Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ полученных результатов

 

Во время прохождения практики мною было проведено психолого-педагогическое обследование студентов обучающихся в ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж». Обследование проводилось с помощью методики «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки и методики «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси. По результатам данного исследования были сделаны следующие выводы.

У данной группы испытуемых отмечаются средние показатели по шкалам косвенная агрессия и склонность к раздражению (4,53 и 5,70 соответственно). Это говорит о том, что действия, как окольными путями, направленными на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаком по столу, хлопанье дверями и др.) не всегда проявляется у данных испытуемых.

Также не всегда проявляется готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости. Также у испытуемых можно увидеть средние показатели с тенденцией к высоким цифрам по следующим шкалам: физическая агрессия (6,47 из возможных 10 баллов); негативизм (2,94 из возможных 5 баллов); обида (4,53 из возможных 8 баллов); подозрительность (5,47 из возможных 10). Таким образом, можно говорить о том, что у данных испытуемых в той или иной степени могут проявляться использование физической силы против другого лица; такую форму поведения, которая направлена обычно против авторитета или руководства. Такое поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Также им может быть присуща зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Наряду со средневыраженными шкалами у испытуемых проявляются и высокие показатели по таким шкалам как вербальная агрессия и чувство вины (8,76 и 6,59 соответственно). Таким образом, можно сказать, что данным испытуемым свойственно выражение негативных чувств через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие ругань). Данные испытуемые могут выражать возможное убеждение их в том, что они плохие, поступают зло.

Исходя из данных (приложение №10) можно также сказать, что данным испытуемым свойственна средняя адекватная самооценка, что предполагает равное признание испытуемыми как своих достоинств, так и недостатков. Так же можно сказать, что этой группе присуще такое свойство личности как уверенность. Уверенность в себе позволяет им регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям, они отличаются решительностью, твердостью, умением находить и принимать логические решения и последовательно их реализовывать. Также они критически относятся к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторять их вновь.

Если проанализировать гистограммы средних значений (приложение №9, 11) можно отметить следующую закономерность, у испытуемых идет преобладание средних значений практически по всем шкалам, имеющимся в опроснике и методике. Это говорит о том, что им характерны как собственное причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей и предметы) или на себя (тело или личность). Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычным проявлением агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве. Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелируют с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

При проведении корреляционного анализа выяснилось, что имеется существенная связь как на уровне значимости 0,05; так и при 0,01. У испытуемых видна корреляция между (приложение №13):

· Физической агрессией и общей шкалой агрессивности, общей шкалой мотивационной агрессии;

· Склонностью к раздражению и вербальной агрессией, общей шкалой мотивационной агрессии;

· Обидой и подозрительностью, общей шкалой враждебности;

· Подозрительностью и общей шкалой враждебности;

· Вербальной агрессией и общей шкалой агрессивности, общей шкалой мотивационной агрессии;

· Чувством вины и общей шкалой враждебности;

· Общей шкалой агрессивности и общей шкалой мотивационной агрессии.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Основанием для выбора этого коэффициента служат его универсальность, простота и широкие возможности в решении задач сравнения индивидуальных или групповых иерархий признаков. Ограничения коэффициента ранговой корреляции: по каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений. Верхняя граница выборки определяется имеющимися таблицами критических значений, а именно N≤40. коэффициент ранговой корреляции Спирмена при большом количестве одинаковых рангов по одной или обеим сопоставляемым переменным дает огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда должны представлять собой две последовательности несовпадающих значений. В случае если это условие не соблюдается, необходимо вносить поправку на одинаковые ранги. В исследовании ранговая корреляция производилась с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel.

По данным проведенных ранее исследований можно сказать, что дети раннего юношеского возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у молодых людей этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства людей из семьи служащих среднего звена. В то же время эти юноши отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте люди из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются юноши из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у юношей из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Таким образом, при анализе психологических особенностей агрессивного поведения, уточнения его мотивов и планировании воспитательной тактики нужно учитывать ряд обстоятельств: какое положение занимает человек в группе, что означает данный индивид для группы, что означает группа для индивида, какую внешнюю ориентацию в социальной среде занимает группа. Так же важно знать каковы эмоциональные и рациональные начала в мотивообразовании агрессивного поступка, какова цель агрессивного проявления. А также необходимо учитывать какую роль играла внешняя ситуация в появлении конкретного повода для использования силы в решении конфликта.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребенка раннего юношеского возраста также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени – «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а юноша стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение его в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

· выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

· современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...