Тема 1. Религиоведение как Наука и учебная дисциплина
Стр 1 из 14Следующая ⇒ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................................................................... 7 Тема 1. Религиоведение как наука и учебная дисциплина........................ 8 Тема 2. Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии 18 Тема 3. Религиозные системы Древнего мира........................................... 35 Тема 4. Национальные религии.................................................................. 46 Тема 5. Буддизм: история и современность............................................... 60 Тема 6. Христианство: истоки, эволюция исовременное положение........ 68 Тема 7. Православие................................................................................... 82 Тема 8. Католицизм..................................................................................... 94 Тема 9. Протестантизм............................................................................... 106 Тема 10. Ислам........................................................................................... 125 Тема 11. Современные нетрадиционные религии Тема 12. Религия в Украине. Современное положение христианства в Украине 146 Тема 13. Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине...................................................................................................................... 158 Тема 14. Религиозное сознание и проблемы современной социальной теории 166 Литература................................................................................................... 172 ВВЕДЕНИЕ
«Бог умер», - сказал Фридрих Ницше. XXI век будет религиозным или не будет вовсе», — сказал Андре Мальро. Независимо от того, верит ли человек в Бога, стремление понять бесконечность, смысл жизни, причины несправедливостей и страданий, надежда на продолжение существования после смерти остаётся главными составляющими человеческого духа. Трудно дать определение, что есть религия, но одно можно сказать определённо: вера в сверхъестественное есть универсальная характеристика всех ранних форм общественной жизни, и она сохраняется до наших дней.
Религия - это, прежде всего факт социальной жизни и, согласно одному из определений, представляет собой систему символов, действующих с целью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные. Функция религии в обществе рассматривается как соединяющая сила для членов группы, будь это домохозяйство, клан, племенной союз или современное государство. Тем самым религия, наряду, например, с государством, политикой и правом, выступает как один из фундаментальных факторов стабильности и социального порядка, а изучение мира религиозного — обязательным компонентом подготовки будущих специалистов в самых разнообразных отраслях знания. Тема 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Тяга человека к познанию природы, общества, самого себя среди явлений окружающего мира неисчерпаема и вечна. Есть знания, необходимые каждому специалисту для успешной деятельности в конкретной отрасли, а есть понятия, идеи, теории, усвоение которых имеет важное значение для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной природы. Одной из наук, которая содержит такие знания, есть религиоведение. Научное религиоведение является комплексом теоретических взглядов на религиозное сознание как форму общественного сознания, на социальную природу и роль религии, закономерности ее возникновения и развития. Религиоведение - это гуманитарная наука, которая исследует социально-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности ее воздействия на верующих.
Исторические истоки религиоведения восходят к периоду античности. Так, еще в середине 1 тыс. до н. э. греческие философы обратили внимание на то, что люди выдумали своих богов для того, чтобы внушить человеку страх и заставить его соблюдать законы. Демокрит считал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. Евгемер выдвинул теорию о происхождении религии из почитания и обожествления древнейших царей, где боги и герои — то обожествленные великие люди прошлого, а мифы — фантастическое изложение реальных событий прошлого. Возникновение христианства покончило с практикой античного вольнодумства, вплоть до эпохи Возрождения. Крупнейшие мыслители Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза возродили традиции вольнодумства на новом, более высоком, уровне и много сделали для того, чтобы объяснить, что представляет собой религия, каковы её сущностные характеристики. Большое влияние на становление религиоведения оказали также французские материалисты XVIII в. и немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах. Как отрасль гуманитарного знания, религиоведение возникло в Европе во второй половине XIX в. на стыке философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики, имея своей целью не апологию конкретных религиозных догматов, а непредвзятое исследование религий мира. На рубеже XIX - XX вв. внутри религиоведения сформировались относительно самостоятельные дисциплины: философия религии, история религии, психология религии, социология религии, окончательно утвердился круг проблем их исследования. В XX в. лекции по религиоведению стали читать во всех крупных учебных заведениях стран Европы и Америки, а научные разработки религиоведения стали использовать не только светские ученые, либеральные теологи, но и религиозные ортодоксы. Предметом религиоведения является анализ объективных закономерностей возникновения, становления и развития религий, их функционирования, структура и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими отраслями знаний.
Предмет религиоведения постоянно развивается и изменяется с течением времени, по мере накопления новых фактов и их осмысления. Главным при этом является разработка наиболее универсальных понятий и теорий науки о религии. При исследовании религий религиоведение опирается на данные различных естественных и обществоведческих наук, особенно на достижения современной научно-технической революции. Религиоведение выступает целостной и одновременно многодисциплинарной отраслью гуманитарного знания, объединяя в себе ряд разделов и структурных систем. Философия религии изучает основные религиозно-философские идеи в их историческом развитии, разнообразные концепции, которые интерпретируют религию под углом зрения герменевтики, феноменологии, экзистенциализма, материализма, прагматизма, позитивизма, психоанализа. История религии изучает становление и развитие религии от возникновения примитивных верований, первичных религиозных форм до становления и развития национальных и мировых религий. Психология религии исследует истоки религиозного феномена, психологию верующих, изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений, их направленность, место и роль в религиозном комплексе, влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Социология религии рассматривает религию как общественное явление, общественные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структуру, место, функции и роль в общественной системе, воздействие на различные элементы социальной системы, использование религиозного фактора в различных социальных обстоятельствах. Футорология религии рассматривает перспективы социальных процессов, связанных с тенденциями религии в будущем. Феноменология религии осуществляет систематическое описание религиозных явлений, классифицирует их на основе сравнения. Религиозная антропология исследует человека в контексте религиозного мировоззрения на основе единства духовного и телесного начал у человеческого индивида.
Религиозная культурология исследует религиозное искусство в практике богослужения конкретных религиозных систем. География религии рассматривает знания о территориальной организации мировых, региональных религий в историческом аспекте и на современном этапе. Вольнодумство по отношению к религии изучает происхождение, и смысл свободной мысли, закономерность ее развития, функции в обществе и жизни личности, ее различные проявления, историю, типы и этапы развития, проявление ее в разных эпохах в народном сознании, науке, морали, политике, искусстве, философии, теологии. В процессе исследования религии используются разнообразные методы познания: общефилософский, социологический, теоретический, эмпирический. Чаще всего осуществляют интегрирование индивидуальных методов и приемов, что открывает широкие познавательные и исследовательские возможности. Генетический метод ставит цель воспроизвести развитие религии на всех ее этапах, начиная с начальной фазы. Здесь большое внимание уделяется поиску и установлению промежуточных звеньев в цепи ее эволюции. Но чем глубже исследователь опускается к истокам религии, тем меньше в его распоряжении оказывается фактического материала. В этом случае историзм выступает в форме актуализма, т. е. изучения прошлого через познание настоящего. Исторический метод предусматривает изучение религий в процессе их возникновения, становления и развития, а также взаимодействие в этом процессе закономерностей истории и конкретных обстоятельств. Сравнительно-исторический метод использует сравнительно-исторические исследования: сравнение различных этапов развития одной религии в различные периоды времени, различных религий, существующих одновременно, но пребывающих на различных этапах развития, реконструкцию тенденций развития. На основе сравнительного анализа сформировалась специальная отрасль исследования — сравнительное религиоведение. Структурно-функциональный метод направлен на раскрытие структуры и функционирования религий, религиозных организаций, культов. Выделение элементов религиозных систем, сравнение с другими элементами и системой вообще дает возможность глубже познать особенности их функционирования. Религия в этом случае выступает подсистемой. Социологический метод дает широкие возможности познания религии как определенной социальной системы, социальной подсистемы, которая является объектом внешних воздействий и одновременно субъектом воздействий на разные социальные группы, институты, на бытие людей. Социологический анализ раскрывает механизм функционирования религиозных верований и учений в разных социальных группах верующих, освещает главные тенденции развития религиозных ситуаций с учетом воздействия различных социальных факторов.
Типологический метод позволяет охарактеризовать исторические типы религии, а также типы вольнодумства. С помощью процедур разделения и группирования объектов формируются стойкие статистические группы признаков. Неизменяемость признаков определенного объекта является основанием для отнесения его к соответствующему типу. Казуальный метод способствует познанию причинно-следственных связей возникновения и эволюции различных религиозных явлений. Главным вопросом казуального метода является вопрос: «Почему религия не может быть понята через саму себя, почему она не есть причина самой себя?» Этот метод помогает познать разные религиозные и нерелигиозные формы, анализируя отношения людей в процессе их жизнедеятельности. Философско-логический метод исследует процесс отображения религии в сознании человека, формирование духовных ценностей, религиозных символов и понятий на основе рассмотрения религии как объекта философских знаний, социально-духовного феномена общества. При таком анализе объектом исследования является не только сама религия, а и природная и социальная среда, которые воздействуют на ее формирование. Учения о религии подразделяются на религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные); на нормативные, дескриптивные и исторические. Религиозные учения представляют собой направления, представленные теологами и исследователями, основывающимися на религиозном мировоззрении. Они считают, что в основе понимания религии должна быть религиозная вера, а знание сути религии возможно лишь для верующего человека. Личный религиозный опыт исследователя может дать уникальный материал для развития религиозного познания, но, стоит подчеркнуть, что результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации. Нерелигиозные учения базируются на противоположных мировоззренческих принципах, используя достижения науки, они имеют возможность успешно познавать различные феномены и сущность религии. Здесь отсутствие религиозной веры заполняется фундаментальным религиозным образованием. Нормативные исследования связаны с анализом истинности постулатов религии, ценностей, которые она проповедует, и т. п. Дескриптивно исторические исследования рассматривают структуру религии, ее историческое развитие. Эти исследования не оперируют оценочными суждениями относительно конкретных аспектов религиозных доктрин. Религиоведение сформировалось на основе дескриптивного подхода, т. е. имеет тенденцию к максимально допустимой объективности в отличие от дисциплин теологического цикла, которые характеризуются нормативным подходом к предмету. В наше время в изучении религии преобладает дескриптивный подход. Религиоведение не ставит целью согласовать взгляды на религию верующего и неверующего или верующих разных конфессий. Оно дает определенный объем научных знаний и ставит целью научить самостоятельно и объективно оценивать религиозные явления, религию как общественный феномен, события, происходящие в религиозной жизни конкретного общества. Поэтому в своих исследованиях оно использует общенаучные и специфические принципы. Принцип объективности предусматривает строгую объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, неприятие абстрактных стереотипов, представления в чёрно-белых тонах явления религии или вольнодумства. Объективность требует научно обоснованных положений, установленных фактов, уклонения от тенденциозности. Культурологический принцип дает возможность рассматривать религию и вольнодумство в контексте развития духовной культуры, в историческом и современном аспектах, в различных формах их проявлений. Антропологический принцип сосредоточивает внимание на анализе мировоззренческих вопросов в аспекте проблем бытия человека, в сути, цели и содержании его жизни, смерти и бессмертия, то есть в русле философской антропологии. Принцип толерантности и терпимости предусматривает диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Это относится к выяснению основ бытия природы, общества, человека, космоса, биосферы, экономики, политики, права, морали, искусства, психики и т. д. Исходные основания религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны. Рознятся в них и пояснения процессов и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические, экологические, моральные, эстетические, социально-политические и другие идеи, ценности могут быть близкими. Принцип правового обеспечения свободы совести имеет общефилософский, теологический, этический, эстетический, политологический, правоведческий аспекты. Он предусматривает за человеком право исповедовать конкретную религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные культы и соответственно организовывать научные исследования этих явлений и процессов. Анализируя любую форму религии, религиоведение использует: •/ общефилософские и социально-философские категории: бытие, сознание, познание, отображение, символ, истина, фантазия, общество, материальное, духовное, культура, отчуждение; ■S общенаучные термины: структура, система, функция, закон, роль и др. S конкретные научные термины: эпоха, право, иллюзия, вера, чувства, настроение, страдание, общение, жизнь, смерть; *f специальные религиозные термины: религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва, теизм, деизм, пантеизм, скептицизм, атеизм и др. Особое место занимают термины: Бог, ангел, рай, ад, провидение, карма, сансара и т. п., которые в науке имеют часто другое значение, чем в религии; ■s термины, обозначающие процессы трансформации религии: сакрализация, секуляризация, эволюция религии, церквообразование, детеоло-гизация, демифологизация и др. Контрольные вопросы □ Сформулируйте понятие «религиоведение», определите его предмет. □ Определите структуру религиоведения. □ Почему религиоведение является составной частью гуманитарного образования. □ Объясните практическое значение курса религиоведения. □ В чем заключается мировоззренческое значение религиоведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|