Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития российского законодательства




Курсовая работа

Тема:

Организация и проведение азартных игр

 

 

Выполнил:

курсант 312 уч. группы

Шутова А.А.

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры, к.ю.н.

капитан полиции

Ершов М.А.

 

Дата защиты:

Оценка:

 

Нижний Новгород, 2012

План

Введение…………………………………………………………………. 3-6
Глава 1. Опыт отечественного исторического законодательства  
1.1. История развития российского законодательства……………... 7-13
1.2. Зарубежное законодательство…………………………………... 14-17
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика состава преступления.. 18-28
Глава 3. Квалифицирующие признаки и особенности назначения наказания………………………………………………………………… 29-32
Заключение………………………………………………………………. 33-34
Список использованной литературы…………………………………... 35-38

Введение

Актуальность выбранной работы не вызывает сомнения. Это подтверждает принятие ряда федеральных законов за последние несколько лет, регулирующие деятельность по проведению и организации игорного бизнеса.

В январе 2007 года на территории России была запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон. Несмотря на это, субъекты предпринимательской деятельности предпринимают попытки по организации и проведению азартных игр всеми различными способами. Именно поэтому Федеральным законом № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] от 20.07.2011 в Уголовный кодекс Российской Федерации[2] [далее УК РФ] и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации[3] внесены дополнительные нормы, запрещающие осуществление незаконной азартной деятельности. Так, в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 1712 «Незаконная организация и проведение азартных игр»[4].

Инициатором введения уголовной ответственности стал Президент Дмитрий Медведев, который уже много раз поднимал проблему незаконного игорного бизнеса. По его словам, это "тот бизнес, который идет вразрез с общественными интересами и осуществляется в противоречии с законом"[5]. Поэтому и была введена уголовная ответственность за преступления в сфере игорного дела. В ноябре 2010 г. Было размещено заявление Президента Российской Федерации о необходимости привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся подпольным игорным бизнесом. Поводом для столь жесткого заявления послужили многочисленные факты распространения в Москве подпольных казино. Дмитрий Медведев потребовал закрыть подпольные казино и отправить в тюрьму тех, кто их содержит [6].

Судебная практика по данному виду преступления не сложилась. Поэтому правоохранительные органы (а затем и суд) по-своему трактуют норму соответствующей статьи. На данный момент не выработана методика выявления и расследования преступлений данной категории. Поэтому органы, осуществляющие предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность, не в полной мере могут реализовать свои полномочия. Есть много проблем, с которыми встречаются как практики, так и теоретики. Существует ряд вопросов в сфере регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, недостаточно проработанных законодателем, которые создают определенные препятствия в противодействии соответствующим правонарушениям.

Не смотря на запрет и постоянную борьбу правоохранительных органов с такими нарушениями подпольный игорный бизнес продолжает функционировать. Сейчас прокуроры субъектов РФ активизируют работу по выявлению и пресечению нарушений закона в указанной сфере, устанавливают надзор за работой следственного управления.

По мнению многих ученых и врачей, игорный бизнес давно превратился в бурно развивающуюся отрасль экономики. Предпринимателей привлекает быстрый оборот денег в игорном бизнесе. Многие специалисты сравнивают окупаемость здесь с наркобизнесом.

Теоретической базой исследования стали те немногие труды, посвященные организации незаконному игорному бизнесу. Самой проблеме игорного бизнеса посвящен ряд теоретических работ. Но в рамках данной работы данные труды не имели практического и теоретического изучения, поскольку для нас представляла интерес норма Уголовного кодекса статьи 1712 УК РФ, которая была введена только в 2011 году. Поэтому опирались на работы, связанные с историческим изучением, А. Алехина, Д. Бахрака. Некоторые аспекты были раскрыты в диссертационном исследовании Берекета В.М. «Административно-правовое регулирование игорного бизнеса» 1996 года.

Современными учеными, занимающимися проблемами игорного бизнеса и предусмотренной уголовной ответственностью, являются: Панов А.Б., Степанова О.,Субанова Н.Б., Кислицин М., Родионова Е.В. и т.д.

Целью является изучение и исследование отечественного и зарубежного законодательства, связанного с незаконной организацией и проведением азартных игр, а также вынесение различных предложений.

Для решения данной цели ставится ряд задач:

1. Изучить отечественный опыт и проанализировать литературу, посвященную становлению и развитию игорного бизнеса в России.

2. Изучить литературу, посвященную зарубежному опыту привлечения к уголовной ответственности за игорный бизнес, сравнить его с отечественным законодательством.

3. Детально изучив действующее законодательство, дать уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного статьей 1712 УК РФ.

4. Выделить особенности квалификации и назначения наказания состава преступления, предусмотренного статьей 1712 УК РФ.

Объектом исследования являются общественно-опасные отношения, связанные с негативными проявлениями азартных игр, вредно воздействующими на общественную нравственность, состояние здоровья человека, создающими благоприятную среду для распространения преступности, охраняемые рамками Уголовного кодекса РФ.

Предметом исследования являются: правовые нормы действующего и ранее действовавшего отечественного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере игорного бизнеса; практика применения данных норм; практика применения норм зарубежного законодательства и т.д.

 

Глава 1. Опты отечественного и зарубежного законодательства

История развития российского законодательства

В истории уже давно известно о таком явлении как азартные игры. Многие законодательные памятники осуждают пристрастие к азартным играм. Уже в первых источниках запрещаются азартные игры и устанавливается мера ответственности за нарушение данного запрета.

В 1551 г. в Сборнике постановлений Церковно-земского собора в главе 92 Стоглава говорится о запрете участия в азартных играх и присутствия при них[7].

Соборным уложением 1649 г. предусматривалась ответственность и «крепкое» наказание за игры в карты и зернь[8].

Изданным в период правления Екатерины II Уставом благочиния, или полицейским (1782 г.) устанавливалось «запрещение о газардной игре» (то есть основанной «единственно на случае»). Статьей 215 Устава запрещалось как участие в игре, получение от нее «единственного пропитания», так и организация игорного дома («буде кто дом свой откроет днем и ночью игрокам и ради запрещенной игры»), пособничество в такой игре («в той игре записывать, или щет держать, или замечать чем, или способствовать игре» и т.п.), воровство и мошенничество во всякой игре. Предусматривался запрет на организацию и проведение лотерей «без дозволения императорского величества» (ст. 21 б) [9]. В качестве наказания применялись штрафы (пени), размер которых был дифференцирован в зависимости от характера деяния и определялся стоимостью содержания арестованного в смирительном доме. Так, участие в азартной игре влекло «пеню суточное содержание содержанного в смирительном доме»; за организацию игорного дома взыскивалось «шести суточное содержание содержанного в смирительном доме»; за участие в запрещенной игре в игорном доме - трехсуточное содержание. Судебная защита требований, следующих из запрещенной игры, не предполагалась («просьба не приемлется и иск уничтожается»). Статьи 258, 259 Устава устанавливали ответственность за проведение лотерей без надлежащего разрешения [10].

В XIX веке организация азартных игр приобрела широкий масштаб. Знаменитые слова известного адвоката А. Кони из выступления по делу об игорном доме штабс-ротмистра Колемина: «В последнее время всякий, кто следил за общественной жизнью в Петербурге, конечно, слышал или знает, что азартные игры развиваются очень сильно в низшем слое населения... Здесь проигрывается после хорошего дарового угощения заработок многих дней, и отсюда благодаря разным ловким мошенничествам неразвитой бедняк выпускается ограбленным и нередко со скамьею подсудимых в перспективе... Такие притоны, бесспорно, составляют большое зло, и допустить существование игорных домов между простым народом решительно невозможно по их растлевающему значению»[11]. Государство пыталось ввести запрет на различные виды азартных игр, которые развивались большими скачками, уже в XIX веке, осознавая всю общественную опасность данных деяний.

Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. тоже регламентирует ответственность за проведение и организацию азартных игр. Предусматривалась ответственность согласно ст. 1274 за участие в запрещенных играх и согласно ст. 1276 за устройство игорного дома. Согласно ст. 1276 Уложения лицо, в третий раз совершившее деяние помимо штрафа, заключению в тюрьму на время от 6 месяцев до 1 года[12].

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г.[13] тоже относит данные деяния к разряду преступных. Ст. 46 Устава устанавливала ответственность за устройство запрещенных игр в карты, кости и т.п. (не в виде игорного дома). Виновные подвергались аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше 100 руб. Согласно ст. 47 Устава за устройство без надлежащего разрешения публичной лотереи, а равно за недозволенную законом раздачу билетов иностранной лотереи или промессов виновные, сверх отобрания найденных билетов или промессов, подвергались: денежному взысканию не свыше 20% со всей суммы, вырученной за проданные билеты или промессы; а если сумма эта неизвестна - денежному взысканию не свыше 200 руб. Ст. 41 Устава также к разряду наказуемых относит допущение в трактирах, харчевнях, питейных и других подобных заведениях недозволенных игр[14]. Полиция контролировала данные заведения и следила за исполнением требований. Владельцы питейных заведений должны были давать подписку о том, что они обязуются «не допускать никаких азартных игр» [15].

Свод Законов гражданских[16], действовавший вплоть до Октябрьской революции, не содержит специальных норм, направленных на регламентацию отношений, возникающих между сторонами при проведении игр и пари. Упоминание об играх было в двух статьях Свода (ст. ст. 2014, 2019), регулирующих отношения по поводу займа в связи с играми и пари. Согласно ст. 2014 суды признавали ничтожными заемы «по игре или для игры», совершенные с ведома заимодавца.

В период правления советской власти запрету организации азартных игр, противодействию их незаконному осуществлению уделялось серьезное внимание. Декретом СНК РСФСР от 19 декабря 1918 г. запрещались устройство лотерей денежных и вещевых, розыгрыши денежных премий, продажа билетов иностранных лотерейных займов и частных промессов[17] на лотереи. Лица, нарушившие указанный запрет, подвергались лишению свободы сроком до двух лет или денежному штрафу в размере по усмотрению суда. Полученные от продажи лотерейных билетов суммы конфисковывались. На местные органы исполнительной власти возлагалась организация мер борьбы с азартными играми[18].

Гражданский кодекс 1922 г. и Гражданский кодекс 1964 г. советского периода информацию об играх и пари не содержало[19].В Закона СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» в ст. 14 говорилось, что в сфере бытового обслуживания населения запрещалось содержание игорных заведений, организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях.

В Законе СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. в статье 3 говорилось, что кооператив мог заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик. К числу видов деятельности, которыми кооперативы были не вправе заниматься, относились организация и содержание игорных заведений, а также организация азартных игр, принятие ставок на спортивных и иных состязаниях[20]. Предусматривалась административная ответственность ст. 164.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Наказуемым было как участие в азартных играх, так и их организация. Участие в азартных играх (в карты, рулетку, "наперсток" и др.) на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях влекло предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 руб. с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой в игре, или без таковой (ч. 1 ст. 164.1). Совершение тех же действий лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из приведенных нарушений, влекло наложение штрафа в размере от 50 до 300 руб. с конфискацией. За организацию азартных игр предусматривалось административное взыскание в виде штрафа в размере от 100 до 500 руб. с конфискацией.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года[21] предусматривал уголовную ответственность в связи с организацией азартных игр. Так, согласно ч. 1 ст. 2081 УК РСФСР организация азартных игр (в карты, рулетку, "наперсток" и др.) на деньги, вещи и иные ценности лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение, наказывалась лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до десяти МРОТ с конфискацией имущества или без таковой. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за аналогичное преступление, наказывались лишением свободы на срок до трех лет с конфискацией имущества (ч. 2 ст. 208.1 УК РСФСР). Уголовная ответственность предусматривалась также за вовлечение несовершеннолетних в занятие азартными играми (ст. 210 УК РСФСР); содержание игорных притонов (ст. 226 УК РСФСР).

Современный период развития законодательства об игорном бизнесе был отмечен противоречивыми тенденциями. Положительно следует расценивать принятие специальных законов, регулирующих организацию и проведение азартных игр. Базовым в данном случае является принятие ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[22], который подверг изменению действующую систему азартных игр. Но с принятием данного ФЗ и ряда иных законов, уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр не было. Примечательно, что УК 1996 года до 2011 года не содержал специальных норм, предусматривающих ответственность за организацию и осуществление незаконного игорного бизнеса, несмотря на высокую общественную опасность данного вида предпринимательской деятельности[23]. И только в 2011 году с принятием ФЗ от 20 июля 2011 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[24] была установлена уголовная и административная ответственность в рассматриваемой сфере. УК РФ был дополнен ст. 171.2 «Незаконные организация и проведение азартных игр» и Кодекс РФ об административных правонарушениях был дополнен ст. 14.1.1 «Незаконные организация и проведение азартных игр».

Итак, ответственность за нарушения, связанные с организацией и проведением азартных игр, устанавливалась в отечественном законодательстве на протяжении уже многих веков. Хотелось бы подчеркнуть на несовершенство нашего законодательство. УК РФ был дополнен статьей 1712 УК РФ.только в 2011 году, хотя даже УК СССР 1960 года уже содержал нормы об ответственности за данный вид преступности.

Интересно, обратиться к отечественному законодательству, устанавливающему ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр с целью совершенствования действующего законодательства. Статьей 215 Устава благочиния, или полицейским (1782 г.) запрещалось как участие в игре, получение от нее «единственного пропитания», так и организация игорного дома, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривалась ответственность согласно ст. 1274 за участие в запрещенных играх и согласно ст. 1276 за устройство игорного дома. На наш взгляд, необходимо ввести такой квалифицирующий признак в статью 1712 УК РФ как «Предоставление помещений для открытия заведомо незаконного игорного заведения».

Обратившись к советскому УК СССР [25], заметим, что для того времени была характерна административная преюдиция, которая может быть и использована сейчас законодателями. Например, часть. 1 ст. 1712 УК дополнить следующим содержанием: «организация и проведение азартных игр лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение».

 

Зарубежный опыт

Изучая проблемы игорного бизнеса в России, необходимо также обратиться к изучению опыта зарубежных стран, который может быть весьма показателен.

Интерес к зарубежным играм на Западе появился в далекие времена. Имеются данные о страсти к играм «в кости» у древних греков[26].

Ни у одного народа азартные игры не получили такого развития, как у германцев. В XIII столетии из-за широкого распространения азартных игр появились законодательные ограничения. Германское уложение определяло штраф в 1500 марок за допущение азартной игры в стенах общественного заведения, штраф до 150 марок или арест до 6 недель - за азартную игру на улицах, площадях, у большой дороги и в публичных собраниях[27].

Уголовная ответственность за организацию и проведение азартных игр известна законодательству ряда зарубежных стран, таких как Норвегия, Дания, Германия, Молдова, Корея, Израиль, Япония, Турция, Бельгия[28]. Показательным является закон об уголовном праве Израиля. Целая глава, состоящая из 12 статей, посвященных уголовной ответственности по запрещению азартных игр, лотерей и ставок[29].

Европа не пошла по пути создания специальных зон для игорного бизнеса, обосновав это тем, что данная мера приведет к потере бюджета и увеличению количества нелегальных заведений. Председатель Европейской игорной ассоциации Бэпи Моттес уверен, что важно поддерживать занятость населения в игорном бизнесе и осознавать, что эта отрасль создает дополнительные рабочие места в других сферах сервиса[30].

Однако ряд других стран ужесточили требования к игорным заведениям. Эстония в свою очередь приняла закон по азартным играм в 2008 году, увеличив стоимость лицензии со 120 тыс. до 1 млн. евро.

На территории государства Израиля игорных заведений вообще не существует уже несколько десятилетий. Не так давно было закрыто последнее казино в нейтральных водах Красного моря между Израилем и Иорданией[31].

Интересен и опыт США. Игорный бизнес разрешен в 36 штатах во всевозможных формах и тысячах заведений. США занимает второе место по количеству установленных игровых автоматов[32].

Республика Казахстан приняла закон «Об игорном бизнесе» от 12.01.2007 N 219-III[33] вслед за Россией. На наш взгляд, позаимствовав многие положения российского законодательства. В частности игорный бизнес разрешен только на строго определенных территориях (только в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской области в пределах территорий, определяемых местными исполнительными органами). Размещение казино и залов игровых автоматов на территории Республики Казахстан, за исключением данных территорий, запрещается. Данный вид деятельности обязательно подлежит лицензированию. И в соответствии с Законом Республики Казахстан от 09.11.11 г. № 490-IV была введена уголовная ответственность за организацию незаконного игорного бизнеса (Ст. 269-1)[34].

Объективная сторона преступления состоит из ряда действий: 1. Незаконное открытие или содержание игорного заведения или организация деятельности в сфере игорного бизнеса 3. Предоставление помещений для открытия заведомо незаконного игорного заведения 4. Организации игорного бизнеса. На наш взгляд, нашим законодателям следовало бы обратить на это внимание.

Сегодня лотереи приносят значительные стабильные доходы в бюджеты государств и всевозможных благотворительных организаций. В среднем в мире ежегодно реализуются лотерейные билеты на сумму 150 - 160 млрд. долл. При этом годовой оборот лотерейного бизнеса в США достигает около 30 млрд. долл., в Германии - примерно 6 млрд. долл., в Японии - порядка 8 млрд. долл., в Испании и Италии, где все лотереи государственные, - соответственно 6,53 и 6,5 млрд. долл.[35]

В Уголовном Кодексе Украины предусмотрена ст. 203-2 «Занятие игорным бизнесом»[36]. Диспозиция данной статьи является бланкетной, в УК не раскрываются основные признаки объективной стороны. Согласно части 2 «за те же действия, если они были совершены лицом, ранее судимым за занятие игорным бизнесом» предусмотрен штраф от сорока тысяч до пятидесяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией игрового оборудования. На наш взгляд, такой подход украинских законодателей весьма удачен, поскольку виды наказаний, связанные с лишением свободы, в данном составе преступлений кажутся неэффективными. Целесообразнее применять кратный штраф в рамках экономических составов преступлений.

Уголовный Кодекс Турции также предусматривает уголовную ответственность за игорный бизнес. УК детально описывает составы, посветив данному преступлению целый раздел. Ст. 567 «Лицо, организующее азартные игры в публичных или открытых для публики местах, или предоставляющее место для таких игр»[37]. Мы уже обращали на данный вид состава преступления внимание в рамках изучения отечественного законодательства. Считаем, что такой квалифицирующий признак необходим и в статье УК РФ.

Если виновное лицо питает пристрастие к азартным играм или является лицом, принимающим ставки в таких играх, наказания, предусмотренные в части первой, назначаются ему в удвоенном размере, а также дополняются в последнем случае лишением права заниматься профессиональной или ремесленной деятельностью на срок до трех месяцев.

В статье 568 Уголовного Кодекса говорится о лице, непосредственно играющем в азартные игры в публичных или открытых для публики местах. За это деяние предусмотрено заключение на срок до одного месяца и денежный штраф в размере от 50 до 100 лир. В случае повторного совершения деяния виновное лицо наказывается заключением на срок от десяти дней до двух месяцев и денежным штрафом в размере от 100 до 200 лир.[38].

Уголовный Кодекс Японии тоже подробно регулирует преступления, относящиеся к азартным играм и лотереям. Уголовно наказуема как игра в азартные игры (ст. 185), так и открытие помещений для игры, сбор игроков (ст. 186), продажа, посредничество при продаже или получение лотерейных билетов (ст. 187)[39].

Изучение опыта зарубежных стран об ответственности за игорный бизнес весьма показателен. Некоторые положительные новеллы можно было бы использовать и в современном российском законодательстве. На наш взгляд, можно было бы ввести уголовную или административную ответственность за игру в азартные игры вне установленных законодателем игорных зонах как в УК Японии. Также интерна санкция, предусмотренная УК Турции, согласно которой предусматриваются наказания в удвоенном размере лицу, питающему пристрастие к азартным играм или лицу, принимающим ставки в таких играх.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...