Глобальный кризис современной цивилизации.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Однако сейчас, по мнению Араб-Оглы, становится все более очевидной историческая ограниченность концепций локальных цивилизаций, расчленяющих всемирную историю во времени и пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу человеческие культурные общности. Сквозь призму нового мышления, которое воплощает в себе объективное стремление человечества к общепланетарному взаимодействию, к взаимозависимости и культурному единству, сама проблема цивилизаций настоятельно требует своего философского переосмысления. При всем различии между локальными цивилизациями, как существовавшими в прошлом, так и сосуществующими в наше время, мы вправе говорить о воплощении в каждой из них общечеловеческих социальных и моральных ценностей. А различие между ними предстает уже не как их культурная несовместимость, а как мера осуществления непреходящих культурных ценностей, являющихся общим достоянием человечества, связанного единой судьбой. В свою очередь, это позволяет усматривать смысл всемирной истории в становлении, утверждении общечеловеческих ценностей и в их восприятии всеми народами нашей планеты. Сквозь призму этих общечеловеческих ценностей сама европейская цивилизация предстает уже в ином свете: как своеобразное и поныне наиболее яркое воплощение общечеловеческих ценностей. Араб-Оглы считает, что положение личности в обществе является социальной и моральной ценностью, которая лежит в основе европейской цивилизации. Эта ценность является общечеловеческой, а стало быть, и не чужда и другим народам. Европейская цивилизация еще со времен античности покоится на определенном социальном контракте между управляющими и управляемыми. Этот социальный контракт мы находим уже в реформах Солона и законах Ликурга, в законах XII таблиц в Древнем Риме, в принципе разделения властей и в античной демократии, и в Новое время как в теории общественного договора, так и в политической практике западной демократии. Конечно, элементы подобного социального контракта мы можем обнаружить и в других цивилизациях, но только в европейской они приобрели устойчивое и непреходящее место, тогда как в других носили эпизодический характер.
Следует подчеркнуть, что власть в обществе далеко не исчерпывается политической властью, носителем которой является государство. Наряду с политической властью в любом обществе существует также экономическая власть и духовная, нравственная власть. Именно наличие широкого спектра власти в ее различных формах позволяет проводить различие между государством и гражданским обществом. Чем более полицентричным является распределение власти в обществе, тем более оно демократично, тем большей является независимость граждан от государства. И в этом отношении европейская цивилизация опять-таки уже со времен античности (особенно в средние века, а тем более в Новое время) воплощала в себе подобный полицентризм, рассредоточение власти в обществе, включая как относительную самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничение на различных уровнях с учетом определенной автономии местной власти. Борьба между политической и духовной властью началась и завершилась тем, что наряду с “царством цезарей” в жизни общества отстояло себя “царство божье”, царство духа. Иначе говоря, духовная власть, сфера человеческой нравственности, сумела отстоять себя от посягательств политической власти. Благодаря этому европейской цивилизации, несмотря на временные поражения, удалось избежать угрозы, как тоталитаризма, так и теократии. В конечном счете, свобода личности как общечеловеческая ценность, а также другие права человека во многом имеют своим источником это разделение политической и духовной власти в обществе, благодаря чему личность не только обрела нравственный идеал, содействующий ее независимости и стремлению к счастью, но и стала во многих отношениях независимой, суверенной в вопросах выбора между добром и злом. На нравственный идеал, на признание суверенности личности, в свою очередь, опирается как светский, так и религиозный гуманизм, история которого восходит не только к Возрождению, но и к первоначальному христианству, а также стоицизму.
Духовная свобода личности в обществе имеет широкий диапазон своих проявлений, ибо включает в себя также интеллектуальную свободу личности в поисках не только добра, но и истины и красоты. Именно на этой интеллектуальной свободе покоится современная наука как поиск объективного знания о природе, обществе и человеке, а также достижения в сфере литературы и искусства. Важное значение в обществе имеет разделение политической и экономической власти, особенно характерное для европейской цивилизации в Новое время, хотя оно имело далеко не рудиментарный характер и в средние века, и даже в античности. Именно предоставление экономической власти гражданскому обществу и признание за личностью права экономической свободы с ее инициативой, предприимчивостью и изобретательностью стало за последние два-три столетия могучим стимулом экономического развития и процветания в Западной Европе, Северной Америке, а теперь и в других регионах. Свобода предпринимательства, при всех издержках, в свете нового мышления представляет собой отнюдь не “капиталистическую ценность”, как до недавнего времени ее воспринимали на Западе и на Востоке, а общечеловеческую ценность, которая при разумном ее регулировании единственно способна принести человечеству материальное обеспечение и процветание. Как написал Араб-Оглы: “ эта проблема заслуживает более глубокого исследования и обсуждения, ибо свобода предпринимательства должна вписываться в современную экологическую ситуацию и не попирать социальную справедливость как самостоятельную общечеловеческую ценность”
Но при всём общечеловеческом значении европейской цивилизации именно ей был поставлен диагноз О. Шпенглера: «Закат Европы», а в 2000 году вышла книга, быстро ставшая бестселлером, (современного американского социолога и политика, составившего некогда конкуренцию в предвыборной президентской гонке Дж. Бушу), П. Бьюкенена – «Смерть Запада». Существуют концепции, согласно которым, в настоящее время под влиянием процессов глобализации формируется единая всемирная цивилизация, охватывающая всё человечество. Многие исследователи связывают преодоление глобального кризиса с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики. Они утверждают, что в основу этого обновленного мировоззрения должен быть положен новый гуманизм, включающий в себя, как минимум, три основополагающих принципа: - осознание глобальности происходящих процессов; - нетерпимость к насилию; - любовь к справедливости. Современному человечеству пока не удаётся остановить негативные тенденции мирового развития. Главные трудности связаны с мировоззренческим консерватизмом. Однако общий интерес всех народов Земли – выжить перед лицом глобальных проблем. Всё очевиднее становится, что кризис мировой цивилизации носит антропогенный характер. Суть антропологической катастрофы, по определению грузинского философа М.К. Мамардашвили, состоит в «утрате человеком связи с его собственным «Я», с миром культурных смыслов и ценностей. Налицо фиаско познавательных и культурных потенций человечества, а в пределе – отчуждение настолько тотальное, что человек вообще прекращает быть человеком». Поэтому экономическая, политическая, экологическая катастрофы грянули раньше и громче, являясь следствием более глубокой – антропологической, а точнее духовной катастрофы. Коренными чертами кризиса современной цивилизации являются: - в социальной сфере – дезинтеграция, т.е. многоуровневая и многовариантная расчлененность общества на обособленные социальные структуры, где частный интерес ставится выше национального, а национальный – выше общечеловеческого;
– в сфере экономики – свобода частнопредпринимательской деятельности, которая ставится выше координации действий на региональном, национальном и планетарном уровнях, что ведёт к перегрузке природных комплексов; – экологический кризис, в основе которого лежит потребительское, самоедское природопользование. Иными словами, с одной стороны, очевидны успехи современной цивилизации (прежде всего европейской цивилизации): прорывы в области науки, техники, образования, выход на ступень постиндустриального развития (О. Тоффлер), которое создаёт условия для решения социальных проблем. Но с другой стороны, в рубежном ХХ столетии произошли острейшие социальные катаклизмы: Первая мировая война, революция в России, фашизм в Германии, сталинский геноцид (ГУЛАГ), Вторая мировая война, холодная (информационная) война, международный терроризм и международные мафиозные структуры, техногенные и природные катаклизмы, СПИД и другие эпидемии, уносящие жизни людей. Сам человек не успевает приспособиться к требованиям жизни, что ведёт к нарастанию психической неустойчивости. Поп-культура, рок-культура, наркомания – всё это является свидетельством немотивированного поведения и роста психических перегрузок. В целом великий прогресс ХХ столетия начинает восприниматься как нездоровое развитие. Нарастание энтропии свидетельствует о переходе материально ориентированной цивилизации в стадию упадка. Начался процесс «наркотического» вползания человечества в необратимые самоубийственные процессы. Богатые европейские страны, включая США, не готовы отказаться от того уровня жизни, который обеспечивается чрезмерным присвоением источников существования, принадлежащих не только им, но и всем землянам. Образ жизни общества потребления, пропагандируемый всему человечеству как мировой стандарт, реально практикуют в современном мире всего около 13% населения Земли. Они поглощают 70% ресурсов планеты, и они же выбрасывают в атмосферу около 70% загрязняющих веществ. Страны «семерки», включая США и Японию, выбрасывают в атмосферу 45% газов ежегодно, а углекислого газа они выбрасывают в атмосферу – 95%. «Парниковый эффект» приводит к таянию льдов Антарктиды. Трудно представить себе последствия затопления пахотных земель на материке Евразия. Миграция атмосферных загрязнений в холодную часть над Антарктидой вызвало разрушение озонового слоя Земли. Размеры «дыры» после 1987 г. увеличились вдвое (две территории США). А это проявились пока только результаты предыдущего 10-летнего выброса в атмосферу газов. А выбросы 90-х годов еще не начали действовать. На 30% озоновый слой разрушают США, на 15% -Япония.
Острые социальные конфликты приводят к организованной борьбе отвергнутых людей в форме терроризма в международных масштабах. Террористы действуют многообразно (от заражения продуктов питания опасными вирусами до взрывов в общественном транспорте и производства наркотиков). Производство наркотиков – не просто бизнес, а осознанная месть развитым странам. Или «безобидный» терроризм интеллектуалов по заражению компьютеров «вирусами». Большинство исследователей как на Западе, так и России считают, что самая глубокая причина кризиса современной цивилизации – разрыв с нормами христианской морали. В 20-е годы об этом прямо заявили В.И. Вернадский и Тейяр де Шарден. Индивидуализм как характерную особенность европейской культуры, они считали космическим фактором, ведущим человечество к уничтожению. Одним словом, достоинства европейской цивилизации – мир уже подошёл к этой черте – превращаются в её недостатки, ведущие человечество к уничтожению. Заключение Проблема «Восток-Запад», столь актуальная для современного мира, волновала русскую философскую мысль как во второй половине XIX столетия, так и в начале XX века. Для России такой интерес к данному вопросу не случаен. Являясь многонациональным государством, наша страна занимает территорию, являющуюся как частью Европы, так и частью Азии. В этом кроется сложность, многогранность российской культуры и особенность ее места в мировом историческом процессе. Может быть, именно поэтому теория культурно-исторических типов Данилевского, первая из теорий такого плана, была рождена именно в России, для которой Восток понятие не столь загадочное и далекое, как для Западной Европы и Америки. Колониальная политика России по отношению к восточным государствам резко отличалась от аналогичной политики Запада – восточные колонии России были ее внутренними колониями, соприкосновение русской культуры и культур Востока шло непосредственно, сопровождаясь проникновением и слиянием с европейскими корнями российской ментальности. В теории культурно-исторических типов Данилевского эти особенности взаимоотношений Востока и России отразились напрямую. Он отверг существование борьбы между Востоком и Западом, сделав каждую рожденную в их лоне цивилизацию равнозначной для мирового исторического процесса. России же он отвел в этом процессе роль центра формирующейся на месте западной, германо-романской цивилизации, которая стала «дряхлой», цивилизации новой, славянской. Прочитав статью Араб-Оглы, я ничего нового не узнал. Я считаю, что автор просто собрал все известные ему данные и изложил вместе со своим мнением. Он предлагает молиться на Европу, в то время как сами европейцы начали критиковать себя. Список использованной литературы Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. // Вопросы философии 1990 № 8 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991 Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990 Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М.-Пг. 1923 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|