Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности монументально декоративного искусства Древней Индии




 

Индийское искусство и архитектура отличаются от всех других необычайным обилием природных мотивов и сюжетов. Поэтому индийское зодчество по праву именуют «символическим» (Г. Гегель). Главной причиной тому дослужила жизненность древних корней культуры, длительная со­хранность патриархальной формы хозяйствования – сельской общины. Человек жил в тесном единении с природой, обожествлял её, любовал­ся ею и отожествлял себя с ней. Все животные и растения, живущие радом, становились объектами почитания в качестве добрых и злых божеств. Наиболее популярные сюжеты – буйвол, слон, кобра, тигр, лев и обезьяна. В древнеиндийской космологии они служили олицетворениями стран света.

На печатях Мохенджо-Даро и на стамбхах (колоннах) царя Ашоки из династии Маурьев (III в. до н. э.) стороны света были обозначены фигурками животных – слона, быка зебу, тигра и носорога (рис. 10.21).

Через два столетия буддийские полусферические мавзолеи (ступы) стали помещать в центр квадратного участка, стороны которого были ориентированы строго по сторонам света. Участок окружала деревянная (а позднее – каменная) ограда с четырьмя воротами-торана в центре каждой из сторон квадрата: «В плане вход в ограду ступа в Санчи приближается к свастике…. Очень скоро ограда в ступа исчезает (со II-III вв. н. э.), хотя культовые процессии продолжают совершаться так же, как и раньше. Гораздо важнее учесть, что ворота-торана в ступа ориентированы по странам света …» [81, С. 180].

По системе мандалы белая ступа, занимающая центральную позицию, подчиняла себе эфир и звуки. Красные западные ворота символизировали воду, северные зеленые – землю, синие восточные – воздух, желтые южные – огонь. О причинах именно такой цветовой градации можно сделать следующее предположение. «Цивилизованный» Запад в глазах индусов ограничивался водами Красного моря, насыщенного темно-розовыми микроорганизмами. За Гималаями естественной границей мира могли быть только таежные массивы Сибири (зеленый цвет). Синий «восток» – воды Бенгальского залива либо Тихого океана. Желтый «юг» – царство полуденного Солнца либо сухая трава саванны с плоскогорья Декан.

 

 

 

Рис. 10.21. Животные – олицетворения стран света в индийской космологии (бенгальский тигр – запад, бык зебу – юг, индийский слон – восток, белый носорог – север)

 

Число сторон не обязательно равнялось четырем: «В индийском мифе о сотворении мира говорится, что бог Брахма, стоя на громадном тысячелистном лотосе, бросил взор на четыре стороны света. Этот четырехкратный обзор из круга лотоса был своего рода предварительной ориентацией, необходимым определением своего положения, прежде чем он приступил к сотворению мира. Сходная история рассказывает про Будду. В момент его рождения из земли поднялся лотос и он, ступив на него, взглянул на десять направлений пространства (лотос в этом случае был восьмилучный; и Будда, таким образом, взглянув еще вверх и вниз, создал десять направлений)…». [84, С. 235].

В произведениях искусства часто встречаются горы (Меру, Кайласа), реки, деревья и пр. В течение тысячелетий люди искусно переплетали в своих произведениях натурализм и идеализм, чувственное и абстрактное, реализм и таинственный мистицизм. Этому же подчинена космография, мифология, религия древней Индии.

Вторжение гун­нов в конце V в. и развитие феодальных отно­шений, происходившее в этот период, способ­ствовали ослаблению централизованного госу­дарства и привели к распаду империи Гуптов.

В древности между народами Индии, Восточного Ирана и Средней Азии существовали постоянные торговые и культурные связи. Это наш­ло отражение в науке, искусстве, архитектуре – планировочные прин­ципы, религиозная символика, конструкции из дерева и камня. Крат­ковременный контакт с эллинистической культурой привел к широкому распространению наземных храмов «греческого» типа и круглой скульптуры (искусство Гандхары). Еще более значительным было влияние индийской культуры в странах Юго-Восточной Азии, в которых быстро распространились буддийские учения Хинаяна и Махаяна. Уже древней­шие храмы (Ангкор в Камбодже, храм Боробудур на острове Ява и др.) обнаруживают очевидное воздействие традиций индийской архитектуры (рис. 10.22).

 

 

 

 

Рис. 10.22. Культовые комплексы Ангкор-Ват (Камбоджа) и Боробудур на о-ве Ява (Индонезия)

 

Не избегли индийского влияния культура Китая, Японии, Кореи (мно­гоярусные пагоды, дворцы и т. п.). Однако «обратное» влияние на ин­дийскую культуру (иранское, эллинистическое, китайское, мусульманс­кое и пр.) довольно незначительно. Сказался многовековой консерватизм образа жизни индийской общины, её культурных традиций.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с.

2. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1935. – 590 с.

3. Альбедиль М.Ф. Забытые цивилизации в долине Инда – СПб.: Наука,1991 – 175с.

4. Альбедиль, Маргарита Федоровна. Индуизм. – СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000. – 255 с., ил.

5. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

6. Антонова К.А. и др. История Индии – Изд. 2-е – М.: Мысль, 1979 – 608 с.

7. Арриан. Индия. // Вестник древней истории, 1940, № 2. – С. 230-263.

8. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

9. Багдасаров Р.В. Свастика: священный символ. Этнорелигиоведческие очерки. – Изд. 2-е – М.: Белые альвы, 2002 – 432 с.

10. Барт А. Религии Индии. – М.: НПБ «Русская мысль», 1897 – 337 с.

11. Беляев И.Н. Древнеарийская философия. – Т. 1. – 2004 (ЗАО Красногорская пит.) – 668 с.

12. Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. – М.: Наука, 1969. – 416 с., ил. (АН СССР, Институт востоковедения).

13. Бонгардт-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия – М.: Наука, 1980 – 333 с.

14. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общество, восточные деспотии, Т. 1 – М.-Л.: Академия, 1937 – 442 с.

15. Бублейников Ф.Д. Очерк развития представлений о Земле. – М.: Изд. АН СССР, 1955 – 206 с.

16. Будда: Жизнь. Учение. Мысли, изречения, афоризмы. – 2-е изд. – Минск: Современное слово, 2002. – 320 с.

17. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

18. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415.

19. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 287-292.

20. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 378-412.

21. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии до середины XIX в. / Под ред. А.М. Прибытковой. – Изд. 2-е – Л.- М.: Изд. литературы по строительству, 1971 – 643 c.

22. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1972 – 600 с.

23. Гурев Г.А. Системы мира. От древнейших времен до наших дней. – М.: Московский рабочий, 1950 – 393 с.

24. Гусева, Наталья Романовна. Мифы Древней Индии: Популярное изложение. – М.: Белые альвы, 1999. – 191 с., ил.

25. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

26. Древо индуизма. / Отв. ред. И.П. Глушкова. – М.: Восточная культура, 1999. – 558 с., ил.

27. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил.

28. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев.: Пер. с франц. / АН СССР, Институт востоковедения. – М.: Наука, 1986. – 234 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).

29. ЕвсюковВ.В. Мифы о Вселенной – Новосибирск: Наука, 1988 – 175с.

30. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с.

31. Ильин Г.Ф. Религии древней Индии – М.: Изд. АН СССР. 1959 – 46с.

32. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

33. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979 – 407 с.

34. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология, магия, психоанализ. – М.: «REFL-book», 1994 – 608 с.

35. Короцкая А.А. Архитектура Индии раннего средневековья – М.: Изд. литературы по строительству, 1964 – 242 с.

36. Кочетов А.Н. Буддизм. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1983 – 176 с.

37. Краснодембская, Нина Георгиевна. Будда, боги, люди и демоны. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. – 317 с., ил.

38. Лукьянов, Анатолий Евгеньевич. Становление философии на Востоке: (Древний Китай и Индия) – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: НПО «Инсан», 1992. – 207 с.

39. Луначарский А.В. Религия и просвещение. – М.: Советская Россия, 1985 – 540 с.

40. Лысенко, Виктория Георгиевна. Ранняя буддийская философия. – М.: Наука, Изд-во фирмы «Восточная литература», 1994. – 382 с., ил.

41. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. Ранняя буддийская философия: Учебное пособие – М.: Наука, 1994 – 159 с.

42. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.

43. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

44. Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии: Из серии «Малая история искусств». – М.: Искусство, 1978 – 356 с.

45. Муриан И.Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века. – М.: Искусство, 1981 – 239 c.

46. Мюллер М. Шесть систем индийской философии: Пер. с англ. П. Николаева. – М.: Тип. К.Т. Солдатенкова, 1901. – 397 с.

47. Ожегов С.С. и др. Архитектура Индокитая. – М.: Стройиздат, 1988 – 312 с.

48. Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община: Пер. с нем. С. Трубецкого. – М.: 1905 – 512 с.

49. ОльденбургС.Ф. КультураИндии – М.: Наука, 1991 – 277 с.

50. Основы буддийского мировоззрения: Индия, Китай: Учебное пособие для вузов. / В.И. Рудой, Е.П. Островская, А.Б. Островский и др. – М.: Наука, 1994. – 239 с.

51. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 – 368 с.

52. Парнов Е.И. Боги лотоса: Критические заметки о мифах, верованиях и мистике Востока – М.: Политиздат, 1980 – 239 с.

53. Пишель В. Будда, его жизнь и учение: Пер. с нем. Д.Н. Анучина. – М.: 1911 – 230 с.

54. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. – М.: Госиздат, 1956 – 247 с.

55. Поляков Е.Н., Ромашова С.В. Использование природной символики в искусстве древней и средневековой Индии. - Томск, 1991 - Деп. во ВНИИТАГ Госстроя СССР, № 821 – 18 с.

56. Поляков Е.Н. Архитектура Древней Индии. Архитектура Древнего Китая: Конспект лекций. – Томск: ТГАСА, 1994 – 31 с.

57. Поляков Е.Н., Яблонская О.А. Центр индийской культуры в г. Томске. - Мат. LV НТК НГАСУ – Новосибирск, 1998 – С. 64-66

58. Прокофьев О.С. Искусство Индии (III тыс. до н.э. – XIX в.). – М.: Искусство, 1964 – 231 с.

59. Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары – М.: Искусство,1982 –195 с.

60. Радхакришнан С. Индийская философия: Пер. с англ., Т. 1. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. – 623 с.

61. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил.

62. Ригведа. / Подг. Т.Я. Елизаренкова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Наука, 1999. –

Мандалы I-IV – 767 с.; Мандалы V-VIII – 743 с.; Мандалы IX-X – 559 с. (Елизаренкова Татьяна Яковлевна)

63. Рой М. История индийской философии. Греческая и индийская философия: Пер. с бенгальского М.С. Андронова. – М.: Изд-во иностр. Лит., 1958. – 548 с.

64. Руднев В.А. По историческим и культовым местам Индии. – М.: Наука, 1980 – 160 с.

65. Рудой В.И. и др. Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай: Уч. пособие для вузов. – М.: Наука, 1994 – 239 с.

66. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии: Сборник. / АН СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Отв. ред. Н.А. Жуковская, Г.Г. Стратанович. – М.: Наука, 1980. – 207 с., ил.

67. Снегирев И.Л. Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая. / Под ред. В.В. Струве. – Л.: 1937 – 260 с.

68. Снегирев И.Л. Древнейшая Индия в свете последних археологических раскопок. // ВДИ, 1940, № 2 – С. 156-168.

69. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972 – 212 с.

70. Старостина Ю. Космос в учении Будды. // Наука и религия, 1990, № 6 – С. 22-25.

71. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964 – 941 с.

72. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941 – 484 с.

73. Струве В.В. Хрестоматия по древней истории, Т. 1. – М.: 1936 – 236 с.

74. Стульгинскис С.А. Космические легенды Востока: Древние легенды. Современные легенды. – М.: Изд. «Сфера», 1992 – 208 с.

75. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М.: Наука, 1982 – 187 с.

76. Торчиков, Евгений Алексеевич. Философия буддизма Махаяны. – СПб.: Петербург. востоковедение, 2002. – 315 с., ил.

77. Тюляев С.И. Искусство Индии. Архитектура, изобразительное искусство, художественное ремесло. – М.: Наука, 1968 – 188 с.

78. Тюляев С.И. Искусство Индии, III тысячелетие до н.э. – VII век н.э. – М.: Искусство, 1988 – 342 с.

79. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М.: Высшая школа, 1980 – 328 с.

80. Шолпо В.А. К проблеме «арийского» завоевания древней Индии. // ВДИ, 1939, № 3 – С. 40-48.

81. Шуази О. История архитектуры, в 2-х т., Т. 1: Пер. с франц. – Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1935 – 631 с.

82. Щербатской, Федор Ипполитович. Избранные труды по буддизму: Пер. с англ. / АН СССР, Институт востоковедения, сост. А.Н. Зелинский, Б.В. Семичов. – М.: Наука, 1988. – 426 с., ил.

83. Энциклопедия восточного символизма: Пер. с англ. / Сост. К.А. Вильямс – Кн. 6 – М.: Золотой Век, 1996 – 430 с.

84. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы: Пер. с нем. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. – 415 с.

85. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учебное пособие. – Изд. 2-е – М.: Высшая школа, 1985. – 287 с.

86. Brown P. Indian Architecture, vol. 1-2. – Bombay: 1965.

87. Bussagli M., Siivaramamurti C. 5000 years of the Art of India. – New York-Bombay: 1974.

88. Danielou, Alain. The myths and Gods of India: The classic work on Hinde polytheism from the Princeton Boolingen ser. – Rochester ^ Inner traditions intern., Cop. 1991. – 441 c., ил.

89. Fergusson J., Burgess J. The cave temples of India. – London: 1880.

90. Fergusson J., Burgess J. History of Indian and Eastern architecture. / Vol. 1-2. – London, 1910.

91. Mackay E. Indus civilization. – London: 1935 – 210 p.

92. Masson-Oursel P. L`Inde antique et la civilization indienne. – Paris: 1933 – 497 p.

93. Smith V.A. The early history of India. From 600 B.C. to the Muhammedan conquest, including the invasion of Alexander the Great. – Oxford: 1925 – 536 p.

94. Zimmer, Heinrich. Philosophie und Religion indiens. – Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1992. – 595 с., библиогр. С. 585-595.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Чтобы облегчить богам спуск на землю, а душам – путь наверх, некоторые малайские племена устанавливали на могилах гладкие шесты. Их именовали «лестницами душ». Непальское племя мегаров делало на подобных палках по 9 ступенек или зарубок для облегчения подъема на небо.

В какой религии этот декоративный элемент пользовался огромной популярностью? Как он называется и что изначально символизировал?

 

2. Согласно «Ригведе», в древнейших ведических святилищах Индии было три жертвенника шрута («слушать»). Главный, стоявший в центре, имел круглую форму и именуется «веди» (ведать). На его огне готовили жертвенную пищу. Второй алтарь прямоугольной формы располагался восточнее первого. В его огонь бросали часть жертвенной пищи. Третий алтарь дакшин-агни («южный огонь») располагался южнее предыдущих. Он имел вид полумесяца. Бросаемая на него жертва предназначалась для владыки загробного мира Ямы и предков.

Как Вы думаете, почему алтари имели именно такую форму? Кто ими пользовался?

3. Сравните несколько цитат античных авторов:

 

«Всю Индию крепкой стеною

Множество тысяч столбов ограждают из кости слоновой,

Так что проникнуть туда невозможно…» [Лукреций, О природе вещей, II, 537-539].

 

«В царском дворце – позолоченные колонны, кругом увитые выпуклыми золотыми ветвями винограда, с птицами, вид которых доставляет индам особенное удовольствие; серебряные фигуры украшают постройку…» [Квинт Курций, VIII, 9, 32].

«Храм – великолепное сооружение из белого мрамора. Длина его два плетра, а ширина пропорциональна длине. Он опирается на высокие, толстые колонны, искусно отделанные кругом скульптурными изображениями. Заслуживают великого внимания также статуи богов, выделяющиеся своей работой и поражающие своею величиною…. Вокруг храма находятся дома тех жрецов, которые служат богам; эти жрецы ведают всем в пределах священного участка. От храма устроена дорога длиной в четыре стадии и шириною в плетр…» [Диодор, V, 44, 1-2].

 

Являются ли колонны, украшенные каменной скульптурой и металлическими деталями, типично индийской архитектурной деталью или она была заимствована из зодчества других народов? Где находился описанный выше дворец с «золотым виноградом» и «птицами»?

4. На рис. 10.23 и рис. 10.24. приведены наиболее популярные представители флоры и фауны Индии. Это инжир (пиппал, фиговое дерево, смоковница) и королевская кобра.

Они нашли широкое применение в искусстве и архитектуре этого государства. Приведите примеры.

 

 

Рис. 10.23. Инжир (смоковница, пиппал) – символ третьей кальпы Будды

 

 

Рис. 10.24. Королевская кобра (Шеша, Наг, Нагайна) – телохранитель юного Будды

 

5. Эта штукатурка была особого состава. Она отличалась блестящей полированной поверхностью и необыкновенной прочностью. Сами строители называли ее «бриллиантовой».

Фа-Сянь, китайский путешественник V в., видавший в своей стране прекрасные образцы подобной работы, был поражен качеством оштукатуренных стен. Состав штукатурки в целом не был установлен, известны лишь отдельные ее компоненты. В нее входил порошок, приготовленный из тертых ракушек, и клеевой раствор из животных и растительных веществ, каучуковых деревьев и из рогов и копыт животных. Приготовление раствора штукатурки занимало от двух до четырех месяцев, в течение которых все составные части по нескольку раз очень тщательно перемешивались, после чего они принимали цвет слоновой кости. Сверкая белизной, блестящая, как стекло или эмаль, поверхность сооружений могла создавать впечатление богатства и великолепия. С белизной здесь было связано представление о чистоте и святости.

В каких культовых сооружениях Древней Индии нашла применение эта «сверкающая» штукатурка? Что символизировала ее белизна?

 

6. «Боробудур (о-в Ява), несомненно, является самой большой ступой в мире, а также величайшим древним монументом в Южном полушарии. Построенный во время правления династии Сайлендра в XI в. н.э., он был заброшен вскоре после окончания строительства, так как индусы положили конец буддийскому владычеству на Яве. Комплекс представляет собой небольшую гору высотой 105 футов и длиной 403 фута по каждой из сторон и состоит из двух миллионов кубических футов камня. Его покрывает 1500 изящных резных барельефов, изображающих сцены из жизни Будды, его учение и другие духовные картины. Здесь также насчитывается 1212 декоративных ниш и еще 400 ниш, где некогда стояли статуи Будды.

План Боробудура напоминает буддийскую мандалу (рис. 10.22). Это круг, символизирующий небосвод, заключенный в квадрат, символизирующий землю. Четыре главных лестницы совпадают с основными направлениями. Десять террас ведут к вершине, и каждый этаж представляет собой очередной этап в жизни и духовном развитии личности. Паломники поднимаются по лестницам и террасам, девять раз обходя вокруг центра, чтобы достичь вершины. Восхождение на вершину Боробудура подразумевало прогулку по каждому из его уровней. В целом, путнику нужно преодолеть более трех миль поворотов и ступеней, но в течение большей части путешествия он может видеть лишь несколько ступеней прямо перед собой. Последняя терраса открывается в небо, что создает ошеломительный эффект освобождения. Просторный и абстрактный с точки зрения архитектурной композиции, высший уровень предназначен для пробуждения человеческого сознания, своего рода просветления. Физическое ощущение свободы помогает постичь духовный смысл восхождения…» [Крапп Э.К. Астрономия: Легенды и предания о Солнце, Луне, звездах и планетах: Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – С. 547-548].

Было ли сооружено хоть что-нибудь подобное по силе эмоционального воздействия в эпоху древнего мира? Если да, то приведите примеры!

 

7. В градостроительстве Индии регламентировалось не только территориальное расселение жителей, согласно их социальному положению, но также этажность и высота зданий, общие размеры и даже строительные материалы, из которых сооружались жилые здания. Так, например, шудры (представители низших сословий) не могли воздвигать дома выше одного этажа и употреблять в строительстве камень и кирпич. Они должны были довольствоваться применением глины, камыша и бамбука. Остальные жители должны были соблюдать в этажности жилых зданий определенную градацию соответственно с занимаемым положением.

У каких иных восточных народов это правило соблюдалось столь же неукоснительно? Какую цель оно преследовало?

 

8. На рис. 10.25-а изображена миниатюрная модель фундамента буддийской ступы. Она похожа на колесо с восемью спицами. Четыре прямоугольные площадки, примыкающие к внешней стороне (ободу) фундамента, ориентированы по странам света.

 

а б

Рис. 10.25. а – модель фундамента буддийской ступы; б – государственный флаг Индии

 

Восемь частей соотносятся с восемью направлениями света (восьмеричный путь спасения в буддизме). Во время церемонии закладки ступы четыре буддийских старейшины (монахи-тхера) стояли на упомянутых выше площадках («четырех областях неба») лицом к центру ступы. На флаге Индии также изображено синее колесо (рис. 10.25-б, рис. 10.26).

 

 

Рис. 10.26. Национальный флаг Индии на фоне современной интерпретации «колеса»

 

Что означает этот буддийский символ? Нашел ли он применение в других разновидностях культовых построек Индии?

 

9. Внимательно рассмотрите рис. 10.27. и прочтите выдержку из Интернета, посвященную Большой ступе в Санчи (сер. III в. до н. э.):

 

 

Рис. 10.27. Большая ступа в Санчи. Современное состояние

 

«Во время правления царя Ашоки в архитектуре империи Маурьев получили распространение буддийские мемориальные и погребальные сооружения – ступы. В отличие от других буддийских построек, имевших внутренние помещения и вход, ступа была монолитной и цельной. Ее архитектура восходит к индуистским погребальным курганам.

Ранние ступы служили местом захоронения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду спросили, какой должна быть его гробница. Учитель расстелил на земле свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела свою полусферическую форму. Полусфера, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает паринирвану Будды (то есть его окончательное освобождение от мира), а также и самого Будду.

Одна из самых древних сохранившихся ступ была сооружена в Санчи при Маурьях (ок. 250 г. до н. э.). Позднее она была перестроена и несколько увеличена в размерах. Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с идущей по всему периметру террасой. Терраса предназначалась для ритуального обряда поклонения, который состоял в том, что молящиеся обходили ступу кругом, по часовой стрелке. С южной стороны к террасе ведут две симметричные лестницы. На вершине купола установлена колонна, как бы выходящая из сердцевины ступы. В этом исследователи усматривают продолжение культа колонн Ашоки. Центральный столб, символизирующий ось Вселенной, увенчан круглыми дисками и окружен оградой из квадратных столбов. Зонты олицетворяют небесные уровни или ступени восхождения к нирване. Три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Закон и монашескую общину.

По традиции ограда вокруг центрального шеста должна была скрывать его от молящихся во время ритуального обхода. Сама ступа также окружена массивной оградой. Четыре пары ворот (тораны) указывают на четыре стороны света и своими покрытыми глубокой резьбой балками и колоннами представляют главные стороны учения; они завораживают зрителя своими историями и картинами…».

Какой из фасадов ступы изображен на фотографии?

Со всеми ли приведенными в цитате фактами Вы согласны? Если нет, то аргументируйте свою точку зрения.

 

10. Индийский бог Шива символизировал культ жизненной силы и мужского начала. К нему обращались семьи, жаждущие потомства. В его храмы стекались бездетные женщины, ожидающие содействия от его мощи, подчас считающейся воплощенной в жрецах храма.

Этот культ Шивы-лингама имел и философское толкование. В Линга-пуране сказано, что лингам – высший объект познания. Он являет собой «удивительное выражение величия» божества. Поклонение лингаму нашло свое отражение в искусстве и архитектуре Древней Индии. Назовите наиболее известные «храмы любви» Индии. Что такое культ Камы, обряд «майтхуна»? Какое влияние они оказали на эстетические каноны индийской живописи, скульптуры, монументального зодчества?

 

11. «Храм Ангкор Ват в Камбодже заставляет чувствовать скромность человеческого бытия в сравнении с поистине божественным происхождением и предназначением его храмов. Путь в ангкорском храме от его ворот до центральной постройки состоит из бесконечного преодоления крутых, в 50-60º лестниц, то поднимающихся на галерею, то спускающихся к поверхности двора, и огромных, в полметра высотой, порогов. Поднимаясь по лестницам, перелезая через пороги с помощью рук, а иногда и попросту на четвереньках, подобно обезьяне, с грустью думаешь о своем земном происхождении и завидуешь богам. Потом, от лестницы к лестнице, идешь по раскаленным камням под безжалостным солнцем между каменными демонами, держащими в руках тело гигантской каменной змеи. И опять лестницы и пороги, пороги и лестницы. Только паузы, заполненные созерцанием бесконечных лент божественно красивых барельефов, дают силу идти вперед к цели. Последняя лестница ведет к главному святилищу, к центральной башне, где в крошечном зальце стоит священное изваяние. Стоя на вершине почти отвесной лестницы, со страхом смотришь вниз, думая, как бы суметь спуститься…» [47].

Подавление, унижение человека средствами архитектуры – обычная практика в культовом зодчестве Древнего Востока. Приведите наиболее яркие примеры.

 

12. Расселение индийского города или деревни производилось согласно профессиональным занятиям жителей. К дворцу примыкали резиденции министров и других высокопоставленных чиновников, служителей культа, особняки куртизанок, танцовщиц и полицейские участки. Ремесленники селились в отдаленных районах. Люди, занятые молочным хозяйством, располагались в квартале между восточным и юго-восточным направлениями. На территории, расположенной между югом и западом, селились люди, занятые в текстильном, портняжном и сапожном производстве. В районе между западом и северо-западом селились кузнецы, рыбаки, лесники. Лучший район между севером и северо-западом предназначался для архитекторов, врачей, писателей и людей других высококвалифицированных профессий. На окраине города или деревни разрешалось селиться людям, рожденным от смешанного брака. Худшие земли, обычно в южной стороне, отводились для низших слоев общества. За пределами города селились неприкасаемые и сжигатели трупов.

Такое территориальное разделение населения широко применялось не только в Индии, но и в других древних государствах. Видите ли Вы во всем этом рациональное зерно?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...