Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение фактического материала, опыта работы регионов, предприятий и т.п.




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(«ЭКОНОМИКА»)

Методические рекомендации

к выполнению курсовой работы для студентов очной формы обучения

 

 

Курган 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………4

Общие положения…………………………………………………………….4

1 Цель и задачи курсовой работы……………………………………………4

1.1 Основные задачи курсовой работы……………………………….5

1.2 основные требования, предъявляемые к курсовой работе………5

2 Выбор темы и методика работы над ней…………………………………..6

2.1 Выбор темы…………………………………………………………6

2.2 Методика работы над темой……………………………………….7

3 Структура курсовой работы………………………………………………10

4 Правила оформления курсовой работы………………………………….13

4.1 Общие правила оформления курсовой работы…………………13

4.2 Оформление титульного листа курсовой работы………………16

4.3 Оформление оглавления (содержания) курсовой работы……...16

4.4 Оформление введения, основной части, заключения

курсовой работы…………………………………………………..16

4.5 Оформление списка использованных источников……………...17

4.6 Оформление приложений к курсовой работе…………………...19

4.7 Оформление рисунков, таблиц, формул, графиков,

структурно-логических схем…………………………………….19

4.8 Условные обозначения и сокращения…………………………..23

5 Защита курсовой работы………………………………………………….23

6 Руководство студентами, выполняющими курсовую работу,

и критерии оценки курсовой работы…………………………………….24

7 Хранение курсовых работ………………………………………………...25

8 Список использованных источников…………………………………….26

Приложение А……………………………………………………………….27

Приложение Б………………………………………………………………..29

Приложение В………………………………………………………………..30

Список рекомендуемой литературы………………………………………..31

 


Введение

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория («Экономика») является одним из видов учебно-исследовательской деятельности студентов, представляет собой глубокое и всестороннее исследование одной из проблем учебного курса. Подготовка, написание и защита курсовой работы имеет ряд организованных и методических особенностей.

Рекомендации предназначены для студентов очной формы обучения специальности 080111 «Маркетинг». Их изучение поможет студентам более рационально и целенаправленно организовать работу по написанию курсовой работы.

Настоящие рекомендации составлены на основе ГОСТ 2.105-94 и ГОСТ 7.32-2001.

 

Общие положения

 

Курсовая работа – это контрольное мероприятие, завершающее изучение курса «Экономическая теория», предусмотренное учебным планом по специальности.

В то же время – это один из видов учебно-исследовательской деятельности студентов, представляющий собой исследование избранной темы учебного курса.

Выполнение курсовой работы позволяет проверить качество полученных знаний, готовность будущих специалистов к использованию теоретических знаний для самостоятельного решения задач, умение самостоятельно определить цель исследования и провести его, дать научно обоснованную оценку результатов исследования, обеспечить достижение поставленной цели, продемонстрировать творческое использование знаний и навыков по получаемой специальности.

Курсовая работа по «Экономической теории» выполняется студентами первого курса специальности 080111 «Маркетинг» во втором семестре. Ей предшествуют чтение лекций, проведение семинарских занятий, экзамены, консультации, выступления с докладами, сообщениями, участие в работе научных конференций.

Руководство выполнением студентами курсовой работы осуществляют преподаватели кафедры, ведущие учебный курс «Экономическая теория» («Экономика»).

 

Цели и задачи курсовой работы

 

Курсовая работа является составной частью учебного процесса в системе высшего профессионального образования, подготовки будущих специалистов в области экономики.

Работа над ее содержанием и оформлением формирует у студентов умения и навыки использования учебной, монографической и специальной литературы, статистических данных, приобщает к научно-исследовательской деятельности, развивает способности выделять главное, обобщать полученные знания, формулировать свое собственное мнение, свою позицию по рассматриваемой проблеме.

Курсовая работа способствует углублению и систематизации теоретических знаний по «Экономической теории», изучению позиций, точек зрения по исследуемой теме разных экономических школ, в разные временные периоды, в конкретной ситуации. Она позволяет соединить «Экономическую теорию» с конкретными экономическими, отраслевыми, прикладными и смежными науками.

В ходе работы над ней студенты учатся работать с научными журналами, периодической печатью, находить и анализировать статистические данные, нужную информацию в Интернете; приобретают навыки самостоятельного изучения сложных проблем и вопросов, находить ответы на них.

 

Основные задачи курсовой работы

 

Основные задачи курсовой работы:

· развитие умений использовать теоретические знания для решения конкретных проблем, ответа на возникающие сложные вопросы, поиска выхода из возникшей ситуации;

· формирование навыков применения теоретических знаний и практических навыков, полученных при изучении других дисциплин, таких как математика, информатика и др.;

· приобретение знаний ведения поиска нужного фактического материала, его обобщения, анализа;

· закрепление навыков оформления научных работ и отчетной документации.

 

Основные требования, предъявляемые к курсовой работе

 

Основные требования, предъявляемые к курсовой работе:

· актуальность выбранной темы исследования;

· содержание работы и уровень ее исполнения должны удовлетворять современным требованиям и научным позициям по экономической теории;

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· убедительность аргументации;

· точность и краткость используемых формулировок, понятий;

· доказательность выводов и обоснованность предложений, рекомендаций;

· оформление научного аппарата в соответствии с требованиями Госстандарта;

· грамотное изложение материала, литературный язык, деловой стиль.

Данные требования продиктованы особенностью курсовой работы как учебно-научного документа, независимо от ее тематики, содержания, характера, объема, результатов, выводов.

 

Выбор темы и методика работы над ней

 

Выбор темы

 

Работа по выполнению курсовой начинается с выбора темы. Тематика предлагается кафедрой. Темы курсовых работ ежегодно пересматриваются и утверждаются кафедрой одновременно с утверждением графика их написания, сдачи и защиты.

Тематика курсовых работ составляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080111 «Маркетинг» и рабочей программой по «Экономической теории». Она должна отражать основное содержание данной учебной дисциплины, актуальные проблемы разделов: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Транзитология», теоретические аспекты международных экономических отношений; соответствовать современным задачам подготовки будущих маркетологов; учитывать состояние современной экономической науки и основные направления научных исследований в области фундаментальной экономики, а также направления научной работы преподавателей кафедры.

По согласованию с руководителем тема может быть предложена и самими студентами, с учетом их интересов, а также наличием имеющейся специальной литературы по этой теме.

При выборе темы, предложенной кафедрой, студент должен обосновать этот выбор, а также ее актуальность.

Студенту, по каким-либо причинам не сумевшему выбрать тему, заведующий кафедрой назначает руководителя, который выдаст тему курсовой работы и задание по своему усмотрению.

Выбирая тему, студент должен исходить из того, насколько ему интересна выбранная тема, учитывать свои возможности, уровень знаний по данной проблеме, перспективу дальнейшей работы над ней.

Тематика курсовых работ, как правило, отражает определенные условия, широту охвата проблемы, ее границы, т.е. временные рамки. Конкретизация формулировки темы поясняется в скобках после ее названия. Например, предлагается тема: «Современная антиинфляционная политика» (на примере России, 2005-2010 годы).

После утверждения темы ее изменение допускается лишь в исключительных случаях по заявлению студента, если оно обосновано, актуально и соответствует программе учебного курса «Экономическая теория».

 

Методика работы над темой

 

Подбор, изучение и анализ литературы и источников. Работа над темой начинается с подбора учебной, монографической, специальной литературы, периодических изданий, а также источников фактического материала, статистических данных и т.п.

Значительно облегчают поиск, сокращают время поиска каталоги (лучше тематические). В поиске литературы студенту помогает руководитель. Он дает рекомендации, направления поиска, разъясняет правила работы с каталогами.

Современным источником информации являются электронные средства информации (компьютеры).

Рекомендуется начать работу над содержанием темы курсовой работы с учебников, изданных за последние пять лет, по «Экономической теории» («Экономике»).

Рекомендуемая учебная литература

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник /Под ред. А.В. Сидоровича. –М.: Дело и сервис, 2007.

2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2004.

3. Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. – М.: Изд-во «Эксмо», 2006.

4. Курс экономической теории: Учебник для вузов /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2007.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие /Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2005.

7. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие /Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2004.

8. Экономическая теория: Учебное пособие /В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.

9. Экономическая теория: Учебник /Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

10. Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2005.

Изучение учебной литературы позволяет выделить главные проблемы темы, определить основные направления работы.

Подобранный материал дополняется, углубляется, уточняется в процессе работы над другими литературными источниками, статистическими документами, данными, полученными из периодических изданий, Интернета и т.п.

Поиск нужных источников студент должен вести самостоятельно. Сделать это ему помогут библиотечные систематические и алфавитные каталоги, а также систематическо-предметные и библиографические указатели по различным отраслям знаний и отдельным темам. В них содержится список литературы, в большинстве даже с кратким изложением их содержания.

Подбирая нужный материал, студент должен обязательно использовать научные статьи из журналов «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», «Экономика и общество», «Эксперт» и др. Журнальные статьи можно легко найти по указателю статей, помещенных в конце последнего номера журнала за каждый год издания.

Газетные статьи следует искать в федеральных изданиях (например, «Российская газета»), региональных, местных и специальных, таких как: «Экономика и жизнь», «Экономическое обозрение» и др.

В подборе электронной информации значительна помощь руководителя, который посоветует и поможет найти сайт, соответствующий теме курсовой работы.

Читая литературу, надо научиться выбирать главное и делать краткие записи. Отобранный материал рекомендуется записывать на отдельные листы или карточки, которыми в дальнейшем легко пользоваться, систематически их пополнять, обновлять, исключать ненужный и устаревший материал.

Достоинством карточной системы является возможность использования материала по частям, располагать его в соответствии с планом курсовой работы. Для упрощения работы с карточками (листами) вверху каждой карточки делается пометка, к какому пункту плана (глава, параграф) эти записи относятся (например, параграф 1.2). Внизу карточки указывается автор, название книги, издательство, год издания, страница, откуда взяты текст, фактические данные и др.

Чтобы удобнее было ссылаться на источник, каждый источник в списке нумеруется, а в тексте, вместо ссылки на его название, указывают его номер по общему списку используемых источников, и заключенных в круглые скобки (например, (5)).

Получив фундаментальные знания на занятиях, по учебникам студент должен подходить к подбираемому материалу критически, видеть то, что уже сделано, что предстоит сделать в перспективе, иметь свою точку зрения по данному вопросу. Все это поможет отбирать то, что необходимо, сэкономит время, позволит выйти из огромного объема собранного материала.

 

Изучение фактического материала, опыта работы регионов, предприятий и т.п.

 

Курсовая работа требует не только изложения теоретического материала,

но и анализа того, как теория реализуется на практике. Для анализа практической реализации экономических законов, теорий можно использовать ряд методов:

· изучение статистических данных по теме курсовой работы на уровне страны, региона, муниципалитетов, отраслей, предприятий;

· анализ результатов исследования, их динамики и сопоставление данных результатов с другими странами, регионами, предприятиями;

· наблюдение за работой предприятий, организаций, учреждений;

· проведение социологических исследований.

Чтобы данная работа была целенаправленной, эффективной заранее составляется план подбора фактического материала, социологических исследований, наблюдений, определяются критерии, по которым он будет вестись. При составлении такого плана помощь руководителя необходима.

Результаты обрабатываются, обобщаются, анализируются. По ним делаются выводы, формулируются рекомендации и предложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...