Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расстройства представлений.




Представление – результат оживления образов или явлений, воспринимаемых ранее в прошлом. Отличаются от восприятия: имеют обобщенный характер, неустойчивостью, фрагментарностью, субъективностью, способностью к исчезновению.

Галлюцинации.
Пациенты видят образы, которых нет, слышат речь, чувствуют запахи. Галлюцинаторный образ может быть любой модальности. Галлюцинации могут быть нейтральными, могут носить императивный характер (приказ). Поведение пациентов определяет (выдает), что они галлюцинируют.

По органам чувств: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, кинестетические, висцеральные, вкусовые, комплексные.

По уровню сложности: Элементарные. Зрительный анализатор: фотопсии – искры, молнии, блестящие линии; слуховой анализатор: акоазмы – элементарные звуки (стук, свист, шум); фонемы – словесные галлюцинации (оклики).

Простые. Зрительные галлюцинации возникают на фоне помраченного сознания, а слуховые – на фоне измененного сознания. Зрительный анализатор: панорамные галлюцинации (сценоподобные явления). Слуховой анализатор: комментирующие или императивные голоса.

Сложные (комбинированные) галлюцинации – возникают, например, при алкогольном делирии.

Также различают истинные и ложные галлюцинации.

Истинные – характерна проекция вовне (в окружающее пространство), галлюцинации яркие, сохранена живость галлюцинаторных образов. Прогностически более благоприятны.

Ложные (псевдогаллюцинации) – проекция "вовнутрь", отсутствует яркость галлюцинаторных образов. Их проекция не во внешнем пространстве, а внутри пациента, также могут быть любой модальности (даже тактильными), возможно деперсонализация: собственные мысли и чувства становятся чужими. Прогностически менее благоприятны.

Патология мышления

Мышление — высшая форма отражения объектив­ной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности.

Мышление тесно связано с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. В отличие от чувственного познания, отражающего в акте восприятия отдельные свойства предметов и целостные предметы и явления, мышление осуществляет отражение внутренних связей между предметами и явлениями, реально существующих в природе закономерностей. В процессе мышления человек познает сущность вещей, раскрывает ту сторону окружающего, которая находится за пределами непосредственного восприятия. Посредством мышления человек активно воздействует на окружающий его мир. В ходе практической деятельности люди приобретают новые знания, создают неизвестные ранее понятия, уточняют и изменяют старые. Таким образом, единый процесс познания подвержен общей закономерности: через чувственное со­зерцание человек переходит к рациональному мышлению, а от него — к практике и постижению истины.

Основой мышления являются понятия. Понятия — это обоб­щенные знания о существенных свойствах предметов. В процессе мышления мы анализируем материал, комбинируем, синтезируем, сопоставляем, сравниваем, догадываемся, делаем выводы. Понятия формируются из представлений через язык, вместе с тем речью же они и выражаются.

Выделяют наглядно-действенное, конкретно-об­разное и абстрактно-логическое мышление. По мере роста человека и развития его психических процессов нагляд­но-действенное мышление, реализующееся преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, уступает место конкретно-образному мышлению, оперирующему, главным образом, представлениями. Абстрактно-логическое или понятийное мышление свойственно взрослому человеку; оно предполагает развитие достаточных знаний и навыков, а также овладение речью.

Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психически больных.

Выделяют формы нарушения мышления:

1) нарушение операционной стороны;

2) нарушение динамики мышления;

3) нарушение стройности мышления;

4) нарушение мышления по продуктивности.

 

Нередко в структуре патологически изме­ненного мышления больных наблюдаются более или менее слож­ные сочетания разных видов нарушений.

Нарушение операционной стороны мышления

Различают: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения: доминируют непосредственные представления о предме­тах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Например, Б.В.Зейгарник указывает, что в опыте по методу классификации один из подобных больных отказыва­ется объединить в одну группу кошку с собакой, “потому что они враждуют.

В основном такие решения были у олигофренов (у 95% этих больных), а также у больных с рано начавшимися эпилепти­ческими процессами (86%). Такой тип решений наблюдался и у значительной части больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%).

Искажение процесса обобщения, обозначенное Б.В.Зейгарник как иска­жение процесса обобщения, является как бы антиподом только что описанного, например, больной М. объединяет вилку, стол и лопату по принципу “твердости ”.

Подобные выполнения задания обозначаются как бес­содержательные или выхолощенные, чаще всего они встречаются у больных шизофренией (у 67,1% обследованных больных), главным образом при галлюцинаторно-параноидной форме течения болезни, и у психопатов (33,3%). Подобные больные живут в мире своих бредовых пережива­ний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незна­чительным, обыденным явлениям подходить с “теоретических позиций, например, говоря о шкафе, один такой больной называет его “ограниченной частью пространства”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...