Творческие задания, предполагающие длительную самостоятельную работу с литературой (конспектирование, реферирование, анализ, сравнение, обобщение данных).
Примерные темы рефератов (допуск к зачету)
- Предмет возрастной психологии, ее место и роль в структуре других психологических и педагогических дисциплин. Основные проблемы возрастной психологии.
- Методы исследования психического развития.
- Понятие развития. Основные концепции развития.
- Основные проблемы психологии развития.
- Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
- Основные закономерности психического развития.
- Взаимосвязь психического развития и деятельности.
- Взаимосвязь психического развития и обучения. Понятие «зоны психического развития», по Л. С. Выготскому.
- Взаимосвязь психического развития и общения.
- Понятие возраста. Возрастная периодизация. Характеристика возраста через комплекс «социальная ситуация, ведущая деятельность, основные новообразования».
- Особенности пренатального развития. Родовой кризис.
- Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития.
- Характеристика возрастного периода младенчества.
- Психологическая характеристика возрастного периода раннего детства.
- Специфика общения и личностное развитие в период раннего детства.
- Культурно-историческая теория психического развития человека (Л. С. Выготский).
- Актуальные проблемы современной психологии развития.
18. Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С.Выготского и его последователей.
19. Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.
20. Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.
21. Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка.
22. Психоаналитические теории развития личности.
23. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.
24. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления в работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.
25. Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.
26. Педология как опыт комплексного изучения развития ребенка в истории отечественной психологии.
27. Проект педагогической антропологии Б.Г.Ананьева как педагогическое приложение антропологической теории развития.
28. Роль общения в психическом развитии человека.
29. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
30. Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онтогенезе.
31. Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка.
32. Факторы риска в психическом развитии ребенка.
33. Роль деятельности в психическом развитии в онтогенезе
34. Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.
35. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
36. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.
37. Роль семьи в психическом развитии ребенка.
Проектные задания:
1. Перечислить и охарактеризовать методы, применяемые для изучения проблем развития.
2. Разработать схему связи психологии развития с другими отраслями психологической науки.
3. Создать презентации к теме «Детство как предмет психологического исследования».
4. Составить таблицу, в которой бы отражались основные подходы к решению проблемы соотношения двух факторов психического развития: наследственности и среды.
5. Привести примеры доказательства теории рекапитуляции.
6. Составить список наиболее известных авторов, разрабатывавших теории развития.
7. Составить таблицу, в которой бы перечислялись основные зарубежные школы и авторы, разрабатывавшие проблему развития.
8. Составить таблицу, в которой бы отражались этапы становления теории научения.
9. Разработать презентации к теме: «Проблема развития в работах З.Фрейда»
10. Составить таблицу, в которой бы отражалось сходство и различия основных подходов отечественных психологов к проблеме периодизации психического развития.
11. Составить таблицу, в которой бы отражалась теория периодизации психического развития и по Д.Б.Эльконину и А.В.Петровскому.
12. Перечислить проблемы, которые относятся к нерешенным проблемам психологии развития.
13. Конспектирование материалов основной и дополнительной литературы по теме «Условия, движущие силы и закономерности психического развития»;
14. По материалам работ Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева — составление таблицы о ведущих видах деятельности;
15. Составление плана-конспекта по материалам М. И. Лисиной об онтогенезе общения;
16. Подготовка сообщений о жизни и научной деятельности Л. С. Выготского;
17. Анализ видеоматериалов о развитии ребенка;
18. Знакомство с процедурой по изучению типа привязанности младенца (М. Эйнсворт);
19. Решение психологических задач по психологии раннего детства;
20. Подготовка творческих работ по психологии дошкольника (статьи Л. А. Венгера, А. А. Люблинской, А. Г. Рузской в хрестоматии «Психология дошкольника»);
21. Подготовка материалов к Круглому столу «На старте школьной жизни» по психологии младшего школьника;
22. Подготовка к практическим занятиям по психологии подростка: составление тезисов по работам И. Кона, А. Личко, зарубежных авторов (А. Бандура и др. «Подростковая агрессия», Р. Бэрон и Д. Ричардсон «Агрессия»);
23. Решение психологических задач по психологии юношеского возраста;
24. Составление тезисов к дискуссии «Слагаемые семейного счастья»;
25. Составление тезисов к дискуссии «Что означает стареть достойно?».
Творческие задания, предполагающие длительную самостоятельную работу с литературой (конспектирование, реферирование, анализ, сравнение, обобщение данных).
- История возникновения предмета психологии развития и возрастной психологии.
- Возраст в рефлексии незаурядных людей.
- Роль деятельности в психическом развитии (А. Н. Леонтьев).
- Детство в дневниках развития ребенка.
- Периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг, А. В. Петровский).
- Периодизации интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).
- Возрастные особенности развития речи в раннем и дошкольном детстве.
- Характеристика психологической готовности ребенка к школе.
- Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
- Психологические особенности младших подростков (10-12 лет).
- Особенности соматического и полового развития мальчиков и девочек подросткового возраста.
- Акцентуации характера у подростков.
- Причины и типы депривации психического развития у детей и подростков.
- Юношеский кризис идентичности (Э. Эриксон).
- Психологические аспекты социализации в юношеском возрасте. Социальный статус юношества в современном обществе.
- Причины и механизмы вхождения в молодежную субкультуру.
- Анализ известных дневников подростков 19, 20 веков.
- Анализ юношеских дневников известных людей 19, 20 веков.
- Акмеология наивысшей профессиональной продуктивности в зрелом возрасте.
- Психологическое сопровождение выхода на пенсию.
- Особенности старения у мужчин и женщин: старт к новой жизни.
- Психофизиологическая характеристика детства.
- Психофизиологическая характеристика периода взрослости и старости.
- Кризис среднего возраста (30-40 лет), особенности проявления и разрешения у мужчин и женщин.
- Исторический характер проблематики и методов психологии развития и возрастной психологии.
- Сравнительные исследования нормы и патологии как путь изучения психического развития.
- Современные представления о пренатальном развитии человека.
- Фобии в детстве: причины, виды, коррекция.
- Агрессивное поведение детей и его причины.
- Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков.
Вопросы для подготовки к экзамену:
- Предмет, задачи и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
- Организация и методы психологического исследования в психологии развития и возрастной психологии.
- Детерминация психического развития.
- Проблема обучения и развития в возрастной психологии.
- Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
- Неравномерность и гетерохронность психического развития.
- Роль деятельности в психическом развитии. Понятие ведущей деятельности.
- Качественное своеобразие и мобильность границ возрастов.
- Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Психологическая характеристика младенческого возраста.
- Психологическая характеристика раннего детства.
- Социальная ситуация развития дошкольника. Характеристика ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
- Возрастные особенности познавательного и личностного развития дошкольника.
- Социальная ситуация развития младшего школьника. Характеристика учебной деятельности как ведущей.
- Возрастные особенности познавательного и личностного развития в младшем школьном возрасте.
- Характеристика основных новообразований младшего школьного возраста.
- Социальная ситуация развития и трудности подросткового возраста.
- Характеристика ведущей деятельности подростка, особенности общения со взрослыми.
- Особенности личностного развития и основные новообразования в подростковом возрасте.
- Психологическая характеристика ранней юности: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования.
- Кризисы на этапах взрослости. Трудовая деятельность как ведущая. Основные линии онтогенеза.
- Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Отношение к смерти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: