КОУ Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Стр 1 из 7Следующая ⇒ КОУ Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано на методическом совете: протокол № 5 от 22. 02. 2018 г.
Словарная работа на уроках русского языка в 5 классе в школе для обучающихся с ОВЗ (методика Г. А. Бакулиной) Подготовила: Новохацкая В. И. учитель русского языка и лит. чтения высшей категории г. Нягань, 2018 г. Пояснительная записка Проблема подготовки обучающихся к жизни выступает как главная, ведущая не только в массовой общеобразовательной школе, но и в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из составных частей этой проблемы является формирование речевой культуры учащихся. Задача развития, улучшения речи особенно сложна и ответственна в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. У детей с нарушением интеллектуальной деятельности, часто наблюдается недоразвитие слухового и речедвигательного анализаторов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Неудивительно, что вопросы развития речи занимают значительное место в исследованиях и психологов, и педагогов, решающих проблемы воспитания и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Этими вопросами занимались Г. М. Дульнев, М. Ф. Гнездилова, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, В. А. Лапшин, С. Н. Комская, Г. И. Данилкина, Е. А. Гордиенко, Н. В. Тарасенко и др. Поэтому понятен тот интерес, та заинтересованность, которые проявляют олигофренопедагоги к этим проблемам. Их волнует практическая сторона – как организовать работу по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью: какие виды упражнений дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, применяемые массовой школой, можно использовать в коррекционной работе, как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи учащихся с интеллектуальными нарушениями.
В предлагаемом методическом пособии описывается опыт проведения словарной работы на уроках русского языка в 5 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по методике Г. А. Бакулиной. К пособию прилагаются слайды, которые можно вставлять непосредственно в урок при проведении словарной работы. Введение Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики. Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа в коррекционной школе должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс. Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой. При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.
Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т. д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа может: - быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря; - преследовать грамматические цели; -проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов. Программа по русскому языку определяет задачи работы над словом следующим образом: обогащение словаря, т. е. усвоение тех новых слов, которые школьники не знали, новых значений слов; уточнение словаря, т. е. углубления понимания уже известных слов; активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте; устранение нелитературных слов, употребляемых иногда школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все четыре направления работы тесно связаны между собой. Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.
Постоянно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи. Такая система обучения эффективна, позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков. Существуют общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе. 1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. 2. Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов. 3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. 4. Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты. 5. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем. 6. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается. 8. Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока. Словарная работа проводится в двух планах: семантическом и техническом. Семантический план подразумевает отработку вновь вводимых понятий в смысловом аспекте, т. е. в плане понимания значения слова учениками. И здесь учитель может использовать целый спектр приемов работы: подбери антонимы, синонимы; закончи предложение со словом «____»; отбери слова-признаки; подбери слова-действия и т. д. Технический план – это четкое проговаривание нового слова, прочтение его, произнесения в различных словосочетаниях, грамматических конструкциях. Практика показывает, что наиболее эффективным способом является его написание, желтым цветом на зеленом фоне, синим на белом или красном. Исследования французских ученых показали, что именно такое цветовое сочетание максимально эффективно воспринимается нашей сетчаткой глаза.
В методике Г. А. Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников» описана специфика словарно – орфографической работы и введения нового слова в активный словарь. Используя эту методику для работы над словарными словами, изучаемыми в 5- 9 классах коррекционной школы для учащихся с ОВЗ, развиваю и активизирую мышление учащихся, учу анализировать и обобщать, развиваю устойчивость внимания, связную аргументированную речь. Первая группа заданий предусматривает нахождение нового слова из словаря на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале. Ко второй группе относятся приемы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования. В третью группу входят приемы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка. Четвертую группу заданий составляют упражнения, предусматривающие в процессе установления нового слова использование знаний по другим учебным дисциплинам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|