Метод проектов - одно из приоритетных средств развития воспитательного потенциала, интеллекта и творчества личности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Слово проект латинское и означает в переводе «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем проектирование в конце 20 века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.
В материалах 11 международной конференции «Технологическое образование школьников в начале 21 века» отмечено, что образовательная область «Технология» помогает решать задачи по подготовке молодежи к деятельному участию в общественном производстве, помогает освоить основы технологической культуры, способствует самореализации и гражданскому становлению учащихся. Технологическая культура учащихся - культура преобразующей деятельности - содержит ряд составляющих, учитывающих, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя. Частью технологической культуры является информационная культура: знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности. На уроках технологии в рамках реализации Национального проекта «Образование» при обучении учащихся одним из основных средств является проектная деятельность. Проектирование - процесс интересный и увлекательный для школьников. Учащиеся испытывают удовольствие не только от результатов своей работы, но и от осознания того, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. В современной жизни необходимо не только вооружить учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и, прежде всего, умению работать с электронным учебником. Как правило, не все дети имеют ясное представление о рациональных приёмах работы с текстом. Работа с учебником является творческим процессом.
Умение работать с электронным учебником пробуждает у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, это помогает при работе с проектом. Учебный проект дает возможность собрать, проанализировать информацию, связанную с изготовлением подобных изделий, разработать изделие по собственному замыслу. Чтобы включить детей в творческую деятельность, нужна система познавательных задач поискового характера. Например, предлагаю детям проблемную ситуацию, указываю, где можно найти ответ, задаю наводящие вопросы; учащиеся, прочитав текст, разрешают ситуацию. Так уроках нужно формировать у ребят умения и навыки самостоятельной работы с электронной книгой. С 5 класса на уроках технологии применять современную компьютерную технику. Это позволяет разнообразить изучение нового материала, усовершенствовать процесс создания схем для лоскутной мозаики, выполнение рисунков для аппликации и т.д. Ребята с удовольствием включаются в работу. При подготовке собственных презентаций учителю следует выполнять ряд требований, которые помогут сделать качественный учебный продукт не только для себя, но и для своих коллег. Здесь же отметим еще одну проблему, с которой Вы неизбежно столкнетесь. Ваши учителя, особенно наиболее творческие и увлеченные, будут с трепетом, не всегда адекватно, относится к своим разработкам. Дать, или даже показать кому-нибудь свое творение - да ни за что, хоть увольняйте! Никаких законных оснований «давить на учителя» и требовать от него делиться опытом, у Вас нет. Бороться с такими настроениями можно только силой убеждения. И вот для Вас сильный аргумент. Скрывая от широкой общественности свой труд, учитель дождется только одного. Другой учитель, из этой или из соседней школы, сделает что-то подобное. Причем сделает совсем не так качественно, но зато публично: вот, пользуйтесь! И теперь любая попытка показать свой труд, сравнить его с «недостойным» аналогом может привести к обвинению в плагиате. Серьезная задача - подготовка не отдельных презентаций, а их комплексов, которые охватывают целые учебные курсы. Создание такого комплекса - сложный творческий процесс, в котором желательно, чтобы приняло участие несколько педагогов. Понятно, что ни одна школа не в состоянии в одиночку разработать такие комплексы по всем предметам. Поэтому крайне важным, является система, позволяющая собирать, систематизировать и обобщать результаты работы многих творческих коллективов, обмениваться между собой результатами разным школам. Разработчики Перспективной Школы начали реализацию такого проекта в сети Интернет и приглашают к участию в нем всех своих клиентов. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, расширить стоящие перед образовательными учреждениями задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Заключение
Цель работы реализована, в процессе работы был изучен как практический, так и теоретический материал. Информационная поддержка образовательного процесса способствует активному развитию интеллекта личности, ее творческого потенциала. Выявлена роль коммуникационных технологий, в формировании обшей культуры личности и путей ее развития. В процессе работы возникли новые вопросы по данной проблеме: детальная характеристика отдельных информационных технологий в образовательном процессе и др. Нереализованные вопросы станут предметом дальнейшего изучения. Вывод в результате изучения этой проблемы: В процессе обучения по предмету Технологии у учителей достаточно средств которые способствуют повышению воспитательного уровня ученика. В понятие входит формирование интеллекта и творческого потенциала, современные средства способствующие развитию (информационные и коммуникационные технологии, ориентированно личностный подход) и т.д. Реализация напрямую зависит от учебно-технической оснащенности образовательного процесса, уровня педагогического мастерства учителя «Технологии». Система учебно-воспитательной деятельности современной школы должна соответствовать актуальным потребностям личности, общества, государства. В этих условиях особое значение приобретает научный поиск, способствующий выявлению воспитательного потенциала трудового обучения.
Использованная литература
1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - Москва, 2000 2. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 1999 . Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. - Владимир, 1993 . Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова: - Смоленск, 2000 . Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М., 1997 . Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995 . Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А. Степанова. - М., 2000 . Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова - М., 2001 . В.В. Никитин. Информационно-методическое обеспечение перечня формирования направлений и специальностей в области информационно-коммуникационных технологий. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 3-е изд. - М: Школа-Пресс, 2000. - 512 с. . Стражев В.И. Технологии информационного общества / В.И. Стражев // Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000. - СПб., 2000. - 292 с. . Макарова Н.В. Интегрированное образовательное пространство на базе компьютерных технологий - фундамент информационного общества / Н.В. Макарова // XI международная конференция - выставка «Информационные технологии» в образовании . Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996. . Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. - Омск, 1989. . Воспитательный потенциал содержания образования. (сост. Н.И. Лебедева) - Омск, 2004. . Глассер У. Школы без неудачников / пер. с англ. - М., 1991. . Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991. . Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб., 1997. . Коротов В.М. Воспитание и развитие личности: краткий терминологический словарь. - М., 1992. . Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения. - Омск, 2005. . Лузина Л.М. Входящему в школьный класс (приглашение к диалогу). - Псков, 2000. . Педагогическая психология воспитания. - М., 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|