Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды относительных величин




Н.В. Краузе

 

ЭКОНОМИКАЛЫҚ ТАЛДАУ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТӘЖІРИБЕСІ

қысқаша дәрестер конспектілері

 

теория и практика экономического анализа

краткий конспект лекций

 

Специальность: 6М050600 «Экономика»

 

Өскемен

Усть-Каменогорск

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Предмет и задачи курса  
2 Организация и информационное обеспечение экономического анализа  
3 Основные приемы экономического анализа  
4 Анализ маркетинговой деятельности предприятия. Необходимость маркетингового анализа стратегии предприятия в условиях рыночной экономики  
5 Анализ операционной деятельности предприятия.  
6 Анализ технического и организационного уровня производства предприятия  
7 Анализ наличия и использования основного капитала предприятия  
8 Анализ финансовой деятельности предприятия  
9 Анализ инвестиционной деятельности предприятия  
10 Анализ инновационной деятельности предприятия  
11 Комплексная (рейтинговая) оценка деятельности предприятия  
Список литературы  

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ курса

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Предмет и задачи.

2. Развитие теории и практики экономического анализа.

3. Экономический анализ в рыночной экономике.

 

Основные определения:

• Анализ – это общенаучный метод исследования, заключающийся в разложении изучаемого явления на составные части и последующем исследовании его составных частей.

• Экономический анализ (Анализ хозяйственной деятельности предприятий / ХДП):

Ø как наука – это система знаний о методах исследования хозяйственной деятельности; функциональная конкретно-экономическая наука;

Ø как практика – это вид экономической деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

• Общая цель анализа – обоснование управленческих решений.

На рисунке 1.1 представлена структура дисциплины «Экономический анализ».

 

 

Рисунок 1.1 – Структура дисциплины «Экономический анализ»

Определение предмета ЭА:

• Предмет анализа – экономические процессы, возникающие в ходе деятельности хозяйствующих субъектов, изучаемые при помощи соответствующих приемов на основании использования данных учёта, отчётности и других источников в целях устранения недостатков, вскрытия внутренних резервов и улучшения работы предприятия (объекта).

• Роль АХДП в управлении предприятием – ключевая, так как с его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, осуществляется внутрифирменное планирование, определяются резервы повышения эффективности, оцениваются результаты ХДП: занимает промежуточное положе-ние между сбором экономической информации и принятием управленческих решений (см. рис. 2).

 

Рисунок 1.2 Функции управления

Цель и пререквизиты курса:

• Основная цель курса – изучение приёмов и методов проведения анализа, то есть техники проведения анализа, а также систематизация всех полученных ранее знаний.

• Пререквизиты курса

1. Экономическая теория

2. Экономические дисциплины:

- экономика предприятия (отрасли)

- организация производства и менеджмент предприятия

- планирование на предприятии

- финансы и финансовый менеджмент

- бухгалтерский учет

3. Математические дисциплины

4. Технологические основы

5. Статистика, эконометрика

6. Правовые основы

 

Задачи анализа:

1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях.

2. Анализ, оценка и контроль выполнения внутрифирменных планов и прогнозирование результатов ХДП.

3. Определение базы для последующего планирования. Научное обоснование планов и нормативов.

4. Анализ влияния различных факторов на результативные показатели деятельности предприятия и установление количественной оценки влияния воздействующих факторов (факторный анализ).

5. Выявление внутренних резервов, размеров потерь, выявление так называемых «узких мест».

6. Бенчмаркетинговая деятельность: обобщение и распространение передового опыта.

7. Разработка конкретных мероприятий, обеспечивающих устранение недостатков и дальнейший рост производства.

Задачи постоянно обновляются, актуализируются.

 

 

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Виды анализа.

2. Основы функционально-стоимостного анализа.

3. Материалы, используемые для анализа.

4. Подготовка материалов к анализу и оформление результатов.

5. Организация экономического анализа на предприятии.

6. Концепция контроллинга.

 

Виды экономического анализа представлены на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Виды экономического анализа

Основные виды экономического анализа:

• Виды ЭА – это теоретическое и практическое обособление отдельных участков аналитической работы.

• В основу классификации могут быть приняты разные признаки.

• Основные виды:

по направлениям

- финансово-экономический анализ (ФЭА) раскрывает содержание финансовых показателей (объема продаж, себестоимости, оборотных средств); проводится преимущественно дедуктивным способом (от общего к частному)

- управленческий анализ (производственный, технико-экономический) (ТЭА) углубляет ФЭА и исследует влияние технических, технологических и организационных факторов производства на стоимостные показатели (производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, себестоимость, рентабельность); проводится преимущественно индуктивным способом (от частного к общему).

Исходные данные для анализа представлены на рисунке 2.2.

 

 

Рисунок 2.2 – Исходные данные для анализа

 

Исходные данные для анализа:

• Форма 1-ПФ Отчет о производственно-финансовой деятельности предприятия (организации) (годовая)

• Форма 1-ПФ – Отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) (квартальная)

• Форма 2-КС – Отчет об освоении инвестиций в строительство и вводе в действие основных средств (годовая, месячная)

• Форма 1-инвест – Отчет об инвестициях в основной капитал (годовая, квартальная, месячная)

• Форма 11 – Отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов (годовая)

• Форма 1-П – Отчет предприятия о производстве и отгрузке продукции (товаров, услуг) (годовая)

• Форма 1-П – Отчет предприятия о производстве продукции (товаров, услуг) (месяч.)

• Форма 1-ЦП Отчет предприятия-производителя о ценах на промышленную продукцию и услуги производственного характера (месячная)

• Форма 1-Т – Отчет по труду ((годовая, квартальная, месячная)

Основные формы статистической отчетности малых предприятий:

• Форма 2- МП – Отчет об основных показателях деятельности малого предприятия (годовая, квартальная)

• Форма 2- услуги – Отчет предприятий об объеме оказанных услуг (годовая, квартальная)

• 1-инвест – Отчет об инвестициях в основной капитал (месячная)

• 1-П (малые) – Отчет о производстве продукции (товаров, услуг) (годовая, квартальная).

 

Основные цели анализа

• Оперативный анализ – регулирование хода производственного процесса, базируется на информации в течение суток, смены декады.

• Ситуационный анализ – то же, но с акцентом на маркетинговую деятельность (спрос, предложение, цены, реклама).

• Текущий (ретроспективный, диагностический) анализ – уточнение и улучшение планов; выявление тенденций; базируется на информации за месяц, квартал, год.

• Перспективный (стратегический, прогнозный) анализ – прогнозирование, формирование стратегии предприятия, обоснование стратегических бизнес-решений.

Этапы подготовки материалов

1 Проверка учетных материалов: полноты сведений и их грамотности (своевременность, наличие реквизитов, счетная или техническая проверка, сопоставимость).

2 Отбор показателей для анализа в зависимости от его вида и целей.

3 Аналитическая обработка отобранных показателей.

4 Оформление результатов и расчетов анализа.

Методы аналитической обработки данных

1. Пересчет абсолютных показателей в относительные величины и условные показатели.

2. Расчет средних величин– определяется рядом математических приемов в зависимости от физического смысла.

3. Группировка показателей – выделение в совокупности однород.групп единиц; разделение совокупности на однородные типичные группы по существенным для них признакам.

4. Построение и оценка рядов динамики.

5. Составление аналитических таблиц и графиков.

Виды относительных величин

1. Относительные величины выполнения плана.

2. Относительные величины динамики (коэффициенты, темпы роста).

3. Относительные величины структуры (отношение частей к целому).

4. Относительные величины сравнения (отношение одноименных показателей по разным объектам).

5. Относительные величины уровня (координации) (отношение разноименных показателей одного и того же объекта).

6. Относительные величины интенсивности (отношение между разноименными абсолютными величинами, определенным образом взаимосвязанным).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...