Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категориальный аппарат постмодернизма как инструмент для анализа виртуальных технологий.




Категории постмодернистской философии оказываются инструментом для анализа современных информационных технологий, с помощью которых создаётся виртуальная реальность. Постмодернистская философия выявляет целый ряд проблем, связанных с вхождением виртуальной реальности в современную социальную действительность[10].

Телевидение. Например, такая ключевая характеристика мировоззрения постмодернизма как отрицание структурности целого, фрагментарность применительно к телевидению конкретизируется в мозаичности, серийности и дискретности. Мозаичность является способом конструирования самого телеизображения (совокупности различных наборов светящихся точек). Структура телепрограммы, составленной из разнородных по своей тематике, качеству и продолжительности передач, представляет собой коллаж. Серийность становится чертой специфического способа фрагментации самого телевизионного пространства, а также пространства и времени телезрителя. Третье проявление фрагментарной сущности телевидения – дискретность, просматривается в способе управления телевизором, в ходе которого, осуществляя переключение каналов, телезритель воспринимает фрагменты информации. Таким образом, сопоставляя специфику телевидения с особенностями постмодернистской культуры, исследователи находят параллели между фрагментированной реальностью постмодернизма и раздробленной сутью ТВ.

Наряду с фрагментарностью выделяется другой постмодернистский признак телевидения, а именно, интертекстуальность. ТВ-сообщение – это не просто текст, это – интертекст, в котором сосуществуют вербальные послания и визуальные образы. В качестве масс-медийной технологии телевидение по своей сути является симулякром, что также указывает на его постмодернистскую сущность. Что касается плюралистичности, то ее, разумеется, нельзя считать однозначно имманентной телевидению. Плюралистичность не является однозначно присущей телевидению, которое может быть использовано и в идеалах модерна, подчиняясь единому центру и обеспечивая с его помощью манипуляцию сознанием. Тем не менее, существуют и тенденции разнообразия, что свидетельствует о соответствии ТВ общим тенденциям постмодернистского мировоззрения.

Интернет. Глобальная сеть Интернет также функционирует фактически на основе постмодернистских принципов: гипертекстуальности, плюрализма, ризомы. Речь идет о возникновении принципиально новой формы организации текстового пространства в виртуальной среде глобальной сети, где на смену одномерному тексту приходит многомерный электронный гипертекст. Последний основывается на возможности мгновенного перехода от одного объема информации к другому во всех снабженных ссылками точках, причем, наделены подобными ссылками могут быть любые произвольно выбранные места текстов

Также не вызывает сомнения, что гипертекст децентрирован по своей природе – стержневая идея неизбежно рассеивается в бесконечности кросс-референтных ссылок. Что касается безграничности гипертекста, то на нее указывают принципиально неограниченные масштабы виртуального пространства глобальной сети. Специфическим образом в гипертекстовой среде проявляется такая характеристика интертекстуальности как деперсонализация автора, причем последняя имеет несколько уровней, начиная с самого общего, теоретического, зафиксированного в эссе Р. Барта "Смерть автора", и заканчивая чисто юридическими и техническими аспектами, связанными, в частности, с проблемой авторского права в глобальной сети.

При анализе глобальной сети в качестве ключевой категории используется понятие "ризома", позволяющее раскрыть сущность устройства и функционирования всемирной паутины Internet, применительно к которой рассматриваются все выделенные Делезом и Гваттари принципы организации ризомы-корневища. Речь идёт не только о приложимости философских конструктов для описания виртуальной технологии, но и о влиянии ризоморфной конструкции на социальные отношения, вырастающие вокруг глобальной сети.

В тоже время, Интернет оказывается не только средством фрагментации населения на локальные микрогруппы близких по интересам людей, но и механизмом расщепления общества на два обширных слоя – "виртуальный класс", использующий новые технологии, и класс аутсайдеров, в число которых входят наиболее неквалифицированные слои населения,

Особую актуальность рассмотрение информационных технологий в постмодернистском контексте обретает применительно к реалиям современной России, которая, несмотря на экономические и политические сложности, активно включается в глобальное информационное пространство, развивая и осваивая новейшие телекоммуникационные технологии, решая проблемы свободы в сфере распространения информации. В России формируется культура постмодернизма и соответствующее ей постмодернистское мировоззрение, в связи с чем особенно важной становится выработка четкого представления о характере взаимозависимости технологических и мировоззренческих составляющих реальности информационного общества. Характеристика культуры постмодернизма как культуры эпохи информационного общества позволяет, с нашей точки зрения, выявить её важнейшие характеристики. Авторы статьи считают совершенно необходимым включение проблематики постмодернизма в цикл социально-гуманитарных дисциплин. Особенно важно понимание сущности современной культуры, представленное в теориях постмодернизма, для студентов, получающих специальность, связанную с информационными технологиями.

ЛИТЕРАТУРА

1.Цит. по: Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. Аграф.М.,2001. С.334.

2.Бычков В.В.Эстетика: Учебник.- М.:Гардарики, 2002.с.С.452.

3.Там же. С.468.

4. Одна из первых характеристик постмодерна в отечественной учебной литературе по культурологии была дана проф. Т.П.Матяш в книге: «Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство «Феникс». 1995. С.317-342.

5. См.: http://synergy.h1.ru/infcom.htm

6. См.: Эпштейн М. Постмодернизм в России. М.: Изд-во Элинина, 2000.

7. Кравченко А.И.. Словарь. Культурология. М.: Академический проект, 2001.С.457.

8. Эпштейн М. Постмодернизм в России. М.: Изд-во Элинина, 2000. С.34-52.

9. См.: Емелин В.А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии. http://www.countries.ru/library/era/diss.htm

10. См. также ряд статей Емелина В.А. на тему: «Постмодернизм и информационные технологии»:

http://emeline.narod.ru/abstract.htm

http://emeline.narod.ru/articles.htm

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...