Развивающая программа для детей юношеского возраста
Исходя из всего выше перечисленного можно предложить провести развивающую программу, которая будет направлена на снижение агрессивности и повышение самооценки (приложение №14). Данная программа будет представлена в виде комплекса тренинговых упражнений. Цель данной программы – работа с юношами по снижению агрессивности и повышению самооценки. Задачи: 1. отвлечь агрессивного юношу и помочь ему разрядить агрессивные эмоции доступными способами; 2. научить молодых людей выражать свои чувства приемлемыми способами (вербально, невербально); 3. научить молодых людей исследовать свои эмоции и попытаться понять, что их вызвало; 4. организовать работу по снижению агрессивности и модификации поведения с помощью игр и упражнений, целью которых является проявление и переживание агрессии; 5. повышение самооценки юношей и девушек. Условия проведения занятий: Занятия проводятся шесть часов по субботам, возраст участников 16–20 лет, средства используемые на занятиях: ручка, бумага, шапка, цветные карандаши (маркеры, фломастеры), сумочка, зеркальце (6 –9 см.), воздушные шары, пластмассовые стаканчики, магнитофон, музыкальные фрагменты, нитки, скотч, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга пленка, мел, любые сухарики, глина или слоеное тесто, емкость для воды, вода, ветошь, кусочек клеенки, музыкальные инструменты – треугольник, колокольчик, барабан; открытки и картинки, картон для труда, цветная гофрированная бумага, нейлоновые или атласные ленты, стиплер, клей.
Заключение
Итак, во время прохождения практики в «Алапаевском профессионально – педагогическом колледже» нами было сделано исследование агрессии, агрессивности и самооценки, а также установить есть ли между ними связь. Проблема агрессии в современном мире, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения, а также решение проблем по формированию адекватной самооценки. Эти задачи и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Гипотеза, которая звучала как «если у обучающихся неадекватная самооценка, то уровень агрессии будет высокий» не нашла своего подтверждения. Обычно уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой личности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии – враждебности. Но в нашем исследовании подобной взаимосвязи не выявлено, так как нет корреляции между формами агрессии и самооценкой (приложение №13). Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Период взросления, ранний юношеский возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей раннеюношеского возраста необходимо для понимания психологии агрессии в раннеюношеском возрасте. Причины, по которым молодые люди совершают агрессивные поступки, остаются, до сих пор, полностью не выяснены. Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
В юношеском возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых юношей участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девушек. Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих молодых людей отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности. Для понимания раннеюношеской агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка личности значимыми из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. Специальные исследования, проведенные по этому поводу, показали, что действительно молодые люди, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее несущественные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативности. Однако, кроме того, юноши с конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у молодых людей, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию юношей. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Список литературы 1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: 2002 2. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии / враждебности Екатеринбург 2003 3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: 2001 4. Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. Серия «Мастера психологии». 5. Бэрон Р. Ричардсон Д., Агрессия. СПб: 2000. 6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост.И.В. Дубровина, А.М Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. пед. вузов / Сост. И науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 8. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. Серия «Практическая психология». 9. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. 10. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 11. Кон И.С. Открытие «Я». – М., Политиздат, 1978. 12. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. Серия «учебное пособие». 13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. 14. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. Серия «мастера психологии». 15. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. 16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 18. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: 2003. 19. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Р.С. Немов. – 5-е изд. ‑ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 20. Паренс Г. «Агрессия наших детей». М: 2003 21. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1988. 22. Прусова Н.В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «Курс лекций»). 23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. №5. 2003 24. Реан. А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2007. Серия «Мастера психологии». 26. Семенова С.Л., Дъяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 27. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 2000.
28. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая деятельность детей и подростков: Учеб пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. 29. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 30. Соколова Е.Т. самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 2002. 31. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб: Питер, 2008. 32. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1988. 33. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 16-е изд. Учебное пособие /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 35. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 36. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. [1] Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997 [2] Бэрон Р. Ричардсон Д., Агрессия [3] Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 1999 [4] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., 2003 [5] См.: Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. №5. См.: Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. [6] Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. [7] Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 1999
[8] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996 [9] Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн 1. М., 2006 [10] Реан А.А. психология человека от рождения до смерти. СПб., 2006 [11] Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. практикум по общей психологии. Екатеринбург. 2003 [12] Кон И.С. Открытие Я. М., 1989 [13] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2006 [14] Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999 [15] Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999 [16] Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. практикум по общей психологии. Екатеринбург. 2003 [17] Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая деятельность детей и подростков. М., 2000 [18] Возрастная и педагогическая психология. Под.ред.И.В. Дубровина. Хрестоматия. М., 2003 [19] Соколова В.Н. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991 [20] Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1998 [21] Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1998 [22] Мир детства: Подросток/ под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1999 [23] Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001 [24] Популярная психология для родителей/ Под ред. А.А. Бодалева. М., 1999 [25] Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. М., 2002 [26] Возрастная и педагогическая психология. Под.ред.И.В. Дубровина. Хрестоматия. М., 2003 [27] Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2001 [28] Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1999
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|