Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моление о чаше. (Матф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1)




Моление о чаше

(Матф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-42; Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 1)

Как повествует св. Евангелист Иоанн, окончив Свою первосвященническую молитву, " Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, там где был сад, в который вошел Сам и ученики Его". Поток Кедрский, или Кедрон, что значит " черный", был незначительный ручей, который наполнялся водой только после сильных дождей, а в остальное время его русло было сухо или почти сухо. Он протекал Иосафатовой долиной и отделял Иерусалим от Елеона. Св. Иоанн говорит, что за этим потоком был сад, куда вошел Иисус с учениками, но не называет сада по имени и не говорит ничего о том, что происходило до прихода Иуды со стражей. Евангелисты Матфей и Марк называют этот сад Гефсиманией, а Лука указывает его местонахождение на горе Елеонской. Все трое повествуют о молитве Господа в этом Гефсиманском саду. Гефсимания значит жом для выжимания масла. Вероятно, сад был оливковый и здесь приготовлялось оливковое масло. Можно предполагать, что этот сад принадлежал владельцу, расположенному к Господу, ибо, по словам св. Иоанна (18: 2), Господь часто собирался там с учениками, почему Иуда и повел туда стражу в уверенности, что найдет Господа после Тайной Вечери именно там, в чем и не ошибся.

Войдя в сад, Господь остановил учеников, сказав им: " Посидите здесь, пока Я помолюсь", и, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, по словам св. Луки, отошел " на вержение камня" — на такое расстояние, на какое долетает, обыкновенно, брошенный камень, и " начал ужасаться и тосковать". " Душа Моя скорбит смертельно" сказал Он этим Своим ближайшим довереннейшим ученикам: " Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною". Отойдя от них, по словам св. Матфея и св. Марка, " немного", Он пал на лице Свое, преклонив колена, и молился: " Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты". Молитва эта была столь напряженной, что по словам св. Луки, " Был пот Его, как капли крови, падающие на землю". Говорят, что иногда чрезвычайные нравственные страдания вызывают на самом деле такой кровавый пот. Св. Лука говорит, что " явился Ему Ангел с небес и укреплял Его". Бог Отец как бы оставил на время Своего Сына (см. Матф. 27: 46), а потому утешает и ободряет Его Ангел.

О чем так скорбел и тяжко страдал в Гефсиманском саду воплотившийся Сын Божий?

Кто из нас, грешных людей, может осмелится утверждать, что он доподлинно знает все происходившее в чистой и святой душе Богочеловека в эту минуту, когда наступал решительный час предания Его на крестную смерть ради спасения человечества? Но и раньше существовали, и теперь продолжают делаться попытки объяснить причины этих нравственных мук Господа, пережитых Им в эти предсмертные часы в Гефсиманском саду. Самое естественное предположение — это то, что скорбела и страшилась смерти Его человеческая природа. " Смерть вошла в человеческий род не по природе", говорит бл. Феофилакт: " потому человеческая природа боится ее и бежит от нее". Смерть есть следствие греха (Рим. 5: 12, 15), а потому безгрешная природа Богочеловека не должна была бы подлежать смерти. Смерть для нее явление противоестественное: оттого чистая безгрешная природа Христова возмущается против смерти, скорбит и тоскует при виде ее. Эти нравственные страдания Христовы — доказательство наличия двух природ в Нем: Божеской и человеческой, что отрицали еретики-монофизиты, а также и двух воль, что отрицали монофелиты.

Вместе с тем, нравственные страдания эти происходили, несомненно, и от того, что Господь принял на Себя все грехи всего мира и шел на смерть за них: то, что должен был претерпеть весь мир за свои грехи, сосредоточилось теперь на Нем Одном. Не исключена и та возможность, что диавол, отошедший от Него до времени (Лк. 4: 13), теперь вновь приступил к Нему со своими искушениями, пытаясь, хотя и безуспешно, отклонить Его от предстоявшего подвига крестных страданий. Скорбь Христа Спасителя вызывалась также сознанием человеческого ожесточения и неблагодарности Богу.

Первые два Евангелиста говорят, что Господь, восстав от молитвы, дважды подходит к трем ученикам, оставленным недалеко, но вместо того, чтобы найти утешение в их усердии и преданности Ему, готовности бодрствовать с Ним, застает их спящими и кротко упрекает их за это, говоря при этом: " Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, дух бодр, плоть же немощна". Как могло случиться, что ученики уснули в такой момент? Св. Лука объясняет, что они уснули от печали. Жизнь свидетельствует, что сильные переживания действительно производят иногда столь сильное переутомление нервной системы, что человек не в силах бороться со сном. Господь обращается с упреком именно к Петру потому, что он особенно клялся Господу в своей преданности только что, незадолго перед тем. Ученикам предстояло великое искушение, великое испытание их веры, а потому Господь и убеждает их в необходимости бодрствовать и молиться, чтобы преодолеть это искушение. " Дух бодр, плоть же немощна" значит: душа ваша расположена к борьбе с этим искушением и способна побороть его, но человеческая природа немощна и, при ослаблении бодрствования и молитвы, способна к великому падению.

Трижды становился Господь на молитву. В первый раз он молился об отвращении от Него чаши страданий, во второй раз Он изъявил уже прямую покорность воле Божией, и Ему был послан Ангел, чтобы окончательно укрепить Его в этой воле, после чего Он в полной решимости воскликнул: " Да будет воля Твоя". Помолившись в третий раз, Он пришел к ученикам предупредить их о приближении предателя: " Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников", показывая, что не имеет нужды в их помощи. (Когда намерен был предаться, Он говорит: теперь уже спите; или произносит это, чтобы их пристыдить, как бы говоря: вот предатель приблизился; если вам угодно и время позволяет спать, спите, — Блаж. Феофилакт). " В руки грешников", — по мнению св. Златоуста, Господь говорит это для ободрения духа учеников, показывая, что совершающееся над Ним есть дело злобы грешников, а не Его вины в каком-нибудь грехе". " Восстаньте, идем", то есть пойдем навстречу предателю, да совершится то, чему надлежит быть по Писанию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...