Прочитай столбики парами. Скажи, в левом или правом столбике каждой пары ты бы стал (стала) искать одноко-ренные слова?
Найди однокоренные слова, подчеркни их и обозначь корень. Выбери для работы одну пару столбиков и составь словосочетания. Напиши их.
12. Прочитай слова. Скажи, пожалуйста, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными? 12-1. Название, имя, кличка, прозвище, наименование.
12-2. Неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нескладный, угловатый.
12-3. Вежливый, учтивый, любезный, деликатный, обходительный.
12-4. Маленький, небольшой, крошечный, крохотный.
12-5. Горластый, крикливый, орущий, кричащий, шумный.
12-6. Счастье, радость, восторг, ликованье, торжество.
13. Как ты думаешь, почему слова каждой группы разделены на два столбика? В словах какого столбика можно легко выделить корень? 13-1. безграничный низкий беспредельный низина необозримый низенький бесконечный понизить необъятный низковатый бескрайний снизиться безбрежный низший
Внимательно прочитай столбики слов. Подумай: может быть, какие-то слова из каждого столбика нужно убрать? 1 2 3 поступь звонкий смотр идти звонит смотреть ступать звук видеть ступня звонок осмотреть 4 5 6 лобовой решать ясность лобный решение объяснил лобзик решето разъяснил лоб решить втолковал
Вставь в слова корни, которые даны слева. Догадайся, почему слева написаны два похожих корня, а не один. -бел- Крутой......ок,......ить стены, -бел- проворная......ка,......ила в банке, сияющая......изна,......ое платье
-мал- Радостный......ыш,......евать на -мал- стене, раз......ёванный клоун, он ещё......явка,......ютка в колыбели, ......юет на листе бумаги.
-шип- За......ел в кустах, созревший -шип-......овник, колючие......ы, спортивные......овки, ......учий напиток, тихое......ение.
-гор-......юет у окошка,......ный воздух, -гор- отдохнуть на при......ке, Алёнушка при......юнилась, за рощицей......ушка, работает......няком.
-жал- По......ели бабушку, у......ила в плечо, -жал-......кий котёнок, у......енный пчелой, осиное......ьце, почувствовать......ость.
-голуб-......енькая панамка; здравствуй,......чик; -голуб-......еет высокое небо;......оватое свечение; прилетел......ок; воркует......ка.
-год- Большая вы......а,......овщина свадьбы, -год-......ится для игры, вот уж у......ил, ......овалый ребёнок, при......ный для жилья.
-реч- Развитие......и, за......ная деревушка,
-реч-......ные просторы,......истый человек, ......енька журчит.
-нос- Любопытные......ы, за......ит сне гом, -нос- при......им из магазина,......овые платки, пере......ная лампа,......атый пеликан.
16. Как ты думаешь, почему защитная рубаха русского воина называлась кольчугой?
17. Вставь по смыслу пропущенные слова. Попытайся объяснить, почему надо вставить именно эти слова. Спиши. Найди однокоренные слова и подчеркни их. В синичниках живут..........В галочниках живут..........В крольчатниках живут.......... Всё ясно и просто. А я знал скворечник, из которого то шишка выглянет, то берёзовый листик. Оказалось, что там поселились мыши. Так скворечник превратился в.......... (По Н. Сладкову.)
18. Сравни пары слов. Что ты можешь сказать об их корнях? Расскажи, как второе слово образовалось от первого? Подумай, почему слова написаны в два столбика? Образуй от данных ниже слов имена прилагательные,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|