Виды относительных величин
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Н.В. Краузе
ЭКОНОМИКАЛЫҚ ТАЛДАУ ТЕОРИЯСЫ МЕН ТӘЖІРИБЕСІ қысқаша дәрестер конспектілері
теория и практика экономического анализа краткий конспект лекций
Специальность: 6М050600 «Экономика»
Өскемен Усть-Каменогорск
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ курса
Рассматриваемые вопросы: 1. Предмет и задачи. 2. Развитие теории и практики экономического анализа. 3. Экономический анализ в рыночной экономике.
Основные определения: • Анализ – это общенаучный метод исследования, заключающийся в разложении изучаемого явления на составные части и последующем исследовании его составных частей. • Экономический анализ (Анализ хозяйственной деятельности предприятий / ХДП): Ø как наука – это система знаний о методах исследования хозяйственной деятельности; функциональная конкретно-экономическая наука;
Ø как практика – это вид экономической деятельности, предшествующий принятию управленческих решений и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации. • Общая цель анализа – обоснование управленческих решений. На рисунке 1.1 представлена структура дисциплины «Экономический анализ».
Рисунок 1.1 – Структура дисциплины «Экономический анализ» Определение предмета ЭА: • Предмет анализа – экономические процессы, возникающие в ходе деятельности хозяйствующих субъектов, изучаемые при помощи соответствующих приемов на основании использования данных учёта, отчётности и других источников в целях устранения недостатков, вскрытия внутренних резервов и улучшения работы предприятия (объекта). • Роль АХДП в управлении предприятием – ключевая, так как с его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, осуществляется внутрифирменное планирование, определяются резервы повышения эффективности, оцениваются результаты ХДП: занимает промежуточное положе-ние между сбором экономической информации и принятием управленческих решений (см. рис. 2).
Рисунок 1.2 – Функции управления Цель и пререквизиты курса: • Основная цель курса – изучение приёмов и методов проведения анализа, то есть техники проведения анализа, а также систематизация всех полученных ранее знаний. • Пререквизиты курса 1. Экономическая теория 2. Экономические дисциплины: - экономика предприятия (отрасли) - организация производства и менеджмент предприятия - планирование на предприятии - финансы и финансовый менеджмент - бухгалтерский учет 3. Математические дисциплины 4. Технологические основы 5. Статистика, эконометрика 6. Правовые основы
Задачи анализа: 1. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях.
2. Анализ, оценка и контроль выполнения внутрифирменных планов и прогнозирование результатов ХДП. 3. Определение базы для последующего планирования. Научное обоснование планов и нормативов. 4. Анализ влияния различных факторов на результативные показатели деятельности предприятия и установление количественной оценки влияния воздействующих факторов (факторный анализ). 5. Выявление внутренних резервов, размеров потерь, выявление так называемых «узких мест». 6. Бенчмаркетинговая деятельность: обобщение и распространение передового опыта. 7. Разработка конкретных мероприятий, обеспечивающих устранение недостатков и дальнейший рост производства. Задачи постоянно обновляются, актуализируются.
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Рассматриваемые вопросы: 1. Виды анализа. 2. Основы функционально-стоимостного анализа. 3. Материалы, используемые для анализа. 4. Подготовка материалов к анализу и оформление результатов. 5. Организация экономического анализа на предприятии. 6. Концепция контроллинга.
Виды экономического анализа представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Виды экономического анализа Основные виды экономического анализа: • Виды ЭА – это теоретическое и практическое обособление отдельных участков аналитической работы. • В основу классификации могут быть приняты разные признаки. • Основные виды: по направлениям - финансово-экономический анализ (ФЭА) раскрывает содержание финансовых показателей (объема продаж, себестоимости, оборотных средств); проводится преимущественно дедуктивным способом (от общего к частному) - управленческий анализ (производственный, технико-экономический) (ТЭА) углубляет ФЭА и исследует влияние технических, технологических и организационных факторов производства на стоимостные показатели (производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, себестоимость, рентабельность); проводится преимущественно индуктивным способом (от частного к общему). Исходные данные для анализа представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Исходные данные для анализа
Исходные данные для анализа: • Форма 1-ПФ – Отчет о производственно-финансовой деятельности предприятия (организации) (годовая) • Форма 1-ПФ – Отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) (квартальная) • Форма 2-КС – Отчет об освоении инвестиций в строительство и вводе в действие основных средств (годовая, месячная) • Форма 1-инвест – Отчет об инвестициях в основной капитал (годовая, квартальная, месячная) • Форма 11 – Отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов (годовая) • Форма 1-П – Отчет предприятия о производстве и отгрузке продукции (товаров, услуг) (годовая) • Форма 1-П – Отчет предприятия о производстве продукции (товаров, услуг) (месяч.) • Форма 1-ЦП – Отчет предприятия-производителя о ценах на промышленную продукцию и услуги производственного характера (месячная) • Форма 1-Т – Отчет по труду ((годовая, квартальная, месячная) Основные формы статистической отчетности малых предприятий: • Форма 2- МП – Отчет об основных показателях деятельности малого предприятия (годовая, квартальная) • Форма 2- услуги – Отчет предприятий об объеме оказанных услуг (годовая, квартальная) • 1-инвест – Отчет об инвестициях в основной капитал (месячная) • 1-П (малые) – Отчет о производстве продукции (товаров, услуг) (годовая, квартальная).
Основные цели анализа • Оперативный анализ – регулирование хода производственного процесса, базируется на информации в течение суток, смены декады. • Ситуационный анализ – то же, но с акцентом на маркетинговую деятельность (спрос, предложение, цены, реклама). • Текущий (ретроспективный, диагностический) анализ – уточнение и улучшение планов; выявление тенденций; базируется на информации за месяц, квартал, год. • Перспективный (стратегический, прогнозный) анализ – прогнозирование, формирование стратегии предприятия, обоснование стратегических бизнес-решений. Этапы подготовки материалов 1 Проверка учетных материалов: полноты сведений и их грамотности (своевременность, наличие реквизитов, счетная или техническая проверка, сопоставимость).
2 Отбор показателей для анализа в зависимости от его вида и целей. 3 Аналитическая обработка отобранных показателей. 4 Оформление результатов и расчетов анализа. Методы аналитической обработки данных 1. Пересчет абсолютных показателей в относительные величины и условные показатели. 2. Расчет средних величин– определяется рядом математических приемов в зависимости от физического смысла. 3. Группировка показателей – выделение в совокупности однород.групп единиц; разделение совокупности на однородные типичные группы по существенным для них признакам. 4. Построение и оценка рядов динамики. 5. Составление аналитических таблиц и графиков. Виды относительных величин 1. Относительные величины выполнения плана. 2. Относительные величины динамики (коэффициенты, темпы роста). 3. Относительные величины структуры (отношение частей к целому). 4. Относительные величины сравнения (отношение одноименных показателей по разным объектам). 5. Относительные величины уровня (координации) (отношение разноименных показателей одного и того же объекта). 6. Относительные величины интенсивности (отношение между разноименными абсолютными величинами, определенным образом взаимосвязанным).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|