Критерий ничтожных погрешностей
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 4.6.1. В случае, если приходится суммировать (учитывать) множество случайных погрешностей, различных по значению, можно упростить вычисления, отбросив те погрешности, которые по сравнению с другими ничтожно малы. 4.6.2. Пусть следует просуммировать две частные погрешности и , причем . В общем случае суммарная погрешность . Поскольку суммарная погрешность округляется до двух значащих цифр, изменение менее чем на 5% не повлияет на округленное значение . Откуда ; ; ; ; . Отсюда можно сформулировать следующий критерий: если среди суммируемых частных погрешностей обнаружены наибольшая и наименьшая, отличающиеся по значению друг от друга более чем в три раза, то меньшей погрешностью можно пренебречь, что практически не отразится на значении . 4.6.3. Если число суммарных погрешностей более двух, то, строго говоря, критерий приобретает вид . Эта формула в метрологии называется критерием ничтожных погрешностей, а сами погрешности называются ничтожными или ничтожно малыми. 4.6.4. В вычислениях результатов косвенных измерений приходится пользоваться приближенными значениями некоторых постоянных. Округление числовых значений этих констант должно проводиться в соответствии с критерием ничтожных частных погрешностей: погрешность округления константы С должна удовлетворять неравенству , где − погрешность, возникающая при округлении числового значения константы; − заданная доверительная граница погрешности результата косвенного измерения; − частная производная от по величине С.
Порядок выполнения лабораторной работы 4.7.1. Косвенно измеряемой величиной в данном варианте лабораторной работы является удельное сопротивление некоторых металлов и сплавов.
Значение удельного сопротивления находится по формуле , где – сопротивление проводника; и – диаметр проводника и его длина. 4.7.2. Для нахождения удельного сопротивления получите у преподавателя проводники круглого сечения с известной длиной , измеренной с известной погрешностью. 4.7.3. Ознакомьтесь с измерителем иммитанса, который будет использоваться для измерения сопротивления (см. п. 1.3). Его тип и класс точности занесите в отчет. 4.7.4. Ознакомьтесь с микрометром, применяемым для измерения диаметра проводника и с методикой измерения линейных размеров с помощью микрометра. Его тип и класс точности занесите в отчет. 4.7.5. Выполните однократные измерения сопротивления проводника, его длины и диаметра. Результаты измерений занесите в отчет. 4.7.6. Определите необходимую точность округления числа π (π =3,141592653589793…). 4.7.7. Для получения результата косвенного измерения удельного сопротивления и его погрешности выполните необходимые расчеты, руководствуясь блок-диаграммой, представленной на рис. 4.1. 4.7.8. Необходимые расчеты и формулы занесите в отчет.
Требования к отчету Отчет должен быть выполнен в среде Mahtcad и содержать: – титульный лист; – цель работы; – сведения о характеристиках использованных средств измерений; – измеренные значения аргументов R, d, L; – границы неисключенных систематических погрешностей результатов измерений аргументов ΔR, Δd, ΔL; – округление числовой константы π; – вычисление значения результата косвенного измерения удельного сопротивления; – линеаризацию уравнения; – проверку остаточного члена; – вычисление границы неисключенной систематической погрешности результата косвенного измерения; – вычисление погрешности результата косвенного измерения; – оформленный результат косвенного измерения.
4.9. Контрольные вопросы 1. Какие измерения называются косвенными? 2. Как оцениваются погрешности косвенных измерений при линейной зависимости между косвенно-измеряемой величиной и величинами, измеряемыми прямым методом? 3. Как оцениваются погрешности косвенных измерений при нелинейной зависимости между косвенно-измеряемой величиной и величинами, измеряемыми прямым методом? 4. Как оцениваются погрешности косвенных измерений при наличии корреляции между погрешностями измерений? 5. В чем суть критерия ничтожных погрешностей?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|