Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии




 

Слово «религия» в переводе с латинского языка означает «набожность», «благочестие», «святыня», «предмет культа». Религия - одна из форм общественного сознания, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и той или иной разновидности сверхъестественного. Вера в сверхъестественное - главный признак религии. Поэтому религию часто определяют как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог», «сверхъестественное». «Бог» - верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в этом мире происходит. «Сверхъестественное» - под этим понятием понимается все, что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин. Верующие представляют себе сверхъестественное не только в виде сверхъестественных существ (боги, духи), но также и в виде сверхъестественных объектов (рай, ад), процессов (сотворение мира, воскрешение мертвых), свойств реальных объектов (чудотворные иконы, способность реликвий; влиять на людей) отношении (связь между молитвой и ожидаемым результатом

Религиозная вера занимает особое место в религии и психике ее носителей. Поскольку ее предметом является нечто трансцендентное (потустороннее - находящееся вне материального мира) постольку она не подлежит, по мнению верующего человека, эмпирической проверке, не включена в общую систему познания и практики. Так немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) считал что существование Бога нельзя с помощью логики ни доказать, ни опровергнуть. При этом следует подчеркнуть, что религиозная вера является главнейшим условием существования любой религии но вера в сверхъестественное может существовать и вне конкретной религии (пример: эзотерические учения и объединения).

Религиозные представления возникают в эпоху верхнего палеолита, примерно 40 тыс. лет назад Феномен религии непосредственно связан с завершением процесса антропогенеза, с появлением и развитием человеческого интеллекта, речевой деятельности. Поэтому религия, с одной стороны как бы отделяет человека от животного, а с другой - является обязательным элементом развития и становления человеческой цивилизации. По мере усложнения устройства человеческого общества соответственно видоизменяются и усложняются религиозные представления.

Религии возникают и существуют в результате действия целого комплекса причин. Совокупность причин, породивших и поддерживающих существование религии, называют корнями религии. Различают социальные (общественные), гносеологические (познавательные) и психологические (эмоциональные) корни религии.

Социальные корни религии — это породившие и поддерживающие существование религии особенности практической деятельности людей. Главным социальным корнем является относительная слабость человеческой практики, то есть неспособность людей своим трудом и своими поступками устранить нежелательные для себя явления (голод, нищету, эксплуатацию, угнетение др.), по-разному проявляющаяся в первобытном и классово антагонистическом обществе. В первобытном обществе — это главным образом бессилие по отношению к природе, а в антагонистическом обществе — по отношению к эксплуатации и политическому гнету. Важным социальным корнем, имевшим место в различные периоды истории, является также бессилие людей перед стихийными социальными законами. К социальным корням религии относятся и конкретные общественные явления, по отношению к которым проявляется бессилие масс: войны, нищета, кризисы и др.

Социальные корни религии являются главными, определяющими. Это значит, что они обусловливают существование как гносеологических, так психологических корней.

Под гносеологическими корнями религии понимаются породившие и поддерживающие существование ее особенности познавательной деятельности людей. Главным гносеологическим корнем религии является ограниченность знаний людей о природе и обществе, что оставляет место для различных фантазий и измышлений. Другим гносеологически корнем религии является сложность процесса познания, в котором возможны ошибки и заблуждения, многие из которых становятся религиозной фантазией. Еще один гносеологический корень религии - способность к абстрактному мышлению: умение мысленно расчленять предметы на части, отделять свойства от предметов, находить общее в разных предметах и т. п. Например, наблюдая за больными, первобытные люди выработали понятие «болезнь», которое является абстракцией свойства человека «болеть». Однако понятие «болезнь» стало восприниматься как самостоятельное существо (дух), которое якобы то входит в организм, то удаляется от него.

Психологические корни религии - это такие особенности эмоциональной деятельности людей, как чувство страха и переживание страдания (горя). Они становятся источниками религии только тогда, когда занимают устойчивое положение в психике, вызываются сравнительно часто и переживаются глубоко. Давно подмечено, что в кризисные периоды жизни общества усиливаются всплески религиозности населения.

Собственно, изучение религии как предмета религиоведения начинается на рубеже XVIII XIX вв., когда появляются исследования Ш. Дюпюи, ученых мифологической школы (братьев Я. и В. Гримм, М. Мюллер, А. Кун, В. Шварца, А. Н. Афанасьева, А. А. Потебни и др.), которые объясняли возникновение религии олицетворением древних астрально-мифологических культов. Наиболее весомый вклад в религиоведение сделали в XIX - XX вв. представители антропологической школы, предтечей которых был Л. Фейербах. Виднейшим ученым атропологической школы был Э. Тейлор; который утверждал, что религиозные представления создаются силой сознания и эмоций. Атропологи-эволюционисты развили теорию Тейлора, уточняя ее положения в трудах Д. Фрезера, Л. Леви-Брюля, Дж. Хыоитта,Р. Маретт, К. Прейсс и других.

В XX веке развиваются идеи прамонотеизма в трудах католического священника В. Шмидта, а также появляются работы 3. Фрейда, где религия рассматривается как следствие сублимации навязчивых желаний. Получают развитие социологическая школа Э. Дюркгейма, объявившего религию общественным явлением, а также прагматическое направление в США (Д. Дьюи, У. Джельс и др). Из современных ученых второй половины XX века наиболее известным является философ-структуралист Клод Леви-Стросс, трактующий религию как феномен человеческой цивилизации.

Религия представляет собой сложное социальное явление. В его структуре обычно выделяют элементы: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозную деятельность, религиозные организации. Религиозное сознание — это форма общественного сознания, совокупность идей, мифов, догм, взглядов, представлений, чувств, эмоций, традиций и обычаев, в которых отображаются окружающий мир через представления о сверхъестественном. Главным специфическим признаком религиозного сознания является религиозная вера, особенностью которой является бездоказательное признание истинности религиозного учения, существо­вания сверхъестественных сил, абсолюта (Бога).

Аспектами религиозного сознания являются религиозная идеология и религиозная психология, в совокупности и определяющие сущность религиозного сознания.

Религиозная идеология — это более или менее стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, догматов, утверждений, предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и представлений о мире в целом, а также о различных сторонах бытия — природы, общества, человека.

Религиозная психология есть совокупность чувств (страх, благоговение, радость и т. п.) несистематизированных религиозных представлений, идей, образов, настроений, переживаний, привычек, через призму которых верующие в иллюзорной форме оценивают, осмысливают, воспринимают окружающий мир и собственное бытие, определяют свое отношение к ним.

Религиозное сознание проявляется на обыденном и теоретическом уровнях. Обыденное религиозное сознание считается низшим уровнем. Оно представляет собой совокупность присущих массе рядовых верующих (мирян) образов, представлений, чувств и т. д., связанных с определенной системой идей, и при этом формируется в значительной мере стихийно, под влиянием конкретных социальных условий жизни. Теоретическое религиозное сознание (высший уровень) представляет собой более или менее стройную систему взглядов, идей, концепций, теорий, разработкой и пропагандой которых занимаются профессиональные служители культа. Среди последних выделяются богословы — люди, разрабатывающие различные теории в защиту религии. Обыденное религиозное сознание и теоретическое взаимодействуют между собой. В сознании рядовых верующих появляются многие понятия, выработанные богословами, а в богословских теориях — образы, созданные религиозной фантазией рядовых верующих.

Религиозные отношения представляют собой отношения между людьми в процессе культовых действий. Они выступают как отношения верующих друг с другом и как отношения их с Богом. Характер этих отношений определяется существом вероучения данной религии и соответствующими предписаниями.

Религиозная деятельность является практически-духовным освоением действительности, включающим культовую и внекультовую деятельность.

Религиозный культ — это совокупность религиозных действий людей, а также материальные условия этих действий, основывающиеся на определенных религиозных представлениях и чувствах, целью которых является установление конкретных взаимоотношений людей со сверхъестественными объектами, а также стремление повлиять на них в желательном для себя направлении. Религиозный культ включает в себя различные компоненты: содержание — собственно действия, выражающиеся прежде всего в магии (колдовстве) и умилостивлении сверхъестественного; объекты — сверхъестественные существа и материальные предметы со сверхъестественными свойствами; субъекты — верующие индивиды и религиозные группы, куда входят руководители (шаман, жрец, священник, проповедник и т. д.) и группа рядовых верующих; элементы — молитвы, обряды, проповедь, богослужения, праздники и пр.; средства — храмы, религиозное искусство (живопись, скульптура, музыка), различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, специфические одежды и т. п.)

Внекультовая религиозная деятельность имеет две стороны: духовную и практическую. Духовная деятельность проявляется в производстве религиозных идей, разработке и обновлении сторон вероучения, осуществляемых богословами и светскими теоретиками. Практическая внекультовая деятельность включает в себя миссионерство, работу религиозных соборов, преподавание богословских дисциплин, всякую практическую деятельность в защиту религии.

Религиозные организации — объединения людей на основе общих верований, интересов и культа. Они представляют собой систему учреждений и форм деятельности, на основе которых осуществляется практическая религиозная деятельность. В зависимости от характера и специфики каждая религия может иметь свои особенности организации. Пер­вичным и наиболее распространенным элементом религиозной организации является религиозная община, объединяющая рядовых верующих и профессиональных служителей культа. Именно здесь осуществляется практическая религиозно-культовая деятельность. Религиозные общины могут существовать как самостоятельно, так и объединяться в сложные религиозные объединения.

В зависимости от сложности организационных институтов религий выделяют четыре основные типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ, деноминацию.

Церковь — автономная религиозная организация, имеющая сложную, строго централизованную, иерархически построенную систему взаимоотношений священнослужителей и верующих. Обязательным признаком церкви является наличие единого руководящего центра, который определяет все стороны религиозной деятельности.

Секта (лат. — замкнутая группа) — объединение верующих, противопоставляющих себя официальному религиозному учению на основе изменения вероучения и культа.

Харазматический культ — одна из разновидностей секты, которая создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, наделяемой сверхъестественными качествами (Бог, посланник Бога, пророк). Приверженцы считают, что благодаря исполнению предписаний получат харизму — особую силу, способности от Бога. Жизнь и религиозная деятельность членов секты и харизматических культов носит замкнутый характер.

Деноминация — переходный тип религиозной организации, который в зависимости от характера возникновения и направленности имеет черты церкви и секты.

Религия как элемент социальной системы играет определенную роль в обществе и выполняет ряд функций.

Функция религии — способы, характер, направление воздействия религии на общество в целом и на отдельные его элементы.

Компенсаторная (или иллюзорно-компенсаторная) функция проявляется в том, что религия пытается психологическими средствами восполнить, возместить человеку то, что он хотел бы иметь в жизни, но в силу определенных обстоятельств не имеет. Эта функция направлена на утешение верующего, облегчения его страдания, создание определенной уверенности в перспективе.

Мировоззренческая функция проявляется в том, что религия на основе своего вероучения формирует определенное целостное миропонимание, мироощущение, оценку мира, отношение к миру сквозь призму веры в Бога.

Регулятивная функция заключается в способности религии через систему выработанных ею норм, предписаний, установок регулировать поведение, взаимоотношения, действия верующих.

Коммуникативная функция реализуется через характер общения верующих между собой и с Богом, определяемый сутью вероучения и его сторонами. Здесь общение имеет вертикальный (общение с Богом) и горизонтальный (общение верующих между собой) аспекты проявления.

Интегрирующая функция проявляется в том, что религия с помощью своих институтов и на основе религиозных норм поведения выступает средством идейного объединения людей путем создания чувства единства в религиозной вере. Тем самым религия способствует стабильности данного общества и поддерживает свое собственное существование.

Кроме основных, религия может в разное время выполнять и нерелигиозные функции: политическую, воспитательную, экономическую, культурно-просветительную, терапевтическую и т. п.

История развития религий дает большое количество их проявлений. Единых критериев систематизации религий в религиоведении нет. В то же время для сопоставления религий и их анализа необходимы определенные основания, базирующиеся на наиболее общих признаках. Главные разновидности (виды) религий:

Ранние формы — религии, порожденные первобытнообщинным строем (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и т. д., языческие по своему содержанию). Термин «языческий» не имеет конкретного содержания. Чаще всего им обозначаются религии, не имеющие письменных источников вероучения, где религиозная традиция передается в форме мифов, былин, сказок.

Зооморфные религии — такие, в которых боги и духи изображаются в виде животных или с элементами животных (родоплеменные, частично национальные).

Антропоморфные религии — в них боги и духи изображаются в виде человека (большинство национальных религий, все мировые религии).

Политеистические религии предполагают поклонение, осуществляемое одновременно различным богам (родоплеменные и почти все национальные, кроме иудаизма и сикхизма).

Монотеистические религии — поклонение единому Богу (Христианство, Ислам, Иудаизм).

Могут быть переходные формы между зооморфизмом и антропоморфизмом, а также между политеизмом и монотеизмом.

Синкретические религии — те, которые образовались в результате заимствований из различных религий или путем срастания, объединения с другими религиями (Синтоизм).

Наиболее распространена в религиоведении сле­дующая типология религий.

1.Ранние формы религий (родоплеменннные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, анимализм, аниматизм, шаманство, культ природы, культ предков.

2.Национальные религии:

а) ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия Двуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др.;

б) поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм.

3. Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам.

4. Нетрадиционные религии, новые религиозные движения: неохристианство, религии ориенталистского направления (ориентированные на религиозные традиции Востока), синтетические религии (объединяющие в себе несколько религиозных систем), эзотерические объединения (основанные на вере в существование сверхъестественного мира), неоязычество, сайентологические дви-

Магия (колдовство, волшебство) - вера в cушествование сверхъестественных средств воздействия на мир, способность человека к подобным воздействиям и сами эти действия. Существуют разновидности магических действий, связанные с различными сторонами жизнедеятельности коллектива, «дополняющие» практическую деятельность хозяйственная магия, промысловая, метеорологическая, лечебная и предохранительная вредоносная, военная, любовная, прочие виды магии. По способам магических действий выделяют следующие формы: контактную магию, инициальную парциальную, имитативную, вербальную катартическую и др. Особой разновидностью предохра как элемент современных религий (молитвы обряды, таинства) и в самостоятельной форме  Фетишизм (от португ. - зачарованная вещь) - вера, в существование сверхъестественных свойств у материальных объектов. Фетишами называют предметы, которым верующие люди приписывают магические свойства, способные влиять на ход событий и процессов. По сравнению с магией фети­шизм является более сложной формой религии, он дополняет и усиливает магию, добавляя материальные средства воздействия на сверхъестественное. Фетишизм проявился в создании идолов - предметов поклонения, создаваемых из различных материалов, и разного рода амулетов и талисманов.

Амулет — средство личной защиты, талисман — предмет, которому приписывается способность влиять на события в перспективе. В современных религиях фетишизм сохранился в виде почитания священных предметов (кресты, иконы и т. п.). Как самостоятельная форма проявляется в виде почитания талисманов и амулетов (ладанки, кулоны, подковы, «счастливые» билеты).

Анимизм (от лат. - душа) - вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников. Менее могущественные двойники называются «душами», более могущественные — «духами». В анимизме мир разделяется на части: мир реальных объектов как бы дополняется миром духовных существ. У многих народов главными двойниками считались души умерших родственников, которые невидимы, неощущаемы и живут самостоятельно после смерти, но могут влиять на жизнь людей. В современных религиях анимизм занимает очень большое место. Все религиозные представления о сверхъестественных сущностях (Бог, ангел, дьявол и т. п.) по своей сути представляют усложненный анимизм. Самостоятельно анимизм присутствует в бытовой вере в приведения и в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших при помощи определенных методов и средств).

Анимализм (от лат. — животное) — совокупность магических обрядов и верований, в основе которых лежат представления о животных и растениях как о покровителях рода. Происхождение анимализма связано с представлениями о том, что растение и животные могут влиять магическим образом на жизнь людей, последние должны им поклоняться и задабривать. Остатки анимализма проявляются в виде зооморфизма в политеистических и монотеистических религиях (Святой Дух в форме голубя, крылья у ангелов и т. п.).

Аниматизм (от лат. - оживленный) - вера в существование психических свойств у природы и ее элементов. Проявляется в наделении всех предметов природы человеческими свойствами.

Тотемизм (от индейского — его род) — вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с определенными видами животных. Тотемами называют животных, которых древние люди считали своими сверхъестественными родственниками и смотрели на них как на защитников, помощников, покровителей. Поэтому родовые коллективы люди называли их именами. Тотемами могли быть не только животные, растения, но и природные явления (солнце, дождь, ветер), от которых зависело благополучие рода, племени.

В условиях ранних родоплеменных отношений тотемизм получает широкое развитие. В нем появляется ритуал (совокупность и последовательность действий, направленных на сверхъестественное), идолы (изображения тотемов), усложняется система табу, обрядов. Тотемизм в качестве элемента вошел во все религии. Например, в религиях Юго-Восточной Азии и Африки «священными животными» являются коровы, змеи, обезьяны, слоны и т. п.; в христианстве святой дух изображается в виде голубя, во время таинства причастия хлеб и вино ассоциируется с телом и кровью Христа.

Земледельческий культ представляет собой преимущественное поклонение двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожай. Возникает с развитием земледелия и соответствует позднему матриархату. Центральными объектами почитания стали духи земли, воды, солнца, зерна, растений, дождя, ветра, града, молнии. Возникает система умилостивления духов, выражающаяся в жертвоприношениях, вплоть до человеческих. Воз­никает культ женских и мужских духов, поскольку погодные условия внешне часто приходят с неба (солнце, дождь, град, молния), то и «обитель» духов переместилась с земли на небо — отсюда начало представлений о «царстве небесном».

Земледельческий культ широко представлен в современных религиях. Так, многие христианские святые являются покровителями сфер сельскохозяйственной деятельности, многие праздники в христианстве связаны с земледелием (пасха — от древнего праздника воскресения духа зерна).

С переходом к патриархату (около 6 тыс. лет назад) возникает другая форма религии - шаманизм. Шаманизм — особая форма религии, состоящая в выделении в обществе определенных лиц - шаманов, которым приписывается способность путем искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в непосредственное общение с духами, то есть это особая медитативная «посредническая» религиозная система общения между людьми и духами. Обычный ритуал действия шамана так называем камлания - исступленная пляска под действием опьяняющих снадобий сопровождаемая пением, ударами в бубен, манипуляцией фетишами и т. д. Камлание - способ общения с духами, которое достигается либо путем вселения духов в тело или бубен шамана, либо путем «путешествия» в царство духов. Цель шаманских действии - лечение людей, животных, борьба с разными несчастьями, гадания. Одной из характерных особенностей шаманизма является своеобразная шаманская демонология - вера в многочисленных духов и особая мистическая практика общения с ними.

Элементы шаманизма существуют во всех религиях: это и профессиональные служители культа и представления об особых отношениях священников с Богом, и экзальтация некоторых культовых действий.

Контрольные вопросы

□ Определите понятие «религия».

□ Как вы понимаете положение о том что религия имеет исторический характер.

□ Охарактеризуйте основные типы и формы

□ Назовите основные элементы религии и охарактеризуйте ее сущностные стороны.

□ Определите понятие «религиозная вера» и разъясните его содержание.

□ Охарактеризуйте основные функции религии.

□ Дайте общую характеристику корней религии.

□ Назовите и опишите ранние формы религии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...