Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Украинские писатели в Башкортостане




Рассказ об эвакуации Союза писателей Украины в годы Вели­кой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателя­ми. Чтение произведений украинских писателей о Башкортостане.

Беседа об Украине и украинской литературе с использованием кар­ты страны, цветных фоторепродукцией, портретов писателей и др.

М. Рыльский. Отчизне.

М. Шевченко. Моя фамилия.

Башкирская опера и Баязит Бикбай

Сведения об истории Башкирского государственного театра опе­ры и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу».

Объяснение понятия «Либретто». Рассказ о деятельности Б. Бик-бая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса».

Прослушивание арий и куплетов из этих сценических поста­новок.

 

Константин Иванов - сын чувашского народа

Сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской ли­тературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР.

К. Иванов, Две дочери. Красная девица (отрывок из поэмы «Нарспи».

Информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей.

Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии

Рассказ учителя о творчестве знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Чтение его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан».

Композитор Роза Сахаутдинова

Краткие сведения о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивание ее детских песен «Приключения зайчонка» (сло­ва У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина).

Башкирские сатирические сказки

Понятие о сатирических сказках. Сатирические сказки о хитром работнике и глупом бае. Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.

Герои Башкортостана

Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Со­ветского Союза-уроженицах Башкортостана.

Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев - выходцев из родного района или города.

Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погиб­шего героя».

Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев

Рассказ учителя о жизни и творчестве классиков татарской ли­тературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Са-гита Рамиева. Чтение их произведений для детей (по выбору учи­теля).

Беседа о Республике Татарстан и татарской литературе. Исполь­зуются карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др.

Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана

Рассказ учителя о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Чтение стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Беседа с учащимися о Родине.

Из истории письменности

Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского на­селения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получив­ших высшее образование в Казанском императорском университете.

Обрядовый фольклор башкирского народа

Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Озна­комление с календарным весенним праздником «Грачиная каша» (Карга буткаКы»).

Прослушивание народных мелодий, связанных с этим празд­ником.

Звезды башкирского балета

Восстановление в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах.

Рассказ учителя о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Краткий обзор национального ре­пертуара, информация о кинофильме «Журавлиная песнь».

Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь».

 

Д. Юлтый - певец труда хлебороба

Чтение сборника стихов Д. Юлтыя «Хлеб», беседа о труде хле­бороба 30-х годов. Рассказ учителя о его авторе - участнике импе­риалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о его творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам.

Славные сыны Башкортостана

Рассказ о жизни и деятельности М. Муртазина. Сведения о ро­дине героя - Учалинском районе Башкортостана. Используются портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем.

Рассказы детей о своих родных, прошедших ВОВ. Герои ВОВ Ишимбайского района.

 

Писатели - детям

Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержа­нию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.

Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев

Краткие сведения о жизни и творчестве первого профессиональ­ного башкирского художника, основоположника башкирского изоб­разительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотр его кар­тин «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».

Комментарии учителя, обмен мнениями.

По туристическим тропам

Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по тер­ритории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по ре­кам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом по­ходе, сложностях различной категории.

Обобщающая беседа по предмету.

Планирование 1 класс

№ п/п Раздел Кол-во часов Тема занятия Виды деятельности обучающихся
1 В первый раз в первый класс! 1 В школе. X. Габитов Вилю хочется запеть. А. Игебаев Здравствуй, школа! Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе. Чтение и обсуждение произведений башкирских авторов, посвященных новому учебному году.
2 Родной дом, родной край! 1 Красив Урал. М. Сюндюкле Обращение к птицам. Р. Мифтахов Чтение стихотворения Беседа по содержанию. Составление плана. Беседа о любви к родной земле
3-4 Уфа –столица Башкортостана 2 Уфа — столица Башкортостана Уфа. Г. Рамазанов Я живу в Уфе. Н. Грахов Уфа — город мой. Слова К. Даяна, музыка М. Валиева. Беседа о любви к родной земле
5 Золотая осень 1 Любит ли арбуз? Г. Шамсутдинов Падают листья. Г. Юнусова Осень. А. Ахмет-Хужа Падают листья березы. Слова М. Карима, музыка 3. Исмагилова. Чтение стихотворений. Беседа по содержанию. Экскурсия в школьный сад. Рисование осенних листьев. Слушание и исполнение песни.
6 Наша школа, наш учитель! 1 Серебряный колокольчик. А. Игебаев Моему учителю. М. Карим Мы — первоклассники. Слова С. Алибаева, музыка Д. Хасаншина. Беседа о школе, о школьных правилах. Чтение стихотворений. Беседа о первых впечатлениях о школе.
7 День моей республики! 1 Флаг, Герб и Гимн Башкортостана Отчизна. Р. Мифтахов. Башкирский орнамент Рассказ о празднике. Рисование государственных символов. Слушание гимна Республики.
8 Играем и поем, весело живем! 1 Зухра и цыплята. К. Киньябулатова Игра. М. Дильмухаметова Спор. Р. Тимершин Игра. Музыка Р. Хасанов Разучивание новых детских народных игр.
9 Загадки и кулямасы 1 Загадки Кулямасы: Суд Еренсэ. Хорошие манеры. Как два ленивца сгорели. Семь волков Групповая работа. Загадывание загадок. Рисование отгадок.
10 В мире танца 1 Словно горный поток Плясун. Г. Юнусова Беседа по теме. Ознакомление с танцевальным творчеством в Башкортостане.
11-12 Наша семья. 2 Айбулат и Ташбулат. Ш. Биккулов Наша семья. X. Габитов Мой братишка. А. Игебаев Отчий дом. Слова Н. Наджми, музыка Р. Хасанова Беседа по теме. Чтение стихотворений. Анализ их содержания. Сопоставление со своей семьей. Рисование своей семьи. Рассказы о семье.
13 Башкирские пословицы и поговорки 1 Пословицы и поговорки Создание проекта о пословицах и поговорках. (книжки-малышки, работы на А4)
14-15 Уральская зима! 2 Горка. Б. Бикбай Зима. Шакир Биккулов Следы на снегу. С. Муллабаев Дед Мороз. Слова К. Даяна, музыка Р. Муртазина.. Экскурсия на горку. Беседа по теме. Чтение стихотворений. Прослушивание песни.
16 Наша Родина! 1 Слово даем. Шариф Биккол Подарю стране цветы. Г. Байбурин Родина. Слова Я. Кулмыя, музыка К. Рахимова. Страна моя. Слова и музыка народные. Беседа по теме. Чтение стихотворений. Прослушивание песни.
17 В нашем доме есть гость. 1 Гость и хозяин. Правила меджлиса, застолья. Приговоры при раздаче птичьего мяса. Приговоры при раздаче мяса скотины. В гостях. Г. Юнусова. Беседа по содержанию Групповая работа. Инсценирование ситуаций.
18 Башкир-охотник 1 Художник Касим Давлеткильдеев. Охотник Юлдыбай. Рассказ о старинных обычаях башкир. Знакомство с творчеством художника.
19-20 В мире прекрасного 2 Гульназира. Слова и музыка народные. Карабай. Слова и музыка народные. Беседа по теме. Создание красивых узоров, рисунков.
21 Защитники мира 1 Пусть Родина не забывает меня. М. Харис Стоят часовые. Т. Арслан Будь готов. X. Займов.. Беседа по теме. Чтение произведений. Рассказы детей о членах семьи, участвовавших в Вов.
22-23 Праздник матерей и сестер 2 Буду, как мама. Г. Гумер Аниса. М. Гали Праздник матерей. Слова Г. Гумера, музыка М. Бикбовой Подготовка к празднику. Чтение и заучивание стихотворений, песен.
24-25 Сказки о животных. Сказки-загадки 2 Заяц и Лев Подарок Чтение сказок. Беседа по содержанию сказок. Инсценирование скзаок.
26-27 Мой родной Башкортостан 2 Наша республика. Я славлю жизнь. М. Хай Слава тебе, Башкортостан! Слова Р. Нигмати, музыка 3. Исмагилова. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворений. Рисование по теме.
28 Исторические песни. Назидательные сказки 1 Любизар Баик. Из истории песен «Любизар» и «Байк». Байк. Слова и музыка народные Золотая капля Беседа по теме. Слушание песни. Сравнение. Разучивание.
29-30 Весна 2 Прилетай. М. Карим Кто принёс весну? С. Алибаев Весенние цветы. К. Даян Весенняя песня. Слова С. Алибаева, музыка Д. Хасан- шина. Беседа по теме. Знакомство с творчеством М.Карима. Чтение стихотворений других авторов о весне. Слушание и разучивание песен о весне.
31 Мы за мир, за дружбу 1 Отряд на параде. Я. Кулмый Праздничные дары. Ф. Рахимгулова Слава победителям. Р. Нигмати Лети, мой гнедой. Слова Н. Идельбая, музыка 3. Исмагилова... Беседа по теме. Чтение стихотворений.
32 Скоро лето 1 Дождь идёт. Ф. Рахимгулова Тучи. Р. Хисаметдинова Зелёный патруль. Н. Грахов Экскурсия по парку. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворений.
33 Прощай, первый класс! 1   Рисование рисунков, открыток.

Планирование 2 класс

№ п/п Количество часов Тема занятия Виды деятельности обучающихся
1 1 Здравствуй школа! Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе. Чтение и обсуждение произведений башкирских авторов, посвященных новому учебному году.
2 1 Золотая осень Чтение стихотворения Беседа по содержанию. Составление плана. Беседа о любви к родной земле
3-4 2 Башкирские писатели - детям Анализ характеров героев и их поступков. Выборочное чтение. Рисование иллюстрации к содержанию рассказа
5 1 Ф.Исангулов «Лесная девочка». Объяснение правил поведения. Разучивание игры «Найди пару».
6 1 День республики Рисование флага РБ.
7 1 В мире танца Рассказ о жизни и творчестве Ф.Гаскарова и о его ансамбле. Словарная работа: Мимика Сольная Пляска Камзол
8 1 Курай - башкирский народный инструмент. Беседа о национальном инструменте. Работа с символикой Республики.
9 1 А. Игибаев «Курай». Рассказ учителя о биографии и творчестве А.Игибаева.
10 1 М.Карим - народый поэт Башкортостана Ознакомление с биографией, рассказ о его творчестве. Чтение стихов и их анализ.
11 1 Стихи М.Карима - детям. Продолжить ознакомление творчеством М.Карима.
12 1 Докучные сказки. Рассказ учителя о происхождении докучных сказок..
13 1 Город Туймазы. Рассказ об истории основания, главных отраслях промышленности города.
14 1 Город Уфа. Чтение текста «Город Уфа»
15 1 Народный артист А.Мубаряков. Чтение рассказа о А.Мубарякове. Комментарий учителя.
16 1 Поиграем, ребята Объяснение условий игры. Разучивание игры «Найди пару».
17 1 Сказки о животных Рассказ учителя о видах сказок. Чтение сказок: «Лиса и беркут».
18 1 Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа Рассказ учителя о жизни и биографии С.Юлаева. Выразительное чтение. Творческий пересказ.
19 1 Салават Юлаев поэтимпровизатор Рассказ учителя о Салавате Юлаеве и его стихотворениях. Чтение отрывков.
20 1 На страже мира.. Рисование иллюстрации к произведениям. Составление характеристики героев.
21 1 Восьмое Марта  
22 1 З.Г.Исмагилов - известный композитор Башкортостана Ознакомление с биографией З.Г.Исмагилова, краткий рассказ о его творчестве. Слушание музыки.
23-24 2 Башкирские богатырские сказки. Работа со сказками. Беседа по вопросам к сказкам. Составление плана и пересказ.
25 1 Обобщающий урок по сказкам. Рассказ учителя об аукционе, инсценирование отрывков из сказок.
26 1 Национальные блюда башкир Рассказ о национальных блюдах. Словарная работа: Котык Коймак Май
27 1 Труд наслаждение и радость.  Чтение стихов, пословиц о труде
28 1 Салют Победы.  
29 1 Скоро лето. Экскурсия в парк Рассказ учителя о лете. Беседы с детьми
30-31 2 Башкирские писатели детям. Краткие сведения о поэтах и их творчестве. Конкурсное выразительное чтение стихотворений. Беседа по содержанию
32-33 2 Памятники природы Рассказ учителя об озере Кандры куль и пещере на реке Ик
34 1 Урок- обобщение  

Планирование 3 класс

Раздел Часы Темы Виды деятельности учащихся
С новым учебным годом!   1 ч  Произведения башкирских авторов, посвященные но­вому учебному году. Г. Юнусова. Перемена. Г. Давлетов. Отличник Юмагул.     Рассказывать о летних каникулах, о Дне знаний, о школе, классе. Читать и анализировать произведения башкирских авторов. Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».  
В мире сказок 3 ч В мире сказок. Из волшебных сказок «Урал-Батыр» Читать и анализировать сказку «Урал батыр». Давать характеристику главным героям. Приводить доказательства любви и преданности сказочных персо­нажей к родной земле. Сравнивать волшебные сказки башкир со сказками других народов.
Детский фольклор 1 ч Детский фольклор.  Игра — «Перстень — бычок»   Объяснять условия игры, назначение ведущего, распределять роли. Организовывать игру.
С. Т. Аксаков - наш земляк 1 ч С. Т. Аксаков - наш земляк. С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».   Знакомиться с жизнью и творчеством видного русского писателя-уро­женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова.  Изучать его произведени­я, посвященные Башкортостану, путешествовать по аксаковским местам г.Уфы.
Композиторы Башкортостана для детей 1 ч Композиторы Башкортостана для детей   Знакомиться с жизнью и творчеством композиторов: Р.Габитова, М.Валиева, Р.Сальманова. Слушать их песни «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди». Обмениваться впечатлениями по прослушанным мелодиям.
Наш земляк - художник А. Нестеров 1 ч Наш земляк-художник М.В. Нестеров. Изучать сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Обмениваться впечатлениями по его картинам (по выбору учителя).
Поэт Г. Салям. 1 ч Поэт Г. Салям.  Читать и анализировать стихотворение Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Знакомиться с биографией и творчеством поэта, чьим именем рань­ше была названа республиканская премия комсомола. Находить сведения о том, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.
Славные сыны Башкортостан.Ахметзаки Валиди. 1 ч Славные сыны Башкортостана -Ахмет Заки Валиди. Знакомиться с жизнью и деятельностью Ахметзаки Валиди, находить сведения о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Коллективная организация выставки его книг.  
Города Башкортостана 2 ч Города Башкортостана. Мой родной город. Рассказывать о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор­няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Находить сведения об истории ос­нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж­дом из них. Пользоваться брошюрами, путеводителями, открытками с видами этих городов, значками с изображением их эмблем. Читать и анализировать произведения: Б.Бикбай – Ишимбай, В. Трубицын. Золотая Туймаза.
Народный художник   А. Лутфуллин 1 ч Народный художник А. Лутфуллин. Познакомиться с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказывать о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведе­ниями. Обмениваться впечатлениями по картине А. Лутфуллина «Ожидание».
Башкирские легенды и предания 2 ч Башкирские легенды и предания. Познакомиться с жанрами «Легенды и предания», с их основными моти­вами. Объяснять, чем отличаются легенды и предания от сказок и дру­гих прозаических жанров фольклора. Читать и анализировать легенды и предания «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил».
С. Злобин и Салават Юлаев 1 ч С. Злобин и Салават Юлаев. Рассказывать о работе русского писателя Степана Павлови­ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из­даниях, адресованных детям. Читать и анализировать отрывок из исторического рассказа С.Злобина «Сала­ват» (Уфа, 1977, 1998).
Башкирские писатели детям 1 ч Башкирские писатели детям. Познакомиться с биографией А.Карная. Рассказывать о его творчестве. Читать и анализировать его рассказ «Жаворонок». Рассказывать о птицах, оби­тающих в наших краях. Слушать башкирскую народную песню «Кукушка» и обмениваться впечатлениями.
Уральская зима 1 ч Уральская зима. Рассказывать об особенностях уральской зимы, ее отличитель­ных признаках от зимней природы других уголков страны - сред­ней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др. Читать т анализировать произведения: Х.Габитов «Зима», А.Ахметкужин. «Дедушка Мороз».
По музеям Уфы 2 ч По музеям Уфы. Рассказывать о столице Башкортостана - орденоносном го­роде Уфе, его достопримечательностях. Находить и делиться информацией о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му­зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук. Использовать путеводители, цветные фотоальбомы, репродук­ции из картин и т.д.
Сказки 3. Биишевой 2 ч Сказки З. Биишевой. Познакомиться с биографией видной писательницы З.Биишевой, кратко рассказывать о ее творчестве. Читать и анализировать сказки, вошед­шие в сборник «Лети, лети моя тележка!».
Композитор Хусаин Ахметов 1 ч Композитор Х.Ахметов. Рассказывать биографии и творчестве видного композито­ра Х.Ахметова. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр по­лей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмениваться впечатлениями.
Сэсэны - народные предсказатели 1 ч Сэсэны – народные сказители. Изучать доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Читать и анализировать легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.
Шежере - моя родословная 1 ч Шежере-моя родословная. Рассказывать о шежере, древнем уникальном виде письмен­ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле­мен. Изучать сведения о времени возникновения шежере, формах его су­ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений 1960).
Поэт Р. Гарипов 1 ч Поэт Р. Гарипов. Изучать информацию о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Подробно рассказывать о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова. Читать и анализировать его стихотворения «Жаворонок», «Курай». Слушать песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».
Театр и дети 1 ч Театр и дети. Рассказывать о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Знакомиться с государственными театрами Баш­кортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегод­няшний день. Использовать альбомы, открытки, фотоснимки. Прослушивать отрывки из спектаклей, арий из опер.
Мой родной Башкортостан 1 ч Мой родной Башкортостан. Рассказывать о событиях начала XX века на территории Баш­кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Изучать краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана. Читать и анализировать М.Карим «Березовый лист». К.Киньябулатова «Чай». Прослушивать песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Баш­кортостан»
Памятные уголки родного края 1 ч Памятные уголки родного края. Изучать сведения о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромыш­ленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках приро­ды, краткая информация о них. Анализировать произведения: Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан. А.Атнабаев. Край мой. Ш.Анак. Журавлиная песня. Прослушивать песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам». Обмениваться впечатлениями.
Любимые поэты детворы 1 ч Любимые поэты детворы. Читать и анализировать стихотворения М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Изучать крат­кие сведения о самих поэтах и их творчестве.  Читать и анализировать стихотворения М.Гали «Сабантуй», Г.Юнусова. «Бумага и карандаши», А.Игебаев «Вы не верьте».
Тукай и Башкортостан 1 ч Тукай и Башкортостан. Рассказывать о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана. Читать и анализировать стихотворения «Дождь и солнце», «Фатима и соловей». Прослушивать татарской народной песни «Род­ной язык» на слова Г.Тукая. Обмениваться впечатлениями.
Никто не забыт 1 ч Никто не забыт. Изучать сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со­юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказывать о генерале М. Шаймуратове. Познакомиться с именами земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии. Прослушивать песню 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал». Обмениваться впечатлениями.
Предания и сказы 1 ч Предания и сказания. Знакомиться с преданиями и сказами о недавнем прошлом. Изучать особенности этого жан­ра фольклора, определять его отличие от легенд. Читать и анализировать предания и сказы «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай».  
Художники рисуют для детей 2 ч Художники рисуют для детей. Обобщение изученного. Обмениваться впечатлениями по картине Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллю­страции к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюст­раций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат». Обобщающая беседа по предмету

 

Планирование 4 класс

Раздел Часы Темы Виды деятельности учащихся
Здравствуй, новый учебный год!   3 ч Здравствуй, новый учебный год! М. Гали. Книга. Г. Давлетова. Диктант. Г. Юнусова. Живи, книга.     Рассказывать о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмениваться впечатлениями об уроке Мира. Читать и анализировать стихотворения М. Гали «Книга», Г. Давлетова «Диктант», Г. Юнусова «Живи, книга». Прослушивать песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».
Природа Башкортостана 1 ч Природа Башкортостана   Рассказывать о достопримечательностях природы Башкор­тостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, род­нике Кургазак, горе Янган-тау. Использовать цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». Прослушивать песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань». Обмениваться впечатлениями.
Певец степного Башкортостана 2 ч Певец степного Башкортостана. С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» Рассказывать о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве. Читать и анализировать стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений. Изучать информацию о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирс­ким обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведе­ниям башкирских писателей о молодых сельских тружениках.
По театрам республики 1 ч По театрам республики Рассмотреть краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомиться с ведущими актерами государственных театральных коллек­тивов, изучить сведения о народном театре, действующем на территории района или региона. Использовать альбомы, фотоснимки. Прослушивать отрывки из новых спектаклей.
Народный поэт Башкортостана 2 ч Народный поэт Башкортостана. М. Гафури «Дикий гусь».   Ознакомиться с краткими сведениями о жизни и творчестве народного поэта Баш­кортостана М. Гафури. Читать анализировать его рассказ «Дикий гусь». Обмениваться впечатлениями по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».
Юность наших дедов 1 ч Юность наших дедов. Стихотворения Ш. Фидаи   Рассказывать о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и пер­вом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съез­да комсомола Шамуне Фидаи. Читать и анализировать его стихотворения «Пламенное желание», «Красные звез­ды», «Огни революции». Обмен впечатлениями.  
Беседа о художниках Башкортостана 1 ч Художники Башкортостана Рассказывать о творчестве известных художников Башкор­тостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотривать картины (по вы­бору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» (Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пу­гачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Обментваться впечатлениями.  
Композитор Рим Хасанов 1 ч Композитор Рим Хасанов   Рассказывать о творчестве известного композитора Р. Хасанова. Прослушивать его песни «Уфа - цветок Урала» на собствен­ные слова. Обмен впечатлениями.
М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана 1 ч М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана.   Определять различия между понятиями сэсэн и поэт. Рассказывать о роли сэсэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Изучить информацию о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Читать и анализировать его стихотворения, отрывков из дра­матических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар», «Предсмертное слово Урала».  
Детский фольклор 1 ч Детский фольклор   Разучивать считалки. Объяснять суть данного жанра детско­го фольклора. Считалки «Куда отправился абзый - агай?», «Отпра­вился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.
Украинские писатели в Башкортостане 1 ч Украинские писатели в Башкортостане   Рассказывать об эвакуации Союза писателей Украины в годы Вели­кой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателя­ми. Читать и анализировать произведения украинских писателей о Башкортостане. М. Рыльский «Отчизне», М. Шевченко «Моя фамилия». Беседовать об Украине и украинской литературе, использовать кар­ты страны, цветные фоторепродукции, портреты писателей и др.  
Башкирская опера и Баязит Бикбай 1 ч Башкирская опера и Баязит Бикбай   Изучать сведения об истории Башкирского государственного театра опе­ры и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу». Объяснять понятия «Либретто». Рассказывать о деятельности Б. Бикбая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса». Прослушивать арии и куплеты из этих сценических поста­новок. Обмениваться впечатлениями.
Константин Иванов - сын чувашского народа 2 ч Константин Иванов - сын чувашского народа  «Село двух поэтов», «Две дочери» «Красная девица»   Изучить сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской ли­тературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР. Читать и анализировать произведения. К. Иванов «Две дочери», «Красная девица» (отрывок из поэмы «Нарспи»). Познакомиться с информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей.
Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии 3 ч Шайхзада Бабич «Присяга народу», «Ответ луны», «Счастье без края», «Кураю» Познакомиться с творчеством знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Читать и анализировать его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан». Создавать рисунок курая.
Композитор Роза Сахаутдинова 1 ч Композитор Роза Сахаутдинова. «Приключения зайчонка» Ознакомиться краткими сведениями о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивать ее детских песен «Приключения зайчонка» (сло­ва У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина)
Башкирские сатирические сказки 2 ч Башкирские сатирические сказки «Бай и нищий», «Сказка о земле» Определять особенности сатирических сказках. Чтение и анализ сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Характеризовать главных героев сказок.
Герои Башкортостана 1 ч Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной Составлять краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Со­ветского Союза-уроженицах Башкортостана. Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Называть - выходцев из родного района или города. Обмениваться мнениями по картине А. Лутфуллина «Мать погиб­шего героя».
Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев 1 ч Г.Ибрагимов «Начало весны», З.Рамиев «Пшеница», «Гали» Рассказывать о жизни и творчестве классиков татарской ли­тературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Сагита Рамиева. Читать и анализировать <
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...