Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние фонетико-фонематической системы речи.




План

1. Значение слуха для развития речи.

2. Классификация нарушений слуха.

3. Особенности речи слабослышащих детей.

4. Логопедическое обследование слабослышащих детей.

5. Основные направления коррекционной работы.

6. Предупреждение нарушений слуха у детей.

 

1. Слуховая система является одним из важнейших анализаторов, обеспечивающих прием и обработку речевой информации. Для развития речи ребенка решающее значение имеет полно­ценный слух. Ребенок слышит речь взрослых, подражает ей и са­мостоятельно учится говорить.

Слух играет большую роль и в интеллектуальном развитии ребен­ка: слушая объяснения взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности.

Дети усваивают значения многих слов до того, как овладевают умением говорить.

Слуху принадлежит еще одна важная роль: с его помощью ре­бенок получает возможность контролировать собственную речь и сравнивать ее с речью окружающих. Так, он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматический строй языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необ­ходимым условием для успешного овладения детьми чтением и письмом.

В процессе нормального развития слуховой функции у ребенка можно выделить ряд этапов:

а) в первые часы после рождения у ребенка возникает простая реакция на звук (по типу безусловных рефлексов), когда в ответ на громкий стук, удар, шумы происходят изменения в сосательных движениях, пульсации, дыхании;

б) на 3-м мес. у ребенка формируется способность различать звуки по высоте и тембру;

в) в 10—11 мес. формируется способность к различению слов и фраз по их интонационной и ритмической окраске;

г) в период дальнейшего формирования речи благодаря посте­пенному совершенствованию слуховой функции улучшается вос­приятие звукового состава речи, формируется способность к раз­личению на слух всех фонем родного языка. Это является одним из необходимых условий для успешного становления детской речи.

При нарушении слуховой системы человека обязательно страдает речь. Степень нарушения речи зависит от степени потери слуха и времени возникновения дефекта. Большое значение имеют педагогические условия обучения и воспитания этих детей.

Глухие дети не овладевают речью без специального обучения. У детей с остатками слуха (слабослы­шащие дети) речь оказывается грубо нарушенной.

 

2. Классификация нарушений слуха определяется характером по­ражения слуховой функции и состоянием речи. В зависимости от этого выделяются два вида слуховой недостаточности: глухота и тугоухость.

Глухота — наиболее резкая степень поражения слуха, при ко­торой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохра­няются хотя бы небольшие остатки слуха. С их помощью ребенок может воспринимать очень громкие, резкие неречевые звуки (зво­нок, свисток), отдельные звуки речи, а иногда простые, хорошо знакомые слова, произнесенные громко около ушной раковины. Слух не может быть использован для накопления словаря. Развитие речи осуществляется на основе сохранных анализаторов. Остаточный слух используется для уточнения и улучшения сохранных звуков.

Глухота может быть врожденной и приобретенной.

Врожденная глухота встречается реже. Причинами ее являются:

1) неправильное развитие слухового органа во внутриутробный период (влияние наследственного фактора);

2) неблагоприятные условия развития плода в результате воздействия вредных факторов в период беременности матери: перенесенные инфекционные заболевания — грипп, корь, травмы и т. д.; употребление матерью алкоголя; лечение стрептомицином и другими лекарственными препаратами; травма плода в первые ме­сяцы беременности.

Приобретенная глухота чаще всего является результатом воспалительных процессов во внутреннем ухе и слуховом нерве при различных заболеваниях: менингите, кори, скарлатине, гриппе, свинке и т.д.

В зависимости от времени возникновения различают раннюю глухоту, возникшую в период доречевого развития, и позднюю, наступившую, когда у ребенка речь уже сформировалась.

Ранооглохшие дети практически не овладевают речью.

Позднооглохшие дети могут сохранить речь, которую необходимо сохранять.

Тугоухость — Согласно опре­делению Ф.Ф.Pay, Л.В.Неймана и В.И.Бельтюкова, «тугоухостью называется такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое обще­ние с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых; условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т. д.), все же возможно».

Причины возникновения тугоухости разнообразны. Снижение слуха наступает:

1) как результат острого или хронического воспаления среднего уха: происходят патологические изменения в среднем ухе — прободение барабанной перепонки, рубцы, сращения, что приводит к нарушению подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек;

2) как результат хронических заболеваний носа и носоглотки (например, аденоидные разращения); при этом нарушается про­ходимость евстахиевой трубы;

3) как результат перенесенных инфекционных заболеваний (скарлатины, гриппа, кори);

4) как результат врожденных аномалий органов слуха в эмбрио­нальном периоде.

Тугоухость может быть выражена в различной степени — от незначительного нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения возможности восприятия речи разговорной гром­кости.

Советские отоларингологи Л. С. Темкин и Б. С. Преображен­ский считают, что к тугоухости можно относить только те сте­пени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном (громкой речью) речевом общении с окружающими Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено.

Наличие восприятия только отдельных тонов при невозмож­ности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.

Существует несколько классификаций степеней тугоухости (проф. Б.С.Преображенский, проф. Л.В.Нейман и др.). Одной из распространенных классификаций является классификация проф. Б.С.Преображенского (табл. 6). В основе ее лежит восприятие как устной, так и шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие согласные, безударные части слова).

Таблица 6

    Расстояние, на котором   воспринимается речь  
Степень   разговорная   шепотная  
Легкая   От 6 м до 8 м   3 JK——6 М  
Умеренная   4 м—6 м   1 м—3 м  
Значительная   2 'м— 4 м   От ушной раковины до 1 м  
Тяжелая   От ушной раковины до 2 м   0—0,5 м  

 

Л.В.Нейман выделяет три степени тугоухости, учитывая не только расстояние, на котором воспринимается речь, но и состояние речи.

При обследовании слуха (см. «Логопедические технологии») учитываются показатели развития речи.

Индивидуальные особенности сочетания нарушения слуха и речи.

1. При одинаковой степени понижения слуха возможен различный уровень речевого развития. Это учитывается при разработке педагогической классификации слабослышащих детей.

2. Для педагога основным критерием оценки слухового нарушения является возможность использования слуха в непосредственном речевом общении.

3. Педагогу следует учитывать взаимовлияние слухового дефекта и недоразвития речи. При этом недоразвитие речи может усугублять дефект слуха.

Логопедическое воздействие может эффективно использо­ваться в работе со слабослышащими детьми. Для них возможно накопление речевого запаса и возможности развития речи зависят от интеллектуального развития и от педагогических условий обучения и воспитания.

Слабослышащие дети делятся на 2 большие категории по признаку состояния речи:

1. Слабослышащие дети, которые обладают развитой речью со специфическими недостатками

2. Слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием. У этих детей речь имеет специфические особенности звучания, т.к. отсутствует контроль за речью.

Следующая классификация выделяет 2 типа тугоухости:

1. Тугоухость проводимости, при которой не наблюдается очень сильных изменений речи. Ребенок слышит собственную речь за счет костной проводимости. Но собственное восприятие речи отличается от нормы. У ребенка развивается повышенное ощущение резонирования и он непроизвольно сокращает мягкое небо и возникает нерезкая закрытая ринофония. Меняется тембр.

2. Тугоухость восприятия, при которой характер нарушения звукопроизношения обычно соответствует аудиограмме. Речь нарушается за счет нарушения восприятия высоких формант. Изменяются шипящие, фрикативные звуки, их артикуляция. Может возникнуть нестойкая ринофония, может меняться голос. Характерны монотонность, неправильное ударения, опускание неударных частей слова.

Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слухо­вой недостаточностью. Оно охватывает все ее стороны. Однако у слабослышащих могут наблюдаться и такие формы речевой патологии, которые непосредственно не связаны с состоянием слу­ховой функции: заикание, нарушение темпа речи, ринолалии, оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия, механическая дислалия, нарушения голоса, алалия, ранняя детская афазия.

 

3. Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие:

1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит;

2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, грамматическом строе, звукопроизношении. Если поражение слуха произошло в школьном возрасте, то при хорошем владении фразовой речью ошибки в основном выражаются в оглушении звонких согласных, невнятном произношении безударных слогов, смазанной артикуляции и т.п. Снижение слуха в раннем возрасте приводит к тяжелому расстройству речи;

3) условия, в которых развивается ребенок после поражения слуха: своевременно начатые занятия дают наибольшую эффектив­ность в работе;

4) физическое и психическое состояние слабослышащего ре­бенка — у соматически ослабленных детей, психически малоактив­ных формирование речи происходит менее активно.

Состояние фонетико-фонематической системы речи.

Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифферен­циации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность их произношения. Обе эти стороны, характеризующие состояние фонематической системы, в случаях рано при­обретенной тугоухости не могут формироваться нормально.

Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает, прежде всего, из-за ограничения диапазона воспри­нимаемых ими звуковых частот. Кроме этого, у детей наблю­дается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической де­ятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражений (полная невозможность восприятия на слух звуков или восприятие не всех их формант).

Дети с I степенью тугоухости различают на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разговорной громко­сти около самой ушной раковины. При этом уже на расстоя­нии 0,5 м от уха возможность различения согласных снижа­ется до 60%, а на расстоянии 2м — даже до 40%. Восприятие связной речи в этих условиях оказывается возможным лишь потому, что дети, полностью владеющие речью, опираются на имеющиеся у них целостные образы слов и фраз, что позволя­ет им домыслить (нередко ошибочно) недостающие звенья. Если же ребенок не владеет развернутой речью, то такое домысливание оказывается невозможным. Поэтому дети с оди­наковой степенью тугоухости, но с разным уровнем речевого развития распознают звуки речи по-разному. По этой причине даже при одинаковой степени тугоухости состояние слу­ховой дифференциации звуков речи у учащихся II отделения школы слабослышащих в целом значительно хуже, чем у учащихся I отделения.

Однако даже в I отделении школы слабослышащих, согласно исследованиям Л.Г.Парамоновой, свыше 78% учащихся стар­ших классов не дифференцируют на слух от 4 до 45 пар со­гласных звуков. Особенно затруднена слуховая дифференци­ация свистящих с и ц в словах типа свет цвет. Слуховая дифференциация остальных фонетических групп согласных звуков для слабослышащих учащихся I отделения представ­ляет значительно меньшие трудности.

Для слабослышащих учащихся II отделения трудность представляет восприятие именно свистящих и шипящих звуков. Помимо упомянутых чисто акустических особенностей, сказывается и то, что эти звуки сравнительно поздно начинают дифференцироваться в произношении. Здесь наблюдается тормозящее влияние речедвигательного анализатора на речеслуховой.

Состояние слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих как I, так в особенности II отделения таково, что оно не может обеспечить усвоения детьми полноценного звукопроизношения, а в дальнейшем — и письма.

Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за полноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией. У слабослышащих детей могут быть нарушения в строении и функционировании речедвигательного анализатора, что также может обусловливать у них дефектное произношение звуков.

Особенно нарушено звукопроизношение у слабослышащих учащихся II отделения, причем не только согласных, но даже, и гласных звуков. Однако и в I отделении школ слабослышащих, дефекты звукопроизношения имеются даже в старших классах. Как и у слабослышащих II отделения, здесь преобладают случаи полиморфного нарушения звукопроизношения, охватывающего многие фонетические группы звуков (в среднем на каждого ученика приходится по 11 дефектно произносимых звуков). Даже у слабослышащих I отделения страдает произношение не только артикуляторно сложных, но также и сравнительно артикуляторно простых согласных (губных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др.). Дефекты произношения гласных звуков в I отделении выражены меньше, чем во II. В основе их нарушений лежит неполноценность работы не только речеслухового, но одновременно и речедвигательного анализатора. Можно выделить три основные формы нарушения звукопроизношения у слабослышащих.

1. При недостаточности сенсорного отдела речевого аппарата, т.е. неполноценной деятельности слухового анализатора, характерны замены одних звуков речи другими («суба» вместо шуба). Реже, чем замены, наблюдается искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух из-за парциального выпадения соответствующих звуковых частот. Отклонений от нормы в строении или функционировании моторного отде­ла речевого аппарата при сенсорных формах нарушения зву­копроизношения обычно не наблюдается. Звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

В младших классах школ слабослышащих такие формы нарушений звукопроизношения обычно выступают на пер­вый план.

2. Вследствие недостаточности моторного отдела речевого аппарата, т. е. отклонений от нормы в строении или функци­онировании артикуляторных органов, нарушения выражают­ся обычно в искаженном звучании звуков (картавое р, меж­зубное или боковое с и пр.).

3. Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обус­ловленные одновременно и сенсорной, и моторной недоста­точностью. В этих случаях у одного и того же ребенка дефекты произношения одних звуков связаны с невозможностью их слуховой дифференциации от сходных фонем (замена ц на с), дефекты же произношения других звуков — с отклоне­ниями от нормы в строении или функционировании артикуляторного аппарата (например, картавое р при короткой подъя­зычной связке или межзубное с при паретичности мышц кончика языка). Иногда же дефекты произношения одних и тех же звуков у ребенка имеют одновременно и моторную, и сенсорную обусловленность. Это имеет место в тех случаях, когда невозможность выполнения необходимых для произнесения данного звука артикуляторных движений сочетает­ся с невозможностью слуховой его дифференциации от акус­тически близких с ним звуков.

У слабослышащих детей преобладающими являются сме­шанные формы нарушений звукопроизношения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...