Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческие задания, предполагающие длительную самостоятельную работу с литературой (конспектирование, реферирование, анализ, сравнение, обобщение данных).




Примерные темы рефератов (допуск к зачету)

  1. Предмет возрастной психологии, ее место и роль в структуре других психологических и педагогических дисциплин. Основные проблемы возрастной психологии.
  2. Методы исследования психического развития.
  3. Понятие развития. Основные концепции развития.
  4. Основные проблемы психологии развития.
  5. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
  6. Основные закономерности психического развития.
  7. Взаимосвязь психического развития и деятельности.
  8. Взаимосвязь психического развития и обучения. Понятие «зоны психического развития», по Л. С. Выготскому.
  9. Взаимосвязь психического развития и общения.
  10. Понятие возраста. Возрастная периодизация. Характеристика возраста через комплекс «социальная ситуация, ведущая деятельность, основные новообразования».
  11. Особенности пренатального развития. Родовой кризис.
  12. Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития.
  13. Характеристика возрастного периода младенчества.
  14. Психологическая характеристика возрастного периода раннего детства.
  15. Специфика общения и личностное развитие в период раннего детства.
  16. Культурно-историческая теория психического развития человека (Л. С. Выготский).
  17. Актуальные проблемы современной психологии развития.

18. Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С.Выготского и его последователей.

19. Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.

20. Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.

21. Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка.

22. Психоаналитические теории развития личности.

23. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.

24. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления в работах Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.

25. Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

26. Педология как опыт комплексного изучения развития ребенка в истории отечественной психологии.

27. Проект педагогической антропологии Б.Г.Ананьева как педагогическое приложение антропологической теории развития.

28. Роль общения в психическом развитии человека.

29. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

30. Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онтогенезе.

31. Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка.

32. Факторы риска в психическом развитии ребенка.

33. Роль деятельности в психическом развитии в онтогенезе

34. Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.

35. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.

36. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

37. Роль семьи в психическом развитии ребенка.

 

Проектные задания:

1. Перечислить и охарактеризовать методы, применяемые для изучения проблем развития.

2. Разработать схему связи психологии развития с другими отраслями психологической науки.

3. Создать презентации к теме «Детство как предмет психологического исследования».

4. Составить таблицу, в которой бы отражались основные подходы к решению проблемы соотношения двух факторов психического развития: наследственности и среды.

5. Привести примеры доказательства теории рекапитуляции.

6. Составить список наиболее известных авторов, разрабатывавших теории развития.

7. Составить таблицу, в которой бы перечислялись основные зарубежные школы и авторы, разрабатывавшие проблему развития.

8. Составить таблицу, в которой бы отражались этапы становления теории научения.

9. Разработать презентации к теме: «Проблема развития в работах З.Фрейда»

10. Составить таблицу, в которой бы отражалось сходство и различия основных подходов отечественных психологов к проблеме периодизации психического развития.

11. Составить таблицу, в которой бы отражалась теория периодизации психического развития и по Д.Б.Эльконину и А.В.Петровскому.

12. Перечислить проблемы, которые относятся к нерешенным проблемам психологии развития.

13. Конспектирование материалов основной и дополнительной литературы по теме «Условия, движущие силы и закономерности психического развития»;

14. По материалам работ Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева — составление таблицы о ведущих видах деятельности;

15. Составление плана-конспекта по материалам М. И. Лисиной об онтогенезе общения;

16. Подготовка сообщений о жизни и научной деятельности Л. С. Выготского;

17. Анализ видеоматериалов о развитии ребенка;

18. Знакомство с процедурой по изучению типа привязанности младенца (М. Эйнсворт);

19. Решение психологических задач по психологии раннего детства;

20. Подготовка творческих работ по психологии дошкольника (статьи Л. А. Венгера, А. А. Люблинской, А. Г. Рузской в хрестоматии «Психология дошкольника»);

21. Подготовка материалов к Круглому столу «На старте школьной жизни» по психологии младшего школьника;

22. Подготовка к практическим занятиям по психологии подростка: составление тезисов по работам И. Кона, А. Личко, зарубежных авторов (А. Бандура и др. «Подростковая агрессия», Р. Бэрон и Д. Ричардсон «Агрессия»);

23. Решение психологических задач по психологии юношеского возраста;

24. Составление тезисов к дискуссии «Слагаемые семейного счастья»;

25. Составление тезисов к дискуссии «Что означает стареть достойно?».

 

Творческие задания, предполагающие длительную самостоятельную работу с литературой (конспектирование, реферирование, анализ, сравнение, обобщение данных).

  • История возникновения предмета психологии развития и возрастной психологии.
  • Возраст в рефлексии незаурядных людей.
  • Роль деятельности в психическом развитии (А. Н. Леонтьев).
  • Детство в дневниках развития ребенка.
  • Периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг, А. В. Петровский).
  • Периодизации интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).
  • Возрастные особенности развития речи в раннем и дошкольном детстве.
  • Характеристика психологической готовности ребенка к школе.
  • Развитие мышления в младшем школьном возрасте.
  • Психологические особенности младших подростков (10-12 лет).
  • Особенности соматического и полового развития мальчиков и девочек подросткового возраста.
  • Акцентуации характера у подростков.
  • Причины и типы депривации психического развития у детей и подростков.
  • Юношеский кризис идентичности (Э. Эриксон).
  • Психологические аспекты социализации в юношеском возрасте. Социальный статус юношества в современном обществе.
  • Причины и механизмы вхождения в молодежную субкультуру.
  • Анализ известных дневников подростков 19, 20 веков.
  • Анализ юношеских дневников известных людей 19, 20 веков.
  • Акмеология наивысшей профессиональной продуктивности в зрелом возрасте.
  • Психологическое сопровождение выхода на пенсию.
  • Особенности старения у мужчин и женщин: старт к новой жизни.
  • Психофизиологическая характеристика детства.
  • Психофизиологическая характеристика периода взрослости и старости.
  • Кризис среднего возраста (30-40 лет), особенности проявления и разрешения у мужчин и женщин.
  • Исторический характер проблематики и методов психологии развития и возрастной психологии.
  • Сравнительные исследования нормы и патологии как путь изучения психического развития.
  • Современные представления о пренатальном развитии человека.
  • Фобии в детстве: причины, виды, коррекция.
  • Агрессивное поведение детей и его причины.
  • Возрастно-психологические причины суицидальных попыток у подростков.

 

Вопросы для подготовки к экзамену:

  1. Предмет, задачи и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.
  2. Организация и методы психологического исследования в психологии развития и возрастной психологии.
  3. Детерминация психического развития.
  4. Проблема обучения и развития в возрастной психологии.
  5. Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.
  6. Неравномерность и гетерохронность психического развития.
  7. Роль деятельности в психическом развитии. Понятие ведущей деятельности.
  8. Качественное своеобразие и мобильность границ возрастов.
  9. Проблема возрастной периодизации психического развития.
  10. Психологическая характеристика младенческого возраста.
  11. Психологическая характеристика раннего детства.
  12. Социальная ситуация развития дошкольника. Характеристика ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
  13. Возрастные особенности познавательного и личностного развития дошкольника.
  14. Социальная ситуация развития младшего школьника. Характеристика учебной деятельности как ведущей.
  15. Возрастные особенности познавательного и личностного развития в младшем школьном возрасте.
  16. Характеристика основных новообразований младшего школьного возраста.
  17. Социальная ситуация развития и трудности подросткового возраста.
  18. Характеристика ведущей деятельности подростка, особенности общения со взрослыми.
  19. Особенности личностного развития и основные новообразования в подростковом возрасте.
  20. Психологическая характеристика ранней юности: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования.
  21. Кризисы на этапах взрослости. Трудовая деятельность как ведущая. Основные линии онтогенеза.
  22. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема. Отношение к смерти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...