| Блоки программы
| Содержание программы подготовки вожатых
| Кол-во часов теория
| Кол-во часов практика
|
| Возрастные особенности детей и применение теоретических знаний в практической деятельности вожатого
| - общие возрастные характеристики: физические, умственные, психоэмоциональные (7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет);
- особенности работы в отрядах младшего, среднего, старших возрастов: организация режимных моментов, принципы воспитательного воздействия, специфика подготовки, организации и проведения отрядных дел, особенности подготовки отрядных выступлений на массовых мероприятиях;
- характерные трудности каждой возрастной группы, которые могут возникнуть в условиях детского лагеря и пути и решения;
- методы работы с разновозрастным отрядом, исходя из психологических особенностей детей и подростков;
|
|
|
| Этапы и закономерности развития временного детского коллектива
| - понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива;
- теория развития ВДК по Лутошкину;
- периоды развития детского коллектива;
- педагогическое управление развитием детского коллектива;
- сплочённость малой группы;
- лидерство в ВДК: понятие, деловое и эмоциональное лидерство, развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами;
- система самоуправления и соуправления в ВДК;
- стили руководства;
|
|
|
| Логику развития смены, задачи и особенности её этапов
| - этапы развития лагерной смены;
- особенности каждого этапа смены;
- цель, задачи и результат этапов лагерной смены;
- методы и формы организации жизнедеятельности отряда на каждом этапе развития смены;
- конфликтные зоны в деятельности вожатого в соответствии с этапами развития лагерной смены;
|
|
|
| Единые педагогические требования и формирование осознанного отношения к ним во временном детском коллективе
| - ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря;
- поощрение и наказание в условиях детского лагеря;
- запреты и ответственность за их нарушение;
|
|
|
| Методы и формы организации отрядной деятельности
| - игра как вид деятельности, педагогические требования к организации и проведению игр, место игры в режиме дня;
- методика подготовки, организации и проведения отрядных дел различной направленности;
- эмоциональные и технологические основы массового мероприятия;
- методика подготовки, организации и проведения массовых мероприятий с учётом регионального компонента;
- методы и формы работы вожатого в условиях плохой погоды;
- методика организации и проведения КТД (виды, цели, этапы подготовки);
- особенности оформления отрядного уголка;
- создание «образа», «имиджа» отряда;
- «Огонёк»: понятие, особенности проведения, альтернативные методики анализа дня и дела;
- песни;
- «Кричалки»;
|
|
|
| Напарничество
| - напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество;
- «самоменежмент»;
- профилактика профессионального «выгорания»;
|
|
|
| Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса
| - содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый - воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый - родители», «вожатый - дети», «вожатый – технический персонал»;
- психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях;
- правила делового общения;
|
|
|
| Конфликты, относящиеся к непосредственной деятельности вожатого, пути их решения
| - конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый – администрация лагеря», «вожатый - воспитатель», «вожатый – педагог дополнительного образования», «вожатый - родители», «вожатый - дети», «вожатый – технический персонал»: участники, причины и следствия, условия протекания, приёмы и способы урегулирования;
- типология конфликтов;
- стратегии и способы разрешения конфликтов;
- этапы регулирования конфликтных ситуаций;
|
|
|
| Аналитическая деятельность с отрядом, методы самоанализа
| - диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результаты;
- диагностические методики ВДК, ребенка в условиях детского лагеря, способы их использования;
- формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности;
- анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей воспитательной деятельности;
- анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению;
|
|
|
| Структура лагеря/детского центра
| - управление жизнедеятельностью детского лагеря: субъекты, функции, система соподчинённости;
|
|
|
| Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вожатого
| - статус ребёнка и вожатого в соответствии с законодательством;
- уголовно и административно наказуемые деяния, касающиеся деятельности вожатого;
- типовые положения, регламентирующие деятельности учреждений сферы детского отдыха и оздоровления;
|
|
|
| Основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива
| - инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп;
- постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
- ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей;
|
|
|
| Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
| - категории детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, согласно законодательству РФ;
- дети в социально-опасном положении и их характеристика;
- особенности выстраивания конструктивных взаимоотношений с данными категориями детей.
|
|
|