Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов




Научно-исследовательская работа является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, которые должны иметь навыки самостоятельной исследовательской работы.

Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы.

Основные задачи УИРС – 1) научить работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов; 2) выработать умение применять теоретические знания на практике; 3) привить навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; 4) ознакомить с современными методами научного исследования, техникой эксперимента; 5) сформировать представление о реальных условиях работы в научном и производственном коллективах.

Организация учебно-исследовательской работы студентов

Общие методические вопросы проведения УИРС (программы, пособия, описание проведения эксперимента и т.д.) разрабатываются и решаются на заседаниях кафедры.

УИРС целесообразно начинать с первого курса и вести на протяжении всего периода обучения студентов, включая элементы научного поиска и научных исследований во все виды учебной работы.

УИРС целесообразно делить на два этапа (вида): 1)работа со студентами младших курсов при изучении общеобразовательных дисциплин и дисциплин общегуманитарного и естественнонаучного циклов; 2) работа со студентами, преимущественно старших курсов, специализирующихся на специальных дисциплинах.

На первом этапе (на протяжении первого-второго курсов) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности.

Формы УИРС на первом этапе

1. В процессе подготовки и проведения учебных занятий: *реферирование отдельных тем изучаемых курсов; *составление библиографии по определенной теме; *участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); *изготовление по заданиям кафедры проектов, схем, плакатов; *участие в подготовке лекционного демонстрирования и т.д.; *участие в работе научных кружков

2. В период научно-исследовательской практики (ИД – 2 курс): * знакомство с методикой написания рефератов, статей, курсовых и ВКР; * написание реферата, статьи, плана курсовой работы по темам, предложенным преподавателями, руководящими курсовыми работами на 2 курсе.

По общественным наукам целесообразно написать на каждом курсе по одному реферату.

На втором этапе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу.

Как правило, исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.

На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам. Лучшие работы студентов следует рекомендовать на студенческие научно-практические конференции, конкурсы, выставки.

Формы УИРС на втором этапе

1. Курсовые и выпускные квалификационные работы или проекты. Студентам выдаются индивидуальные задания по разработке реальных научных и производственных проблем, связанных с тематикой специальных дисциплин.

2. Семинарские занятия. У студентов вырабатываются навыки подготовки тезисов научного сообщения, рефератов, активного участия в научной дискуссии, умение докладывать и защищать результаты своих исследований, вести контроль выполнения научных разработок. На семинарах заслушиваются рефераты и обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах и т.д. Семинары проводятся согласно расписанию под руководством преподавателя.

3. Лабораторные и практические занятия. При выполнении лабораторных и практических работ студентам выдаются индивидуальные задания, содержащие элементы научного исследования. Лучшие работы представляются на научные конференции, конкурсы и выставки.

4. Учебная и производственная практика. При прохождении практики студентам выдаются индивидуальные задания, связанные с научным поиском.

 

Цель и задачи научно-исследовательской работы студентов

Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов является 1) повышение уровня научной подготовки специалистов; 2) выявление талантливых студентов для последующего обучения в вузах.

Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:

1. обеспечение единства учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;

2. создание условий для выявления, раскрытия и реализации личностных творческих способностей;

3. подготовка студентов к самостоятельному творческому профессиональному научному труду;

4. формирование способности к быстрой научно-исследовательской адаптации при изменяющихся требованиях к своей деятельности, выбору оптимальных решений в условиях жесткой рыночной конкуренции;

5. участие студентов в исследованиях по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;

6. развитие научных связей с научными школами России и зарубежных стран.

Основные направления организации научно-исследовательской работы студентов

В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:

  1. повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;
  2. участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;
  3. развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам;
  4. предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки.

 

Виды, формы и методы организации научно-исследовательской работы студентов

В зависимости от содержания и порядка осуществления все многообразие занятий, работ и мероприятий НИРС по их отношению к учебному процессу освоения образовательных программ может быть классифицировано по следующим основным видам:

1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс.

2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.

3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.

Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются: 1) учебно-исследовательская работа по учебным планам; 2) включение элементов НИР в учебные занятия; 3) дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера; 4) индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, 5) выполнение НИР на практиках; 6) подготовка научного реферата на заданную тему; 7) студенческие научные кружки; 8) студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения; 9) участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента.

К ним относятся: *научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям; *организация специальных факультетов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов; *освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации; *привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.

Комплексная система НИРС должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения.

Важным принципом комплексной системы НИРС является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим.

При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...