Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговый кодекс в системе источников налогового права

 

Налоговый кодекс, как и любой другой кодекс «представляет собой систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определенном порядке обновленные нормы права, регулирующие однородную группу (сферу) общественных от­ношений»[34]. НК РФ занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача – структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Преимущества кодификации состоят в следующем:

1. Она способствует реализации принципа нормативно-правовой экономии: если несколько законов без ущерба для правового регулирования можно заменить одним, это следует сделать. До принятия НК налоговое законодательство состояло из различных нормативных актов, зачастую противоречащих друг другу. Введение в налоговую систему нового налога или сбора предполагало издание отдельного закона. Очевидно, общие принципы и внутреннее единство налогового права делают целесообразным консолидацию всех налоговых законов в рамках единого нормативного акта. Это более удобно, прежде всего, для непосредственных участников налоговых отношений, поскольку облегчает поиск и применение налогово-правовых норм. Ключевая идея кодификации состоит в том, чтобы сделать НК источником прямого действия, не предполагающим наличия многочисленных подзаконных актов, его конкретизирующих и дополняющих. 

2. Кодификация позволяет сформировать общую часть налогового права, включающую общеотраслевые принципы и терминологию, понятие и содержание элементов налогообложения, правовой статус субъектов налогового права, процессуальные основы налогового контроля и ответственности и т.д. Известно, что общая часть выполняет интегрирующую роль в формировании отраслей романо-германской правовой семьи. Поэтому кодификация – важнейший шаг к становлению налогового права в качестве самостоятельной отрасли. Впервые появилась возможность сформулировать и нормативно закрепить общую концепцию налогообложения, что было невозможно в условиях разрозненного и подчас хаотичного налогового законодательства[35]. «Общая часть отражает однородность предмета отраслевого регулирования, служит объединяющим началом для всех отраслевых норм, выражает общность их юридического содержания и существует в любой отрасли»[36]

3. Кодификация положила начало формированию налогового процесса как особого, самостоятельного института налогового законодательства. До принятия НК налогово-процессуальные нормы находились в зачаточном, о неоформленном состоянии. Вместо четко структурированного института налогового принуждения мы имели несколько разрозненных, плохо увязанных между собой нормативных предписаний. Налоговый контроль и ответственность постепенно превращались в «институт правовых пробелов». Нередко для решения спорных ситуаций приходилось привлекать по аналогии процессуальные нормы иных отраслей, прежде всего, административного права. Такое положение тормозило дальнейшее развитие налогового законодательства, создавало значительные трудности для судебной и правоприменительной практики.

4. Кодификация способствует унификации налогового законодательства, его единообразному пониманию и применению.[37].

5. Кодификация позволяет выстроить иерархию в построении источников налогового права, необходимую для любой системы нормативных актов. НК содержат положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам. В ст. 6 НК определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. Таким образом, НК – не просто закон, он признается «первым среди равных» в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особое значение кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.

6. Закрепляя в ст. 1, 3, 5 НК положение о том, что федеральные законы должны соответствовать НК РФ, законодатель, таким образом, устанавливает приоритет НК перед другими федеральными законами о налогах и сборах, не зависимо от момента их принятия. М.П. Кочкин верно указывает, что в соответствии с пунктом 2 ст. 1 НК РФ «в иерархии российской налоговой системы НК РФ имеет приоритет над всеми иными законодательными и нормативными актами, как федеральными, так и региональными. Кроме того, прочие федеральные законы принимаются на основании НК и могут касаться только тех вопросов, которые не урегулиро­ваны им в достаточной степени»[38].

7. Кодификация способствует становлению и упрочению налогового федерализма, поскольку дает региональным и местным законодателям четкие ориентиры налогового нормотворчества. Кроме того, наличие НК РФ укрепляет принцип единства налоговой системы России, логически вытекающий из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что установление налогов, нарушающее единство экономического пространства РФ, запрещается.[39].

8. Кодификация стабилизирует отраслевое законодательство, ведь кодекс принимается на долговременную перспективу и является более устойчивым актом по сравнению с обычными законами. «Эта стабилизация, осуществленная реально, позволяет сократить до разумного минимума необходимость изменения налоговых правил»[40]. Как результат –устойчивая и предсказуемая налоговая система. Разумеется, налоговые реформы идут непрерывно. Однако изменения и дополнения не могут вноситься в налоговое законодательство спонтанно и каждодневно, преследуя сиюминутные задачи. «В условиях демократического общества налоговые законы не могут изменяться часто и произвольно, поскольку такая произвольность грозит нарушением стабильности экономической системы и препятствует нормальному экономическому развитию»[41].

Под стабильностью нало­гового законодательства не следует понимать его «застойное» состояние. Однако, характеризуя налоговое зако­нодательство как, постоянно развивающееся, стоит отметить, что вносимые законодателем дополнения не должны изменять основополагающих принци­пов налогового права, которые могут привести к неблагоприятным последст­виям применительно к регулируемых общественным отношениям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования сделаны выводы:

Непосредственным предметом налогового права выступают налоговые отношения как особая разновидность финансовых отношений. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Общими свойствами налоговых отношений, объединяющих их в единый предмет правового регу­лирования, выступают: во-первых, они выступают как отношения по распределению бюджетных расходов; во-вторых, они имеют денежный, стоимостной характер; в-третьих, в них участвуют как публичные субъекты, так и частные субъекты; в-четвертых, они строятся на конституционном принципе обязательности уплаты налогов, как общественного блага; в-пятых, отношения регулируются комплексом норм законодательства.

Согласно мнениям ученых, российское налоговое право, это, во-первых, правовой институт отрасли финансового права; во-вторых, подотрасль финансового права; в-третьих, самостоятельная отрасль российского права; в-четвертых, самостоятельная отрасль российского законодатель­ства; в-пятых, часть отрасли финансового законодательства; в-шестых, наука; в-седьмых, учебная дисциплина. На мой взгляд, налоговое право – это крупная подотрасль финансового права.

К особенностям метода налогового права следует отнести публичные цели налогово-правового регулирования; преобладание обязывающих и запрещающих норм налогового права; императивность с незначительным участием диспозитивных элементов; обязательное участие государства в налоговых правоотношениях; использование методов официальных разъяснений и рекомендаций.

Законодательство о нало­гах и сборах в собственном смысле слова включает в себя: 1. Законодательство РФ о налогах и сборах: НК РФ и федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НКРФ. 2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, включающее региональные законы о налогах и сборах. 3. Нормативные правовые акты представительных органов муници­пальных образований о местных налогах и сборах.

В настоящее время в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства не только на федеральном, но и региональном уровне, а также формирование органами местного самоуправления соответ­ствующей правовой основы налогообложения. В этой связи особую актуаль­ность приобретает проблема совершенствования налогового законодатель­ства. При реформировании налогового законодательства важное значение следует придавать особенностям юридических законов, в данном случае, это относится к налоговым законам. Они, во-первых, могут ускорять действие экономических законов и тем самым положительно влиять на их развитие; во-вторых, наоборот, могут тормозить действие экономических законов, ока­зывая тем самым отрицательное влияние на их развитие, а значит, и на разви­тие экономики, на выход из кризисной экономической ситуации, углубляя ее.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.12.2006) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2006) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Специальная литература

4. Бачурин Д.Г. Налоговый процесс как внутриотраслевой институт налогового права //Российский юридический журнал. - 2001. - №2.

5. Брызгалин А.В, Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. 2000. № 6.

6. Винницкий Д.В. Налоговое право Российской Федерации и отраслевая налоговая правосубъектность //Российский юридический журнал. - 2001. - №1.

7. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. –СПб., 2003.

8. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие / А.В. Демин. - Красноярск, 2006. – 464 с.

9. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М., 2001. – 223 с.

10. Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право / В.А. Кашин // Финансы. 2001. № 7.

11. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): Учебное пособие / Сост. С.Д.Шаталов. - М., 2001. – 535 с.

12. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой / под общ. ред. М.П. Кочкина. - М, 2004. – 478 с.

13. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004.

14. Кузнеченкова В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий // Журнал российского права. 2005. № 1.

15. Кустова М.В. Налоговое право России: Учебник / М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева. – М., 2001. – 490 с.

16. Кучеров И.И. Налоговое право. Курс лекций. - М., 2001.

17. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения. Финансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В.Карасева. - М., 2004.

18. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2004. - 591с.

19. Налоговое право России: Учебник для вузов / отв. ред. проф. Ю.А. Крохиной. – М., 2003. – 656 с.

20. Орлов М.Ю. Особенности норм налогового права //Финансовое право. 2007. №2.

21. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - М., 2004.

22. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М., 2004.

23. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. - М., 1997.

24. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая / под общ. ред. В.И. Слома, А.М. Макарова. - М., 2000.- 518 с.

25. Рукавишникова И.В. Метод финансового права: Монография. - М., 2004.

26. Тотьев К. Проблемы стабилизации налогового регулирования (зарубежная и российская практика) // Законодательство и экономика. 1999. № 8.

27. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М., 2004.- 536 с.

28. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М., 2000.

Судебная практика

29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П "О проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // Российская газета. 2005. N 159(3828). 22 июля.

30. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.03 N 12-П по делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" // Российская газета. №150. 2003. 29 июля.

31. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Российская газета. №247. 1996. 26 дек.

32. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г.// Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.

33. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7.


[1] п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. 2001. № 7.

[2] Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. - М., 1997. - С. 12.

[3] Орлов М.Ю. Особенности норм налогового права //Финансовое право. - 2007.  - №2. - С. 22.

[4] Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. - М. 2003. - С. 128.

[5] Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России: Учебник. - М. 2001. - С. 12-13.

[6] Демин А.В. Налоговое право: Учебное пособие. - Красноярск, 2006. - С. 20.

[7] Демин А.В. Налоговое право: Учебное пособие. - Красноярск, 2006. - С. 21.

[8] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – М., 2005. – С. 46, 47.

[9] См.: Грачева Е.Ю. Налоговые правоотношения // Финансовое право. - М.: Юристъ, 2000. - С. 290, 291; Кучеров И.И. Налоговое право. Курс лекций. - М., 2001. - С. 87; Химичева Н.И. Финансовые правоотношения, их особенности и виды. // Финансовое право. М.: Юристъ, 2001. - С. 60 - 62.

[10] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. – М., 2005. – С.191.

[11] Брызгалин А.В. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения. Финансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В.Карасева. - М., 2004. - С.334.

[12] См.: Бачурин Д.Г. Налоговый процесс как внутриотраслевой институт налогового права //Российский юридический журнал. - 2001. - №2. - С.85.

[13] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М., 2000. - С. 227.

[14] Винницкий Д.В. Налоговое право Российской Федерации и отраслевая налоговая правосубъектность //Российский юридический журнал. - 2001. - №1. - С. 23.

[15] Демин А.В. Указ. соч., С. 34.

[16] Рукавишникова И.В. Метод финансового права. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. 2004. Саратов. С. 17.

[17] Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 г.// Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.

[18] См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С. 13.

[19] См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Указ. соч. С.18.

[20] Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб. 2003. С. 139.

[21] Брызгалин А.В. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения. Финансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В.Карасева. М., 2004. С.334.

[22] Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. - М., 2004. - С.366.

[23] См.: Брызгалин А.В, Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. - 2000. - № 6.

[24] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Российская газета. №247. 1996. 26 дек.

[25] См: Химичева Н.И. Финансовое право в системе российского права. Финансовое право: Учебник /Отв. ред.
Н.И.Химичева. - М., 1999. - С.43; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М., 2001. - С.246; Рукавишникова И.В. Метод финансового права: Монография. - М., 2004. - С.201-206.

[26] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М., 2004. - С.111.

[27] Брызгалин А.В. Налоговое право и налоговое законодательство России // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М., 2004. - С.335.

[28] Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй. М., 2005. С.5.

[29] Ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31.07.98 № 147-ФЗ, а также ст. 29 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000 № 118-ФЗ // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс».

[30] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 362.

[31] Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): Учебное пособие / Сост. С.Д.Шаталов. М., 2001. С.29.

[32] Кузнеченкова В.Е. Налоговый процесс: современная концепция правового регулирования. Автореф. дисс… д-ра. юрид. наук. М., 2005. С.19-20.

[33] Постатейный комментарий Налогового кодекса РФ, часть первая / Под. ред. В. И. Слома. - М., 2000. – С.13.

[34] Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. М., 2004. С.335.

[35] Демин А.В. Налоговое право: Учебное пособие. – Красноярск, 2006. – С. 42.

[36] Яковлев В.Ф. Общая часть гражданского права в современном законодательстве и юридической практике. - Свердловск, 1979. - С. 22.

[37] Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М. 2003. - С. 39.

[38] Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой / под общ. ред. М.П. Кочкина. - М, 2004. - С.8.

[39] Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.97 № 5-П // Консультант Плюс: зако­нодательство.

[40] Тотьев К. Проблемы стабилизации налогового регулирования (зарубежная и российская практика) // Законодательство и экономика. - 1999. - № 8.

[41] Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. - 2001. - № 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...