Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лутошкин Анатолий Николаевич.




Кто это? Анатолий Николаевич Лутошкин - известен как ученый, теория коллектива которого связана с практикой. Он –педагог- историк.  Родился в Костроме. Его этапы развития детского коллектива, названные со свойственной Анатолию Николаевичу романтичностью, понятны взрослым и детям и безоговорочно приняты ими. Особой областью деятельности Анатолия Николаевича было творчество. Он был талантливый человек, понимал красоту как высокое благо человека. Сам он не выносил серость, скуку и тоску, редко предавался депрессии, умел поддержать мажорный тон коллектива. Его знают, как создателя теория развития коллектива, а он еще был безумно музыкальным, писал песни, которые пели в лагерях у костров. Он вообще большое внимание уделял песне: сборник, который был создан для комсоргов, он в своей докторской диссертации назвал «Методическое пособие, задающее эмоциональную окраску лагерю с помощью песни». Человек эмоциональный, Анатолий Николаевич темой своей научной деятельности выбрал проблему коллективных эмоций.
А.Н. Лутошкин экспериментально доказал наличие цикличности в эмоциональных состояниях коллектива. Это явление было названо маятниковым эффектом. Сущность его — в попеременном чередовании в коллективе настроений различной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых и неприятных, тревожных. Такая периодичность смены коллективных состояний (подъем — спад — подъем) на протяжении длительного времени создает определенный эмоциональный ритм жизнедеятельности коллектива, причем в каждом коллективе наблюдается свой индивидуальный цикл эмоциональной жизни. Он проводил с ребятами «Диалоги в Колизее», отвечал на самые злободневные вопросы, вел разговор о тайнах человеческой души. Уникальный для своего времени человек!

Педагогические идеи. Живы и востребованы по сей день! Во всех педагогических ВУЗах студенты изучают стадии развития коллектива по Лутошкину и типы организаторов, и только это. И самое главное эти методики – РАБОТАЮТ!!!

Начнем с коллектива! «От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину):

1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

Типы организаторов

§ Художник Воздействует мимикой, речью, образами, картинами будущих достижений. Часто начинает со слов: «Представляете…»

§ Мыслитель Логически мыслит, прослеживается стройность в рассуждениях, стремится найти закономерности в работе. Внешние стороны отодвигаются на второй план. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.

§ Практик Привлекает собственным примером. Больше показывает как делать. Коллектив садится ему на шею.

Стиль работы организаторов

§ Разящая стрела Призывающий, настаивающий, жестко - требующий. Наиболее эффективен в группе «песчаная россыпь», «мягкая глина», «алый парус».

§ Возвращающийся бумеранг Советующийся, консультирующийся, коллегиальный, требующий, подходит для группы «Горящий факел», «алый парус», «мерцающий маяк».

§ Скользящий челнок Нелегко работать там, где стиль уговаривающий, просящий, компромиссный. Применяется как вспомогательный в зависимости от ситуации.

§ Плавающий плот Согласующий, уступчивый, малоэффективный, только вспомогательный.

 

Призывы Лутошкина А.Н.

- Организаторская работа — ноша нелегкая и не всегда удобная. И если каждый из нас будет надеяться, что она достанется кому-то другому, будет ожидать до самой последней минуты возможности прожить беззаботно, предоставляя хлопоты по организации собственной жизни другим людям, уверен, мы этим самым убаюкиваем Совесть, усыпляем Честность, ослепляем в себе Человечность.

- Человек становится душевно богаче не столько оттого, что он берет от других, сколько оттого, что он им отдает.

- Не бойтесь сказать в трудную минуту самому себе: «Пусть — это буду я!». Не пугайтесь обвинений в нескромности – ведь не ради славы и мимолетной возможности побыть на ее гребне вы взялись за Организацию.

- Если почувствуете сомнения в возможностях своих, что тяжеловата для вас, неопытного, ноша, смелее ищите помощников, соратников. Тогда вы имеете право увереннее произнести и: «Пусть это будем мы!» Прислушайтесь, и вы наверняка услышите в самом себе голос, произносящий фразу: «ПУСТЬ ЭТО БУДУ Я!».

 Что почитать?

- «Как вести за собой»

- «Эмоциональные потенциалы коллектива»

Послушать песню – «Оставляю вам на память»

 

Шмаков Сталь Анатольевич

Кто это? Мне повезло! В 1988 году я была делегатом 1 Всесоюзного съезда работников образования в Москве и там встретила этого удивительного человека, педагога с большой буквы. Мы встретились в буфете Кремлевского Дворца съездов, мы – это две молоденькие вожатые и он – признанный педагог своего времени, он торопливо перекусывал бутербродами, торопился на встречу и тут нас заметил, а мы стояли как вкопанные, ведь перед нами – легенда, это его книгой «Игра – дело серьезное» мы зачитывались! Он по - простому сказал: Девчонки, рассказывайте, как работаете, какая помощь нужна и откуда вы?» С таких слов началось наше общение. После съезда мы с ним долгие годы переписывались, и я до сих пор бережно храню листочки из его блокнота, исписанные крупным почерком.

 Кто же такой Сталь Анатольевич Шмаков? Педагог, ученый, новатор, практик, гений своего времени, конечно, вожатый во всех смыслах этого слова! Родился в г. Новосибирске, закончил Новосибирский государственный педагогический институт. Окончил его через два года! Работал и учителем, и директором школы, и директором лагеря, открыл первый в стране педагогический класс. С.А. Шмаковым написано и издано более тысячи научно-педагогических трудов (монографии, книги, пособия, статьи), опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» получила Гран-при на Международной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью (1997). По его книгам учатся студенты университетов, педвузов, педколледжей, работают учителя и воспитатели. Профессор Шмаков имеет несколько патентов в области теории воспитательной работы. За активную работу по воспитанию подрастающего поколения Сталь Анатольевич был награжден сорока восьмью правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР, он — лауреат пяти международных, российских и областных премий в области образования и журналистики (имени П. Скороходова, Я. Корчака, В. Сухомлинского, К. Москаленко, А. Макаренко). Впечатляет??? Он умер в 2000 году, но его идеи, мысли свежи и сегодня. И просто преступление не использовать их в работе!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...