Обоснование актуальности темы курсовой работы, определение цели исследования и задач
Изучение и анализ литературных и других источников подводит студентов к тому, чтобы четко сформулировать тему курсовой работы и конкретную цель исследования. Уточняются объект и предмет, границы исследования. Цель должна быть краткой, лаконичной, емкой и выражена одной фразой. Определение цели исходит из того, чего хочет студент: раскрыть сущность и содержание какого-то экономического явления и процесса; расширить известные теоретические положения новыми элементами; конкретизировать положения в области использования, применения и реализации чего-то; уточнить ранее известное, изученное, как оно реализуется в новых условиях. Может возникнуть ситуация, когда изучение и анализ источников приведет к необходимости теоретического исследования, требующего новых разработок, авторских идей, замыслов… Нельзя ставить многогранные цели, ибо достичь их практически бывает невозможно, так как рамки и границы курсовой работы ограничены, знания студентов первого курса не достаточны. Сформулировав цели, студент должен поставить задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели. Задачи определяются по аналогии с содержанием. Они не копируют основные положения плана курсовой работы, а исходят из них, уточняют их, расширяют, определяют методику реализации основных пунктов плана. Определение цели и задач во многом связано с обоснованием актуальности темы курсовой работы. Студенту требуется доказать ее актуальность (современность, злободневность), значимость и назревшую необходимость решения. Обосновывая актуальность темы, следует показать степень ее разработанности в теоретических исследованиях ученого мира и нашей страны, а также степень реализации и использования в практической деятельности населения, фирм, правительств разного уровня.
Составление плана курсовой работы
План курсовой работы составляется совместно с руководителем. Уточняется круг вопросов, который необходимо изучить, определяется окончательно цель исследования. Составляется календарный план, в котором определяются сроки и последовательность выполнения отдельных пунктов этого плана. В процессе составления плана студент, как правило, приводит в порядок свои мысли, замыслы, предложения. Правильно разработанный и четко сформулированный план служит организующим началом, обеспечивающим последовательность и оперативность изложения результатов работы. Студент составляет план курсовой работы с примерным указанием наименования разделов, глав, т.е. формирует ее структуру. В процессе работы над курсовой план может изменяться, уточняться с более полным овладением материала, но его структура, в любом случае, должна состоять из следующих разделов: введение; основные вопросы, которые требуют глубокого освещения; заключение с выводами и предложениями. Внося изменения, студент не должен уходить от освещения темы и вопросов, поставленных в цели и задачах курсовой работы. Одновременно с планированием идет разработка методов исследования. Студент определяет, какие из изученных им методов, приемов экономического анализа он будет применять. Они должны строго соответствовать его задачам и изучаемым экономическим явлениям и процессам. Достоверность и надежность результатов значительно возрастают, если методы исследования применяются в комплексе, дополняют друг друга.
Структура курсовой работы
Структурными элементами курсовой работы являются: · титульный лист; · содержание (план); · введение: · основная часть, состоящая из глав, параграфов:
· заключение; · список использованных источников; · приложения. Титульный лист. Титульным листом называется начальный лист курсовой работы студента, на котором пишутся исходные данные, такие как: название работы, фамилия и инициалы преподавателя, студента. Содержание курсовой работы (оглавление содержания, план) – это путеводитель по курсовой работе студента. Его помещают в начале курсовой работы после титульного листа. Введение помещают после содержания. Его начинают с нового листа. Назначение введения – охарактеризовать современное состояние проблемы, которой посвящена курсовая работа. Оно содержит обоснование актуальности темы курсовой работы, цель исследования, задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели. Во введении нужно осветить современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, ее актуальность (значимость сегодня). Во введении дается формулировка цели курсовой работы, обосновывается необходимость ее реализации. Цель дается кратко, выражая то основное, что намерен сделать студент. Формулировку цели лучше начать со слов: «определить…», «рассмотреть…», «изучить…», «исследовать…», «проанализировать…», «выяснить…», «обосновать…», «разработать…» и т.п. Цель выражается одной фразой, четко, кратко. Во введении указываются объект и предмет исследования. Объект – это то общее, масштабное, что мы рассматриваем, а предмет – это то, что является частью объекта и чему студент посвящает основную часть своего исследования. Например, тема курсовой работы «Инфляционный процесс в современной России». Объектом исследования являются инфляционные процессы вообще, а предметом – особенности инфляционных процессов в современной России. Начиная с введения, изложение текста ведется студентом от третьего лица. Например, «мы изучаем…», «исследуем…», «можем утверждать, что…», «нам кажется…», «мы считаем…» и т.п. Основная часть. Главное требование, которое предъявляется к основной части курсовой работы, состоит в следующем: содержание работы должно излагаться так, чтобы было видно, о чем и с какой целью пишет текст студент. Основная часть курсовой работы чаще всего содержит 2-3 главы (раздела). Их можно разбить на параграфы (подразделы), можно, если нет необходимости, не разбивать.
Первая глава – это изложение теории по теме курсовой работы. Она носит общетеоретический характер. Вторая глава может быть продолжением изложения теоретического материала, но, если всего две главы, то в ней должны быть результаты анализа проблемы в мире, стране, регионе, районе, городе, на предприятии и т.п. Это зависит от темы курсовой работы. Если главы три, то практическая часть исследования и результатов исследования будет излагаться в ней. Здесь должны быть результаты анализа с фактами, выводами, заключениями, предложениями. Первую главу часто называют литературным обзором. Здесь дается аналитический обзор, содержащий полное систематизированное изложение современного состояния (теоретическое) изучаемого вопроса; формулируются направления и проблемы его решения; отражаются мнения специалистов и предложения автора, выявленные в ходе изучения специальной литературы. Вторая глава (или третья) отражает, как теория реализуется на практике в деятельности фирмы, города, региона и т.п. В ней даются результаты анализа, проведенные студентом в масштабе макроэкономики и микроэкономики (зависит от темы курсовой работы), оценка им полученных результатов, а также его видение решения проблемы или улучшения ситуации. Все данные должны доводиться до сегодняшнего дня. Устаревшие показатели не используются. Они могут быть взяты только для сравнения, как базовые. При анализе теоретического материала наиболее типичными ошибками являются: · механическое соединение не переработанных отрывков, взятых из разных источников. Нередко одинаковые подходы ученых к вопросу преподносятся как разные; · сплошное цитирование без анализа и обобщений; · отсутствие собственного мнения, собственной трактовки научных направлений; · использование устаревших концепций, взглядов, трактовок. Аналитический итог основной части курсовой работы дается в кратких выводах по каждой главе. В них подчеркивается особенность выполненной работы, достижения, недостатки, перспективы.
Заключение содержит оценку результатов выполненной работы. Оценка должна отражать соответствие выполненной работы поставленной цели, решению поставленных задач. В заключении коротко обобщается все, что изложено в курсовой работе, резюмируется, как раскрыты основные вопросы, каковы полученные результаты. Отмечаются положительные и отрицательные моменты. Сделав анализ и выводы по курсовой работе, студент высказывает свою точку зрения и делает ряд рекомендаций, пожеланий об улучшении ситуации, дальнейшему использованию полученных материалов и излагает ряд предложений по улучшению изучаемых явлений и процессов, его видение решения проблемы. Список использованных источников дается после заключения. В него включаются все использованные студентом источники: Кодекс РФ, Указы президента, Постановления правительства, учебники, монографии, статьи из научных журналов и периодических изданий, реферативные издания, материалы научно-теоретических конференций, форумов, материалы из Интернета. Студент должен включать в этот список все статистические сборники, откуда он брал фактический материал, как федеральных и региональных изданий, так и местных, энциклопедические словари. Если исследования велись на уровне фирмы, то в список использованных источников вносятся показатели, характеризующие экономическую ситуацию, эффективность функционирования фирмы, а также бухгалтерский баланс и другие отчетные документы. Приложения. Ведя исследование, студент набирает много материала, но использовать его весь он не может в силу существующих рамок курсовой работы, хотя материал представляет определенную ценность, несет информацию, содержит интересный фактический материал. Данный материал студент выносит в приложения, которые являются продолжением работы и оформляются после списка использованных источников на последующих листах, располагая их в хронологическом порядке, т.е. в порядке появления ссылок в тексте. В приложения можно включать расчеты, таблицы, рисунки, диаграммы, анкеты, инструкции, иллюстрации, фотографии, бухгалтерский баланс, программы социологических исследований, опросные листы и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|