Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Согласованно на методсовете: протокол от 03. 11. 2020 №3 Словарная работа на уроках русского языка в 6 классе (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, методика Г. А. Бакулиной)
В. И. Новохацкая, учитель русского языка Нягань, 2020
Пояснительная записка Одной из главных работ на уроке русского языка при реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является словарная работа, которая проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа и должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс. Программа по русскому языку (АООП для обучающихся с умственной отсталостью) для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой. При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную. Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т. д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане.
Словарная работа способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа может: - быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря; - преследовать грамматические цели; -проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов. Программа по русскому языку определяет задачи работы над словом следующим образом: - обогащение словаря, т. е. усвоение тех новых слов, которые школьники не знали, новых значений слов; -уточнение словаря, т. е. углубления понимания уже известных слов; -активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте; -устранение нелитературных слов, употребляемых иногда школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все четыре направления работы тесно связаны между собой.
Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью. Постоянно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи. Такая система обучения эффективна, позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков. Существуют общие требования к проведению словарной работы на уроках русского языка при реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. 2. Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов. 3. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. 4. Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты. 5. При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем. 6. Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается. 8. Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока.
Словарная работа проводится в двух планах: семантическом и техническом. Семантический план подразумевает отработку вновь вводимых понятий в смысловом аспекте, т. е. в плане понимания значения слова учениками. И здесь учитель может использовать целый спектр приемов работы: подбери антонимы, синонимы; закончи предложение со словом «____»; отбери слова-признаки; подбери слова-действия и т. д. Технический план – это четкое проговаривание нового слова, прочтение его, произнесения в различных словосочетаниях, грамматических конструкциях. Практика показывает, что наиболее эффективным способом является его написание, желтым цветом на зеленом фоне, синим на белом или красном. Исследования французских ученых показали, что именно такое цветовое сочетание максимально эффективно воспринимается нашей сетчаткой глаза. В методике Г. А. Бакулиной «Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников» описана специфика словарно – орфографической работы и введения нового слова в активный словарь. Используя эту методику для работы над словарными словами, изучаемыми в 5- 9 классах (АООП для обучающихся с умственной отсталостью), развиваю и активизирую мышление учащихся, учу анализировать и обобщать, развиваю устойчивость внимания, связную аргументированную речь. В шестом классе, на втором году обучения по системе комплексного интеллектуального развития, заметно возрастает степень осознанности восприятия и самостоятельности воспроизведения детьми учебного материала. Они овладевают новыми приемами запоминания; формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера; речь становится более логичной, доказательной, аргументированной; наблюдается прогресс в становлении таких свойств внимания, как устойчивость, распределение, переключение, объем. В предлагаемом методическом пособии описывается опыт проведения словарной работы на уроках русского языка в 6 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по методике Г. А. Бакулиной. К пособию прилагаются слайды, которые можно вставлять непосредственно в урок при проведении словарной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|