Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По итогам контрольной работы (часть 2,3) подготовить психокоррекционные упражнения и психогимнастические этюды, которые можно использовать на занятии.




Семестр

Методические указания к практическим и лабораторным занятиям

Практическое занятие № 1

Тема:Диагностические методики, процедура их проведения и интерпретация показателей.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие теста, формы психологического тестирования (стандартизированные и поуровневые). Особенности и возможности проведения тестирования по каждой форме в ДОУ. Примеры тестов обычной стандартизации и поуровневого тестирования. Особенности интерпретации показателей.

2. Проективные методики, особенности их предъявления, возможности использования в ДОУ. Рисуночные методики как вариант проективных методик, особенности их использования. Примеры методик. Особенности интерпретации показателей.

3. Наблюдение как основной метод в детской практической психологии. Принципы наблюдения. Формализация метода. Возможности использования в ДОУ.

4. Анкетирование, правила построения опросников-анкет. Метод интервью. Возможности использования в ДОУ.

5. Беседа, особенности проведения беседы с детьми.

Литература

1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002. – 687 с.

2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.

3. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д.
Марцинковской - М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

4. Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Н.Б. Венгер; под общ. ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978. – 248 с.

5. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении: руководство для практического психолога / под ред. Л. А. Венгера. - М.: Новая школа, 1993. – 31 с.

6. Немов, Р.С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. -

Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 1995. – 512 с.

7. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

8. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / О.М. Дьяченко, Т.М. Лаврентьева, Е.Л. Агеева; под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

9. Психологическая диагностика детей и подростков: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.

10. Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. М.К. Акимовой. – СПб: Питер, 2005. – 302 с.

11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. - М.: Владос, 2004. –

Кн. 1. Система работы с детьми разного возраста. – 2004. – 384 с.

Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.–2004.–480 с.

12. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: Владос, 2005. – 158 с.

13. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.

Практическое занятие №2,3

Тема:Методы коррекционно-развивающей работы с детьми.

Вопросы для обсуждения

 

1. Игровая коррекция поведения.

2. Сказкотерапия.

3. Куклотерапия.

4. Музыкотерапия.

5. Библиотерапия.

6. Танцевальная терапия.

7. Проективный рисунок.

8. Психогимнастика.

 

Выступления должны быть выстроены по следующему плану:

· Сущность данного метода;

· Категории детей, с которыми возможно использование данного метода;

· Структура занятия в рамках выбранного метода,

· Возможности применения воспитателем ДОУ.

Литература

1. Каган, В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В.Е. Каган. – СПб.: Фолиант, 1996. – 156 с.

2. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа / Лютова Е.К., Монина Г.Б. –СПб.: Речь, 2005.–190 с.

3. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.

4. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 442 с.

5. Орел, В.Е. Программа анималотерапии для дошкольников / В.Е. Орел. – Ярославль:Научно-производственный центр «Психодиагностика»,1999.–26 с.

6. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 509 с.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. - М.: Владос, 2004.

Кн.1. Система работы с детьми разного возраста. – 2004. – 384 с.

Кн 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 2004. – 480 с.

8. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В.Савенкова. – М.: Новая школа, 1995.–144 с.

9. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. – 158 с.

10. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995. – 15 с.

 

Практическое занятие № 4,5

 

Тема:Коррекционно-развивающая работа с различными группами детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в развитии.

Вопросы для обсуждения

1. Дети с синдромом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью): причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям

2. Психология агрессивного поведения. Характеристика видов проявлений агрессивности. Причины/факторы риска проявления агрессии, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция. Рекомендации родителям и педагогам, работающим с агрессивными детьми.

3. Демонстративность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

4. Детский аутизм: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

5. Замкнутость: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

6. Застенчивость и тревожность: причины/факторы риска, диагностика, особенности проявления, последствия, коррекция, рекомендации родителям.

7. Страхи и их коррекция.

8. Проблема одаренности. Возрастно-психологическая специфика обучения и развития одаренных детей. Трудности одаренных детей, психологическая помощь в их преодолении. Рекомендации педагогам и родителям одаренных детей. Феномен детей-индиго.

9. Феномен детей-индиго: характеристика детей-индиго, проблема выявления детей-индиго, особенности развития детей-индиго, особенности воспитания и создания условий развития детей-индиго

Литература

1. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие / Ю.Д. Бабаева. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 278 с.

2. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д.
Марцинковской - М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

3. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении: руководство для практического психолога / под ред. Л. А. Венгера. - М.: Новая школа, 1993. – 31 с.

4. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детского сада и родителей / А.И. Захаров. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

5. Каган, В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В.Е. Каган. – СПб.: Фолиант, 1996. – 156 с.

6. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.

7. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 442 с.

8. Одаренные дети / Под общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 380 с.

9. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 509 с.

10. Практическая психология образования: учебное пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

11. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / О.М. Дьяченко, Т.М. Лаврентьева, Е.Л. Агеева; под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. - М.: Владос, 2004. –

Кн.1. Система работы с детьми разного возраста. – 2004. – 384 с.

13. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов вузов / А.И.Савенков. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

14. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.

15. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 131 с.

16. Материалы Международной научно-общественной конференции «Дети нового сознания» (8-11 октября 2006 г., г. Москва) http://www.icr.su/rus/conferencies/2006/index.php (о детях индиго)

17. поиск в Интернете книг Ли Кэрролл и Джен Тоубер о детях индиго.

 

 

Лабораторное занятие № 1

Тема:Диагностирование детей дошкольного возраста (круглый стол)

Вопросы для обсуждения*

(во время лабораторной работы обсуждаются результаты выполненной контрольной работы (часть 1))

1. Диагностирование уровня развития восприятия детей дошкольного возраста. Методики: Коробочка форм, Вкладыши, Пирамидка, Мисочки, Конструирование по образцу, Включение в ряд, Эталоны, Разрезные картинки, Перцептивное моделирование и др.

2. Исследования уровня развития мышления. Примеры методик для разного возраста: Пирамидка, Рыбка, Рисунок человека, Схематизация, Классификация по заданному принципу, Дополнение фраз и др. Поуровневые и стандартизированные методики и др.

3. Методики исследования внимания: Найди такую же, Корректурная проба и др.

4. Исследование развития памяти. Примеры методик: 10 предметов, 10 слов, Пиктограмма и др.

5. Исследование уровня воображения. Методики: Дорисовывание фигур, Три желания, Назови картинку и др.

6. Исследование личностных и эмоциональных особенностей: наблюдение, рисуночные методики (Несуществующее животное, Рисунок человека), Лесенка и др.

7. Исследование коммуникативной сферы: Два дома, Капитан корабля, Социометрия, метод наблюдения (параметры), Игровая комната, Картинки с конфликтными ситуациями, Метод проблемных ситуаций и др.

 

* Желательно приводить примеры диагностических методик соответственно каждому возрастному этапу развития ребенка, не ограничиваясь перечисленными.

Литература

· Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с.

· Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д.
Марцинковской - М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

· Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Н.Б. Венгер; под общ. ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978. – 248 с.

· Немов, Р.С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1995. -

o Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 1995. – 512 с.

· Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 256 с.

· Психологическая диагностика детей и подростков: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.

· Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. - М.: Владос, 2004. –

o Кн. 1. Система работы с детьми разного возраста. – 2004. – 384 с.

o Кн. 2. Работа психолога с взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 2004. – 480 с.

· Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: Владос,2005. –158 с.

· Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.

 

Лабораторное занятие № 2

Тема: Организация психокоррекционной работы в ДОУ: принципы построения свободной психокоррекционной программы для детей с проблемами в общении (тренинг)

Занятие-практикум, ведущий – преподаватель, студенты – соучастники. Обсуждение и выявление наиболее оптимальной структуры развивающей и коррекционной работы при использовании игровой коррекции поведения.

По итогам контрольной работы (часть 2,3) подготовить психокоррекционные упражнения и психогимнастические этюды, которые можно использовать на занятии.

Литература

· Каган, В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье / В.Е. Каган. – СПб.: Фолиант, 1996. – 156 с.

· Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа / Лютова Е.К., Монина Г.Б. –СПб.: Речь, 2005.–190 с.

· Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.

· Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 442 с.

· Орел, В.Е. Программа анималотерапии для дошкольников / В.Е. Орел. – Ярославль:Научно-производственный центр «Психодиагностика»,1999.–26 с.

· Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 509 с.

· Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. - М.: Владос, 2004.

o Кн.1. Система работы с детьми разного возраста. – 2004. – 384 с.

· Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В.Савенкова. – М.:Новая школа, 1995. – 144 с.

· Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2005. – 158 с.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...