Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное устройство славянских племен.




ОТВЕТЫ ПО ЗАЧЕТУ ИОГП 1 курс

1.Теория происхождения Древнерусского государства и права:

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян. Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV—VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государстванельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство. Норманнская– государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй. Антинорманнская– Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества. Возникновение Древнерусского государства сопровождалось формированием древнерусского права, первым источником которого были правовые обычаи. Среди них - кровная месть, принцип талиона - "равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским".

Предпосылки образования древнерусского гос-ва и права.

Образование Древнерусского государства.

Процессы классообразование у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Форма общественных отношений в VII-VIII вв. – «военная демократия». Её признаками являлись: -участие всех членов племенного союза в решении важнейших общественных проблем. -особая роль народного собрания как высшего органа власти -всеобщее вооружение населения Это равенство всех членов общества. Правящий класс формировался из двух слоёв: 1) старой племенной знати(вожди, жрецы, старейшины). 2) из общинников.

Родоплеменные отношения заменялись территориальными, политическими и военными связями. Образовывались славянские племена, организация и сохранение этих организаций требовала усиление власти. (Князь и княжеская дружина).

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образовалось Древнерусское гос-во. Др-е гос-во стало своеобразной федерацией племён, по своей форме это была раннефеодальная монархия. Первые упоминания – в договорах Руси и Византии 911 года. Законодательства тогда еще не было.

Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых Киевской Русью.

 

Общественное устройство славянских племен.

Киевская Русь не была централизованным государством. Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена.

Во главе стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Выполняли князья и судебные функции.

Великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде. Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи.

Первоначально применялась десятичная, или числен­ная, система управления (десятские, сотские, тысяцкие) являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Тысяцкий - функции военачальника, сотский - городское судебно-административное должностное лиц. Со временем система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны за службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (отменена лишь в середине XVI в.).

военная организация – великого князя ­ жесткая дружина, по численности сравнительно небольшая. Профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Вирники - собирали уголовные штрафы за убийство. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Поначалу - добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, затем станов. обязательным налогом. Дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.

4. Характеристика государственного механизма Киевской Руси.

Первые упоминания – в договорах Руси и Византии 911 года. Законодательства тогда еще не было.

Основной (и практически единственный) правовой источник – правовой обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то, а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод правил защищаемых Киевской Русью.

В XI веке наблюдается добавление еще ряда источников (но до XX века обычное право остается основным источником права на Руси) таких как международный договор (которые подписывались с различными целями), другие договоры (например между князьями), прецеденты. Первые варианты “Русской правды”- сборники прецедентов князей в судебной деятельности). И последний источник права – “княжеское право” и “церковное право”, которые часто входили в противоречия между собой. “Княжеское право” было обязательно к выполнению на всей территории Руси и первое из этих правд называлось “Русской правдой”.

“Русской правды” до нас дошло более 100 текстов под таким названием. Но условно все ее тексты делят на три группы:

краткая редакция (первая по времени)

пространная редакция (121 статья)

сокращенная редакция

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIIIвеке. Краткая редакция состоит из 2-х частей (43 статей):

правда Ярослава (во время его правления 1015-1054 годы)

правда Ярославичей (его сыновей в 60-х годах X века)

В целом же краткая редакция появилась в конце XI века.

В XIIвеке при Владимире Мономахе стали переделывать краткую редакцию и в результате она стала состоять из других двух частей:

Суд Ярослава (гл. образом краткая редакция с некоторыми изменениями)

Устав Владимира Мономаха (преимущественно нововведения)

Эта “Русская правда” и называлась пространной редакцией. Ею пользовались очень долго, вплоть до XIV,XVвеков и даже в период раздробленности в большинстве русских княжеств, как и во время татаро-монгольского ига, эта редакция была основным источником права.

Сокращенная редакция возникла во второй половине XV века при Иване-3, который начал заниматься кодефикацией права. К тому времени пространная “Русская правда” потеряла свое значение, но наиболее важные и не потерявшие своей актуальности статьи были добавлены Иваномом-3 в свою, сокращенную редакцию. Но эта последняя редакция не стала законом, а рассматривалась как законопроект.

Но надо отдавать себе отчет, что далеко не все отношения регулировались “Русскими правдами”.

В XIвеке начинает образовываться феодализм на Руси, и конечно его главным признаком – неравенством различных слоев населения:

князья, стояли над законом; в праве даже не предусматривалось наказание за покушение на него

бояре, они подчинялись закону и именовались княжьими людьми; существовала норма предусматривающая наказание за убийство княжьего человека (как их еще называли); сами княжьи люди тоже делились, например, конюх (приближенный к царю) был наголову выше, чем мечник, жизнь которого приравнивалась к жизни свободного человека перед законом

духовенство так же обладала определенным статусом; князья духовенство не судили, как и людей церкви, с которыми разбирался свой церковный суд

простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие). Смерды – какая-то часть крестьян, имеющих землю, коней и т.п., но они принижены по сравнению с другими свободными людьми, например за убийство смерда штраф был много меньше нежели за простого свободного человека, да и наследство смерда всегда отходило князю

закуп (от купы – своеобразного договора займа – закуп должен был работать на давшего в долг до полной выплаты); это временно зависимый человек, но в случае попытки побега он становился холопом (то есть рабом), если он отказывался работать или работал плохо хозяин имел право бить его, но с другой стороны если хозяин пытался выдать закупа за холопа и продать его, то закуп освобождался и сам хозяин мог быть наказан

рядовичи (от слова “ряд” - договор) – те, кто заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривен (как и закупа). Быть рядовичем – не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем

холопы – рабы классического типа (говорящие вещи), по другому из называли челядинами, а женщин – рабой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...