Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отрасли права Республики Беларусь.




Конституционное (государственное) право определяет:

· основы государственного и общественного строя;

· правовое положение личности;

· систему органов государственной власти;

· государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.

Административное право содержит нормы, которые регулируют:

· деятельность исполнительно-распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления);

· правовое положение государственной службы;

· административную ответственность.

Финансовое право регулирует:

· отношения по сбору налогов;

· формированию государственного бюджета;

· расходованию государственных средств, их распределению и т.п.

Гражданское право регулирует:

· имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и т.п.);

· некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).

Семейное право регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно-семейных отношений.

Земельное право регулирует владение, пользование распоряжение землей.

Экологическое право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользование.

Трудовое право определяет:

· условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;

· устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

· регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.

Понятие системы законодательства.

Система законодательства определяется как совокупность нормативно-правовых актов (внешний форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления. Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном совпадают.

Однако между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования. Что касается отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.

Понятие и принципы правотворчества. Субъекты нормотворческой инициативы и нормотворческой деятельности.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по формированию нормативных правовых актов. Правотворчество различают в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией. Так, существует непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти. По способу придания юридической силы нормативному акту может быть непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу, наконец, санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, так законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

Принципы правотворчества.

Демократизм правотворчества - участие граждан в правотворческом процессе (референдум).

Принцип законности - предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа.

Научность правотворчества - основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь.

Принцип своевременности - точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию.

Принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры;

Принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; Принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...