Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар
Я люблю тебя. Это значит - Я желаю тебе добра В. Тушнова Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире, самоопределение и самопознание составляют основное содержание психологического развития в период ранней юности [205, 293, 299, 423]. Старшеклассники пытаются определить для себя сущность любви и через любовь понять особенности собственной личности. Первая любовь, наступающая, как правило, именно в период ранней юности, делает старшеклассников особенно сензитивными к данной проблематике. В студенчестве меняется социальная ситуация развития молодых людей: увеличивается свобода, ослабляется родительский надзор, расширяется круг знакомых, возникают стабильные отношения с противоположным полом, связанные с планами создания семьи. Основной психологический конфликт молодых людей в 20-25 лет: близость-изоляция [205, 423]. При его позитивном разрешении, установлении близких, доверительных отношений формируется новое качество личности – любовь. Кардинально меняется социальная ситуация развития молодых людей в момент создания семьи [414, 422]: процесс выбора партнера завершен, начинается этап создания семейных ценностей, установления семейных ролей, распределения обязанностей. Одной из главных задач молодой семьи является сохранение и развития чувства любви, которое в современных семьях является основным мотивом заключения брака. Итак, выбор трех возрастных групп: старшеклассники, студенты, молодые семейные пары - позволяет отследить динамику представлений о любви при изменении социальной ситуации формирования близких отношений, по мере приобретение человеком жизненного опыта.
На первом этапе исследования испытуемыми являлись старшеклассники школы - гимназии №123 г. Барнаула в количестве 104 человек (9-11 классы различного профиля). При анализе ментальности старшеклассниц были выявлены три типа мужчин, значимых в близких отношениях: друг, дон жуан, каменная стена.
Наиболее важным в данном возрасте оказалось иметь друга противоположного пола (данный фактор объясняет 36% общей дисперсии). Друга ученицы старших классов хотят видеть романтичным и интересным в общении (это романтик и не зануда). Друг не должен думать только о себе или диктовать свои условия (он не эгоист и не деспот).
Именно такого молодого человека девушки рассматривают как возможного будущего мужа, в первую очередь, и любовника, во вторую. Друг ассоциируется у девушек с желтым, розовым, голубым и светло-зеленым цветом. Следующий тип мужчины, значимый в данном возрасте, это дон жуан. Это образ галантного и интересного любовника (джентльмена, не зануды), который, по представлению юных леди, может защитить (защитник, лидер, не тюфяк) и явно выделяется среди всех (он лидер, не тюфяк). Такой мужчина ассоциируется с малиновым и темно-синим цветом. Наконец, третий тип мужчины – это мужчина – каменная стена. Такой мужчина может защитить от всех и всего: он наставник и способен дать совет и помочь решить проблему, он спонсор и хозяин и может дать финансовую и материальную стабильность, он лидер и поэтому способен обеспечить и особое социальное положение в группе для своей избранницы. Образ мужчины – каменной стены связан в сознании респонденток с насыщенно зеленым и темно-синем цветом.
Факторный анализ ситуаций, связанных с любовью, позволил выделить три их типа: "хочу замуж", "как реализовать себя в отношениях" и "счастливый секс".
Первый тип ситуаций - "хочу замуж" связан с ожиданием любви ради создания семьи. Девушки хотят создать семью с теми, кто не будет вызывать их ревность, изменяя им (этот тип ситуации не связан с ревностью и изменой). При этом девушки считают, что, чтобы выйти замуж, надо не вступать в сексуальные отношения, не проявлять власть и агрессию. Такой тип ситуаций связан с желтым, розовым, голубым и светло-зеленым цветом. Следующий тип ситуаций - "как реализовать себя в отношениях" раскрывается ментальностью как творчество и власть: "может выражать себя и творить тот, кто главный в отношениях". Тот у кого власть, не испытывает боли от любви и ему не надо ждать ее. Данный тип ситуаций ассоциируется ментальностью с малиновым, насыщенно зеленым и темно-синим цветом. Наконец, секс, приносящий счастье, возможен, если нет ревности, страха, что любимый человек уйдет, а также планов на создание семьи.
Ситуация секса максимально ассоциируется старшеклассницами с малиновым цветом. Наиболее значимыми и одновременно проблемными, неоднозначными оказались для девушек ситуации ожидания любви, ревности, секса, создания семьи и власти (они вошли сразу в несколько типов ситуаций). Интересной оказалась связь различных типов мужчин с типами ситуаций в любви.
За мужчину друга ученицы старших классов хотят выйти замуж, с ним же надеются строить сексуальные отношения, более того, от него ждут и создания условий для самореализации девушек в любви. Образ дон жуана связан с сексуальными отношениями, не предполагающими создания семьи, но приносящими счастье, а также с творчеством и властью в любви. Но творить и властвовать в этом типе отношений явно будет мужчина, а не сами девушки. Образ мужчины "каменной стены" оказался не связан ни с одним типом ситуаций. Старшеклассницы выделяют данный тип, но явно не представляют: какие отношения с ним можно строить. Возможно, это образ зрелого мужчины, отношения с которым сейчас для них невозможны или эталонный идеальный образ защитника, не встречающийся девушкам в реальной жизни. Таким образом, основными потребностями, реализация которых связывается в данном возрасте с любовью, являются потребность в дружеских отношениях и создании семьи, потребность в творческой самореализации и сексуальная потребность. Мужчина-друг и галантный дон жуан в разной степени способны удовлетворить данные потребности. Два смысла любви видится старшеклассницам: это классический вариант женского счастья (выйти замуж, самореализоваться и иметь сексуальные отношения, приносящие счастье), связанный с образом мужчины – друга. И вариант ненормативных отношений с мужчиной - любовником, основанных на гармоничных сексуальных отношениях, творчестве, но не предполагающие создание семьи. Образ мужчины – "каменной стены" оказался не связан ни с каким типом ситуаций, и не образует смысл любви для девушек в данном возрасте.
При анализе ментальности молодых людей 15-17 лет были выделены три женских типа, значимых в сфере близких отношений: хороший друг, романтично-капризная любовница и бизнес-леди.
Девушка - друг, в представлении старшеклассников, хозяйственна и заботлива (она хозяйка и напоминает маму). У нее хороший характер: она не эгоистка и не стерва. Такая девушка интеллигентна, романтична и не вульгарна (она не проститутка и не роковая женщина, но интеллигентка, мечтательница и немного ребенок). Девушку-друга молодые люди видят в будущем как возможную жену. Данный образ ассоциируется ментальностью с желтым и зелеными (светлым и темным) цветами. Образ романтично-капризной любовницы – это образ кокетливой принцессы (она любовница, кокетка, принцесса), которой свойственна детскость и мечтательность. Она не эгоистична, и в будущем даже с большей вероятностью, чем девушка - друг, может быть выбрана в жены. Такая девушка ассоциируется старшеклассниками с малиновым и розовым цветом. Наконец, образ бизнес - леди раскрывается ментальностью как образ роковой женщины и проститутки. Это яркая женщина, готовая на многое ради денег. Бизнес-леди ассоциируется с малиновым и темно-синим цветом. Семантический анализ ситуаций позволил выделить для старшеклассников следующие типы ситуаций, связанных с любовью.
Во-первых, это ситуация счастья в любви, которое полностью определяется от противного. Счастье в любви – это не боль, которую вызывает, в первую очередь, измена любимой и ревность к ней. Молодые люди в этом возрасте только ожидают счастливой любви и подозревают, что для того, чтобы быть счастливым в близких отношениях необходимо отдавать (самоотдача в любви). Счастье в любви ассоциируется ментальностью с желтым, розовым, светло и ярко-зеленым, голубым цветом.
Следующий тип ситуаций – это ситуация получения времени, внимания, подарков от любимого человека. Молодые люди готовы создать семью с девушкой, от которой будут много получать в отношениях, с ней они планируют быть счастливыми. В таких отношениях они не будут ревновать или пытаться диктовать свою волю (этот тип ситуации не связан с ревностью и властью в отношениях). Получение и счастье в любви раскрывается старшеклассниками через желтый и оранжевый цвета. Третий тип ситуаций – это ситуация отвержения молодых людей любимой девушкой: она не принимает и это дарит счастье и боль одновременно. Однако с такой девушкой точно не планируют создавать семью. Следующий тип ситуаций - "секс как игра в любовь". Такие отношения не требуют принятия, заботы или ожидания большой любви. Они не могут быть реализованы только, если девушка разрывает отношения и уходит. "Секс как игра" ассоциируется с малиновым и красным цветом. Наконец, последний тип ситуаций - "уход любимого человека": разрыв отношений интерпретируется молодыми людьми как отсутствие принятия их, такими, какие они есть, и невозможность больше отдавать себя любимой (не самоотдача). Напряженность данной ситуации несколько снимается для юношей возможностью творческого поиска новых отношений. Ситуация ухода максимально связана с темно-синим цветом.
Ситуации счастья как отсутствие боли, измены и ревности, и счастья как получения и создания семьи связываются старшеклассниками с образом девушки-друга, обладающей хорошим характером. С романтично-капризной любовницей в этом возрасте представляют лишь возможность сексуальных отношений и игры в любовь. Образ бизнес-леди оказался не связан ни с одним типом ситуаций в любви. Молодые люди знают, что бывают такие женщины, но реального близкого взаимодействия с ними не предполагают. Наконец, ситуации отвержения любимым человеком и ухода любимой оказались тесно связаны между собой. Однако, не с одним типом женщин данные ситуации не ассоциируются: это случаи отсутствия отношений из-за страха быть брошенным или не принятым. Итак, основными потребностями молодых людей в 15-17 лет, реализация которых связывается с любовью, является потребность в счастье как безопасности (не изменит, не причинит боль), потребность в получении внимания, сексуальная потребность и потребность в принятии. Причем потребность в принятии часто в этом возрасте настолько не удовлетворена, что не позволяет даже начать строить близкие отношения. Два смысла раскрывают семантику любви в данном возрасте. Это вариант счастливых отношений, основанных на безопасности, получении много от любимой, предполагающий в будущем создание семьи с девушкой другом. И сексуальные отношения, понимаемые как игра в любовь, связываемые с образом любовницы. Образ бизнес-леди негативно оценивается ментальностью, не связан не с одним типом ситуаций и не входит в понимание ментальностью смысла любви. в данном возрасте.. стве, но не предполагающие создание семьи. ра партнера завершен, начина Результаты исследования позволили выделить неадекватные установки в сфере близких отношений, свойственные старшеклассникам: страх отвержения и в силу этого нежелание строить близкие отношения у молодых людей; противопоставления секса и семьи в сознании старшеклассниц и понимание секса как игры, не требующей принятия и заботы в ментальности молодых людей; представление о возможности самореализации в отношениях исключительно того, кто в этих отношениях доминирует (творчество как власть) у девушек; установка на счастье в любви как получение у молодых людей. Наиболее значимыми потребностями, реализация которых связывается с любовью, оказались потребность в принятии, понимании, сексе и защищенности. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить наиболее значимые аспекты любви для старшеклассников, определить типы мужчин и женщин, выделяемые ментальностью, конкретизировать неадекватные установки на близкие отношения, присущие молодым людям и девушкам в 15-17 лет. Результаты исследования позволили обосновать необходимость и разработать курс по психологии любви для учащихся 9-11 классов (Приложение 6). Учебные предметы, включающие молодых людей в мир конкретной науки, не всегда позволяют и дают достаточно времени для познания себя, определения собственного жизненного пути. Курс по психологии любви дает старшеклассникам возможность лучше понять себя, свои потребности, интересы, ценности. Курс позволяет реализовать ведущую в данном возрасте потребность в самоопределении в такой сфере жизни как близкие отношения и любовь. Курс "Психология любви" учебной программой не предусмотрен (он может быть реализован как факультатив или в рамках программы по обществознанию). Поэтому при разработке такого курса особо значимым оказалось выделить главное, наиболее важное для старшеклассников в сфере близких отношений. Разрабатываемый курс "Психология любви" включает занятия, с одной стороны, по принятию, пониманию себя и созданию для себя чувства безопасности, с другой стороны, развивает навыки позитивного общения: умение понимать, принимать, делать общение безопасным для другого человека. Отдельно в рамках данного курса обсуждаются сексуальные отношения и их взаимосвязь с любовью и семьей. Были выделены следующие смысловые блоки: Блок 1. Представления о любви в различных культурах. Философские и психологические представления о любви. Использование опыта различных культур, философских и психологических идей для понимания собственных переживаний. Блок 2. Влияние средств массовой информации на представления о любви, сексе, семье. Индивидуальный выбор - основа счастливой любви. Блок 3. Понимание и принятие себя – основа построения позитивных близких отношений. Хочешь быть любимым – люби! Блок 4. Экологичное общение. Понимание и принятие другого человека как необходимый аспект любви. Блок 5. Секс, любовь и семья. Для каждого блока были подобраны психологические упражнения. Курс прошел частичную апробацию на баз школы - гимназии №123 г. Барнаула. На следующем этапе исследования испытуемыми являлись студенты Алтайского государственного университета различных специальностей в возрасте 18-20 лет в количестве 75 человек. При анализе мужской ментальности были выявлены четыре типа женщин, значимых в сфере близких отношений.
Результаты факторного анализа:
Это образ роковой женщины, ассоциируемый с красным, малиновым и черным цветами. Данный образ раскрывается в ментальности как образ проститутки, стервы, эгоистки. Такая женщина не может быть матерью и хозяйкой, кроме того, в данном образе отрицается любая детскость, роковая женщина - это не женщина ребенок. Следующий образ, полученный при анализе мужской ментальности, это образ идеальной для данной группы женщины, ассоциируемой с красным и малиновым цветом. Идеальная женщина для 18-20-летних молодых людей – это кокетка (серые мышки им не нужны). Кроме того, она рассматривается как любовница и, если она проходит проверку этой ролью, то и как потенциальная жена. Это образ романтично-капризной женщины: мечтательницы, принцессы, ребенка, от которой также ждут и дружеских отношений. Данный образ свидетельствует о наличии в сознании молодых людей недифференцированного, эталонного, идеального женского образа: от такой женщины ждут всего и сразу. В восемнадцать, двадцать лет мужчины еще надеются найти кокетливую подругу, любовницу, жену и друга в одной женщине. Третий образ, выделенный в результате семантического анализа, это образ бизнес-леди. Такая женщина рассматривается как хозяйка и ассоциируется в ментальности с черным, темно-зеленым, фиолетовым цветом. Это образ более зрелой, старшей по возрасту женщины, который, как показал дальнейший анализ, оказался не связан не с какими типами ситуаций в любви. Такой тип женщин дифференцируется ментальности, но выделяется не для построения близких отношений, а как значимый в других сферах жизни. Наконец, последний тип женщины в данной ментальности – это образ интеллигентки. Это женщина в сером, темно-синих или зеленых цветах. Интеллигентку молодые люди рассматривают как возможного друга, но не как любовницу, сексуальные отношения с ней строиться не будут. Семантический анализ ситуаций позволил описать три основных типа ситуаций, связываемых мужской ментальностью с любовью.
Результаты факторного анализа:
Это, во-первых, ситуация счастья в любви. Счастье в любви понимается молодыми людьми как забота и как отсутствие негативных моментов в отношениях, во многом от противного. Итак, счастье – это не измена любимого человека, которая вызывает ревность, боль и агрессию, и не уход любимой. Именно измену болезненнее всего воспримут молодые люди и вряд ли смогут ее простить. Счастье в любви ассоциируется у молодых людей в студенчестве с желтым, оранжевым, розовым, зеленым, голубым цветом. Данный тип ситуации связан в ментальности с образом идеальной женщины, именно с ней стремятся достичь счастья в любви молодые мужчины. Следующий тип ситуации – это ситуация фрустрации потребности в любви: боли, ухода любимого человека, не возможности контролировать отношения (не власть) и строить сексуальные отношения (не секс). Эта ситуация связана с образом роковой женщины, которая может уйти, причинить боль, которую нет ресурсов контролировать в данном возрасте. Эта ситуация раскрывается ментальностью через отрицание красного, малинового, фиолетового цвета, которые ассоциируются с сексом и властью над партнером. Наконец, третий тип ситуации связан с ситуацией секса, который понимается как нечто инстинктивное, близкое агрессии, и счастья в любви, при этом сексуальные отношения не могут быть реализованы в ситуации гиперопеки. Заботы, излишней самоотдачи или же в ситуации измены женщины. Ситуация счастья и секса ассоциируется с красным и темно-синим цветом и связана с образом идеальной женщины. Итак, основными потребностями молодых людей, удовлетворение которых зависит от близких отношений, являются потребность в счастье как заботе и безопасности в любви (не уйдет, не изменит, не причинит боль), потребность в сексе при контроле, власти в отношениях и сексе как спонтанном самовыражении, приносящем счастье. Два смысла образуют для студентов пространство любви. Это любовь как источник счастья, основанная на заботе, безопасности отношений и сексе, и связанная с образом идеальной женщины. И любовь как причина страданий и боли в ситуации ухода любимой, когда нет возможностей ее остановить. Молодые люди считают, что чаще всего причиняют боль роковые женщины. Образ бизнес - леди по-прежнему не включается мужской ментальностью в смысл любви. При анализе ментальности студенток 2-4 курса были выделены три основных типа мужчин, значимых для них в близких отношениях: мужчина - любовник, мужчина - друг и мужчина - "каменная стена".
Два мужских образа обладают одинаковой значимостью для девушек в этом возрасте: это образы мужчины-любовника и мужчины друга (34% и 33% общей дисперсии образов соответственно). Мужчина - любовник в представлении студенток дон Жуан и способен нравится всем. Это образ лидера, по настоящему мужественного мужчины, а не тюфяка. Мужчина - любовник интересен в общении, полон мужского обаяния (он не зануда) и способен защитить при необходимости свою спутницу. В будущем мужчину-любовника девушки хотели бы видеть своим мужем. Главным достоинством мужчины - друга является его способность понимать и учитывать интересы своей возлюбленной (он не деспот, не эгоист). Образ мужчины - друга полон романтики, и он способен создать лирический контекст в отношениях. Но при этом студентки замечают, что понимающие мужчины редко бывают материально обеспечены (они не спонсоры и не хозяева), и всерьез не рассматривают их в качестве потенциальных мужей. Максимально привлекательным как будущий муж является для девушек в 18-20 лет мужчина - каменная стена: он способен дать совет и поддержать в трудную минуту (как наставник), обеспечить свою избранницу материально (как спонсор и хозяин), защитить от всего. Мужчина - каменная стена галантный джентльмен, и на него всегда можно положиться. При анализе ситуаций, значимых для девушек в близких отношениях, были выделены следующие их типы: создание семьи, секс как орудие власти над партнером и секс в равноправных отношениях.
Наиболее значима и желанна для студенток ситуация создания семьи. Семью они готовы создавать при условии получения заботы, времени, внимания, подарков от любимого человека. При этом отношения должны быть для девушек достаточно безопасны: в них не должно быть места ревности, агрессии и боли, вызываемых уходом и изменой партнера. Девушки в 18-20 лет понимают, что секс может быть орудием власти над партнером. "Секс как власть" – своеобразная защитная женская стратегия, гарантирующая, что любимый не уйдет, не причинит боль, не заставит себя ждать. Однако ждут девушки других сексуальных отношений, в которых не надо будет делить власть, но и не придется чрезмерно много отдавать партнеру (категории " не власть", "не самоотдача"). Это вариант равноправных, но легких, не требующих больших личностных вложений отношений.
Связь типов мужчин с типами ситуаций отражена в таблице:
С мужчиной-другом девушки видят возможности создания семьи, хотя он в их представлении и не идеальный муж (категория "муж" в образ мужчины - друга не входит). Такая семья будет основана на получении девушками заботы, внимания, подарков от партнера и безопасности отношений (девушки верят, что мужчина друг не уйдет, не изменит, причинив этим боль, вызвав ревность и агрессию). От мужчины-друга ждут и равноправия в сексуальных отношениях,
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|