Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочитай столбики парами. Скажи, в левом или правом столбике каждой пары ты бы стал (стала) искать одноко-ренные слова?





Найди однокоренные слова, подчеркни их и обозначь ко­рень.

Выбери для работы одну пару столбиков и составь сло­восочетания. Напиши их.

весло клоун
весенний танцуют
весёлый дети
весело пришёл
весовщик день
веселятся длинное
     
горит спелый  
горизонт фонарь  
горелый туманный  
горло костёр  
горох пирожок  
горящий болит  
       
тщательно запад  
богатые запасной  
нужно запах  
выход запасы  
далёкий запасаться  
приятный запаять  
       

 

12. Прочитай слова. Скажи, пожалуйста, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными?

12-1. Название, имя, кличка, прозвище, наиме­нование.

 

12-2. Неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нескладный,

угловатый.

 

12-3. Вежливый, учтивый, любезный, деликат­ный,

обходительный.

 

12-4. Маленький, небольшой, крошечный, кро­хотный.

 

12-5. Горластый, крикливый, орущий, крича­щий, шумный.

 

12-6. Счастье, радость, восторг, ликованье, тор­жество.

 

13. Как ты думаешь, почему слова каждой группы разделе­ны на два столбика? В словах какого столбика можно легко выделить корень?

13-1. безграничный низкий

беспредельный низина

необозримый низенький

бесконечный понизить

необъятный низковатый

бескрайний снизиться

безбрежный низший

 

 

13-2. неправильный улов  
  неверный ловить  
  ошибочный выловленные  
  ложный ловля  
  неточный ловец  
         
13-3. ясно объяснить обидный колкий
  уяснил резкий
  пояснил грубый
  разъяснить оскорбительный
       
13-4. ездить простой  
  поезд рядовой  
  поездка заурядный  
  выезд обыкновенный  
  приезд обыденный  
  въезд обычный      
13-5. единое объединились выгода толк  
  единство прок  
  разъединение польза  
  единожды корысть  
         
13-6. зажимать странник  
  отжим путник  
  пожимаю турист  
  выжимки путешественник  
                   

 



Внимательно прочитай столбики слов. Подумай: может быть, какие-то слова из каждого столбика нужно убрать?

1 2 3

поступь звонкий смотр

идти звонит смотреть

ступать звук видеть

ступня звонок осмотреть

4 5 6

лобовой решать ясность

лобный решение объяснил

лобзик решето разъяснил

лоб решить втолковал

 

 

Вставь в слова корни, которые даны слева. Догадайся, почему слева написаны два похожих корня, а не один.

-бел- Крутой ......ок, ......ить стены,

-бел- проворная......ка, ......ила в банке,

сияющая ......изна, ......ое платье

 

-мал- Радостный ......ыш, ......евать на

-мал- стене, раз......ёванный клоун, он

ещё ......явка, ......ютка в колыбе­ли,

......юет на листе бумаги.

 

-шип- За......ел в кустах, созревший

-шип- ......овник, колючие ......ы, спор­тивные ......овки,

......учий напи­ток, тихое ......ение.

 

 

-гор- ......юет у окошка, ......ный воздух,

-гор- отдохнуть на при......ке,

Алёнушка при......юнилась,

за рощицей ......ушка, работает......няком.

 

-жал- По......ели бабушку, у......ила в плечо,

-жал- ......кий котёнок, у......енный пчелой,

осиное ......ьце, по­чувствовать ......ость.

 

-голуб- ......енькая панамка; здравствуй, ......чик;

-голуб- ......еет высокое небо; ......оватое свечение;

прилетел......ок; воркует ......ка.

 

-год- Большая вы......а, ......овщина свадьбы,

-год- ......ится для игры, вот уж у......ил,

......овалый ребёнок, при......ный для жилья.

 

-реч- Развитие ......и, за......ная деревушка,

-реч- ......ные просторы, ......ис­тый человек,

......енька журчит.

 

-нос- Любопытные ......ы, за......ит сне гом,

-нос- при......им из магазина,......овые платки,

пере......ная лампа, ......атый пеликан.

 

 

16. Как ты думаешь, почему защитная рубаха русского вои­на называлась кольчугой?

 

 

 

17. Вставь по смыслу пропущенные слова. Попытайся объяс­нить, почему надо вставить именно эти слова. Спиши. Найди однокоренные слова и подчеркни их.

В синичниках живут..........В галочниках

живут..........В крольчатниках живут..........

Всё ясно и просто.

А я знал скворечник, из которого то шиш­ка выглянет, то берёзовый листик. Оказа­лось, что там поселились мыши.

Так скворечник превратился в ..........

(По Н. Сладкову.)

 

 

18. Сравни пары слов. Что ты можешь сказать об их корнях? Расскажи, как второе слово образовалось от первого? Подумай, почему слова написаны в два столбика?

Образуй от данных ниже слов имена прилагательные,





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.