Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?
Стр 1 из 4Следующая ⇒ От автора Данное пособие разработано на основании анализа трудностей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько собственно ошибок, сколько их глубинных причин. Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух признаков: во-первых, корень — это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близкими по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак—либо на похожесть части слова, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объединяют слова желать, пожелтеть, верба, верблюд и т. п. А другие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрз-нуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно составить гнездо родственных по корню слов. А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия проверки. Следовательно, выделяются три задачи коррекционной работы: 1) помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем — другой (буквенную схожесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; 2) расширить и активизировать словарный запас; 3) уточнить и автоматизировать необходимые операционные действия. Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.
Для решения второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами.
Технологический план и содержание работы
1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ветрилом?
2. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое подсказывает ответ на этот вопрос. 2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки- береговушки? Что умеет делать белка-летяга? Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки- капустницы?
2-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка? Сколько щупалец у осьминога? Почему зверька назвали утконосом?
2-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзовик? Чем кормятся птицееды и муравьеды? Как передвигается змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?
2-4. Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник? Как делает своё гнёздышко гусеница-листовёртка? Чем отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?
2-5. Что делает землеройка? Чем опасно растение болиголов? О чём ведает (знает) медведь? Приносит ли ветер-суховей тучи и дожди?
2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем съесть её? Как поёт кукушка? Когда появляется на свет птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?
2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему растение назвали шиповником? Что употребляет в пищу жук-короед? Куда лучше посадить вьюн — на клумбу или у изгороди?
3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросло» каждое из выделенных слов. Если будет трудно, тебе помогут слова в скобках. осветить (рассвет, светлячок, Светлана)
садовый (рассада, садовод, посадили)
скаковая (на скаку, скакун, поскакали)
известный (известить, вестник, известие)
поговорить (разговор, говорливый, выговор)
каменный (окаменеть, каменистый, каменщик).
Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»? 4-1. Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник, крабовые.
4-2. Стеклянный, трусоватый, ударить, муравейник, луковая.
4-3. Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные, догонять, кругом.
4-4. Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, светильник,
разговорчивый.
4-5. Чайник, врунишка, глазной, перелёт, зеленеют, мышиная.
4-6. Сиреневый, беззаботно, подковёрный, вечерний, застольный, грибница.
4-7. Багажник, вокзальный, дождевик, насорить, компотница, холодно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|