Зодчество бронзового века, III тыс. до н. э.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Архитектура Древней Индии План лекции:
1. Зодчество бронзового века, III тыс. до н. э. 2. Архитектура периода Маурьев, Кушан и Гуптов (IV в. до н. э. – V в.) 3. Особенности монументально-декоративного искусства Древней Индии
Литература Контрольные вопросы и задания
Индия – одно из древнейших государств Южной Азии. Уже во второй половине III тысячелетия до н. э. здесь существовало рабовладельческое общество. Громадный полуостров был географически отрезан от окружающего мира. На севере – величайшей в мире горной системой – Гималаями, на западе и востоке – штормовыми водами Индийского океана. Слабая изрезанность береговой линии препятствовала развитию мореходства. Лишь северо-западные районы Индии имели торговые связи со странами Двуречья, Ираном, эллинистическими государствами. Сами жители Индостана были разобщены между собой географически и этнически (долины Инда и Ганга, западное побережье, плоскогорье Декан, южные острова). Все это привело к известной изоляции, консерватизму индийской экономики, политической организации и. культуры. Национальное и кастовое деление общества в определенной степени препятствовало развитию производительных сил. Архитектура Индии отличается большим многообразием. В ее создании участвовало много народов и племен, находившихся на разных уровнях общественного развития и обитавших в различных природных условиях. С древнейших времен здесь было принято возводить жилые и общественные постройки из дерева, культовые – из камня. Поэтому архитектурное наследие Индии, как и древнего Египта, представляют именно культовые постройки – стамбхи, ступы, пещерные монастыри, башнеобразные храмы. Культ природы, органично вплетенный в многочисленные религиозные учения (ведуизм, брахманизм, буддизм, джайнизм и пр.) обогатил зодчество Индии оригинальной скульптурной и живописной символикой, ярко выразившей её национальный характер и своеобразие.
Зодчество бронзового века, III тыс. до н. э.
Древнейшие данные о строительной культуре Индии относятся к III тысячелетию до н. э. Тогда в долине реки Инда обитали племена, родственные дравидам, населявшим большую часть Индии. Они достигли стадии рабовладельческого общества, но сохранили пережитки первобытнообщинного строя. Культура долины Инда находилась на довольно высоком уровне развития. Наиболее значительные археологические открытия, выявившие древнюю культуру долины Инда, были сделаны в Мохенджо-Даро (современное название места руин в нижнем течении Инда) (рис. 10.1). В III тысячелетии до н. э. там процветал большой благоустроенный город, который вел оживленную торговлю со странами юго-западной Азии:
«Из его (Аристобула) сообщений можно с вероятностью предположить, что эта страна подвержена сильным землетрясениям, … так что даже реки меняют русла… Он видел страну с более чем тысячью городов вместе с селениями, покинутую жителями, потому что Инд, оставив свое прежнее русло и повернув налево в другое русло, гораздо более глубокое, стремительно течет, низвергаясь подобно катаракту (водопаду). Потому оставленная справа область уже более не обводняется разливом реки, так как она теперь … выше уровня воды во время разлива…» [Страбон, XV, I, 19, с. 693] [71, С. 645-646].
Рис. 10.1. Руины Мохенджо-Даро. План города. Бассейн для омовений
Об этом же свидетельствуют найденные археологами в Двуречье купеческие печати из Мохенджо-Даро. На западной окраине долины Инда были обнаружены и другие поселения этого периода – Рупар и Хараппа.
Все эти города были окружены мощным стенами и занимали площадь в сотни гектаров. Городские улицы шириной до 10 метров были ориентированы по странам света – солнечный либо лунный культы. Как правило, улицы пересекались под прямым углом, образуя внутригородские кварталы. Здания в два этажа были построены из обожженного кирпича и лишены каких-либо архитектурных украшений. Здесь не было окон, выходящих на улицу. Квартиры имели комнаты для омовений, часто отдельный колодец и канализационные устройства: «Самый лучший дом … тот, где меньше всего нужно домашней утвари…» [Страбон, XV, I, 65, c. 716] [71, С. 666]. В Мохенджо-Даро была обнаружена общегородская система канализации, наиболее совершенная из всех известных на древнем Востоке. Под мостовыми улиц здесь были устроены магистральные каналы, отстойники, стоки для отвода дождевых вод. В городе имелись также колодцы, общественные бассейны. Открыт бассейн для общественных омовений, расположенный посредине прямоугольного двора. Глубина его 2,4 м, длина 11,3 м и ширина 7 м. В него спускались по кирпичным лестницам, к которым примыкала более мелкая часть бассейна. Дно и стены бассейна выложены из тщательно изготовленных кирпичей, скрепленных гипсовым раствором. За слоем этих кирпичей шел водонепроницаемый слой горной смолы, и далее – глинобитная прокладка между двумя кирпичными стенками. Вся эта очень тщательно выполненная конструкция имела целью предохранить фундаменты сооружения от просачивания воды из бассейна. Все это свидетельствует о высоком уровне инженерного искусства в этих городах. Кроме того, в Хараппе и Мохенджо-Даро были мощные цитадели, господствовавшие над городом. В них находились административные здания и громадные зернохранилища:
«Города, расположенные на вершинах искусственных холмов, образуют острова (подобно тому, как это бывает в Египте и Эфиопии)…. Хотя землю засевают там наполовину высохшей, но все же она, разрыхленная первым попавшимся орудием, дает зрелые и прекрасные плоды…. (Рис) достигает 4 локтей высоты, дает много колосьев и зерен…» [Страбон, XV, I, 18, C. 692] [71, С. 645].
В городе обнаружены также мастерские ремесленников, базарный квартал и дома зажиточных людей. Дома выстроены целиком из обожженного кирпича, с плоскими перекрытиями на деревянных балках. Крыши покрывались утрамбованной глиной и служили террасами. Город, по-видимому, страдал от сильных наводнений и много раз перестраивался.
Мохенджо-Даро и другие древние города долины Инда были разрушены, вероятно, после вторжения в Индостан во II тысячелетии до н. э. племен ариев, создавших совместно с покоренными ими дравидами более позднюю культуру Индии. Некоторое представление об архитектуре Индии II тысячелетия до н.э. дает самый ранний из сохранившихся индийских литературных памятников – Веды – гимны богам, олицетворяющим силы и явления природы. По названию Веды период II тысячелетия до н.э. условно принято называть «ведийским». Он охватывает первобытно-общинную и рабовладель- ческую эпохи. На севере Индии (к которому относятся данные Вед) основной ячейкой общества оставалась сельская община, носившая в Индии весьма устойчивый характер. В процессе разделения труда появились сословия (варны): жрецы (брахманы), князья и знатные воины (кшатрии), земледельцы и ремесленники (вайшии) и рабы (шудра). Социальное расслоение повлекло за собой возникновение рабовладельческих государств и со временем превратилось в жесткую кастовую систему общества. В Ведах упоминаются дома, имеющие более одного этажа, дворцы с многочисленными колоннами и города с несколькими рядами оборонительных стен. На основе верований, отраженных в Ведах, около I тысячелетия до н. э. развилась религия брахманизма. Об архитектуре следующего периода много ценных сведений дает санскритский эпос I тысячелетия до н. э. – «Махабхарата» и «Рамаяна». В последнем произведении описывается одна из легендарных столиц – Айодхья (Ауд). Она отличалась правильной планировкой и была окружена стенами с многочисленными воротами и рвом, наполненным водой. Жилые дома были одной высоты; над ними возвышались роскошные дворцы и храмы. Постройки сооружались в основном из дерева. В городе были разбиты парки, устроены общественные бассейны для купания, по главным улицам проложены каналы. Правильная планировка городов и описанное устройство их оставались типичными для архитектуры Индии в течение ряда веков.
Согласно более поздним по времени строительным трактатам «Манасара-Шильпаша- стра», индийские селения строились по определенным планам. Эти трактаты, предназначенные для архитекторов, скульпторов и вообще ремесленников, в современном письменном виде относятся к IV-V вв. н. э., но происходят от древнейших устных традиций. Жилищем служили хижины из бамбука и тростника. Они были круглые в плане, с полусферическим покрытием. Впоследствии появился овальный и прямоугольный планы, глинобитные или из сырцового кирпича стены и бочкообразная крыша с каркасом из гнутого бамбука, а также двускатная крыша с острым хребтом. В качестве строительных материалов стали применяться бревна и доски. Дома обычно группировались по четыре, образуя квадрат, либо по три в виде буквы П, с оградой с четвертой стороны, замыкавшей внутренний двор. Вокруг селений сооружалась ограда с воротами, верхняя часть которых имела вид опускной решетки. Эта конструкция использовалась и в каменных, богато украшенных скульптурой воротах – торана позднейших культовых сооружений (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Градостроительные схемы Манасара –Шильпашастра (по А.А. Короцкой)
Религия этого периода представлена культом Богини-Матери, почитанием животных и растений, мужских богов плодородия – прототипов Шивы. Особое значение обрели ведуизм и брахманизм. Согласно этим учениям, весь окружающий мир является объективной реальностью, порожденной сверхъестественной силой Вселенной, неким ритмически дышащим «брахманом». Бестелесность и необъятность этого природного божества не требовала монументальных культовых построек (рис. 10.3).
Рис. 10.3. Открытые святилища нашего времени (Южная Суматра, Гавайи); не исключено, что так выглядели и индийские святилища ведийского периода
a б
Рис. 10.4. Деревянные конструкции, послужившие прототипами каменных храмов Древней Индии
Позднее культовые сооружения стали строить более капитально. Жертвенная площадка покрывалась каменными плитами. Святилище шатровой или башнеобразной формы также строилось из камня. В числе каменных рельефов Бхархута есть изображение сельского деревянного брахманского храма. Последний состоял из трех частей:
1. Святилище – гарбхагриха («лоно» храма), перекрытое полусферическим куполом;
2. Открытая галерея (антарал) – помещение для молящихся с покатой в одну сторону крышей; 3. Входное помещение (мандапам) перед галереей, снабженное изогнутой двускатной крышей килевидной формы.
С разделением индийской общины на кастовые группы после нашествия арийцев (XII-X вв. до н. э.) на ритуальной площадке появилось несколько индивидуальных алтарей. Круглым алтарем пользовались брахманы (философы), квадратным – воины-кшатрии, в виде полумесяца – земледельцы-вайшьи. Низшая кастовая группа шудр своих алтарей не имела. Искусственное разделение индийского общества на касты не было популярным среди основной массы населения. Поэтому появление нового учения, проповедующего равенство всех людей перед ликом Великого Учителя (Будды), быстро распространилось не только по Индии, но и за её пределами.
2. Архитектура периода Маурьев, Кушан и Гуптов (IV век до н. э. – V век)
В рассматриваемый период большого хозяйственного и культурного расцвета достигло одно из североиндийских государств, расположенное на нижнем Ганге – Магадха. В период правления династии Мауриев (322-185 гг. до н. э.), особенно при царе Ашоке (273-232 гг. до н. э.) здесь впервые началось широкое строительство каменных сооружений. В основном это были здания буддийского культа, получившего большое распространение при Ашоке. Гражданские же сооружения, даже дворцы, согласно религиозным правилам, разрешалось строить только из дерева, что послужило причиной их исчезновения. Об архитектуре дворцов этого времени дают представление, кроме литературных свидетельств, раскопки дворца Ашоки Маурия (III в. до н. э.) и изображения в камне других дворцов этого периода. Дворцовые постройки обычно размещались вокруг одного или нескольких дворов. До Ашоки архитектура Индии была в основном деревянная. Об этом свидетельствует грек Мегасфен, побывавший во дворце царя Чандра Гупты. В архитектуре этого дворца явно прослеживается персидское влияние. Балочная кровля дворца, обитая золотыми пластинами, подпиралась стройными деревянными колоннами. Колонны были обвиты золотыми виноградными лозами с фигурами птичек, отлитыми из серебра. Мебель, посуда украшались тонкой резьбой и драгоценными камнями. Ашока этой «варварской» архитектуре предпочел каменную (влияние эллинистических традиций). О его дворце в Паталипутре известно, что главное его здание стояло на высоком стилобате. Три огромных зала с каменными колоннами располагались один над другим в трех этажах (рис. 10.4):
«Геракл основал [в Индии] немало городов; самый замечательный из них называет Палиботры. В этом городе он построил великолепный дворец и заселил город множеством жителей, окружил он его широкими рвами, наполненными речною водой…» [Диодор, II, 39, 3]. «При слиянии Инда с другой рекой … лежат Палиботры (Палибофры) – 80 стадий длиной и 15 в ширину, в форме параллелограмма; город окружен деревянным тыном с прорубленными в нем отверстиями, так что через эти просветы можно стрелять из лука. Перед тыном тянется ров, служащий как для защиты, так и для стока нечистот, вытекающих из города…» [Страбон, XV, I, 36, c. 702] [71, С. 653].
Рис. 10.4. План дворца Ашоки в Паталипутре (III в. до н. э.). Реконструкция
Царя Ашоку (династия Маурьев, 273-232 гг. до н. э.) вообще принято считать адептом ортодоксального буддизма. При нём в индийское искусство вошла новая символика, обозначающая различные этапы жизни легендарного принца Гаутамы (Будды) – лотос (рождение Будды), колесо чакра в 24 спицы (скитания Будды), древний солнечный знак (проповеди Будды) и полусферический могильный холм (смерть Великого Учителя) (рис. 10.5-а).
Впервые эта символы появились на стамбхах (колоннах) царя Ашоки, на которых были высечены основные постулаты буддизма (рис. 10.5-б). Ствол колонны венчала капитель в виде быка, слона и т.п. От времени Ашоки сохранилось несколько таких столбов. Замечательная Львиная капитель уцелела от стамбха в Сарнатхе (243 г. до н. э.). Она завершается полуфигурами четырех львов более 2 метров высоты, превосходно изваянных из монолитной глыбы отполированного песчаника. Львы держат в когтях цветок лотоса, перевернутый лепесткам вниз (миф об опрокинутом «мировом древе», прикрепленном корнями к небу) (рис. 10.6-а). Наиболее ранние из уцелевших памятников культовой архитектуры Индии почти все связаны с буддийской религией, возникшей в VI-V вв. до н. э. и заимствовавшей многое от более древней религии – брахманизма. В том числе монастырскую общину. В основе плана монастыря обычно лежал прямоугольный открытый двор, окруженный монашескими кельями. Поблизости располагались залы для собраний, хозяйственные постройки и ступы. Последние служили для хранения урн с пеплом от погребального сожжения, реликвий и для увековечивания значительных для буддизма событий.
a b
Рис. 10.5. a – cтатуя Будды; б – стамбха в виде колонны со львом (штат Бихар, 242-241 гг. до н. э.)
Ступа – сооружение, предназначенное для хранения останков Будды и других святых. Форма ее происходит от скальных полусферических погребальных камер, подражавших полушаровидным деревянным или тростниковым хижинам. Ту же полусферическую форму имели земляные надмогильные насыпи дравидийской Индии.
Наиболее древняя и значительная из сохранившихся – Большая ступа (Ступа I) в Санчи (штат Мадхья-Прадеш, Центральная Индия) (рис. 10.7). Деревня Санчи расположена в 46 км к северо-востоку от города Бхопал. Она была построена царем Ашокой около 250 г. до н. э. и позже расширена. Она состоит из облицованного красным песчаником кирпичного массива, близкого по форме к усеченной полусфере. В ней помещалась реликварная камера. Этот основной объем поставлен на постамент в форме барабана, выступающий край которого представляет собой огражденный круговой обход-террасу. С южной стороны на террасу ведет лестница с двумя маршами, направленными в противоположные стороны. На вершине полусферы возвышается стержень с «зонтами», имеющими особое символическое значение в буддийской религии (восхождение к нирване). Общая высота ступы 16,5 м, а до вершины стержня – 23,6 м; диаметр основания барабана – 36,6 м. Ступа окружена массивной каменной оградой-ведикой (высота – 3,5 м) с четырьмя воротами-торана (II-I в. до н. э.), ориентированными по странам света. Десятиметровой высоты ворота сплошь покрыты скульптурными изображениями. Ограда и ворота ступы в основном воспроизводят в камне конструкцию своих прототипов – деревянных сельских ограждений и ворот времени Вед (рис. 10.8).
a б
Рис. 10.6. a – Львиная капитель из Сарнатха (243 г. до н. э.; b – капитель с быком зебу в Рампурве, штат Бихар (268-232 гг. до н. э.)
Существует несколько версий о происхождении формы ступы: а) «мыльный пузырь» – символ тщеты всего земного (Н.И. Брунов); б) традиционная ульеобразная форма жилища Северной Индии (С.И. Тюляев); в) круглый могильный холм Юга Индии (С.И. Тюляев); г) легендарная символика(«Плащ, посох и чаша Будды» – китайская версия).
Наиболее интересна «космографическая» версия: «Ступа – индийский вариант модели вселенной» (Б.А. Рыбаков), имеющей трехчастную структуру.
«Мир они считают шарообразным, и бог, который создал и управляет этим миром, проникает всю вселенную. Первые элементы всех вещей различны, а вода – первый элемент образования мира. Кроме четырех элементов (земля, вода, огонь и воздух), есть еще пятый элемент (эфир), из которого состоят небо и звезды. Земля находится в центре вселенной…» [Страбон, XV, I, 59, c. 713] [71, С. 663].
Основные части индийской вселенной – арупадхату (небо), рупадхату (воздух), камадхату (земля). Они составляют три сферы космоса («тридхату») (рис. 10.9):
Арупадхату – абстрактная сфера, семь степеней восхождения к нирване, семь планет, бесконечность пространства и сознания, «великая пустота», «неописуемое», Ось Вселенной, Мировое Древо. Сюда переселяются лишь те существа, которые достигли Просветления.
Рис. 10.7. Большая ступа в Санчи (II-I вв. до н. э.). Общий вид
Рис. 10.8. Буддийский культовый центр в Санчи
Рупадхату – «Золотое космическое яйцо», бесконечная сфера идеальных форм; населена брахмами и буддами, являющимися людям в идеальных формах («лучезарные», «ясновидящие», «верховные»); поверхность полусферы – белая. Камадхату – земля, мир бога Мары (земных феноменов и явлений), населенный асурами, людьми, животными, страдающими духами, жителями ада; на ступе – нижний цилиндр, покрытый скульптурными рельефами.
Рис. 10.9. «Тридхату» – три сферы Космоса (индусская версия)
Начиная с I века до н. э., основание ступы украшали рельефами на каменных плитах – сюжеты из «Махабхараты», «Рамаяны», сцены из жизни богов и будд, принявших земное обличье. Этот слой ступы – «Полоса жизни». Он подобен верхнему слою океана или горной долине. Чем ближе к вершине горы или к океанскому дну, тем меньше там жизни – органические клетки постепенно сменяются кристаллами «идеальных» геометрических форм. На ступе это полусферический объем и увенчанный зонтами шест (рис. 10.10). Согласно еще одной космогонической версии, ступа – модель «Мировой Горы» (Меру), индийского «Пупа Земли». Эта гора, согласно, «Вишнупураме», имеет пирамидалъную форму (рис. 10.10-в, рис. 10.10-г). С её граней стекают четыре главных реки Индии – Инд, Ганг, Брахмапутра и Сутлей. В какой-то мере «Мировая Гора» отображает структуру всего обитаемого мира, омываемого четырьмя океанами. Согласно «Манумсрити», сотворение мира произошло из золотого космического яйца, своим сиянием соперничающего с Солнцем. Из этого яйца родился Брахма, который усилием воли разделил яйцо на две половины. Из них образовались земля, небо и разделяющий их воздух. Ступа – возможная версия на тему «космического яйца». Сама ступа (центр космического квадрата) символизировала в космогонических схемах-мандатах белый цвет, эфир, звук и слух. Она окрашивалась в белый цвет, цилиндрическое основание – в красный, шест на вершине покрывался позолотой. Ограда священного участка была красной, ворота-торана – разноцветными, в соответствии с приведенными выше данными.
a б
в г Рис. 10.10. a – космическая гора Меру (гравюра); б – зонты на вершине ступы – ступени нирваны, Небесная Лестница; в – геометрическая версия формы горы Меру в виде пирамиды; г – гора Кайлас (Тибет) – возможное олицетворение Мировой Горы
Из этого видно, что ориентации ступ и других храмовых достроек по странам света индийские зодчие уделяли огромное внимание (рис. 10.11). Главный вход на храмовый участок – восточные ворота. Сюда входила праздничная процессия жрецов, совершающая обход ступы по часовой стрелке, параллельно движению Солнца по небесной эклиптике (рис. 10.11-а). По пути паломники осматривают ступу. По ходу движения им начинает казаться, что сама Вселенная вместе со ступой начинает вращаться им навстречу, против часовой стрелки. Вероятно, это вращение ступы послужило основой для создания красной свастики – символа индийской секты огнепоклонников. Ворота-торана были снабжены тремя поперечными перекладинами, пропущенными сквозь отверстия в вертикальных стойках (рис. 10.11-б). В некоторых воротах имелась четвертая перекладина, выполняющая функцию карниза. Перекладины завершались спиралями – подобиями священных буддийских свитков-сутр. Капители столбов, поддерживающие поперечные балки, выполнены в виде фигур четырех слонов (восточные и северные ворота), львов (южные ворота) и карликов-якш (западные ворота) (рис. 10.12). Поверхность ворот была покрыта рельефными изображениями местных божеств-покровителей стран света, духов (якши, якшини, деваты), священных животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Здесь очень много сценок (джатак) из жизни Будды, его перевоплощений в виде змеи, птицы, животного и человека.
a б
Рис. 10.11. a – схема движения процессии жрецов вокруг ступы; б – фрагмент восточных ворот-торана Большой ступы в Санчи (III-I вв. до н. э.)
Здесь также изображены сцены почитания буддийских святынь – ступ, дерева Бодхи, колеса дхармы. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках. Иногда он представлен в символических образах – следы его ступней, лотос и т. п. В сцене просветления под деревом Бодхи изображен лишь пустой трон. Ворота увенчаны символическими изображениями «трех сокровищ» (триратха) – лотоса, колеса, четырехступенчатой пирамиды. Во многих иных странах Древнего Востока, где получил признание буддизм, ограда исчезла. Зато основанию ступы стали придавать квадратную либо крестовидную форму, «закрепив» тем самым канонизированную пространственную ориентацию сооружений по странам света. Примером тому может служить архитектура Тибета, Китая, стран Юго-Восточном Азии, Индонезии.
Другим типом буддийского культового сооружения, ставшим местом собрания членов общины, были базиликальная чайтья (храм, келья) и вихара (пещерный монастырь). Кроме того, в Индии существовала каменная архитектура. В частности, пещерная, насчитывающая в Индии более тысячи памятников периода с III в. до н. э. по X в. н. э. Многие пещерные сооружения Индии достигли такого смелого размаха, величия и богатства оформления, что с ними не могут сравниться аналогичные памятники других стран. Наиболее интересные примеры пещерных сооружений можно видеть в Аджанте. Там, в отвесном каменистом берегу реки, в период с конца III в. до н. э. по VII в. н. э. высечено 29 буддийских пещер (рис. 10.13). Пять из них храмы, остальные – монастыри. Последние представляют собой квадратный в плане зал, окруженный с четырех сторон верандой с покрытием на колоннах, на которую выходят прямоугольные кельи (например, пещера № 17), подобно тому, как это имело место в деревянных монастырях, описанных в буддийской литературе и восходящих в основе к композиции вышеупомянутого плана бассейна и жилищ в Мохенджо-Даро (рис. 10.14). Чайтья прямоугольны в плане, но имеют закругления в конце, противоположном входу. Там помещается монолитная, высеченная в скале ступа. Два продольных ряда колонн делят зал на три нефа (рис. 10.15).
a б
в г
Рис. 10.12. Ворота-торана Большой ступы в Санчи: a – восточные; б – южные; в – западные; г – северные
Все чайтья в Аджанте сохраняют этот простой план. Для фасада чайтья характерно устройство над входным портиком подковообразного окна с килевидным наружным контуром, повторяющим формы деревянного прототипа. Монолитные, высеченные в скале концы ложных брусьев на внутреннем контуре окна и такие же ребра на потолке тоже напоминают о конструкциях, которые применялись в деревянных чайтья и восходят к сельскому дому собраний, возникшему еще в родовой общине эпохи Вед. Наиболее обширна и величественна чайтья в Карли (I в. до н. э.). Ее размеры: 37,8 м длина, 14,2 м ширина и 13,7 м высота. Продолговатое пространство зала поделено мощными колоннадами на три нефа. Центральный – более широкий и высокий, два боковых – более низкие и узкие. В конце зала находится ступа, обходя которую, верующие совершают поминальный обряд. Деревянные ребра на сводчатом потолке сохраняют следы росписи. Свет проникал через окно вестибюля (теперь несуществующего) и деревянную решетку фасадного окна, создавая мягкое, ровное освещение. Играя полутенями на рельефах и колоннаде, лучи света теряются за нею, стушевывая границы внутреннего пространства. Создается впечатление отсутствия массива скалы. Эффект игры света и тени был излюбленным в архитектуре буддийских и брахманских храмов.
Рис. 10.13. Буддийский храм в Аджанте (III-IV вв.)
Рис. 10.14. Фасад пещерного храма. Гравюра XIX века
a б
Рис. 10.15. a – интерьер пещерного храма; б – план чайтьи в Аджанте
Реконструировать деревянный прототип подобных пещерных храмов можно на основе чайтья в Кондейне (175 г. до н. э.), свидетельствующего о замечательных достижениях зодчих древней Индии в строительстве из этого материала (рис. 10.16). Происхождение архитектурных форм буддийских пещерных сооружений от народных деревянных конструкций можно доказать большим количеством примеров. Однако в символике буддизма формы народной архитектуры получили истолкование, соответствующее идеологии господствующего класса, совершенно не связанное с их реальным происхождением. Например, наружный килевидный выступ окна (происходящий от формы деревянного клина, прикрепляющего край конькового прогона) связывается с формой листа пиппала – священного в буддийской религии дерева (рис. 10.17, рис. 10.18). Декоративные детали окна, развивающиеся позже, тоже получают сложное религиозно-мифологическое толкование. Конструкции в интерьере пещер воспроизводили деревянные прототипы: - граненые колонны, доставленные с небольшим наклоном внутрь, как в хижинах из гибкого растительного материала; - имитации ложных деревянных ребер на потолке; - базы колонн, напоминающие глиняные горшки; в подобные сосуды, наполненные водой, погружали основания деревянных колонн для защиты их от древесных жучков; - подковообразные дуги с килевидным выступов наверху над входами в пещеры и над оконными проемами; они имитировали лист священной смоковницы («Дерева Бодхи», пиппала), под которым в свое время предавался размышлениям Будда.
Рис. 10.16. Пещерный храм в Кондейне (II в. н. э.)
Подобное истолкование форм сельской деревянной архитектуры в культовом зодчестве создается жрецами двух главнейших религий того времени: брахманизма и буддизма. Это показывает, что власть жрецов и их влияние в искусстве очень усилилось с развитием замкнутости каст.
а б Рис. 10.17. Интерьер пещерных храмов в Бадами (а) и Бодса (б)
Обычно эти постройки представляли собою искусственные пещеры, вырубленные в склонах гор. Пещеры ассоциировались со «Священным чревом Земли», из которого появляется на свет и куда уходят после смерти все одушевленные существа – люди, духи, животные, растения.
а б
Рис. 10.18. Фасады пещерных храмов в Нашик (а) и пещеры № 25 в Аджанте (б)
Хотя пещеры большей частью были монашескими кельями, их скульптурное убранство не носит следов аскетизма. Стены монастырей были украшены изображениями любовных пар «майтхуна» – символами космического соединения мужского и женского начал (тема культа плодородия, священного лингама и Шивы). В сознании простого народа этот культ воплощал надежду на богатый урожай, материальное благополучие и благоденствие плоти. Даже богатые куртизанки вносили богатые вклады в строительство буддийских монастырей. Чтобы не потерять популярности среди народа, буддийские священнослужители следовали древнейшим языческим традициям (рис. 10.19). Стены храмов любви опоясывали барельефные скульптуры, представляющие любовные пары, треугольники и группы, предающихся разнообразнейшим любовным утехам. Неисся- каемое разнообразие ситуаций и поз нередко воспринимается как плоды самого изощренного и смелого воображения. Композиции, изображающие самые изысканные и мудреные ласки, отличаются тонкой уравновешенностью масс, гармонией форм и линий. И, что самое удивительное, – совершенным соответствием как всему объему здания, так и той части его поверхности, которую они украшают. Живописный контраст между мелкой затейливой резьбой орнамента и монументальными формами человеческих фигур не дает возникнуть ощущению монотонности, создавая все новые и новые, необычайно прихотливые, но всегда гармоничные сочетания объемов и линий, богатейшую игру светотени, непрерывно меняющуюся в зависимости от угла зрения, от состояния неба и времени суток.
Рис. 10.19. Тема «майтхуна» в архитектуре Индии. Женские портреты в индийской скульптуре
Замечательны также по форме капители колонн в пещерных храмах Карли. Они похожи на колоколообразные цветы с большим количеством крупных лепестков – закрытые бутоны розового лотоса (рис. 10.20). «Лотос» поддерживает плиту, на которой стоят на коленях два каменных слона. На спине каждого из животных – фигурки погонщика и воина-стрелка.
Рис. 10.20. Лотосовидная капитель и ее природный аналог – розовый лотос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|