Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические идеи Шмакова С.А.




Он с увлечением писал об ИГРЕ. Все его методики связаны с игрой.

Игра — универсальное педагогическое средство. Большое внимание Сталь Анатольевич уделял ролевой игре. Специфика игры в том, что она действует не только на отдельные сферы психики (память, воображение и т.д.), но и на личность в целом. В игре ребенок на голову выше самого себя. Ролевая игра отличается от других видов деятельности тем, что, во-первых, имеет как минимум два плана: игровой (воображаемый) и реальный. Ребенок, играя в марсианина, осознает свое реальное имя и роль марсианина. Если исчезнет один из планов, игра разрушается. Во-вторых, игра начинается с образа, а предмет вторичен. Дети, играющие на скамейке в космос, представляют ее ракетой. Если же они играют в Северный полюс, скамейка становится льдиной. Волшебное слово «как будто» меняет состояние личности. В этом суть воздействия образа на игровое самочувствие. В-третьих, центральное место в игре занимают роль и сюжет. Именно они задают правила взаимодействия. Характерно, что ролевые взаимодействия становятся центром притяжения личности к игровой деятельности. С.А. Шмаков рассматривает игру как социокультурный и педагогический феномен по следующим основаниям:

она многомерна, так как выступает в педагогическом процессе как вид творческой деятельности, принцип, метод, способ, стиль воспитательного процесса;

 она рождает, в основном, положительные чувства, энергию, комфортное состояние, оптимистическое мироощущение.

С.А. Шмаков составил функционал игры, который представляет ее как универсальную и феноменальную деятельность, выводящую ребенка за рамки его непосредственного опыта, любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра — стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Он показывает игру как фактор, формирующий личность на всех возрастных этапах школьного возраста и за его пределами.

Кроме того, игра представлена им как самобытная и суверенная деятельность, являющаяся для детей и подростков «отыгранным опытом», эмоциональной и реабилитационной опорой личности, помогающей адаптироваться, реализоваться и самоутверждаться в жизни.

Игра — ведущая модель досуга. Она — действенный метод познания, диагностики учащихся, развития и коррекции. С.А. Шмаков впервые выдвигает игру как один из соответствующих законам детства педагогических принципов, которым как исходным положением следует руководствоваться в своей профессиональной деятельности педагогу.

Он создал методику проведения длительных ролевых игр (на языке сегодняшнего дня — игровых программ): «Город мастеров», «Снежная республика», «Цирк смелых и умелых» и др. Определив игру как стимул неигровой деятельности, он разработал ряд трудовых по содержанию и игровых по форме операций. Сталь Анатольевич обладал «чувством праздника». Любую деятельность — трудового, спортивного, эстетического характера — он умел оформить как игровое действо с элементами драматизации, музыки, песен и стихов (собственного сочинения). Вслед за А.С. Макаренко он провозглашал мажор и оптимистический стиль обязательным условием детской жизнедеятельности.

Шмаков, блестящий организатор игровых праздников, задолго до методики коллективно-творческих дел, разработанных И.П. Ивановым, применял логику КТД. Любое творческое дело начиналось с большого совета вожатых, где шло планирование и обсуждение предстоящей многодневной деятельности. Затем каждая структурная единица данного коллектива (отряд, класс, объединение и т.д.) детально рассматривала и реализовала полученные задания (номера в цирковом представлении или учреждения в Городе мастеров и пр.). После проведения праздников — обязательный детальный анализ с акцентом на позитивных моментах.

Любая деятельность организовывалась по-игровому, но с элементами «эффектной реальности». Например, если это парад, то он открывался полководцем

(С.А. Шмаковым), объезжающим «войска» в белой парадной форме на настоящем жеребце. Все вожатые также были в натуральной военной форме.

Сталь Анатольевич показал образец руководства игрой. К игре привлекались почти все взрослые. При этом они не изображали игру, а именно включались в нее. Это главное условие для включения детей. Ситуация всеобщего праздничного действа способствовала изменению состояний участников. Обязательным условием организации было обеспечение игровыми ролями всех членов детского коллектива. Но

С.А. Шмаков, пропагандируя игру как универсальное средство воспитательного процесса, постоянно напоминал о чувстве меры и предостерегал от гиперболизации этого средства. Все мы знаем, что лекарство отличается от яда только дозой.

 

Призывы Шмакова С.А.

· «Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.»

· «Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.»

· «Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.»

· «Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.»

· «Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, — гневный голос сильнее крика.»

· «Не сердись долго на ребёнка, это непрофессионально.»

· «Научись всё видеть и кое-что не замечать, всё слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.»

· «Не увлекайся нотациями, они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.»

· «Помни, каждый ребёнок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: а как вы думаете?»

· «Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнить.»

· «Помни народную мудрость: начал говорить — договаривай, начал строить — достраивай, начал делать — доделывай.»

 

Что почитать?

- «Её величество ИГРА»

- «Игры в слова и со словами»

- «Игры, развивающие психические качества личности школьника»

- «Нетрадиционные праздники в школе»

Эпилог.

Дорогой вожатый, если ты читаешь эти слова, значит, ты ЭТО сделал! ТЫ прочел весь текст! Ты – молодец! Теперь ты вооружен знаниями! Если ты хочешь узнать об этих великих педагогов больше, дерзай! Ведь по их методикам работают всероссийские детские центры. Начало положено.

Может и о тебе когда-нибудь напишут книгу, и мы тобой будем гордиться. Но ни в коем случае нельзя забывать о тех, кто стоял у истоков! Желаю тебе удачи на твоей большой вожатской дороге!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...