Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие возрастной психологии в России




Возрастная психология, которая формировалась в России в начале XX в. вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Возрастная психология развивалась и в тесном содружестве с педологией, прикладной характер которой, ориентированность на конкретные требования школы делали ее особенно популярной в среде педагогов и воспитателей.

В то же время процесс становления и развития возрастной психологии и педологии в России имел ряд особенностей, отличающих его от западных течений. Хотя духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры, вместе с тем она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной возрастной психологии.

Социальные условия, сложившиеся в постреформенной России в середине Х1Х в., способствовали развитию отечественной науки. Именно в этот период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное, с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, стала формироваться и отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.

Были предложены две концепции построения психологии. У истоков первой стояли - И.М. Сеченов, у второй - П.Д. Юркевич и B.C. Соловьев. Первое направление, ориентированное на исследование генезиса психического развития и использовавшее данные о биологическом и физиологическом созревании детей, естественно, оказалось ближе возрастной психологии. Поэтому основные концепции детского развития и были построены в русле естественнонаучной психологии. В то же время проблемы нравственного развития ребенка, вопросы социализации заставляли ученых обращаться и к гуманитарной, философской ветви психологической науки.

Именно в России первоначальный интерес к педологии и возрастной психологии был подготовлен предшествующим развитием смежных наук - физиологии, педиатрии, психиатрии. Значительный вклад в ее развитие внес Николай Иванович Пирогов. Он сформулировал тезис о том, что в человеке надо, прежде всего, воспитать Человека. А для этого взрослым необходимо понять, что у ребенка есть свой мир, отличный от мира взрослых. Он живет в собственном своем мире и действует, следуя законам этого мира. Детство имеет свои законы, и Н.И.Пирогов настаивал на систематическом изучении и уважении к этим законам.

Новый взгляд на проблему вносит Константин Дмитриевич Ушинский. В его работе «Человек как предмет воспитания» была выделена мысль о том, что прежде чем воспитывать и обучать ребенка, его надо познать со всех сторон.

Большое значение для молодой науки имели не только работы И.М. Сеченова и К.Д. Ушинского, но и педиатров И.В. Тарханова и Н.П. Гундобина, которые считали, что проблема воспитания нравственной личности является задачей не только педагогики, но и других наук. Большой вклад в развитие возрастной психологии внесли такие видные ученые, как Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые в начале XX в. стали инициаторами создания педологических лабораторий.

Подлинными инициаторами формирования возрастной психологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. Определяя предмет педологии, Румянцев писал, что педология изучает физическую и духовную природу детей и является во всех отношениях наукой о человеке как предмете воспитания. Задача педологии заключается в том, чтобы со­брать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей, найти законы этого развития и установить его периоды, доказывал он. Об этом же писал и Бехтерев, отмечая, что главной задачей возрастной психо­логии и педологии является исследование душевных особенностей ребенка, вопросы его воспитания.

Осенью 1904 г. в Петербурге под руководством Нечаева открываются первые в России педологические курсы, целями которых были рас­пространение знаний, необходимых для понимания психических и фи­зиологических особенностей детского и юношеского возраста, а также повы­шение теоретического потенциала педагогов.

Одной из главных задач, стоявших перед возрастной психологией того времени, был поиск объективных методов исследования психики, для чего отечественные ученые обратились как к западной психологии, так и к рус­ской физиологической школе, в частности к работам И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Для экспериментального исследования психики детей в начале XX в. Лазурский совместно с Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский выступал за есте­ственный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому исследовались не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, а психические функции и личность в целом. Этот подход, изложенный в работе Лазурского «О естественном эксперименте», 1911 г., имел особенно большое значение для возрастной психологии и педологии.

Один из ведущих ученых того времени, организатор Психологического института и заведующий кафедрой философии Московского университета Г.И. Челпанов настаивал на том, что и в курс прикладной психологии необ­ходимо включить раздел теоретической психологии, ввиду того, что без знаний общих закономерностей и методологических принципов невозможно грамотное исследование психики детей. Его взгляды кардинально отличались от подхода Нечаева, который настаивал на том, что истинно научной явля­ется только экспериментальная психология, основы которой и должны пре­подаваться будущим учителям. Он также доказывал, что педагогов необхо­димо вовлекать в исследовательскую работу, оснащая педологические каби­неты в образовательных учреждениях современным психологическим оборудованием. Против этого также возражал Челпанов и многие другие психологи, считавшие, что навыки исследовательской работы существенно отличаются от навыков диагностической. Дальнейшее развитие психологии показало правоту Челпанова и его сторонников, так как слишком широкое рас­пространение психологических экспериментальных методик без достаточного уровня психологической грамотности приводило ко многим ошибкам при диагностике психического развития детей.

Среди ключевых вопросов, изучавшихся возрастной психологией того времени, были проблемы соотношения психического и физического развития детей, становления их личности, а также анализ причин неуспеваемости школьников. При этом исследования развития личности, в отличие от других работ, ориентированных на естественнонаучную психологию, были связаны с традициями отечественной гуманитарной науки, с идеями нравственного самосовершенствования личности.

П.Ф. Каптерев одним из первых отечественных психологов отмечал, что игра является мощным фактором, необходимым как для физического, так и для психического развития ребенка. В своих работах он рассматривал как отдельные аспекты игровой деятельности, так и роль игрушек и семейного воспитания в ее развитии.

Исследование психического развития ребенка привело многих ученых к мысли о значимости семьи и семейного климата в этом процессе. Поэтому многие ученые не только старались проанализировать основные задачи се­мейного воспитания, но и начать систематическое просвещение родителей. Для этого были организованы родительские кружки, выпускались книги по семейному воспитанию, в частности Каптерев организовал выпуск серии брошюр по проблемам семейного воспитания и обучения.

Исследовалась роль семьи и школы, а также методы оптимизации ум­ственного развития ребенка, причины школьной дезадаптации. Эти работы проводились совместно психологами, педагогами и врачами.

Об интенсивной работе отечественных детских психологов в это время говорят тот факт, что с 1906 по 1916 г. было созвано пять Всероссийских съездов по психологии, и все они были посвящены вопросам педагогической и Экспериментальной психологии. В организации съездов активное участие принимали многие видные психологи того времени: В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Бернштейн, Г.И.Челпанов, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге и др.

Большое значение для развития возрастной психологии имели и по­стоянно издаваемые журналы, в том числе и с переводными статьями зарубежных специалистов, а также организация систематического выпуска книг по возрастной и педагогической психологии отечественных, иностранных психологов. В результате этой деятельности возрастная психология стала одной из ведущих областей отечественной психологической науки, а идея о необходимости психологической диагностики и участия психолога в образовательном процессе прочно вошла в школьную жизнь.

Исследования детского развития продолжались и после 1917 г. Уже в первые годы советской власти появились и новые имена, и новые проблемы, главной из которых была задача построения марксистской возрастной пси­хологии. Именно в этом видели свою цель А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С. Выготский и другие психологи: Двадцатые годы стали временем рождения новой возрастной психологии, активных поисков ее методологических основ и путей развития.

Большой вклад в развитие отечественной и мировой возрастной пси­хологии внес Лев Семенович Выготский. Многие проблемы возрастной психологии стали разрабатываться именно благодаря его исследованиям и научным трудам. Впервые от утверждения важности среды в психическом развитии он перешел к рассмотрению конкретных механизмов этого влия­ния. Таким механизмом он считал интериоризацию. Он разработал основы возрастной периодизации, ввел понятие критического и литического возра­ста, исследовал взаимосвязь обучения и развития, особенности развития мышления, памяти, воображения.

В советской психологии в этот период было несколько школ и на­правлений, сторонники которых резко расходились во взглядах на многие проблемы. Поэтому, в первые шесть-семь лет своего развития советская педология переживает трудный этап формирования, становления. Начало 1920-х гг. связано с зарождением новой школы, формированием новых ме­тодов обучения. В этой обстановке и происходит интенсивное развитие психологии, которая должна была помочь в воспитании нового человека. Путь к этому возрастная психология видела в углубленном изучении личности каждого ребенка, в формировании таких методов исследования, которые дали бы объективную картину психического развития ребенка, его индивидуальных особенностей и позволили бы подобрать адекватные методы воспитания.

Главные дискуссии 1920-х гг. проходили в борьбе двух направлений. Одно из них уделяло большее внимание биологическим факторам в развитии психики ребенка, другое - значению среды в развитии психики. Многие психологи (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.Б. Залкинд и др.) пришли к мысли, что в возрастной психологии целостный подход должен был прояв­ляться в комплексном анализе как биологических основ детского поведения, так и их социальных причин.

В результате дискуссий и обсуждений к 1928 г. была выработана более или менее единая позиция, с которой психологи разных направлений и при­шли на первый Педологический съезд, который состоялся в конце 1928 — начале 1929 г. Он стал итогом важного этапа в развитии отечественной возрастной психологии. На съезде была выработана общая платформа раз­вития отечественной возрастной психологии, преодолевшей ошибки и труд­ности периода становления. Она была зафиксирована в его резолюции и явилась основой дальнейшего плодотворного развития возрастной психоло­гии. Разработано новое понимании психического развития Басовым и Выготским. Период 1920-1930-х гг. был периодом максимального расцвета, взлёта отечественной возрастной психологии, и идеи, появившиеся в то время, ещё в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых.

Начиная с 1930 г. усиливаются нападки на возрастную психологию, связанные с ее действительными и мнимыми ошибками. Справедливые кри­тические замечания вызывало отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях, разница в уровне теоретических исследо­ваний и практическом их применении на местах.

Вызывали критические замечания и некоторые теоретические положения педологии - ее механистичность, эклектический подход к переработке психо­логических (особенно зарубежных) теорий. Но в основном критику вызы­вало то, что цель, поставленная возрастной психологией, - формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребен­ку - была неактуальна в условиях изменившейся действительности. Все это и привело к появлению известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСов» и директивному закрытию педологии как науки вообще. При этом вместе с ошибками было забыто и все позитивное, что было сделано этой наукой.

Итак, в 1920 - 1930-х гг. XX в. были заложены основы подхода к психическому развитию детей, получены важные материалы об отдельных сторонах и закономерностях этого развития. Хотя постановление о педоло­гии и нанесло серьезный удар по этой работе, однако, психологические исследования детского развития не прекращались, а с 1950-х гг. они стали приобретать все большее распространение, появлялись новые исследования и новые имена. В этот период развитие возрастной психологии было тесно евщзано с деятельностью учеников и последователей Л.С. Выготского — А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной.

А.В. Запорожец кроме исследования произвольных действий, изучал развитие восприятия и мышления, а также процесс формирования эмоций и чувств У дошкольников. П.Я. Гальперин внутренней, умственной деятельности. Ученый также исследовал разные способы задания ориентировочной основы, придя к выводу о значении проблемного обучения, и изучал разные условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия.

Исследования развивающего обучения были продолжены В.В. Давыдо­вым, Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольским, В.В. Рубцовым.

Труды В.В. Давыдова, посвященные фундаментальным теоретическим исследованиям содержания и строения учебной деятельности, ее связи с Развитием сознания, личности и способностей ребенка, способствовали изме­нению педагогического и психологического подходов к обучению. Совместно с Д.Б. Элькониным он создал новое направление в отечественной психоло­гии - психологию формирования мыслительной деятельности учащихся.

Огромное значение для возрастной психологии имеют исследования Эльконина, посвященные проблемам игровой деятельности и периодизации.

Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее ведущее значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что и позволило ему доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Исследования Л.И. Божович были связаны с процессом формирования личности детей, который она понимала как развитие независимости от окру­жающей ситуации, когда поведение человека определяется не внешней ситу­ацией, но внутренними мотивами. Она выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе, говоря о превращении ребенка из объекта в субъект в конце первого года жизни, о появлении осознания себя как субъекта действия в три года, как субъекта в системе социальных отношений в семь лет и, наконец, об осознании своей личностной уникальности и ценности в подростковом возрасте.

Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников. Было выделено несколько этапов в этом процессе в течение первых семи лет жизни детей, а также критерии их сформированности и те новообразования в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с тем или иным этапом общения.

В настоящее время отечественная возрастная психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пере­смотра некоторых методологических основ, принципов построения отече­ственной возрастной психологии.

Однако с необходимостью встал вопрос о развитии такой отрасли, как психология личности, исследовании проблем эмоционального развития детей, процесса социализации, становления личностной и социокультурной идентичности, которым мало уделялось внимания в отечественной психологии, в то время как ее успехи в изучении познавательного развития не могут быть оспорены.

Перед отечественной возрастной психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии решить, используя тот значительный материал, который накоплен предыдущими поколениями ученых, и потенциальные возможности российской науки.

Контрольные вопросы

1. Какие основные проблемы возрастной психологии решались учеными со времен Античности и до Нового времени?

2. Какие проблемы психического развития детей изучались в работах психологов Нового времени?

3. Каких взглядов придерживались исследователи Нового времени относительно психического развития ребенка?

4. Перечислите основные предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную отрасль знания.

5.Перечислите основные психологические теории ХХ-го века.

6.Какие вопросы формирования личности ребенка изучала отечественная психология в начале ХХ-го века?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...