Развитие возрастной психологии в России
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Возрастная психология, которая формировалась в России в начале XX в. вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Возрастная психология развивалась и в тесном содружестве с педологией, прикладной характер которой, ориентированность на конкретные требования школы делали ее особенно популярной в среде педагогов и воспитателей. В то же время процесс становления и развития возрастной психологии и педологии в России имел ряд особенностей, отличающих его от западных течений. Хотя духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры, вместе с тем она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной возрастной психологии. Социальные условия, сложившиеся в постреформенной России в середине Х1Х в., способствовали развитию отечественной науки. Именно в этот период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное, с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, стала формироваться и отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией. Были предложены две концепции построения психологии. У истоков первой стояли - И.М. Сеченов, у второй - П.Д. Юркевич и B.C. Соловьев. Первое направление, ориентированное на исследование генезиса психического развития и использовавшее данные о биологическом и физиологическом созревании детей, естественно, оказалось ближе возрастной психологии. Поэтому основные концепции детского развития и были построены в русле естественнонаучной психологии. В то же время проблемы нравственного развития ребенка, вопросы социализации заставляли ученых обращаться и к гуманитарной, философской ветви психологической науки.
Именно в России первоначальный интерес к педологии и возрастной психологии был подготовлен предшествующим развитием смежных наук - физиологии, педиатрии, психиатрии. Значительный вклад в ее развитие внес Николай Иванович Пирогов. Он сформулировал тезис о том, что в человеке надо, прежде всего, воспитать Человека. А для этого взрослым необходимо понять, что у ребенка есть свой мир, отличный от мира взрослых. Он живет в собственном своем мире и действует, следуя законам этого мира. Детство имеет свои законы, и Н.И.Пирогов настаивал на систематическом изучении и уважении к этим законам. Новый взгляд на проблему вносит Константин Дмитриевич Ушинский. В его работе «Человек как предмет воспитания» была выделена мысль о том, что прежде чем воспитывать и обучать ребенка, его надо познать со всех сторон. Большое значение для молодой науки имели не только работы И.М. Сеченова и К.Д. Ушинского, но и педиатров И.В. Тарханова и Н.П. Гундобина, которые считали, что проблема воспитания нравственной личности является задачей не только педагогики, но и других наук. Большой вклад в развитие возрастной психологии внесли такие видные ученые, как Г.И. Россолимо и В.П. Кащенко, которые в начале XX в. стали инициаторами создания педологических лабораторий. Подлинными инициаторами формирования возрастной психологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев и В.М. Бехтерев. Определяя предмет педологии, Румянцев писал, что педология изучает физическую и духовную природу детей и является во всех отношениях наукой о человеке как предмете воспитания. Задача педологии заключается в том, чтобы собрать и систематизировать все, что относится к жизни и развитию детей, найти законы этого развития и установить его периоды, доказывал он. Об этом же писал и Бехтерев, отмечая, что главной задачей возрастной психологии и педологии является исследование душевных особенностей ребенка, вопросы его воспитания.
Осенью 1904 г. в Петербурге под руководством Нечаева открываются первые в России педологические курсы, целями которых были распространение знаний, необходимых для понимания психических и физиологических особенностей детского и юношеского возраста, а также повышение теоретического потенциала педагогов. Одной из главных задач, стоявших перед возрастной психологией того времени, был поиск объективных методов исследования психики, для чего отечественные ученые обратились как к западной психологии, так и к русской физиологической школе, в частности к работам И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Для экспериментального исследования психики детей в начале XX в. Лазурский совместно с Нечаевым создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому исследовались не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, а психические функции и личность в целом. Этот подход, изложенный в работе Лазурского «О естественном эксперименте», 1911 г., имел особенно большое значение для возрастной психологии и педологии. Один из ведущих ученых того времени, организатор Психологического института и заведующий кафедрой философии Московского университета Г.И. Челпанов настаивал на том, что и в курс прикладной психологии необходимо включить раздел теоретической психологии, ввиду того, что без знаний общих закономерностей и методологических принципов невозможно грамотное исследование психики детей. Его взгляды кардинально отличались от подхода Нечаева, который настаивал на том, что истинно научной является только экспериментальная психология, основы которой и должны преподаваться будущим учителям. Он также доказывал, что педагогов необходимо вовлекать в исследовательскую работу, оснащая педологические кабинеты в образовательных учреждениях современным психологическим оборудованием. Против этого также возражал Челпанов и многие другие психологи, считавшие, что навыки исследовательской работы существенно отличаются от навыков диагностической. Дальнейшее развитие психологии показало правоту Челпанова и его сторонников, так как слишком широкое распространение психологических экспериментальных методик без достаточного уровня психологической грамотности приводило ко многим ошибкам при диагностике психического развития детей.
Среди ключевых вопросов, изучавшихся возрастной психологией того времени, были проблемы соотношения психического и физического развития детей, становления их личности, а также анализ причин неуспеваемости школьников. При этом исследования развития личности, в отличие от других работ, ориентированных на естественнонаучную психологию, были связаны с традициями отечественной гуманитарной науки, с идеями нравственного самосовершенствования личности. П.Ф. Каптерев одним из первых отечественных психологов отмечал, что игра является мощным фактором, необходимым как для физического, так и для психического развития ребенка. В своих работах он рассматривал как отдельные аспекты игровой деятельности, так и роль игрушек и семейного воспитания в ее развитии. Исследование психического развития ребенка привело многих ученых к мысли о значимости семьи и семейного климата в этом процессе. Поэтому многие ученые не только старались проанализировать основные задачи семейного воспитания, но и начать систематическое просвещение родителей. Для этого были организованы родительские кружки, выпускались книги по семейному воспитанию, в частности Каптерев организовал выпуск серии брошюр по проблемам семейного воспитания и обучения. Исследовалась роль семьи и школы, а также методы оптимизации умственного развития ребенка, причины школьной дезадаптации. Эти работы проводились совместно психологами, педагогами и врачами.
Об интенсивной работе отечественных детских психологов в это время говорят тот факт, что с 1906 по 1916 г. было созвано пять Всероссийских съездов по психологии, и все они были посвящены вопросам педагогической и Экспериментальной психологии. В организации съездов активное участие принимали многие видные психологи того времени: В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Бернштейн, Г.И.Челпанов, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге и др. Большое значение для развития возрастной психологии имели и постоянно издаваемые журналы, в том числе и с переводными статьями зарубежных специалистов, а также организация систематического выпуска книг по возрастной и педагогической психологии отечественных, иностранных психологов. В результате этой деятельности возрастная психология стала одной из ведущих областей отечественной психологической науки, а идея о необходимости психологической диагностики и участия психолога в образовательном процессе прочно вошла в школьную жизнь. Исследования детского развития продолжались и после 1917 г. Уже в первые годы советской власти появились и новые имена, и новые проблемы, главной из которых была задача построения марксистской возрастной психологии. Именно в этом видели свою цель А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, Л.С. Выготский и другие психологи: Двадцатые годы стали временем рождения новой возрастной психологии, активных поисков ее методологических основ и путей развития. Большой вклад в развитие отечественной и мировой возрастной психологии внес Лев Семенович Выготский. Многие проблемы возрастной психологии стали разрабатываться именно благодаря его исследованиям и научным трудам. Впервые от утверждения важности среды в психическом развитии он перешел к рассмотрению конкретных механизмов этого влияния. Таким механизмом он считал интериоризацию. Он разработал основы возрастной периодизации, ввел понятие критического и литического возраста, исследовал взаимосвязь обучения и развития, особенности развития мышления, памяти, воображения. В советской психологии в этот период было несколько школ и направлений, сторонники которых резко расходились во взглядах на многие проблемы. Поэтому, в первые шесть-семь лет своего развития советская педология переживает трудный этап формирования, становления. Начало 1920-х гг. связано с зарождением новой школы, формированием новых методов обучения. В этой обстановке и происходит интенсивное развитие психологии, которая должна была помочь в воспитании нового человека. Путь к этому возрастная психология видела в углубленном изучении личности каждого ребенка, в формировании таких методов исследования, которые дали бы объективную картину психического развития ребенка, его индивидуальных особенностей и позволили бы подобрать адекватные методы воспитания.
Главные дискуссии 1920-х гг. проходили в борьбе двух направлений. Одно из них уделяло большее внимание биологическим факторам в развитии психики ребенка, другое - значению среды в развитии психики. Многие психологи (П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, А.Б. Залкинд и др.) пришли к мысли, что в возрастной психологии целостный подход должен был проявляться в комплексном анализе как биологических основ детского поведения, так и их социальных причин. В результате дискуссий и обсуждений к 1928 г. была выработана более или менее единая позиция, с которой психологи разных направлений и пришли на первый Педологический съезд, который состоялся в конце 1928 — начале 1929 г. Он стал итогом важного этапа в развитии отечественной возрастной психологии. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной возрастной психологии, преодолевшей ошибки и трудности периода становления. Она была зафиксирована в его резолюции и явилась основой дальнейшего плодотворного развития возрастной психологии. Разработано новое понимании психического развития Басовым и Выготским. Период 1920-1930-х гг. был периодом максимального расцвета, взлёта отечественной возрастной психологии, и идеи, появившиеся в то время, ещё в течение долгого периода направляли теоретические разработки ученых. Начиная с 1930 г. усиливаются нападки на возрастную психологию, связанные с ее действительными и мнимыми ошибками. Справедливые критические замечания вызывало отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях, разница в уровне теоретических исследований и практическом их применении на местах. Вызывали критические замечания и некоторые теоретические положения педологии - ее механистичность, эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий. Но в основном критику вызывало то, что цель, поставленная возрастной психологией, - формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребенку - была неактуальна в условиях изменившейся действительности. Все это и привело к появлению известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСов» и директивному закрытию педологии как науки вообще. При этом вместе с ошибками было забыто и все позитивное, что было сделано этой наукой. Итак, в 1920 - 1930-х гг. XX в. были заложены основы подхода к психическому развитию детей, получены важные материалы об отдельных сторонах и закономерностях этого развития. Хотя постановление о педологии и нанесло серьезный удар по этой работе, однако, психологические исследования детского развития не прекращались, а с 1950-х гг. они стали приобретать все большее распространение, появлялись новые исследования и новые имена. В этот период развитие возрастной психологии было тесно евщзано с деятельностью учеников и последователей Л.С. Выготского — А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной. А.В. Запорожец кроме исследования произвольных действий, изучал развитие восприятия и мышления, а также процесс формирования эмоций и чувств У дошкольников. П.Я. Гальперин внутренней, умственной деятельности. Ученый также исследовал разные способы задания ориентировочной основы, придя к выводу о значении проблемного обучения, и изучал разные условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия. Исследования развивающего обучения были продолжены В.В. Давыдовым, Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольским, В.В. Рубцовым. Труды В.В. Давыдова, посвященные фундаментальным теоретическим исследованиям содержания и строения учебной деятельности, ее связи с Развитием сознания, личности и способностей ребенка, способствовали изменению педагогического и психологического подходов к обучению. Совместно с Д.Б. Элькониным он создал новое направление в отечественной психологии - психологию формирования мыслительной деятельности учащихся. Огромное значение для возрастной психологии имеют исследования Эльконина, посвященные проблемам игровой деятельности и периодизации. Исследования Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее ведущее значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что и позволило ему доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте. Исследования Л.И. Божович были связаны с процессом формирования личности детей, который она понимала как развитие независимости от окружающей ситуации, когда поведение человека определяется не внешней ситуацией, но внутренними мотивами. Она выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе, говоря о превращении ребенка из объекта в субъект в конце первого года жизни, о появлении осознания себя как субъекта действия в три года, как субъекта в системе социальных отношений в семь лет и, наконец, об осознании своей личностной уникальности и ценности в подростковом возрасте. Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания М.И. Лисиной и ее сотрудников. Было выделено несколько этапов в этом процессе в течение первых семи лет жизни детей, а также критерии их сформированности и те новообразования в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с тем или иным этапом общения. В настоящее время отечественная возрастная психология переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра некоторых методологических основ, принципов построения отечественной возрастной психологии. Однако с необходимостью встал вопрос о развитии такой отрасли, как психология личности, исследовании проблем эмоционального развития детей, процесса социализации, становления личностной и социокультурной идентичности, которым мало уделялось внимания в отечественной психологии, в то время как ее успехи в изучении познавательного развития не могут быть оспорены. Перед отечественной возрастной психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии решить, используя тот значительный материал, который накоплен предыдущими поколениями ученых, и потенциальные возможности российской науки. Контрольные вопросы 1. Какие основные проблемы возрастной психологии решались учеными со времен Античности и до Нового времени? 2. Какие проблемы психического развития детей изучались в работах психологов Нового времени? 3. Каких взглядов придерживались исследователи Нового времени относительно психического развития ребенка? 4. Перечислите основные предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную отрасль знания. 5.Перечислите основные психологические теории ХХ-го века. 6.Какие вопросы формирования личности ребенка изучала отечественная психология в начале ХХ-го века?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|