Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классическая теория организации




Теория организации. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.

 

Мильнер Б. Теория организации. М., 2000

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Часть I. ОСНОВЫ

Глава 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ

Теория организации

Бюрократическая теория организации

Факторы эффективной организации

Теория административного поведения

Теория Гласиер

Теория организационного потенциала

Современные направления теоретических разработок

Глава 3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Черты и свойства организаций

Открытые и закрытые системы

Глава 4. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

Часть II. СТРУКТУРЫ

Глава 6. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ

Формальные и неформальные организации

Разделение труда

Шаблонная работа

Охват контролем

Применение модели охвата контролем

Глава 7. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Глава 8. ФОРМИРОВАНИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Основные формы связей по горизонтали

Прямой контакт

Целевые группы

Команды

Условия эффективных взаимодействии

Глава 9. ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ДИВИЗИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

Линейно-функциональные структуры

Коллегиальные органы

Глава 10. ПРОЕКТНОЕ И МАТРИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Глава 11. БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Часть III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Глава 12. КООРДИНАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Глава 13. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Значение коммуникаций

Определение коммуникации и ее средства

Направления коммуникаций

Элементы коммуникации

Типы коммуникаций

Организационные факторы, влияющие на коммуникацииМодели коммуникации

Глава 14. МЕЖГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Формы проявления межгрупповых отношений

Причины возникновения межгрупповых проблем

Модели поведения групп

Пути преодоления межгрупповых конфликтов

Глава 15. ДОВЕРИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Глава 16. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Глава 17. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ

Виды деятельности и продуктивность аппарата управления

Эволюция аппарата управления и методов его работы

Развитие информационной технологии

Основные тенденции современных изменений

 

Часть IV. АДАПТАЦИЯ К РЫНКУ

Глава 18. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Права собственности и функции управления

Тенденции организационных изменений

Направления перестройки организаций

Организационные проблемы конверсии

Глава 19. ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Глава 20. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Организационная обособленность предприятий

Виды организации субъектов хозяйствования

Адаптация структур к условиям рынка

Глава 21. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

Акционерная собственность, ее образование и организация

Собрание акционеров

Совет директоров (наблюдательный совет)

Исполнительный орган

Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом

Кадры руководителей в акционерных обществах

Глава 22. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Глава 23. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ

Реалии переходных процессов

Современные формы государственного регулирования

Принципы организации и функции федеральных органов

Государство и рыночная инфраструктура

 

Часть V. ИНТЕГРАЦИЯ

Глава 24. КОРПОРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Холдинг

Консорциум

Конгломерат

Картель

Синдикат

Трест

Глава 25. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ

Глава 26. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Глава 27. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Часть VI. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Глава 28. АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

Значение и задачи организационного проектирования

Основные методологические принципы

Процесс формирования организационной структуры

Методы проектирования структур

Оценка эффективности организационных проектов

Корректировка организационных структур

Глава 29. РЕОРГАНИЗАЦИЯ: ЭТАПЫ И МЕТОДЫ

Этап первый: подготовка

Этап второй: сбор информации и определение проблем

Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем

Этап четвертый: организационно-техническое проектирование

Этап пятый: социальное проектирование

Этап шестой: преобразования

Глава 30. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Часть VII. БУДУЩЕЕ

Глава 31. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 32. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ БУДУЩЕГО

Глава 33. СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Сущность и эволюция сетевых организаций

Стабильная сеть

Внутренняя сеть

Динамичная сеть

Связи в сетевой организации

Глава 34. ВИРТУАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

Глава 35. МНОГОМЕРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Многомерная структура крупных организаций

Глава 36. КРУГОВЫЕ КОРПОРАЦИИ

Глава 37. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 38. ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с ор­ганизациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многооб­разные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организа­ций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет ор­ганизаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация — сложный организм. В нем переплетаются и ужи­ваются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жест­кая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициати­вы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда пе­рестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказыва­ются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать со­временные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участ­ники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических от­ношений. Новые требования к построению и поведению организа­ций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская ак­тивность, развитие различных форм собственности, изменение функ­ций и методов государственного регулирования и управления. Ор­ганизационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффек­тивным формам организации и управления, построенным на науч­ных принципах, стал главным условием успеха экономических ре­форм. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкурен­цией организаций, используемых форм, методов и мастерства уп­равления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отно­шений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, мас­совое распространение и многолетнее использование организаци­онных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрез­вычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мы­шления и организационной скованности. Изучение теории органи­зации призвано качественно изменить подход к организациям, к по­ниманию и регулированию протекающих в них процессов и в ко­нечном счете — к их адаптации к условиям рыночных отношений.

Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в ор­ганизациях в XX веке. Первая фаза — отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превра­щение управления в профессию. Вторая фаза — появление, начиная с 1920-х годов, командно-административных организаций с верти­кальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации ре­шений. Третья фаза — переход к организациям с преобладанием го­ризонтальных структур и связей, базирующихся на широком исполь­зовании информационных технологий, специальных знаний и сис­темных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложно­сти и наукоемкости производства, радикальные изменения эконо­мических отношений. На пороге XXI века совершается переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном опыте, к всестороннему применению современных ин­формационных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы интеграции в управлении (образование ассоциативных структур и альянсов, включая организации транснационального ха­рактера), комплексной реструктуризации, перехода к организациям «с внутренними рынками», тенденции к сокращению размеров ор­ганизационных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.

Сущность организаций не может быть сведена лишь к формаль­ным структурам или потокам информации, к механическим взаи­модействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функ­ционированию организаций, однобокость в интерпретации их ба­зисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использо­вать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими кри­териями оценки деятельности организаций, основанными на изме­рении эффективности использования ресурсов, на первый план вы­ходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удов­летворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

В преддверии XXI века появились признаки нового прорыва. На первый взгляд кажется парадоксальным, но кооперация и сотруд­ничество вытесняют конкуренцию, дают гораздо более весомые стра­тегические преимущества, чем конкурентная борьба. Расширяются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм пред­принимательства — гибких, чутко реагирующих на изменения потре­бительского спроса. Появляются новые формы организации круп­номасштабного производства и распределения, - стратегические аль­янсы, виртуальные, сетевые, круговые, обучающиеся, интеллекту­альные, глобальные организации. В условиях стремительного раз­вития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиаль­ную важность приобретает стремление к организационным переме­нам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обес­печивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управле­ние, деятельность, компетентность и предприимчивость руководи­телей. Создавать условия для этого должна рационально построен­ная современная организация.

Основные черты, характерные особенности и принципиальные выводы теории организации рассматриваются в следующих семи час­тях книги: «Основы», «Структуры», «Функционирование», «Адапта­ция к рынку», «Интеграция» «Организационное проектирование» и «Будущее». Такое построение книги отражает организационную кон­цепцию и логику излагаемого материала.

Первая часть - «Основы» посвящена изучению понятия и сущно­сти организаций, их классификации по разным признакам и выявле­нию особенностей каждого типа организационных систем. Понима­ние сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внутренней и внешней средой, миссией и системой целей, концеп­цией жизненного цикла организаций (включая все стадии их разви­тия — от рождения до старения и обновления), основными элемента­ми организационной культуры. Для читателя представят интерес ро­левые функции, служащие основой динамизма организаций, - меж­личностные, информационные и связанные с принятием и реализа­цией управленческих решений.

Организационная практика и управление имеют многовековую ис­торию, однако научные теории в этой области появились лишь в начале XX века. В книге представлены основные теоретические иссле­дования, научные принципы и модели организации — от работ Фре­дерика Тейлора, Генри Файоля, Макса Вебера, Герберта Саймона, Ренсиса Лайкерта, Игоря Ансоффа, Дугласа Норта до современных тео­рий системного подхода, социальных систем, сетевых и «информаци­онно базирующихся» организаций, реинжиниринга, бихевиористских концепций, организаций «с внутренними рынками». Основной упор при изложении сделан на научную и практическую значимость рас­сматриваемых теорий в условиях перехода к рыночным отношениям. На переднем крае теоретических разработок, имеющих большую прак­тическую ценность, оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования хозяйст­вующих субъектов. Это вызвано и ориентацией на новейшие произ­водственные и информационные технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и современными способами высокопродуктивного ве­дения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и по­ведения конкурентов, и доминантой стратегического подхода в управ­лении.

Вторая часть — «Структуры» в известном смысле является теоре­тической, хотя во многом носит и прикладной характер. Структурный подход к организации позволяет выделить формальные построения и систему неформальных связей, вертикальное и горизонтальное раз­деление труда и формы их взаимодействия, объемы контроля и его модели, различные виды подразделения организации на определен­ные части и звенья. Овладение знаниями в этой области позволяет обоснованно подходить к определению степени централизации функ­ций и механизмов принятия решений в организациях, соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении, направле­ний и методов делегирования полномочий и ответственности. Осо­бое внимание уделяется формированию горизонтальных связей в ор­ганизациях. Подробному разбору подвергаются прямые контакты меж­ду руководителями, взаимосвязи между подразделениями, методы работы целевых групп и интегрирующих органов, условия эффектив­ных взаимодействий, практика разрешения конфликтных ситуаций. Анализируются как условия и формы построения, так и преимущест­ва и недостатки различных видов организационных структур - линей­но-функциональных, дивизиональных, продуктовых, проектных и матричных, а также возможные варианты их сосуществования и вза­имного дополнения. Специальному анализу подвергнуты достоинст­ва и недостатки бюрократических систем управления.

Третья часть — «Функционирование» дает представление об основ­ных рычагах и организационных механизмах, приводящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечивающих их устойчивую и сбалан­сированную работу. Прежде всего это организация деятельности выс­шего звена управления и механизм принятия управленческих реше­ний — стратегических и оперативных, простых и сложных. С этих же позиций рассматриваются координационная деятельность и ее основ­ные виды — превентивная, устраняющая, регулирующая и стимули­рующая деятельность. С усложнением организаций трудно переоце­нить значение и такого «мотора» их деятельности, как межгрупповое поведение. Важное место отводится формам проявления межгруппо­вых отношений, моделям поведения групп, путям преодоления меж­групповых конфликтов, значению и роли доверия. «Человеческий фактор» в организации находится в постоянном взаимодействии с новейшими техническими средствами управления. Неуклонно возра­стает влияние информационных технологий на организацию и управ­ление. Под этим углом зрения изучаются продуктивность и методы работы аппарата управления, развитие собственно информационной технологии, основные тенденции происходящих изменений.

Четвертая часть — «Адаптация к рынку». Ее актуальность связана с современными процессами перехода к новым формам организации, адекватным условиям рыночной экономики. В этой части рассматри­ваются влияние форм собственности на организацию управления при­менительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответству­ющие типы структур управления и методы их адаптации к рыночным отношениям. Особое внимание уделяется построению и анализу ра­боты акционерных обществ — новых для России форм хозяйствова­ния, а также роли, организации и специфическим особенностям ма­лых предприятий. Последние рассматриваются, с одной стороны, как важный ресурс экономического развития, а с другой — как широко распространенная организационная форма, которой свойственны ди­намизм и высокая адаптивность к запросам потребителей. Принци­пиальное значение имеет исследование организации взаимодействия государства и предприятий, включая современные формы государст­венного регулирования, принципы организации и функции федераль­ных органов власти, формирование рыночной инфраструктуры. В со­временной России существует объективная потребность в повышении действенности государственного регулирования и законодательного обеспечения процессов экономического развития и хозяйствования, в усилении роли государства в экономике.

Пятая часть - «Интеграция», в которой последовательно рассма­триваются теоретические основы, предпосылки и разновидности объ­единения организации для достижения общих целей и решения опре­деленных задач. Изучаются современные формы интеграции предпри­ятии: корпорации (в том числе транснациональные), холдинги, фи­нансово-промышленные группы, консорциумы, совместные предпри­ятия, синдикаты, картели и др. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению, относятся: рост трансакционных издержек, необходимость восстановления разрушен­ных производственно-технологических связей и структурной перест­ройки производства, координация деятельности всех звеньев техно­логической цепи, привлечение крупных финансовых ресурсов, по­вышение уровня управляемости. Особое значение приобретают орга­низационные структуры, которые могли бы стать проводниками про­мышленной политики, формировать промышленные союзы из пред­приятий различных отраслей и новых экономических образований (включая финансово-кредитные учреждения и торгово-коммерческие компании).

Шестая часть — «Организационное проектирование» посвящена системному подходу к формированию организационных структур уп­равления. Анализируются и сопоставляются основные методологиче­ские принципы, процессы и собственно методы проектирования ор­ганизаций, а также используемые критерии для оценки организаци­онных решений, основные условия и направления корректировки организационных структур. Дается характеристика возможных этапов организационного проектирования, программ реорганизации и ме­тодов решения задач на каждом этапе (подготовка, сбор информации, определение проблем, организационно-техническое проектирование, социальное проектирование, проведение преобразований). Данная часть завершается постановкой и решением задач по определению эф­фективности организационных изменений на основе кратко-, сред­не- и долгосрочных критериев.

Седьмая часть — «Будущее». На основе анализа современных ми­ровых тенденций и результатов исследований, обобщающих пере­довую практику, рассматриваются объективные требования к орга­низациям будущего, перспективные формы таких организаций, а также условия их использования в долгосрочном плане. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время организа­ций «с внутренними рынками» и сетевых организаций. Практичес­ки впервые достаточно подробному разбору подвергаются построе­ние и механизм функционирования таких новых типов организаций, как виртуальные, многомерные, интеллектуальные, круговые. Боль­шое внимание уделяется обучающимся организациям, выступающим в роли ключевого фактора организационного развития.

Второе издание книги дополнено двумя новыми частями - пятой («Интеграция») и седьмой («Будущее»). В них сделана попытка обоб­щить мировой опыт и теоретические воззрения последнего времени, нашедшие отражение в новейшей литературе по организации и уп­равлению, а также в материалах международных конференций и сим­позиумов. В целом ряде новых глав, помещенных в других частях кни­ги, дан анализ современных аспектов теории организации (жизнен­ный цикл организаций, организационная культура, доверие в систе­мах управления). Расширен материал об управлении государственной собственностью и организации малых предприятий.

Во второе издание книги включена достаточно подробная хроно­логия развития теории организации. Она охватывает многие извест­ные в истории человечества факты и события, имеющие отношение к зарождению и развитию принципов формирования и функциониро­вания организаций, — от древнейших времен до наших дней. В «Хро­нологии» использованы материалы из книги Shafritz S. M., Ott J. S. Classics of Organization Theory. 4 ed. – Harcourt Brace College Publishers, 1996.

Курс лекций по теории организаций читался автором на эконо­мическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в Государственном университете управления, в Международном университете в Москве, а также в ряде зарубежных университетов.

* * *

В подготовке второго издания книги большую и неоценимую помощь оказали сотрудники Института экономики РАН: О. Б. Добржицкая Ю. М. Абахов, Г. Н. Белова. А. 3. Дадашев, О. В Лукашенко, Е. В. Нисевич, И. В. Пименова. Целый ряд весьма полезных советов и рекомендаций был высказан Г. Р. Латфуллиным, В. Г. Смирновой и А. Ю. Манюшисом. Считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность всем коллегам, оказавшим содействие в том, чтобы настоящая книга вышла в свет.

Особую признательность хочу выразить академику Леониду Ивановичу Абалкину – директору Института экономики РАН за созданную им в институте атмосферу творчества, доброжелательности и неустанного научного поиска.

Часть I. ОСНОВЫ

Глава 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация — это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена на рис. 1.1.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современ­ная организация, не может быть понят только с позиций рассмотре­ния его формальной структуры и разложения его на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет поведенческий под­ход, нацеленный на выявление динамики организации и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и достижению ус­тановленных целей. Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограни­чения, свойственные каждому человеку в отдельности, и цели, дости­жение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди объединяют свои усилия и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности.

Научные дисциплины Изучаемые аспекты

     
   
 
 

 

 


Рис 1.1 Система наук об организации

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа­ции и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неод­нозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассма­тривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории уп­равления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории — к ор­ганизации или управлению - относится тот или иной постулат.

Имеется также большое число работ, выделяющих проблемы ор­ганизации в относительно самостоятельную область знаний. Исход­ная позиция их авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает основу для изучения уп­равления. Такая позиция позволяет, на наш взгляд, глубже и всесто­ронне исследовать закономерности и принципы построения органи­заций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности их отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. Разумеется, и при таком подходе со­храняется объективно существующая связь и взаимовлияние органи­зации и управления в рамках единого процесса целенаправленной де­ятельности.

Интересы комплексного решения проблем организаций требу­ют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой при­роды. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-эко­номическую структуру организации (индивидуумы с их способнос­тями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, не­формальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую струк­туру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологи­ческие правила).

Основополагающая задача теории организации — изучение влия­ния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функцио­нирование организации, на происходящие в ней изменения, на обес­печение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (пси­хологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наиболь­шей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуу­ма, определение возможностей изменения поведения людей. Психо­логия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональ­ным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосред­ственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и раз­работке мотивационных методов, степени удовлетворенности рабо­той, психологических аспектах процессов принятия решений, оцен­ке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприим­чивости.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отно­шения между собой. Принципиально важным является изучение груп­пового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Актуальными становятся социологические выводы и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социализации, органи­зационной структуры, бюрократии, коммуникаций, статуса и власти. Особый вклад социологии обусловлен изучением природы социаль­ных конфликтов (и прежде всего конфликтов межличностных) между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организации большую научную значимость приобретает изучение мо­тивации человеческой деятельности, места и роли человека в соци­альных и технических системах, анализ факторов социальной актив­ности и социальной патологии, моделирование социальной значимо­сти деятельности человека, исследование его социальных возможно­стей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильно­сти, идентификации.

На вопросы, возникающие в процессе функционирования органи­зации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. При изучении межлич­ностного поведения главным ориентиром является то, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. Исключительную важность для организаций представляют исследования, посвященные оценке и анализу измене­ния позиций людей, форм коммуникаций и путей удовлетворения ин­дивидуальных нужд в условиях групповой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культу­ры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная па­мять прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценнос­тей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельнос­ти организаций. В теории организации исключительно важно учиты­вать характер и степень влияния указанных факторов на формирова­ние приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организа­ций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внеш­них взаимодействий. Исследования отношений собственности, ры­ночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономи­ческих аспектов функционирования субъектов хозяйствования, про­блем эффективности и ее измерителей, методов экономического сти­мулирования имеют непосредственное отношение не только к ори­ентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной дея­тельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юри­дической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосред­ственное влияние на формирование ключевых разделов теории орга­низации оказывают такие отрасли юридической науки, как граждан­ское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к админис­тративному праву, регулирующему общественные отношения, возни­кающие в процессе организации государственного управления и осу­ществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право — совокупность юридических норм, ре­гулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хо­зяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельно­сти исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых соб­ственником или администрацией предприятия (коммерческой орга­низации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствую­щую законодательную форму и обеспечивающая юридическую рег­ламентацию общественных отношений, создает необходимые пред­посылки для эффективного функционирования организаций.

Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах. Организации должны быть структурированы таким образом, чтобы максимизировать возможности системы управления по обработке и передаче необходимой информации, добиться требуемой оператив­ности принятия, реализации и контроля управленческих решений. Организации должны обеспечить оперативное получение требуемой информации как руководителями, так и исполнителями. Развитие со­временных информационных систем осуществляется высокими тем­пами за счет широкого внедрения новых информационных техноло­гий, развития компьютерных сетей и телекоммуникаций. В перспек­тиве значение этого фактора будет возрастать.

 

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРУ ОРГАНИЗАЦИИ

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей зна­ний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юрис­пруденции и др. Изменения объективных условий функционирова­ния организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для раз­работки научного подхода к организациям, принципов и методов уп­равления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования — формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разде­ление функций и ответственности, принятие управленческих реше­ний, математический аппарат процессов управления.

Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формиро­вания организаций. Теории, которые утверждают, что существует един­ственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура мо­жет различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких фак­торов, как изменение технологии и внешней среды, называются си­туационными.

Существующие теории различаются также по способу их разра­ботки. Например, некоторые из них являются результатом логичес­кой дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследо­вательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пыта­ются описывать «лучшую» организацию. В экономической литерату­ре различают также теории, в которых сделан акцент на задачах под­разделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют раз­работку общей теории формирования организаций. Основные фак­торы, оказавшие в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...