Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные стратегии осмысления природы человека в истории философской мысли. Проблема антропогенеза.




Тема 6. Философская антропология.

Свое смысловое единство философия каждой эпохи обнаруживает в феномене человека. Обращаясь к «вечным вопросам», она включает в себя тот или иной идеал человеческого бытия, интегрирующего в себе совокупные смыслы существования природы, общества и культуры.

Философская антропология – это фундаментальная наука о сущности человека, о его отношении к природе, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах его биологического, духовно-исторического и социального развития.

Человек – это фундаментальная философская категория, фиксирующая представления о существе, целостность и уникальный характер природы которого определяются единством его био-психо-социальных характеристик.

Выделяют следующие основные стратегии интерпретации человеческого бытия: рационалистическую, натурализаторскую, экзистенциально-персоналистическую, социологизаторскую и синтетическую.

В натуралистической концепции человек рассматривается как часть природы, подчиненная ее законам. В основе данной модели лежат две базовые идеи, задающие вариативность ее прочтения:

1) Человек – «венец природы», ее наиболее совершенное творение (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Г. Спенсер, Л. Фейербах и др.). В частности, К. Гельвеций указывает на то, что поведение человека в своих естественных основах подчиняется стремлению к удовольствию и избеганию страдания. В этой модели даже человеческий разум рассматривается как продукт естественного развития животных инстинктов и оценивается как высшее эволюционное достижение.

2) Человек – это «несостоявшееся» животное, биологически ущербное существо (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд и др.), выросшее в животном мире и покинувшее его. Например, Ф. Ницше противопоставляет дионисийского (инстинктивного) человека носителю аполлонического начала (человеку разумному). В ходе цивилизационного развития возникают механизмы, воздействующие репрессивно на естественную основу человеческого бытия, подавляющие волю к жизни-власти и приводящие в конечном итоге к деградации человечества как биологического вида.

Рационалистическая стратегия в качестве специфической особенности человека, отличающей его от других живых существ, рассматривает способность мышления, наличие сознания, позволяющего не только постигать глубинные связи и законы внешней действительности, но и подчинять свое поведение принципам должного. Концепция «человека разумного» формируется в античной философии (в учениях Сократа и Платона). Человек рассматривается как микрокосм, воспроизводящий в своих сущностных характеристиках свойства целого – макрокосма, порядок в котором устанавливается и поддерживается Логосом (Мыслью, Разумом). В философии Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы и других представителей философии Нового времени акцентируются такие признаки человека, как способность к самосознанию, умение рассуждать, прогнозировать, обобщать, формулировать общие правила. Познавательная активность человека, направленная на преобразование природы, способствует превращению знания в практическую силу, обеспечивает общественный прогресс. В немецкой классической философии разум выступает в качестве начала, посредством которого в человеческом бытии преодолевается естественно-природное. Так, И. Кант определяет человека как существо, которое, с одной стороны, подчинено природной необходимости, однако, с другой – способно действовать в соответствии с выдвигаемыми практическим разумом целями. Гегель подчеркивает духовную самоактивность человеческого разума, его заданность высшей целью, а также историзм в становлении мира, где человек выступает в качестве творческого преобразующего начала.

Социоцентристская стратегия рассматривает человека как результат социогенеза, т. е. не столько природной, сколько общественной эволюции. Согласно такой трактовке, именно жизнь в обществе является источником «человеческого» в человеке: чем больше социальных связей и характеристик аккумулирует в своем опыте личность, тем больше у нее возможностей для самореализации. Основы данной стратегии были заложены Аристотелем, впервые определившим сущность человека через его социальные свойства в качестве «общественного животного». В классической марксистской философии человек рассматривается как биосоциальное существо, однако его биологическая природа – лишь естественная предпосылка, условие реализации его сущностных сил. Индивид, изолированный от общества с рождения, остается животным, поскольку лишь вступая в социальные отношения, человек развивается и существует как человек. В силу этого его природа определяется совокупностью всех общественных отношений. При этом она не является постоянной величиной, а изменяется в процессе общественно-исторического развития. В структурализме человек выступает как порождение фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, коммуникативных и др.), определяющих его существенные признаки, место в обществе, роль и функции.

Представители синтетической стратегии Г. Плеснер, М. Шелер, А. Гелен (20-е гг. XX в.) ставят перед собой задачу синтеза философского и естественно-научного подходов к анализу человека. Идейными источниками синтетической концепции являются «философия жизни», психоанализ, культурно-мифологические концепции философии истории, зоопсихология, физическая антропология и др. В частности, А. Геленом разрабатывается идея о биологическом несовершенстве человеческого существа, которое, по сравнению с другими животными, недостаточно приспособлено к борьбе за выживание в силу отсутствия у него специализированных качеств: человек недостаточно силен, быстр, ловок. Однако подобная уязвимость человеческой природы компенсируется ее пластичностью и универсальностью. Биологическая недостаточность и необходимость самоопределения, в первую очередь, через труд побуждает человека адаптировать природную среду к потребностям своей жизнедеятельности и создавать искусственное жизненное пространство (культуру).

В XX в. возникла ситуация «антропологического кризиса», связанная с необходимостью осмысления опыта мировых войн, решения ряда социальных проблем, а во второй половине XX в. и проблем социоприродного взаимодействия. Благодаря этому сформировалось ясное осознание того, что человек не является больше господином во Вселенной, что он уже не «венец эволюции», актуализировалась проблема конечности человека не только как индивида, но и человечества как вида. Осознание этого факта порождает у человека чувство безосновности и абсурдности бытия, непредсказуемости судьбы, в которой властвует случай. Антропологический кризис обусловливает так называемый антропологический поворот в философии первой половины XX в., связанный с попыткой переосмысления сущности человека и его бытия, ценности человеческой жизни.

Уникальность индивидуального бытия акцентирует экзистенциально-персоналистическая стратегия (Н. Бердяев, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр и др.). Экзистенциалисты отрицают возможность определения природы и сущности человека, т. к. изначально он ничего собой не представляет. Сущность человека ему не предзадана, но является результатом его свободного выбора в конкретных обстоятельствах места и времени. Именно поэтому человек рассматривается как проект, который переживается субъективно: у него нет иного творца, кроме самого себя, нет иной сущности, кроме той, которую он обретает в опыте существования. Его бытие – это опыт свободы, сопряженный с бременем персональной ответственности за осуществляемый выбор и глубинными, экзистенциально окрашенными переживаниями: тревогой, отчаянием, стыдом, виной, страхом и др.

Проблема раскрытия сущности природы человека напрямую связана с решением вопроса о происхождении человека (антропогенеза). Сущность проблемы антропогенеза сводится к вопросу о том, каким образом биологический вид превращается в человека – существо социальное, инструмент самопознания природы.

В решении данной проблемы можно выделить следующие подходы:

· естественно-эволюционный – раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции;

· креационистский – предполагает акт творения человека Богом и базируется на вере в сверхъестественное (т. е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение;

· уфологическая, или космическая, версия – концепция о внеземном происхождении человека, в соответствии с которой он появился на Земле вследствие вмешательства инопланетных существ;

· игровая модель (Й. Хейзинга) – в качестве всеобщего принципа становления человечества и культуры выделяет игру;

· психоаналитический подход (З. Фрейд) – в качестве решающего фактора антропогенеза признает отказ человека от удовлетворения желаний бессознательного и культуротворчество за счет сублимации энергии либидо;

· символическая концепция А. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая сфера формирования человека – знаково-символическая реальность.

Основными концепциями антропогенеза, как правило, называют религиозную (креационистскую), трудовую и игровую модели.

В креационистской концепции человек рассматривается как созданный по образу и подобию Божьему обладатель бессмертной души и свободной воли. Передача образа Божьего символически описана как «вдыхание» Богом жизни в тело человека, которого он создал из «праха земного». Амбивалентная природа этого существа определяет характер и направленность его бытия, а также противоречивую динамику личностной (духовной) жизни. Теистическое мировоззрение не требует конкретного объяснения происхождения человека: творение представлено как сверхъестественное, мгновенное и глубоко символичное событие, определяющее сакральный смысл развертываемого бытия человека и истории общества, через которую реализуется Божественное Провидение.

Научное осмысление проблемы антропогенеза логически связано со становлением эволюционной концепции в биологии, начало которой положил Дарвин, выдвинувший в 1871 г. в труде «Происхождение человека и половой отбор» гипотезу об эволюционном развитии человека от обезьяноподобного предка. Последователи ученого (Г. Гексли, Э. Геккель) выдвинули идею происхождения человека не непосредственно от обезьяны, а от некоего общего предка человека и человекообразных обезьян. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.) обосновал значение труда для формирования мышления, речи, социальной организации, индивидуальных различий и культуры. В соответствии с трудовой концепцией антропогенеза, эволюция человека и формирование общества (социогенез) выступают как две составляющие единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося по разным подсчетам в течение 3–3,5 или 6 млн. лет. В целом основные предпосылки антропосоциогенеза сегодня принято подразделять на две группы: социальные и природно-биологические. К природно-биологическим предпосылкам атропосоциогенеза относят следующие: мутации, изменение климата и др. Предполагается, что один из природных факторов в качестве определяющего или вся их совокупность стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению гоминидной триады. Гоминидная триада – это генетически закрепленные морфологические признаки первых гоминидных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между человеком и обезьяной: прямохождение, освобождение верхних конечностей и изменение кисти руки, увеличение объема и усложнение организации головного мозга, способствовавшее возникновению второй сигнальной системы.

Теоретическая реконструкция процесса антропогенеза позволила выделить в нем следующие стадии: примерно 3–5 млн. лет назад появился австралопитек, освоивший прямохождение и изготовлявший галечные и костяные «орудия» труда; около 1,5 млн. лет назад – питекантроп с развитой кистью, зачатками речи, способностью изготовлять ручные рубила; 150 тыс. лет назад – неандерталец, обладавший развитым мозгом, членораздельной речью и способностью к изготовлению разнообразных примитивных орудий труда; 90–100 тыс. лет назад – человек разумный, имевший вид современного человека. Природные предпосылки обусловили биологические изменения гоминидных существ, однако определяющая роль в антропогенезе отводится социальным факторам. Социальные предпосылки антропогенеза: производство орудий труда, возникновение мышления, языка и речи, эволюция брачно-семейных отношений. В процессе эволюции, таким образом, жизнедеятельность людей приобрела сознательно-волевой характер, вследствие чего человек превратился в существо, способное к самопринуждению, обладающее сознанием, ответственностью и совестью.

Игровая концепция (Й. Хейзинга) происхождения человека в качестве основного антропогенетического фактора, источника и основы культуры рассматривает игру. Несмотря на то, что непосредственным образом игра не связана с необходимостью выживания, именно через игру и посредством игры осуществляется развитие человека. Появление специфически человеческой среды обитания не может являться результатом исключительно трудовой деятельности, поскольку в сущностных своих проявлениях культура, как и игра, предполагает свободу самовыражения, творческую импровизацию, избыточность по отношению к материальным интересам. Игра постепенно преодолевает биологические границы. По мере становления культуры игровой элемент отодвигается на второй план, уступая место требованиям долженствования, но не вытесняется, а напротив, ассимилируется в сакральной сфере, кристаллизуется в науке и поэзии, правосознании и формах политической жизни и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...