Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные и административные реформы Петра I.




Абсолютная монархия - форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом пре­поднес Петру I титул императора. Россия становится импе­рией.

Реформы высших органов власти и управления, прошед­шие в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

1699—1710 гг. — частичные преобразования в системе выс­ших государственных органов, в структуре местного самоуп­равления, военная реформа;

1710—1719 гг. — ликвидация прежних центральных орга­нов власти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

1719—1725 гг. — образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной ре­формы, реформы церковного управления, финансово-нало­говой реформы, создание правовой основы для всех учрежде­ний и нового порядка прохождения службы.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объек­тивно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управле­ния (Боярская Дума и приказы) переходят в новые структуры. Боярская Дума к концу XVII в. пре­вращается в периодически созываемое совещание приказ­ных судей. Она становится контрольным органом, наблюдав­шим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

В конце XVII в. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; Расправная палата, просуществовав­шая до 1694 г. Функции Боярской Думы переходят к Ближней канцелярии, координи­рующей работу центральных органов управления. Чиновни­ки, входившие в канцелярию, объединились в Совет, полу­чивший название Конзилии министров (8—14 человек). В 1711 г. Боярскую Думу заменяет новый бюрократический орган. Принципы его формирова­ния и деятельности существенно отли­чались.

Приказы. При сокра­щении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ, местных органов приказного управления. В конце XVII в. было произведе­но укрупнение, объединение отраслевых и территориальных приказов. Параллельно происходило создание специальных прика­зов, осуществлявших контрольную деятельность по отноше­нию к большой группе других приказов (например. Счетный приказ), соподчиняя их единому направлению государствен­ной деятельности. Складывалась новая система чинов, единых для отраслей государственного управления, армии и местного управления.

Процесс централизации затронул и систему местных орга­нов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органа­ми местного самоуправления (губные, земские избы, городо­вые приказчики) стали появляться воеводы. Воеводы руководили вверенными им территориальными ок­ругами-уездами, а в конце XVII в. некоторые поднялись на другой уровень: образованы более крупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).

Приказ тайных дел: админи­стративный орган, подчиненный непосредственно царю, являвшихся общегосударственными органа­ми, вы­полнявший хозяйственно-уп­равленческие, контрольные (за местными органами и воево­дами), надзорные (за посольствами) функции.

В 1711 г. был образован Сенат как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательст­ве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован. Сенат стано­вится постоянно действующим органом. Компетенции Се­ната: судебная и организационно-судебная дея­тельность, финансовый и налоговый контроль, внешнетор­говые и кредитные полномочия. О законодательных полно­мочиях Сената ничего не говорилось. Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и дело­производства в Сенате. Все указы должны были собственно­ручно подписываться всеми членами Сената.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал-ревизора, которого не­сколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: были назначены Сенатом президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.

Был принят реестр коллегий: 1) Иностранных дел; 2) Казенных сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государст­венных расходов); 9) Берг-Мануфактур-коллегия (промыш­ленная и горнодобывающая). Создание системы коллегий завершило процесс центра­лизации и бюрократизации государственного аппарата. Чет­кое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финанса­ми в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

 

33. Кондиции Анны Ионовны ( А́нна Иоа́нновна (А́нна Ива́новна; 28 января (7 февраля) 1693 — 17 (28) октября 1740[2]) — российская императрица из династии Романовых.

Четвертая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) и царицы Прасковьи Фёдоровны. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов — «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет. Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона)

Кондиции", подписанные Анной Иоанновной, явились первым известным подлинным актом ограничения самодержавной власти в России. Хотя попытка членов Верховного тайного совета ограничить самодержавие Анны Иоанновны потерпела неудачу, однако прецедент для будущих многочисленных проектов государственного устройства России был создан. "Кондиции" были особыми ограничительными пунктами, которые Верховный тайный совет выставил как необходимое условие принятия короны родственницей Петра Великого.
Основную роль в принятии "К. " при этом играли Д. М. Голицын и В. Л. Долгорукий. Текст этого документа был окончательно согласован 19 января. Документ значительно ограничивал самостоятельную роль императрицы и закреплял главенствующее положение Верховного тайного совета в новой системе монархии. Вне компетенции Анны Иоанновны оказывались внешнеполитические вопросы, введение новых налогов, производство в чины, производство репрессий, земельные пожалования, распоряжение государственными доходами. Она обязывалась не вступать в брак и не назначать наследников. 25 января в Митаве Анна Иоанновна кондиции подписала и отправилась в Москву. Ознакомление высших чинов и «знатного шляхетства» с содержанием "кондиций" и других документов, выработанных "верховниками", привело к протесту большей части дворянства против власти "немногих". Этими настроениями воспользовалась Анна Иоанновна, которая сумела восстановить самодержавие под предлогом обращения к ней группы дворянства с пожеланием отмены "кондиций".

34. «Устав благочиния 1782 года» (название на момент подписания — «Устав благочиния, или полицейский») — нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. Подписан Екатериной II 8 апреля 1782 года. Введение. Уста́в благочи́ния 1782 года — нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. 1. Работа над проектом Система полицейского управления обсуждалась ещё в процессе работы Уложенной комиссии по принятию нового Уложения, то есть в начале 1770-х годов. В 1775 году было принято Учреждение о губерниях, предусматривавшее создание специальных полицейских органов. С 1779 года началась работа над проектом Устава благочиния, завершившаяся в 1782 году. Екатерина II желала воплотить в этом акте все современные правовые тенденции, и, вместе с тем, создать закон, апеллирующий к вечным моральным ценностям. 2. Источники Устава

Источниками Устава Благочиния (далее — У. Б.) являлись: 1. Наказ Екатерины II , 2. Учреждение о губерниях 1775 года , 3. Административный статут Берлина , 4. Великое зерцало , 5. Зарубежные правовые трактаты , 6. Уложенная комиссия

Содержание Устава. Структура. Устав включал в себя 14 глав и 274 статьи.

· Содержание. Органом полицейского управления в городе стала управа благочиния — коллегиальный орган, в который входили полицмейстер, городничий, приставы гражданских и уголовных дел, а также выборные от граждан. Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой полицейского управления был частный пристав, в квартале — квартальный надзиратель. Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах. «Устав благочиния» вводил должность частного маклера, который контролировал наём рабочей силы и условия найма.

По некоторым уголовным делам суд осуществляла сама полиция. «Устав благочиния» перечислял ряд подобных правонарушений: азартные игры, брань, пьянство, иные нарушения общественного порядка; действия, направленные против богослужения; взяточничество, самовольная застройка и т. д. В большинстве же случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия и передачей материала в судебные инстанции. По политическим преступлениям полиция следствия не проводила. Система наказаний, применяемых полицией.

Штраф, запрещение определённой деятельности, порицание, арест, заключение в работный дом.

На полицию возлагалось не «наказание и устрашение», а воспитание подданных и контроль за тем, чтобы каждый член общества неукоснительно исполнял свои обязанности. Не случайно, именно в «Уставе благочиния» мы находим своеобразный моральный кодекс подданного Российской империи, те «семь заповедей», которые он обязан был соблюдать:

1. Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь.

2. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь.

3. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности.

4. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего.

5. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.

6. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее.

7. С пути сошедшему указывай путь.

4. Значение Устава

1. Устав Благочиния послужил формированию новой отрасли права — полицейского права, из которого позднее сформировались уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право.

2. В Уставе Благочиния была чётко сформулирована компетенция полицейских органов, что облегчало поддержание правопорядка.

3. Устав содержал дидактические наставления для граждан, служил «улучшению нравов» населения.

Литература

 

35.Гражданское право России в XVIII в.

Индивидуализация частных и имущественных обязательных прав. Закон как источник прав и обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы отходят на второй план. Появление термина "собственность" в 18 веке.

Вещное право. Единый правовой режим для разных форм землевладения, вводилось понятие "недвижимая собственность". Запрещался заклад. Продажа – по нужде.

Наследственное право.По завещанию (принцип майората – старший сын, дочери – при отсутствии сыновей) и по закону. Нет детей – движимое имущество родичам по завещанию между любыми претендентами. С 1731 года – сыновья поровну, вдова 1/8, дочери 1/14. Петр1 Указ "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах".

Семейное право.Брачный возраст: м=20, ж=17. Церковный брак. Смешанные браки да (с католиками, протестантами, с другими религиями нет). Развод если: политическая смерть, ссылка на каторгу, поступление в монашество, прелюбодеяние, неизлечимая болезнь и пр.

Договоры. Кроме несовершеннолетних, умалишенных, лишенные этого права по суду. Подряда (поставки) – обеспечивались неустойкой/поручительством.Личного найма – в основном про крепостных. Купля-продажа с рассрочкой платежа, предмет – любые действия лиц, не противоречащие закону. Расторжение – в сл., предусмотренных законом.

Развитие договорных отношений стимулировало процесс перераспределения имущественных ценностей в обществе, формирование новых социальных групп, сосредотачивающих в своих руках богатство и капитал.

 

36. Преступления и наказания по Артикулу воинскому Петра I.

Воинские артикулы (Артикулы воинские) были приняты в 1715, они вошли в Устав воинский, который вступил в силу с 1716. За основу воинских артикулов были взяты шведское, немецкое и пр. законодательство. Артикул содержит, главным образом, нормы уголовного права. Кроме того, в нем имеется много сугубо военных правил и норм государственного права. Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права. Артикул делится на 24 главы. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их.

Уголовное право. По сравнению с СУ Артикул значительно более четко определяет многие институты уголовного права. Хотя нет определения преступления, из содержания конкретных артикулов можно сделать вывод о том, что под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом. Впервые предусмотрена судебно-медицинская экспертиза.

В Артикуле есть наказание за голый умысел, т.е. только за хотение совершить преступление. Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение.

Из содержания Артикула можно сделать вывод о необходимости установления причинной связи между действием и преступным результатом. Необходимая оборона. (арт. 156, 157). Подробно регламентированы пределы необходимой обороны: соразмерность обороны нападению, одновременность обороны и нападения, невозможности для обороняющегося уступить или уйти «без опасения смертного». Нападение должно быть наличным – или начавшимся или непосредственно предстоящим. Преступивший пределы необходимой обороны подвергался наказанию, не менее жестокому, чем за убийство.

Смягчающим вину обстоятельством был аффект. (арт. 152). Оскорбление в гневе – извинение, за него же в обычном состоянии – до полугода тюрьмы. Менее суровое наказание устанавливалось для офицеров, виновных в смерти своих подчиненных, наступившей в результате применения к ним наказания. (арт. 154, толкование). Совершение преступления в пьяном виде усиливало ответственность.

Цели наказания: устрашение; изоляция преступника (тюрьма, каторга); возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге). Характерные черты наказания: неопределенность («по делу», «сему подобным»); Смертная казнь предусматривалась безусловно в 74 артикулах, в 27 – наряду с другими наказаниями; несоответствие между характером наказания и тяжестью преступления. Так смертная казнь устанавливается и за политические преступления, и за сон в карауле.

Виды наказаний: Смертная казнь. Подразделялась на простую (расстрел, повешенье, отсечение головы) и квалифицированную (четвертование, колесование, залитие горла металлом, сожжение); Телесные наказания. Делились на болезненные (битье кнутом, шпицрутенами) и членовредительские (отсечение руки, пальцев, ушей, носа, клеймение); Срочная и бессрочная ссылка. В отношении офицеров применялись особые наказания: Отставка от службы (временное или постоянное); Лишение чина; Служба в качестве рядового; Шельмование. Наиболее тяжкий вид. Ошельмованный не имел фактически никаких прав: не мог быть свидетелем в суде, выступать с иском. Многие статьи устанавливали церковное наказание (обычно в качестве дополнительного).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...