумаге красками рисунок орнамента выбранной игрушки. Выполнить рисунок игрушки выбранного художественного промысла или, предварительно покрыв вылепленную игрушку белилами, нанести орнаменты на свою игрушку, сделанную по мотивам народного промысла. Осваивать технику оригами, сложение несложных фигурок. Узнавать о работе художника по изготовлению бытовых вещей. Осваивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем,
подручными материалами
Устный опрос
5. 4.
Узоры и
орнаменты,
создаваемые
людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.
1
1
Устный
опрос
5. 5.
Декоративная композиция в круге или полосе.
1
1
Устный опрос
5. 6.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов. Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов.
1
1
Устный
опрос
5. 7.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы
1
1
складывания бумаги.
5. 8.
Форма и украшение бытовых предметов.
1
1
Устный
опрос
5. 9.
Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.
1
1
Устный опрос
Итого по модулю 5
Модуль 6. Архитектура
6. 1.
Наблюдение разнообразия архитектурных
построек в окружающем мире по фотографиям, обсуждение их особенностей и составных частей зданий.
1
1
Рассматривать и сравнивать различные здания в окружающем мире (по фотографиям). Анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Выполнить рисунок придуманного дома на основе полученных впечатлений
(техника работы может быть любой, например с помощью мелких печаток). Осваивать приёмы складывания объёмных простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед, конус, пирамида) в качестве основы для домиков. Осваивать приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы
Устный
опрос
использование приёмов симметрии.
получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков. Макетировать в игровой форме пространство сказочного городка (или построить городок в виде объёмной аппликации)
Устный опрос
6. 3.
Макетирование (или создание аппликации) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
1
Итого по модулю 6
Модуль 7. Восприятие произведений искусства
7. 1.
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
1
Наблюдать, разглядывать, анализировать детские работы с позиций их содержания и сюжета, настроения, расположения на листе, цветового содержания, соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки учителя. Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
(установки). Осваивать опыт
Устный
опрос
Учи. ру
7. 2.
Художественное наблюдение окружающего мира (мира природы) и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения
1
Устный опрос
(установки).
восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек. Осваивать опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах в соответствии с учебной установкой. Приобретать опыт специально организованного общения со станковой картиной. Осваивать опыт
Устный
опрос
7. 3.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
1
7. 4.
Знакомство с живописной картиной.
1
эстетического, эмоционального общения со станковой картиной. Приобретать опыт зрительских умений, включающих необходимые знания, внимание к позиции автора и соотнесение с личным жизненным опытом зрителя.
Устный опрос
Устный
опрос
7. 5.
Обсуждение произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом.
Произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников (по выбору учителя).
1
Устный опрос
7. 6.
Художник и зритель. Освоение
зрительских умений
на основе получаемых знаний и творческих
установок наблюдения.
1
Устный
7. 7.
Ассоциации из
1
личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.
опрос
7. 8.
Произведения И. И.
Левитана,
А. Г. Венецианова И.
И. Шишкина, А.
А. Пластова, К. Моне, В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»
1
Устный опрос
Итого по модулю 7
Модуль 8. Азбука цифровой графики
8. 1.
Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на фотографиях ярких зрительных впечатлений.
1
1
Приобретать опыт фотографирования с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции
Устный
опрос
Учи. ру
Устный опрос
8. 2.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.