Вопрос №2 Общее понятие управления. Управление как социальное явление, его элементы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА № 1 «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ План лекции Вопрос №1 Историческое развитие административного права. Вопрос №2 Общее понятие управления. Управление как социальное явление, его элементы. Вопрос №3. Функции социального управления и стадии управленческого цикла. Вопрос №4. Государственное управление, его признаки и принципы. Вопрос №5. Исполнительная власть и ее место в системе властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления. ЛИТЕРАТУРА (Смотри приложение) Нет такого общества или государства, которые бы не были заинтересованы в успешном управлении своими социальными делами. Именно социальные дела отражают общий интерес и потребности общества, государства и граждан к самосохранению и обеспечению жизнедеятельности. Для решения этих целей необходимо организовать, упорядочить и постоянно регулировать поведение людей, деятельность государственных органов и социальных институтов, а также поддерживать общественный порядок. Оценивая исторические аспекты развития рассматриваемого нами явления, можно увидеть, что корни его уходят глубоко в древность. Поддержанию порядка и обеспечению послушания подданных, благоустройству, организации войска, сооружению дорог и каналов большое внимание уделялось в Египте, Греции и Риме. Изначально понятие «полиция» означало управление делами полиса, то есть города (государства). И только в последние три-четыре столетия оно стало означать специализированную службу охраны общественного порядка и внутренней безопасности. В средние века делами административного, военного, финансового, судебного управления занимались в границах феодальных владений князей, монархов, правителей, где допускалась концентрация функций государственного управления. Позднее, формирование абсолютной монар хии ознаменовало создание большого административного аппарата, функции которого дифференцировались сообразно развивающейся специализации общественных функций. Более масштабным и сложным процесс управления становится в период развития капитализма. В этот период растет объем государственного управления и государственных дел, требующих выполнения в интересах общества.
Управление в государстве всегда было актуальной задачей. Нередко управление государством и административные преобразования связывались с обликом великой личности. Правитель держал в своих руках все нити административного управления и концентрировал принятие основных решений, а исполнительно-бюрократический аппарат беспрекословно выполнял его веления. Видимо, не случайно на вершине именно исполнительной власти были те, кто реально управлял государственными делами. История и современность дают этому массу примеров. Также исторический анализ позволяет нам не без оснований утверждать, что полицейское право было предтечей административного. Основателем этой теории считается французский администратор времен Людовика XIV Н. Де-ламора, чья книга «Мысли о полиции», написанная им в 1707 году, содержит обширный материал о деятельности полиции по охране населения, собственности, дорог, торговли, финансов, обеспечению безопасности. Распространение этой деятельности на различные сферы жизни отмечается в трудах австрийского деятеля Е. Зонненфельса «Основные начала полиции, коммерции и финансов», увидевших свет в 1776 году. Изначально к сфере административного права как камералистики относились вопросы финансов, хозяйства, управления и публичного порядка. Полицейская власть дала основу к развитию полицейского права. Далее, с течением времени, под влиянием идей и институтов конституционализма, наука административного права специализируется и прочнее связывается с законом и отношениями граждан и власти. Одновременно с этим меняются ее публичные задачи. Эти процессы наблюдаются как в Западной Европе, так и в России1.
Принято считать, что наука административного права в России возникла в первой половине XVIII века. Первоначально она была наукой о полиции и именовалась наукой полицейского права. В XV-XVI вв. управление в России строилось по старинке, Приказы были медлительны в своих действиях. Преобразовательная деятельность Петра I проявила себя во многих сферах государственной, хозяйственной, военной и культурной жизни, а также в сфере административного управления. Отсутствие парламента давало царю неограниченные возможности в сфере управления государством, в связи с чем Петр I провел ряд крупных реформ, которые достаточно подробно описаны в научно-исторических трудах, например, СМ. Соловьев достаточно подробно описывает их в своей работе «Публичные чтения о Петре Великом». К основным нововведениям, имевшим огромное историческое значение, относятся: в первую очередь обнародованный в 1722 году «Табель о рангах», в соответствии с которым гражданская и военная служба подразделялись на 14 рангов; именно он положил прочную основу государственной службе. Далее Петром I были перестроены центральные учреждения, в 1699 году Боярскую Думу сменила Ближняя канцелярия, которая состояла из восьми доверенных лиц царя, а в 1711 году был учрежден Сенат с административными, судебными и отчасти законодательными функциями. Сенат руководил всеми учреждениями, связь с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров. Однако и над сенатом Петр I учредил надзор, он ввел должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Коренным образом была изменена система отраслевого управления. Вместо старых приказов было образовано 11 коллегий, среди которых иностранная, военная, юстиц-коллегия и т.д. Их функции и деятельность определил опубликованный в 1720 году Генеральный регламент коллегий. В 1708-1710 гг. была проведена перестройка территориальных органов, которая знаменовалась созданием 11 губерний. Губернатор обладал полнотой административных, политических, судебных и финансовых полномочий, в осуществлении которых ему помогали чиновники и комиссары. В 1719 году страну разделили на 50 провинций, во главу каждой поставив воеводу, а каждую провинцию поделили на дистрикты. Таким образом, были сделаны первые шаги к развитию городского самоуправления.
В период правления императрицы Екатерины II, реформаторский курс Петра I был продолжен. Перу великой императрицы принадлежат «Правила управления», которые начинаются со слов о пагубности ошибок государственных людей для народа. Из этого и вытекает первое правило, которое гласит о том, что необходимо просвещать нацию, которой должно управлять. Правило второе — нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Правило третье - нужно учредить в государстве хорошую полицию. Четвертое правило гласило о необходимости способствовать расцвету государства, а пятое — необходимости сделать государство грозным для себя и внушающим уважение соседям. Также к числу первых работ, посвященных полицейскому праву России, относится книга П, Гуляева «Права и обязанности городской и земельной полиции и всех вообще жителей Российского государства в отношении к полиции», опубликованная в 1824 году. А в 1840 г. была издана книга по полицейскому праву Н. Рождественского «Основания государственного благоустройства с применением к российским законам». К наиболее масштабным трудам русских ученых полицеистов и административистов последней четверти XIX — начала XX вв. (в период до 1917 года) относятся: труды «Полицейское право» И. Андреевского (1877 г.), «Административное право (Полицейское право, Право внутреннего управления) В. Ивановского (1904 г.), «Очерк науки полицейского права» И. Тарасова (1897 г.), «Полицейское право» В. Дерюжинского (1917 г.), «Основные начала административного права» (1917 г.) А. Елистратова.
В советский период, после 1917 года, в связи с возникновением государственного управления наука административного права стала формироваться как отрасль права, которая регулирует управленческие отношения, ее родоначальниками явились: А.И. Елистратов, А.Ф. Евтихиев, В.Л. Кобалевский. В начале 30-х годов, под предлогом того, что право отмирает, разработка проблем науки административного права была прекращена. Исключено было преподавание курса административного права в юридических учебных заведениях. Вполне естественно, что такое положение не могло продолжаться долго. Первое Всесоюзное совещание по вопросам науки Советского государства и права, состоявшееся в июле 1938 г., признало необходимым восстановить науку административного права и возобновить ее преподавание в высших юридических учебных заведениях. В период с 1938 по 1940 гг* в юридических журналах публиковались статьи, посвященные вопросам теории административного права, а в 1940 г. был издан учебник по советскому административному праву для студентов юридических институтов, авторы которого исходили из социалистической природы государственного управления. Военный период истории нашей страны подтвердил возможность органов управления быстро и маневренно перестраиваться. Жесткая централизация управления, дисциплина и порядок — вот что являлось основой военно-тыловой деятельности аппарата управления. Наиболее интенсивно наука административного права стала развиваться после Великой Отечественной войны. Послевоенные годы потребовали перестройки и стабилизации государственных органов. В связи с этим советские административисты С.С. Студенкин, Ц.А. Ямпольская, А.Е. Лунев, И.Н. Анатов и другие много внимания уделяли разработке теории органа государственного управления и вопросам правового положения различных видов органов — министерств, ведомств и др. А также ими было уделено большое внимание укреплению законности и государственной дисциплины в деятельности исполнительно-распорядительных органов. В настоящее время перед административистами стоит проблема создания трудов по актуальным вопросам теории административного права, тесно связанных с социально-экономическими преобразованиями в стране и с осуществлением государственной власти в России на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Перед наукой административного права стоят задачи, связанные с совершенствованием механизма административно-правового регулирования, улучшением системы управления, обновлением административного законодательства, повышением эффективности правоприменения, укреплением законности, правопорядка и дисциплины.
Учебная дисциплина «Административное право Российской Федерации» ставит своей целью дать учащимся в процессе ее изучения необходимые знания об исполнительной власти и механизме правового регулирования отношений в обществе, которые складываются в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Те управленческие общественные отношения, которые регулируются административным правом, многообразны, охватывают широкие сферы и отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. А из этого следует, что знания, умения и навыки, которые формируются у учащихся в процессе изучения данной дисциплины, необходимы как будущим работникам органов исполнительной власти и местного самоуправления, так и работникам предприятий, организаций, менеджерам и предпринимателями. Вопрос №2 Общее понятие управления. Управление как социальное явление, его элементы. Жизнь общества настолько сложна и многогранна, что для осуществления разнообразных задач, которые в ней возникают, необходимы определенная упорядоченность и согласованность в действиях людей и их объединений, Всякая совместная деятельность людей, которая осуществляется в более или менее крупном масштабе, нуждается в управлении и руководстве. Латинский термин «administration» означает руководство. В современной науке административного права существует масса определений отрасли административного права. Большинство из них позаимствовано из прошлого и не отличаются особой оригинальностью, поскольку традиционно отсылают нас к предмету правового регулирования. Так, начиная с профессора И.Т. Тарасова, определявшего административное право как совокупность "правил и норм, определяющих организацию, власть и деятельность администрации в данном государстве, в данную эпоху" *(14), продолжая в эпоху советского государства определениями типа определения, данного Б.М. Лазаревым: "советское административное право: может быть определено как отрасль права, нормы которой регулируют отношения в сфере государственного управления, т.е. те отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами: государства исполнительной и распорядительной деятельности", административное право и сейчас определяется как "самостоятельная публичная правовая отрасль, которая упорядочивает общественные отношения, связанные с государственной административной деятельностью". Профессор Ю.М. Козлов писал, что "административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)". Аналогично Д.М. Овсянко утверждает, что "административное право - одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления)" Административное право, являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые складываются, главным образом, в сфере государственного управления, которое является разновидностью социального управления. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Управление характеризуется внутренней целостностью и неизменно предполагает присутствие в рамках системы субъекта (управляющего элемента) и объекта управления (управляемых элементов). Субъект управления имеет приоритетное, ведущее значение среди элементов системы. Взаимоотношения субъекта и объектов управления основаны на подчинении последних первому. Необходимо иметь в виду, что управление может осуществляться как путем внутреннего организующего взаимодействия элементов системы, т.е. посредством самоуправления, так и с использованием механизмов внешнего управления. Самоуправляемые системы (в основном биологические и большинство технических систем) имеют в своей структуре управляющую и управляемую подсистемы, находящиеся в постоянном взаимодействии. Однако, такая сложнейшая социальная система, как право, не является самоуправляемой и предполагает наличие внешнего управляющего воздействия. Кроме того, управление имеет функциональную структуру, т.е. характеризуется наличием у субъекта управления определенного набора функций, обеспечивающих достижение целей управленческого воздействия на объекты управления. Такие функции разнообразны, но все они сводятся к одному из следующих типов функций: планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, контроль (надзор). Применительно к функциям управления возникает вопрос о соотношении понятий "управление" и "регулирование". Зачастую на практике распространено мнение, что регулирование осуществляется государством в отношении самостоятельных субъектов, в то время как государственный "сектор" общественной жизни управляется. В свете того, что регулирование - это одна из функций управления, заключающаяся в разработке правил оптимального поведения, такого рода мнение представляется глубоко ошибочным. Регулирование соседствует в управленческом процессе с другими функциями, являясь основной, но не единственной. Как отмечает Д.Н. Бахрах, существенными признаками управления являются: обратная связь, информационное содержание и целенаправленность. Первый из указанных признаков характеризует управление как явление, основанное на эффекте обратной связи между субъектом и объектом управления. Иными словами, управляющий субъект в целях организации оптимального управленческого воздействия должен получать информацию о результатах действия отданных им команд, распоряжений и их соответствии поставленным управленческим целям. Налаживание обратной связи между субъектом и объектом обеспечивает единство, целостность, автономность системы, ее устойчивость к внешним раздражителям и оперативность управленческого реагирования на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды В связи с воздействием человека на различные сферы жизни выделяются следующие виды управления: Во-первых, биологическое — связанное с выбором надлежащей формы воздействия на животный и растительный мир; Во-вторых, техническое — управление технологическими процессами, механизмами и т.д. В-третьих, социальное — формирующее формы влияния на связи человека с человеком, управление человеческим обществом. Социальное управление в полной мере отвечает признакам и особенностям управления вообще. Однако как явление свойственное исключительно социальным системам характеризуется и собственными Социальное управление, в свою очередь, включает в себя государственное управление (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.). Управление делами государства осуществляют все органы государственной власти. Согласно Конституции Российской Федерации такое управление реализуется в формах законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства, но каждая из них обусловлена «разделением труда» между органами государства. Управление предполагает наличие субъекта управления (тот, кто управляет), объекта управления (тот, кем управляют) и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связей. Каковы же признаки социального управления? По мнению Ю.М. Козлова, социальное управление обладает следующими чертами: социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей, т.е. управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы; социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность; социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, т.е. представляет собой руководство поведением людей; социальное управление достигает своих целей в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями; социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений; отсюда властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей; социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления, в роли которых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления. Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Во-вторых, главное назначение социального управления — это упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности. В-третьих, объектами воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности и взаимоотношения между ними. В-четвертых, социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей. В-пятых, основа социального управления, это сопод-чиненность воли участников управленческих отношений. И, наконец, последний признак, механизм реализации социального управления олицетворяют субъекты управления, иначе говоря, органы управления. Таким образом, мы видим, что социальное управление - это возникающее между людьми, объединенными в социум властные взаимоотношения, направленные на корректировку поведения управляемых субъектов (в совокупности представляющих собой объект управления) управляющими субъектами (выступающими в виде органов управления).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|