Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар

 

Я люблю тебя.

Это значит -

Я желаю тебе добра

В. Тушнова

Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире, самоопределение и самопознание составляют основное содержание психологического развития в период ранней юности [205, 293, 299, 423]. Старшеклассники пытаются определить для себя сущность любви и через любовь понять особенности собственной личности. Первая любовь, наступающая, как правило, именно в период ранней юности, делает старшеклассников особенно сензитивными к данной проблематике. В студенчестве меняется социальная ситуация развития молодых людей: увеличивается свобода, ослабляется родительский надзор, расширяется круг знакомых, возникают стабильные отношения с противоположным полом, связанные с планами создания семьи. Основной психологический конфликт молодых людей в 20-25 лет: близость-изоляция [205, 423]. При его позитивном разрешении, установлении близких, доверительных отношений формируется новое качество личности – любовь.

Кардинально меняется социальная ситуация развития молодых людей в момент создания семьи [414, 422]: процесс выбора партнера завершен, начинается этап создания семейных ценностей, установления семейных ролей, распределения обязанностей. Одной из главных задач молодой семьи является сохранение и развития чувства любви, которое в современных семьях является основным мотивом заключения брака. Итак, выбор трех возрастных групп: старшеклассники, студенты, молодые семейные пары - позволяет отследить динамику представлений о любви при изменении социальной ситуации формирования близких отношений, по мере приобретение человеком жизненного опыта.

На первом этапе исследования испытуемыми являлись старшеклассники школы - гимназии №123 г. Барнаула в количестве 104 человек (9-11 классы различного профиля).

При анализе ментальности старшеклассниц были выявлены три типа мужчин, значимых в близких отношениях: друг, дон жуан, каменная стена.

 

0,760899 0,575172 0,153768 муж
0,675723 0,002423 0,703091 любовник
0,185318 0,249486 0,676070 джентльмен
0,258491 0,007460 0,914088 дон жуан
0,930603 -0,111436 0,322203 романтик
-0,964413 0,041741 -0,056961 деспот
-0,123610 -0,339095 -0,832749 тюфяк
-0,977225 0,175213 0,022178 эгоист
0,944931 0,023638 0,269067 друг
0,004200 0,841513 0, 198073 спонсор
-0,491745 0,761654 0,100832 хозяин
-0,601139 -0,285788 -0,649255 зануда
-0,143755 0,682803 0,684851 защитник
-0,177369 0,635661 0,705826 лидер
0, 209031 0,930926 0,222193 наставник
5,495005 3,660374 4,171541 Факторные веса
0,366334 0,244025 0,278103 Доля дисперсии

 

Наиболее важным в данном возрасте оказалось иметь друга противоположного пола (данный фактор объясняет 36% общей дисперсии). Друга ученицы старших классов хотят видеть романтичным и интересным в общении (это романтик и не зануда). Друг не должен думать только о себе или диктовать свои условия (он не эгоист и не деспот).


 

 

 

Именно такого молодого человека девушки рассматривают как возможного будущего мужа, в первую очередь, и любовника, во вторую. Друг ассоциируется у девушек с желтым, розовым, голубым и светло-зеленым цветом. Следующий тип мужчины, значимый в данном возрасте, это дон жуан. Это образ галантного и интересного любовника (джентльмена, не зануды), который, по представлению юных леди, может защитить (защитник, лидер, не тюфяк) и явно выделяется среди всех (он лидер, не тюфяк). Такой мужчина ассоциируется с малиновым и темно-синим цветом. Наконец, третий тип мужчины – это мужчина – каменная стена. Такой мужчина может защитить от всех и всего: он наставник и способен дать совет и помочь решить проблему, он спонсор и хозяин и может дать финансовую и материальную стабильность, он лидер и поэтому способен обеспечить и особое социальное положение в группе для своей избранницы. Образ мужчины – каменной стены связан в сознании респонденток с насыщенно зеленым и темно-синем цветом.

Факторный анализ ситуаций, связанных с любовью, позволил выделить три их типа: "хочу замуж", "как реализовать себя в отношениях" и "счастливый секс".

 

0,03257 0,51617 -1,57724 счастье в любви
-0,97153 -1,89744 0,27671 боль от любви
1,40537 -1,30479 -0,87044 ожидание любви
-1,03886 0,26915 1,06927 ревность
0,94091 -0,09700 -0, 20457 забота в любви
-0,93634 -0,75962 0,96545 измена
-0,31139 -0,92183 1,08093 уход любимого человека
-1,05629 0,26387 -2,39064 секс
0,82849 0,85611 0,00863 принятие любимым ч-ком
0,65223 -0,13721 -0,43435 самоотдача в любви
0,23775 -0,67373 0,04311 игра в любовь
1,60959 0,53303 1,28420 создание семьи
0,72863 1,03924 0,71810 творчество в любви
-1,43151 2,21102 0,43174 власть в любви
-1, 19598 -0,38942 -0,03459 агрессия в любви
0,50637 0,49242 -0,36632 получение в любви
7,344960 3,478501 4,053477 Факторные веса
0,459060 0,217406 0,253342 Доля объясненной дисперсии

 

 

Первый тип ситуаций - "хочу замуж" связан с ожиданием любви ради создания семьи. Девушки хотят создать семью с теми, кто не будет вызывать их ревность, изменяя им (этот тип ситуации не связан с ревностью и изменой). При этом девушки считают, что, чтобы выйти замуж, надо не вступать в сексуальные отношения, не проявлять власть и агрессию. Такой тип ситуаций связан с желтым, розовым, голубым и светло-зеленым цветом. Следующий тип ситуаций - "как реализовать себя в отношениях" раскрывается ментальностью как творчество и власть: "может выражать себя и творить тот, кто главный в отношениях". Тот у кого власть, не испытывает боли от любви и ему не надо ждать ее. Данный тип ситуаций ассоциируется ментальностью с малиновым, насыщенно зеленым и темно-синим цветом. Наконец, секс, приносящий счастье, возможен, если нет ревности, страха, что любимый человек уйдет, а также планов на создание семьи.

Ситуация секса максимально ассоциируется старшеклассницами с малиновым цветом. Наиболее значимыми и одновременно проблемными, неоднозначными оказались для девушек ситуации ожидания любви, ревности, секса, создания семьи и власти (они вошли сразу в несколько типов ситуаций).

Интересной оказалась связь различных типов мужчин с типами ситуаций в любви.

 

0,972714 0,064413 -0,113352 ХОЧУ ЗАМУЖ
0,687619 0,586477 0,368826 САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
0,773509 0,557843 0,257165 СЧАСТЛИВЫЙ СЕКС
0,960454 -0,037499 0,049686 ДРУГ
-0,058689 0,001057 0,994888 КАМЕННАЯ СТЕНА
0,002813 0,987236 -0,006542 ЛЮБОВНИК
2,943233 1,635335 1, 207329 Факторные веса
0,490539 0,272556 0, 201221 Доля объясненной дисперсии

 

За мужчину друга ученицы старших классов хотят выйти замуж, с ним же надеются строить сексуальные отношения, более того, от него ждут и создания условий для самореализации девушек в любви. Образ дон жуана связан с сексуальными отношениями, не предполагающими создания семьи, но приносящими счастье, а также с творчеством и властью в любви. Но творить и властвовать в этом типе отношений явно будет мужчина, а не сами девушки. Образ мужчины "каменной стены" оказался не связан ни с одним типом ситуаций. Старшеклассницы выделяют данный тип, но явно не представляют: какие отношения с ним можно строить. Возможно, это образ зрелого мужчины, отношения с которым сейчас для них невозможны или эталонный идеальный образ защитника, не встречающийся девушкам в реальной жизни. Таким образом, основными потребностями, реализация которых связывается в данном возрасте с любовью, являются потребность в дружеских отношениях и создании семьи, потребность в творческой самореализации и сексуальная потребность. Мужчина-друг и галантный дон жуан в разной степени способны удовлетворить данные потребности. Два смысла любви видится старшеклассницам: это классический вариант женского счастья (выйти замуж, самореализоваться и иметь сексуальные отношения, приносящие счастье), связанный с образом мужчины – друга. И вариант ненормативных отношений с мужчиной - любовником, основанных на гармоничных сексуальных отношениях, творчестве, но не предполагающие создание семьи. Образ мужчины – "каменной стены" оказался не связан ни с каким типом ситуаций, и не образует смысл любви для девушек в данном возрасте.

При анализе ментальности молодых людей 15-17 лет были выделены три женских типа, значимых в сфере близких отношений: хороший друг, романтично-капризная любовница и бизнес-леди.

 

0,727288 0,625688 -0,043158 жена
0,948342 0,004553 0,158854 любовница
0,245153 0,882315 -0,115362 хозяйка
0,912938 0,255540 0,175920 кокетка
-0,380595 -0,859553 0,025795 стерва
0,646241 0,744479 -0,057215 женщина-мать
0,738773 0,588924 -0,227842 женщина-ребенок
-0,057457 -0,820731 0,475236 роковая женщина
0,338135 0,850359 0,112003 женщина-друг
0,890410 0,392468 -0,076566 принцесса
0,716250 0,597822 -0,155706 мечтательница
-0,126721 -0,810619 0,530591  проститутка
-0,641481 -0,711516 0,046052 эгоистка
0,478577 0,732524 0,246037 интеллигентка
0,091939 -0,049565 0,962405 бизнес-леди
5,518647 6,485736 1,666109 Факторные веса
0,367910 0,432382 0,111074 Доля объясненной дисперсии

 


 

 

 

Девушка - друг, в представлении старшеклассников, хозяйственна и заботлива (она хозяйка и напоминает маму). У нее хороший характер: она не эгоистка и не стерва.

Такая девушка интеллигентна, романтична и не вульгарна (она не проститутка и не роковая женщина, но интеллигентка, мечтательница и немного ребенок). Девушку-друга молодые люди видят в будущем как возможную жену. Данный образ ассоциируется ментальностью с желтым и зелеными (светлым и темным) цветами. Образ романтично-капризной любовницы – это образ кокетливой принцессы (она любовница, кокетка, принцесса), которой свойственна детскость и мечтательность. Она не эгоистична, и в будущем даже с большей вероятностью, чем девушка - друг, может быть выбрана в жены. Такая девушка ассоциируется старшеклассниками с малиновым и розовым цветом. Наконец, образ бизнес - леди раскрывается ментальностью как образ роковой женщины и проститутки. Это яркая женщина, готовая на многое ради денег. Бизнес-леди ассоциируется с малиновым и темно-синим цветом.

Семантический анализ ситуаций позволил выделить для старшеклассников следующие типы ситуаций, связанных с любовью.

 

-1,39942 -2,36175 0,46325 0,44470 -1,11373 счастье в любви
1,81936 -1,77326 -0,71473 -0,97909 -0,34170 боль от любви
-0,91494 -0,59024 -1,17523 0,00938 0,66078 ожидание любви
1,33392 0,22618 0,78920 -0, 20565 1,03432 ревность
-0,94381 -0,12698 -1,12440 -0,69888 -0,26893 забота в любви
1,66898 0,49918 -0,35957 -0,09206 -0,10775 измена
0,34749 0,28356 -1,24867 2,60224 0,72305 уход любимого человека
-0,00700 0,31322 2, 20873 -0,24306 0,08941 секс
-0,26534 1,78805 -1,13630 -1,29217 -0,43504 принятие любимым ч-ком
-0,92271 0,31387 0,08428 -1,72614 0,61441 самоотдача в любви
-0,64044 0,13204 1,35201 -0,04165 0,64589 игра в любовь
-0,46829 0,55074 -0,65261 0,13829 -1,07884 создание семьи
-0,80040 0,82992 0,33961 1,07687 0,21370 творчество в любви
-0,24404 -0,06114 0,33593 0,39760 1,51089 власть в любви
0,84982 -0,76174 0,02716 -0,08243 0,46652 агрессия в любви
0,58684 0,73836 0,81134 0,69206 -2,61299 получение в любви
6,939622 1,657551 1,584226 1,414883 3,089869 Факторные веса
0,433726 0,103597 0,099014 0,088430 0, 193117 Доля объясненной дисперсии

 

Во-первых, это ситуация счастья в любви, которое полностью определяется от противного. Счастье в любви – это не боль, которую вызывает, в первую очередь, измена любимой и ревность к ней. Молодые люди в этом возрасте только ожидают счастливой любви и подозревают, что для того, чтобы быть счастливым в близких отношениях необходимо отдавать (самоотдача в любви). Счастье в любви ассоциируется ментальностью с желтым, розовым, светло и ярко-зеленым, голубым цветом.


 

 

Следующий тип ситуаций – это ситуация получения времени, внимания, подарков от любимого человека. Молодые люди готовы создать семью с девушкой, от которой будут много получать в отношениях, с ней они планируют быть счастливыми. В таких отношениях они не будут ревновать или пытаться диктовать свою волю (этот тип ситуации не связан с ревностью и властью в отношениях). Получение и счастье в любви раскрывается старшеклассниками через желтый и оранжевый цвета. Третий тип ситуаций – это ситуация отвержения молодых людей любимой девушкой: она не принимает и это дарит счастье и боль одновременно. Однако с такой девушкой точно не планируют создавать семью. Следующий тип ситуаций - "секс как игра в любовь". Такие отношения не требуют принятия, заботы или ожидания большой любви. Они не могут быть реализованы только, если девушка разрывает отношения и уходит. "Секс как игра" ассоциируется с малиновым и красным цветом. Наконец, последний тип ситуаций - "уход любимого человека": разрыв отношений интерпретируется молодыми людьми как отсутствие принятия их, такими, какие они есть, и невозможность больше отдавать себя любимой (не самоотдача). Напряженность данной ситуации несколько снимается для юношей возможностью творческого поиска новых отношений. Ситуация ухода максимально связана с темно-синим цветом.

 

0,863238 0,418641 0,037760 0,054832 счастье как безопасность
-0,479069 0,396988 0,378529 -0,570286 отвержение
0,029028 -0,887541 0,359375 -0, 204769 секс как игра в любовь
0,028942 0,212387 0,254566 0,907822 уход любимой
0,807796 0,359833 0,003542 0,000279 счастье как получение
-0,305976 -0,908967 -0,105315 0,023706 любовница
0,890972 0,280281 0,029133 -0,139965 девушка-друг
0,012405 -0,127029 0,949999 0,165689 бизнес-леди
2,516510 2,216092 1,253115 1,241909 Факторные веса
0,314564 0,277011 0,156639 0,155239 Доля объясненной дисперсии

 

Ситуации счастья как отсутствие боли, измены и ревности, и счастья как получения и создания семьи связываются старшеклассниками с образом девушки-друга, обладающей хорошим характером. С романтично-капризной любовницей в этом возрасте представляют лишь возможность сексуальных отношений и игры в любовь. Образ бизнес-леди оказался не связан ни с одним типом ситуаций в любви. Молодые люди знают, что бывают такие женщины, но реального близкого взаимодействия с ними не предполагают. Наконец, ситуации отвержения любимым человеком и ухода любимой оказались тесно связаны между собой. Однако, не с одним типом женщин данные ситуации не ассоциируются: это случаи отсутствия отношений из-за страха быть брошенным или не принятым. Итак, основными потребностями молодых людей в 15-17 лет, реализация которых связывается с любовью, является потребность в счастье как безопасности (не изменит, не причинит боль), потребность в получении внимания, сексуальная потребность и потребность в принятии. Причем потребность в принятии часто в этом возрасте настолько не удовлетворена, что не позволяет даже начать строить близкие отношения. Два смысла раскрывают семантику любви в данном возрасте. Это вариант счастливых отношений, основанных на безопасности, получении много от любимой, предполагающий в будущем создание семьи с девушкой другом. И сексуальные отношения, понимаемые как игра в любовь, связываемые с образом любовницы. Образ бизнес-леди негативно оценивается ментальностью, не связан не с одним типом ситуаций и не входит в понимание ментальностью смысла любви. в данном возрасте.. стве, но не предполагающие создание семьи. ра партнера завершен, начина

Результаты исследования позволили выделить неадекватные установки в сфере близких отношений, свойственные старшеклассникам:

страх отвержения и в силу этого нежелание строить близкие отношения у молодых людей;

противопоставления секса и семьи в сознании старшеклассниц и понимание секса как игры, не требующей принятия и заботы в ментальности молодых людей;

представление о возможности самореализации в отношениях исключительно того, кто в этих отношениях доминирует (творчество как власть) у девушек;

установка на счастье в любви как получение у молодых людей.

Наиболее значимыми потребностями, реализация которых связывается с любовью, оказались потребность в принятии, понимании, сексе и защищенности.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые аспекты любви для старшеклассников, определить типы мужчин и женщин, выделяемые ментальностью, конкретизировать неадекватные установки на близкие отношения, присущие молодым людям и девушкам в 15-17 лет.

Результаты исследования позволили обосновать необходимость и разработать курс по психологии любви для учащихся 9-11 классов (Приложение 6). Учебные предметы, включающие молодых людей в мир конкретной науки, не всегда позволяют и дают достаточно времени для познания себя, определения собственного жизненного пути. Курс по психологии любви дает старшеклассникам возможность лучше понять себя, свои потребности, интересы, ценности. Курс позволяет реализовать ведущую в данном возрасте потребность в самоопределении в такой сфере жизни как близкие отношения и любовь. Курс "Психология любви" учебной программой не предусмотрен (он может быть реализован как факультатив или в рамках программы по обществознанию). Поэтому при разработке такого курса особо значимым оказалось выделить главное, наиболее важное для старшеклассников в сфере близких отношений. Разрабатываемый курс "Психология любви" включает занятия, с одной стороны, по принятию, пониманию себя и созданию для себя чувства безопасности, с другой стороны, развивает навыки позитивного общения: умение понимать, принимать, делать общение безопасным для другого человека. Отдельно в рамках данного курса обсуждаются сексуальные отношения и их взаимосвязь с любовью и семьей. Были выделены следующие смысловые блоки:

Блок 1. Представления о любви в различных культурах. Философские и психологические представления о любви. Использование опыта различных культур, философских и психологических идей для понимания собственных переживаний.

Блок 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье. Индивидуальный выбор - основа счастливой любви.

Блок 3. Понимание и принятие себя – основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым – люби!

Блок 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви.

Блок 5. Секс, любовь и семья.

Для каждого блока были подобраны психологические упражнения. Курс прошел частичную апробацию на баз школы - гимназии №123 г. Барнаула.

На следующем этапе исследования испытуемыми являлись студенты Алтайского государственного университета различных специальностей в возрасте 18-20 лет в количестве 75 человек. При анализе мужской ментальности были выявлены четыре типа женщин, значимых в сфере близких отношений.

 

Результаты факторного анализа:

Цвета F1 F2 F3 F4   F1 F2 F3 F4  
1 1,40 1,03 -1,28 0,64   -0,36 0,82 0,21 0,00 жена
2 1,32 -1,91 1,02 1,21   0,11 0,87 -0,14 0,39 любовница
3 -1,33 0,01 -0,02 0,95   -0,60 0,57 0,42 0,02 хозяйка
4 -1,08 0,36 0,28 1,17   -0,05 0,92 -0,07 0,27 кокетка
5 -0,21 -1,23 -1,12 0,64   0,73 -0,45 0,25 0,00 стерва
6 -0,07 -0,34 0,77 -1,11   -0,58 0,75 -0,06 0,12 женщина-мать
7 1,90 1,29 -0,82 0,65   -0,60 0,70 -0,02 0,23 женщина-ребенок
8 -0,22 0,96 -0,28 -1,75   0,86 0,07 -0,33 -0,17 роковая женщина
9 0,09 -0,66 0,18 -1,55   -0,40 0,75 0,04 -0,36 женщина-друг
10 -0,05 -0,63 1,68 -0,14   -0,41 0,78 -0,13 0,00 принцесса
11 -0,65 0,82 0,44 1,22   -0,59 0,70 -0,07 0,22 мечтательница
12 0,91 0,60 1,62 -0,07   0,91 -0,22 0,13 -0,01  проститутка
13 0,13 -1,78 -1,87 -0,68   0,66 -0,55 0,22 0,03 эгоистка
14 -0,38 0,27 -0,28 -0,50   0,16 -0,22 0,15 -0,92 интеллигентка
15 0,04 0,81 0,26 -1,01   0,08 -0,05 0,94 -0,16 бизнес-леди
16 -1,79 0,40 -0,58 0,33   4,44 5,93 1,42 1,38 Факторные веса
          0,30 0,40 0,09 0,09 Доля объясняемой дисперсии

 

Это образ роковой женщины, ассоциируемый с красным, малиновым и черным цветами. Данный образ раскрывается в ментальности как образ проститутки, стервы, эгоистки. Такая женщина не может быть матерью и хозяйкой, кроме того, в данном образе отрицается любая детскость, роковая женщина - это не женщина ребенок. Следующий образ, полученный при анализе мужской ментальности, это образ идеальной для данной группы женщины, ассоциируемой с красным и малиновым цветом. Идеальная женщина для 18-20-летних молодых людей – это кокетка (серые мышки им не нужны). Кроме того, она рассматривается как любовница и, если она проходит проверку этой ролью, то и как потенциальная жена. Это образ романтично-капризной женщины: мечтательницы, принцессы, ребенка, от которой также ждут и дружеских отношений. Данный образ свидетельствует о наличии в сознании молодых людей недифференцированного, эталонного, идеального женского образа: от такой женщины ждут всего и сразу. В восемнадцать, двадцать лет мужчины еще надеются найти кокетливую подругу, любовницу, жену и друга в одной женщине. Третий образ, выделенный в результате семантического анализа, это образ бизнес-леди. Такая женщина рассматривается как хозяйка и ассоциируется в ментальности с черным, темно-зеленым, фиолетовым цветом. Это образ более зрелой, старшей по возрасту женщины, который, как показал дальнейший анализ, оказался не связан не с какими типами ситуаций в любви. Такой тип женщин дифференцируется ментальности, но выделяется не для построения близких отношений, а как значимый в других сферах жизни. Наконец, последний тип женщины в данной ментальности – это образ интеллигентки. Это женщина в сером, темно-синих или зеленых цветах. Интеллигентку молодые люди рассматривают как возможного друга, но не как любовницу, сексуальные отношения с ней строиться не будут.

Семантический анализ ситуаций позволил описать три основных типа ситуаций, связываемых мужской ментальностью с любовью.

 


Результаты факторного анализа:

Цвета F1 F2 F3     F1 F2 F3  
1 0,08 -0,85 0,23     1,01 0,56 0,87 счастье в любви
2 -0,97 0,03 -0,13     -1,42 1,31 -0,43 боль от любви
3 0,88 0,17 0,01     0,50 0,75 0,69 ожидание любви
4 0,95 0,11 0,15     -1,44 -1,02 -0,01 ревность
5 -0,78 -0,08 -0,10     1,42 0,38 -1, 19 забота в любви
6 -0,82 0,33 0,06     -1,25 0,14 -1,54 измена
7 -0,23 -0,50 0,72     -0,95 1,43 -0,34 уход любимого человека
8 0,90 0,07 -0,14     0,42 -1,32 1,61 секс
9 -0,67 -0,07 -0,58     0,91 0,34 0,89 принятие любимым ч-ком
10 -0,85 -0,03 -0,32     0,78 -0,76 -1,39 самоотдача в любви
11 0,93 0,06 0,08     -0,29 -0,39 0,21 игра в любовь
12 -0,12 -0,92 -0,18     0,66 0,81 -0,52 создание семьи
13 -0,91 0,14 -0, 20     0,68 0,49 0,25 творчество в любви
14 0,83 0,32 0,32     -0,43 -2,30 -0,56 власть в любви
15 0,29 0,09 0,83     -1,34 0,18 1,87 агрессия в любви
16 0,92 0,09 0,24     0,76 -0,59 -0,40 получение в любви
  9,24 2,14 2,00     9,24 2,14 2,00 Факторные веса
  0,58 0,13 0,13     0,58 0,13 0,13 Доля объясняемой дисперсии

 

Это, во-первых, ситуация счастья в любви. Счастье в любви понимается молодыми людьми как забота и как отсутствие негативных моментов в отношениях, во многом от противного. Итак, счастье – это не измена любимого человека, которая вызывает ревность, боль и агрессию, и не уход любимой. Именно измену болезненнее всего воспримут молодые люди и вряд ли смогут ее простить. Счастье в любви ассоциируется у молодых людей в студенчестве с желтым, оранжевым, розовым, зеленым, голубым цветом. Данный тип ситуации связан в ментальности с образом идеальной женщины, именно с ней стремятся достичь счастья в любви молодые мужчины. Следующий тип ситуации – это ситуация фрустрации потребности в любви: боли, ухода любимого человека, не возможности контролировать отношения (не власть) и строить сексуальные отношения (не секс). Эта ситуация связана с образом роковой женщины, которая может уйти, причинить боль, которую нет ресурсов контролировать в данном возрасте. Эта ситуация раскрывается ментальностью через отрицание красного, малинового, фиолетового цвета, которые ассоциируются с сексом и властью над партнером. Наконец, третий тип ситуации связан с ситуацией секса, который понимается как нечто инстинктивное, близкое агрессии, и счастья в любви, при этом сексуальные отношения не могут быть реализованы в ситуации гиперопеки. Заботы, излишней самоотдачи или же в ситуации измены женщины. Ситуация счастья и секса ассоциируется с красным и темно-синим цветом и связана с образом идеальной женщины. Итак, основными потребностями молодых людей, удовлетворение которых зависит от близких отношений, являются потребность в счастье как заботе и безопасности в любви (не уйдет, не изменит, не причинит боль), потребность в сексе при контроле, власти в отношениях и сексе как спонтанном самовыражении, приносящем счастье. Два смысла образуют для студентов пространство любви. Это любовь как источник счастья, основанная на заботе, безопасности отношений и сексе, и связанная с образом идеальной женщины. И любовь как причина страданий и боли в ситуации ухода любимой, когда нет возможностей ее остановить. Молодые люди считают, что чаще всего причиняют боль роковые женщины. Образ бизнес - леди по-прежнему не включается мужской ментальностью в смысл любви.

При анализе ментальности студенток 2-4 курса были выделены три основных типа мужчин, значимых для них в близких отношениях: мужчина - любовник, мужчина - друг и мужчина - "каменная стена".

 

Муж 0,56 0,06 0,77
любовник 0,91 0,29 0,22
джентльмен 0,13 0,13 0,72
дон жуан 0,93 0,23 0,01
романтик 0,36 0,92 0,04
деспот -0,08 -0,98 -0,05
тюфяк -0,9 0,23 -0, 19
эгоист 0,17 -0,96 -0,07
друг 0,37 0,76 0,47
спонсор 0,47 -0,63 0,56
хозяин 0,01 -0,7 0,68
зануда -0,87 -0,41 -0, 19
защитник 0,51 -0,47 0,67
лидер 0,86 -0,36 0,32
наставник 0,05 0,17 0,88
Факторные веса 5,11 4,95 3,57
Доля дисперсии 0,34 0,33 0,24

 

 

Два мужских образа обладают одинаковой значимостью для девушек в этом возрасте: это образы мужчины-любовника и мужчины друга (34% и 33% общей дисперсии образов соответственно). Мужчина - любовник в представлении студенток дон Жуан и способен нравится всем. Это образ лидера, по настоящему мужественного мужчины, а не тюфяка. Мужчина - любовник интересен в общении, полон мужского обаяния (он не зануда) и способен защитить при необходимости свою спутницу. В будущем мужчину-любовника девушки хотели бы видеть своим мужем. Главным достоинством мужчины - друга является его способность понимать и учитывать интересы своей возлюбленной (он не деспот, не эгоист). Образ мужчины - друга полон романтики, и он способен создать лирический контекст в отношениях. Но при этом студентки замечают, что понимающие мужчины редко бывают материально обеспечены (они не спонсоры и не хозяева), и всерьез не рассматривают их в качестве потенциальных мужей. Максимально привлекательным как будущий муж является для девушек в 18-20 лет мужчина - каменная стена: он способен дать совет и поддержать в трудную минуту (как наставник), обеспечить свою избранницу материально (как спонсор и хозяин), защитить от всего. Мужчина - каменная стена галантный джентльмен, и на него всегда можно положиться.

При анализе ситуаций, значимых для девушек в близких отношениях, были выделены следующие их типы: создание семьи, секс как орудие власти над партнером и секс в равноправных отношениях.

 

Счастье в любви 0,71 0,95 0,63
боль от любви -1,23 -1,5 -0,28
ожидание любви 0,31 -1,08 1,65
ревность -1,43 0,76 0,42
забота в любви 1,08 -0,9 0,48
измена -1,05 -0,6 -0,61
уход любимого человека -1, 19 -1,48 -0,58
секс -0,55 1,6 1,82
принятие любимым ч-ком 0,53 -0,45 0,81
самоотдача в любви 0,79 0,65 -1,15
игра в любовь -0,06 0,77 0,05
создание семьи 1,48 -0,98 -0,58
творчество в любви 0,86 0,28 0,32
власть в любви 0,01 1,23 -2,11
агрессия в любви -1,34 0,62 -0,22
получение в любви 1,1 0,12 -0,67
Факторные веса 8,27 3,56 2,63
Доля объясняемой дисперсии 0,52 0,22 0,16

 

 

Наиболее значима и желанна для студенток ситуация создания семьи. Семью они готовы создавать при условии получения заботы, времени, внимания, подарков от любимого человека. При этом отношения должны быть для девушек достаточно безопасны: в них не должно быть места ревности, агрессии и боли, вызываемых уходом и изменой партнера. Девушки в 18-20 лет понимают, что секс может быть орудием власти над партнером. "Секс как власть" – своеобразная защитная женская стратегия, гарантирующая, что любимый не уйдет, не причинит боль, не заставит себя ждать. Однако ждут девушки других сексуальных отношений, в которых не надо будет делить власть, но и не придется чрезмерно много отдавать партнеру (категории " не власть", "не самоотдача"). Это вариант равноправных, но легких, не требующих больших личностных вложений отношений.

 

Связь типов мужчин с типами ситуаций отражена в таблице:

любовник 0,09 0,98 0,01
друг 0,98 -0,1 0,01
каменная стена -0,01 -0,01 1
создание семьи 0,89 0,37 0,16
секс как власть 0,18 0,96 -0,06
равноправный секс 0,82 0,35 -0,41
Факторные веса 2,46 2,16 1, 19
Доля дисперсии 0,41 0,36 0,2

 

С мужчиной-другом девушки видят возможности создания семьи, хотя он в их представлении и не идеальный муж (категория "муж" в образ мужчины - друга не входит). Такая семья будет основана на получении девушками заботы, внимания, подарков от партнера и безопасности отношений (девушки верят, что мужчина друг не уйдет, не изменит, причинив этим боль, вызвав ревность и агрессию). От мужчины-друга ждут и равноправия в сексуальных отношениях,

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...