Расстройства представлений.
Представление – результат оживления образов или явлений, воспринимаемых ранее в прошлом. Отличаются от восприятия: имеют обобщенный характер, неустойчивостью, фрагментарностью, субъективностью, способностью к исчезновению. Галлюцинации. По органам чувств: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, кинестетические, висцеральные, вкусовые, комплексные. По уровню сложности: Элементарные. Зрительный анализатор: фотопсии – искры, молнии, блестящие линии; слуховой анализатор: акоазмы – элементарные звуки (стук, свист, шум); фонемы – словесные галлюцинации (оклики). Простые. Зрительные галлюцинации возникают на фоне помраченного сознания, а слуховые – на фоне измененного сознания. Зрительный анализатор: панорамные галлюцинации (сценоподобные явления). Слуховой анализатор: комментирующие или императивные голоса. Сложные (комбинированные) галлюцинации – возникают, например, при алкогольном делирии. Также различают истинные и ложные галлюцинации. Истинные – характерна проекция вовне (в окружающее пространство), галлюцинации яркие, сохранена живость галлюцинаторных образов. Прогностически более благоприятны. Ложные (псевдогаллюцинации) – проекция "вовнутрь", отсутствует яркость галлюцинаторных образов. Их проекция не во внешнем пространстве, а внутри пациента, также могут быть любой модальности (даже тактильными), возможно деперсонализация: собственные мысли и чувства становятся чужими. Прогностически менее благоприятны.
Патология мышления Мышление — высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Мышление тесно связано с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. В отличие от чувственного познания, отражающего в акте восприятия отдельные свойства предметов и целостные предметы и явления, мышление осуществляет отражение внутренних связей между предметами и явлениями, реально существующих в природе закономерностей. В процессе мышления человек познает сущность вещей, раскрывает ту сторону окружающего, которая находится за пределами непосредственного восприятия. Посредством мышления человек активно воздействует на окружающий его мир. В ходе практической деятельности люди приобретают новые знания, создают неизвестные ранее понятия, уточняют и изменяют старые. Таким образом, единый процесс познания подвержен общей закономерности: через чувственное созерцание человек переходит к рациональному мышлению, а от него — к практике и постижению истины. Основой мышления являются понятия. Понятия — это обобщенные знания о существенных свойствах предметов. В процессе мышления мы анализируем материал, комбинируем, синтезируем, сопоставляем, сравниваем, догадываемся, делаем выводы. Понятия формируются из представлений через язык, вместе с тем речью же они и выражаются. Выделяют наглядно-действенное, конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление. По мере роста человека и развития его психических процессов наглядно-действенное мышление, реализующееся преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, уступает место конкретно-образному мышлению, оперирующему, главным образом, представлениями. Абстрактно-логическое или понятийное мышление свойственно взрослому человеку; оно предполагает развитие достаточных знаний и навыков, а также овладение речью.
Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психически больных. Выделяют формы нарушения мышления: 1) нарушение операционной стороны; 2) нарушение динамики мышления; 3) нарушение стройности мышления; 4) нарушение мышления по продуктивности.
Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений. Нарушение операционной стороны мышления Различают: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщения: доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Например, Б.В.Зейгарник указывает, что в опыте по методу классификации один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, “потому что они враждуют. В основном такие решения были у олигофренов (у 95% этих больных), а также у больных с рано начавшимися эпилептическими процессами (86%). Такой тип решений наблюдался и у значительной части больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). Искажение процесса обобщения, обозначенное Б.В.Зейгарник как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом только что описанного, например, больной М. объединяет вилку, стол и лопату по принципу “твердости ”. Подобные выполнения задания обозначаются как бессодержательные или выхолощенные, чаще всего они встречаются у больных шизофренией (у 67,1% обследованных больных), главным образом при галлюцинаторно-параноидной форме течения болезни, и у психопатов (33,3%). Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с “теоретических позиций, например, говоря о шкафе, один такой больной называет его “ограниченной частью пространства”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|